Тема: «гормональные препараты, их синтетические аналоги и антагонисты» 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема: «гормональные препараты, их синтетические аналоги и антагонисты»



2. Цель занятия. Формирование знаний общих закономерностей фармакокинетики и фармакодинамики гормональных препаратов, их синтетических аналогов и антагонистов.

Задачи обучения

Когнитивные компетенции

1. Сформировать знания о общих закономерностях фармакокинетики и фармакодинамики гормональных препаратов, их синтетических аналогов, антагонистов.

2. Сформировать знания противопоказаний к применению, распознавания нежелательных эффектов и проведения их своевременной коррекции.

3. Сформировать знания выбора комбинации лекарственных средств для усиления основных эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.

4. Сформировать знания выбора лекарственного средства для направленного изменения функций различных органов и систем организма с целью повышения эффективной терапии.

5. Сформировать знания выбора лекарственных форм, путей введения гормональных препаратов, их синтетических аналогов, антагонистов, применяемых при различных патологических состояниях.

Операциональная компетенция

  1. Сформировать навыки выписывания лекарственных средств в рецептах с разбором.
  2. Сформировать умение расчета разовых доз препаратов.

Коммуникативная компетенция:

  1. Владение грамотной и развитой речью.
  2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.
  3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.
  4. Изложение самостоятельной точки зрения.
  5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Саморазвитие (непрерывное обучение и образование):

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

Хронометраж

Продолжительность занятия 3 часа (150 мин.)

Организационная часть - 3 мин.

Оценка исходного уровня - 10 мин.

Самостоятельная работа студентов - 72 мин.

Совместная работа студентов с преподователем - 30 мин.

Заключительный контроль - 29 мин.

Общая оценка знаний - 3 мин.

Задание по самостоятельной подготовке - 3 мин.

4. Основные вопросы темы:

1. Классификация гормональных препаратов, источники получения, механизм действия. Принципы гормональной терапии.

2. Тиреоидные гормоны щитовидной железы. Влияние тироксина и трийодтиронина на обмен веществ. Препараты тиреоидных гормонов, их сравнительная характеристика, показание к применению, побочные эффекты.

3. Физиологическая роль кальцитонина. Показания к применению кальцитонина (кальцитрина).

4. Паратиреоидин, влияние на обмен фосфора и кальция. Показания к применению.

5. Влияние инсулина и глюкагона на обмен веществ. Источники и способы получения инсулина.

6. Препараты инсулина очищенные (монопиковые и монокомпонентные) короткого и пролонгированного (средней продолжительности и длительного) действия, их сравнительная характеристика по началу и пику наступления эффекта. Принцип дозировки инсулина для лечения сахарного диабета. Осложнения, меры помощи.

7. Синтетические гипогликемические средства производные сульфонилмочевины и бигуаниды, механизм их действия, сравнительная оценка препаратов, показания к применению, побочные эффекты.

8. Эстрогенные препараты стероидного строения и синтетические нестероидной структуры (синэстрол), сравнительная характеристика, показания к применению, побочные эффекты.

9. Гестагенные препараты, вызываемые ими эффекты, применение. Гестагены длительного действия (оксипрогестерона капронат).

10. Препараты гормонов мужских половых желез, их применение, побочные эффекты.

5. Методы обучения: устный опрос, решение тестовых заданий, ситуационных задач, и заданий по руководству с выводами, выписывание рецепторов с разбором и расчетом доз, дискуссии, работа в малых группах, работа с иллюстративным материалом.

6. Литература:

Основная:

  1. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 10-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008 - 752 с.
  2. Харкевич Д.А. Фармакология: Учебник. – 8-е изд., перераб., доп. и испр. –М.: ГЭОТАР-Медиа, 2005.
  3. Руководство к лабораторным занятиям /Под ред. Д.А. Харкевича, Медицина, 2005.– 450 с.
  4. Маркова И.В., Неженцев М.В. Фармакология. С-Петербург. 2001. - 415 с.

Дополнительная:

1. Машковский М.Д. Лекарственные средства. Издание пятнадцатое. - М.: Новая волна, 2007. т. 1-2. – 1206 с.

2. Лекции по фармакологии для врачей и провизоров/ Венгеровский А.И. – 3-е издание, переработанное и дополненное: учебное пособие – М.:ИФ «Физико-математическая литература», 2006. – 704 с.

3. Аляутдин Р.Н. Фармакология. Учебник. Москва. Изд. Дом «ГЭОТАР-МЕД». 2004.-591с.

4. Гудман Г., Гилман Г. Клиническая фармакология. Перевод 10-го издания. М. «Практика». 2006. - 1648 с.

5. Справочник врача общей практики. Издание Москва ЭКСМО – ПРЕСС, 2002. т. 1-2. – 926 с.

6. Лоуренс Д.Р., Бенетт П.Н. Клиническая фармакология. – М.: Медицина, 2002, т.1-2. – 669 с.

7. Оксфордский справочник по клинической фармакологии и фармакотерапии. – М.: Медицина, 2000. – 740 с.

8 Клиническая фармакология. /Под ред. В.Г.Кукеса. – ГЭОТАР.: Медицина, 2004. – 517 с.

9. Бертрам Г. Катцунг. Базисная и клиническая фармакология (перевод д.м.н., проф. Э.Э. Звартау.) - Санкт-Петербург, 1998.- 1043 с.

10. Белоусов Ю.Б., Моисеев В.С., Лепахин В.К. Клиническая фармакология и фармакотерапия. - М: Универсум Паблишинг, 1997. – 529 с.

11. Л.В.Деримедведь, И.М. Перцев, Е.В. Шуванова, И.А.Зупанец, В.Н. Хоменко «Взаимодействие лекарств и эффективность фармакотерапии» -Издательство «Мегаполис» Харьков 2002.-с.782

12. Сатоскар Р.С., Бондаркар С.Д. Фармакология и фармакотерапия, в 2 томах: Пер. с англ. – М.: Медицина, 1999 г.

Препараты по программе: L-тироксин, трийодтиронина гидрохлорид, тиреокомб, тиреотом, мерказолил, перхлорат калия, препараты йода, кальцитрин, паратиреоидин, актрапид, инсулин-семиленте, инсулин ультраленте, хумулин - регуляр, протафан, глибенкламид, гликлазид, глимеперид, метформин, тиоглитазон, розиглитазон, натеглинид, акарбоза, глюкагон, эстрадиола дипропионат, этинилэстрадиол, синэстрол, прогестерон, оксипрогестерона капронат, кломифена цитрат, тестостерона пропионат, метилтестостерон, тестостерона энантат, флутамид.

Препараты для выписывания в рецептах: L-тироксин, трийодтиронина гидрохлорид, мерказолил, актрапид НМ, глибенкламид, эстрадиола дипропионат, прогестерон.

7. Контроль:

1. Устный опрос-беседа по основным вопросам темы.

2. Выписование рецептов с разбором и расчетом разовой дозы. В разборе указать групповую принадлежность, основные фармакологические эффекты, показания к применению, побочные действия.

3. Выполнение заданий в тестовой форме.

Тестовые задания для самоконтроля

Тест №1

Показания к применению эстрогенов (4):

1. недоразвитие яичников 2. для пероральной и имплантируемой контрацепции 3. недостаточность функции желтого тела 4. рак предстательной железы, рак молочной железы (у женщин старше 60 лет) 5. климактерические нарушения

Тест №2

При гипофункции щитовидной железы применяются (2):

1. трийодтиронина гидрохлорид 2. кальцитрин 3. паратиреоидин 4. Актрапид НМ 5. L-тироксин

Тест №3

Кальцитрин синтезируется в (1):

1. аденогипофизе 2. эпифизе 3. паращитовидной железе 4. коре надпочечников 5. щитовидной железе

Тест №4

Гормональный препарат, относящийся к андрогенам (1):

1. тестостерона пропионат 2.эстрадиол 3.синэстрол 4.прогестерон 5. паратиреоидин

Тест №5

К гормонам – производным аминокислот относятся (2):

1. гормоны эпифиза 2. гормоны гипоталамуса и гипофиза 3. гормоны паращитовидной железы 4. гормоны щитовидной железы 5. гормоны коры надпочечников

Тест №6

Механизм действия мерказолила (1):

1.стимулирует аденилатциклазу, увеличивают содержание внутриклеточной цАМФ

2. стимулирует протеинкиназы, участвующие в цАМФ – интрацеллюлярных процесах

3. изменяет проницаемость мембраны клеток для других эндогенных веществ 4. угнетает синтез тиреоидных гормонов непосредственно в щитовидной железе 5. взаимодействуя с цитоплазматическими рецепторами, проникает в ядро, регулирует транскрипцию генов

Тест №7

Препарат, препятствующий всасыванию углеводов в тонком кишечнике (1):

1. метформин 2. инсулин 3. акарбоза 4. глюкагон 5. гликлазид

 

Тест№8

К особенностям эффектов препаратов йода относятся (4):

1. в больших дозах нарушают высвобождение тиреоидных гормонов 2. умеренный избыток йодидов стимулирует продукцию тироксина, действуя как «источник» его синтеза 3. эффект наступает достаточно быстро (через 1-2 дня)

4. при использовании йодидов у беременных возможно возникновение зоба у плода 5.вызывает лейкопению, агранулоцитоз, апластическую анемию

 

Тест№9

К основным свойствам актрапида относятся (4):

1. гипогликемический эффект развивается через 15-30 минут 2. максимальный эффект наступает через 1-4 часа 3. продолжительность действия 4-8 часов 4. можно вводить подкожно, внутимышечно, внутривенно 5. вводится только подкожно

Тест№10

Гестагены (3):

1. включаются в состав гормональных контрацептивов 2. стимулируют сокращения матки

3. уменьшают сократимость матки 4. обеспечивают секреторную фазу менструального цикла 5. применяются для предупреждения выкидышей

Ответы тестовых заданий по теме: «Гормональные препараты, их синтетические аналоги и антагонисты»

Тест №1 1, 2, 4,5
Тест №2 1,5
Тест №3  
Тест №4  
Тест №5 1,4
Тест №6  
Тест №7  
Тест №8 1,2,3,4
Тест №9 1,2,3,4
Тест №10 1, 3, 5

Занятие №12.

1. Тема «Противовоспалительные и противоаллергические средства»

  1. Цель: формирование знаний особенностей фармакокинетики и фармакодинамики противовоспалительных и противоаллергических средств.
  2. Задачи обучения:

Когнитивные компетенции

1. Сформировать знания по общей характеристике, механизмам действия и основным фармакологическим и побочным эффектам противовоспалительных и противоаллергических средств.

2. Сформировать знания противопоказаний к применению, распознавания нежелательных эффектов и проведения их своевременной коррекции.

3. Сформировать знания выбора комбинации лекарственных средств для усиления основных эффектов или устранения нежелательного действия отдельных препаратов.

4. Сформировать знания выбора лекарственного средства для направленного воздействия на патологический процесс с целью повышения эффективной терапии.

5. Сформировать знания выбора лекарственных форм, путей введения противовоспалительных и противоаллергических средств.

Операциональная компетенция

1. Сформировать навыки выписывания лекарственных средств в рецептах с разбором.

2. Сформировать умение расчета разовых доз препаратов

Коммуникативная компетенция:

1. Владение грамотной и развитой речью.

2. Умение предупреждать и разрешать конфликтные ситуации.

3. Использование вопросов мотивации, стимулирования для влияния на отношения между членами коллектива.

4. Изложение самостоятельной точки зрения.

5. Логическое мышление, владение свободной дискуссией по проблемам фармакологии.

Саморазвитие (непрерывное обучение и образование):

1. Самостоятельный поиск информации, ее обработка и анализ с использованием современных методов исследований, компьютерных технологий.

2. Выполнение различных форм СРС (составление эссе, тестовых заданий, презентаций, рефератов и т.п.)

Хронометраж



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 677; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.031 с.)