Анализ результатов констатирующего эксперимента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ результатов констатирующего эксперимента



Исследование проводилось на базе Поморского государственного университета им. М.В.Ломоносова, факультета педагогики начального образования и социальной педагогики в марте 2011 года. В исследовании принимали участие 26 студентов 1 курса, специальность «социальная педагогика». Возраст испытуемых 17-20 лет.

На первом этапе было проведено социометрическое исследование для определения структуры межличностных отношений в коллективе; выявлялась профессиональная предрасположенность студентов; определялся уровень коммуникативных и организаторских способностей; выявлялись проблемы студентов, связанных с университетом, будущим, родительским домом, отношениями со сверстниками, с отношением другому полу, с собственной персоной, проблемы свободного времени (Таблица 1).

Результаты социометрического исследования свидетельствуют о том, что 5 человек из группы имеют статус «предпочитаемый» (испытуемые под № 7ж, 9ж, 14ж, 19ж, 21ж), 14 человек – статус «принятый» (испытуемые под № 1ж, 2ж, 3ж, 4ж, 6ж, 12ж, 13ж, 15ж, 16ж, 17ж, 18ж, 22ж, 24ж, 26ж) и 7 человек имеют статус «непринятый» (испытуемые под № 5ж, 8м, 10ж, 11м, 20ж, 23ж, 25ж).У всех испытуемых, независимо от социального статуса тип профессиональной среды соответствует профессиональной предрасположенности, то есть можно говорить об осознанности выбора профессии студентами, так как при успешном освоении учебных программ они смогут полностью себя реализовать в выбранной ими профессиональной среде.У двух испытуемых (№ 9ж, 21ж), находящихся в статусе «предпочитаемый»; у шести испытуемых (№ 1ж, 2ж, 12ж, 15ж, 17ж, 24ж), находящихся в статусе «принятый» и у 2 испытуемых (№ 8м, 11м), находящихся в статусе «непринятый» уровень коммуникативных и организаторских способностей высокий или очень высокий. Для них характерна быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе, стремление расширить круг своих знакомств, участие в организации общественных мероприятий, способность принимать самостоятельные решения.Однако, у трех испытуемых (№ 7ж, 14ж, 19ж), находящихся в статусе «предпочитаемый»; восьми испытуемых (№ 3ж, 4ж, 6ж, 13ж, 16ж, 18ж, 22ж, 26ж), находящихся в статусе «принятый» и у пяти испытуемых (№ 5ж, 10ж, 20ж, 23ж, 25ж), находящихся в статусе «непринятый» уровень коммуникативных и организаторских способностей средний, ниже среднего или низкий. Что свидетельствует о том, что, обладая в целом средними показателями, испытуемые стремятся к контактам с людьми, не ограничивают круг своих знакомств, отстаивают свое мнение, умеют планировать свою работу, но потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. Поэтому испытуемые нуждаются в дальнейшей работе по развитию у них уровня коммуникативных и организаторских способностей.

Результаты исследования с использованием проблемной анкеты позволяют сделать следующие выводы.

У пяти испытуемых, находящихся в статусе «предпочитаемый» на первое место выходят проблемы, связанные с будущим и с собственной персоной. Четверо испытуемых (№ 7ж, 9ж, 14ж, 19ж) указывают на то, что опасаются не получить образование, которое хотят, не знают что делать по окончании университета, иногда чувствуют себя одиноко, им бывает трудно отстаивать свое мнение, все новое вызывает у них страх. Также у двух испытуемых (№ 7ж, 21ж) выявлены проблемы, связанные с родительским домом. Они отмечают, что родители хотят видеть у них только хорошие отметки и поэтому они хотели бы, чтобы их родители позволяли принимать им самостоятельные решения.

У четырнадцати испытуемых, находящихся в статусе «принятый» на первое место выходят проблемы, связанные с родительским домом. Пятеро испытуемых (№ 2ж, 3ж, 6ж, 24ж, 26ж) указывают на то, что их родители не воспринимают их всерьез и что они мало понимают их затруднения в университете. У четырех испытуемых (№ 12ж, 13ж, 17ж, 24ж) выявлены проблемы, связанные с университетом. Они отмечают, что привыкание к условиям университета дается им с некоторым трудом, а также их беспокоят мысли о распределении своего времени. Проблемы, связанные с будущим выявлены также у четырех испытуемых (№ 2ж, 3ж, 13ж, 15ж). Они говорят, что хотели бы выявить свои настоящие интересы и не знают, что им делать по окончании университета. У четырех испытуемых (№ 2ж, 3ж, 13ж, 24ж) выявлены проблемы, связанные с отношениями со сверстниками. Их угнетает, что у них мало друзей и что им достаточно трудно сближаться с другими людьми. Еще у четырех испытуемых (№ 3ж, 12ж, 15ж, 18ж) выявлены проблемы, связанные с собственной персоной. Они отмечают, что иногда чувствуют себя одиноко, что все новое вызывает у них страх и что им бывает трудно описать другим свои чувства.

У семи испытуемых, находящихся в статусе «непринятый» на первое место выходят проблемы, связанные с собственной персоной. Пять испытуемых (№ 5ж, 10ж, 11м, 20ж, 25ж) указывают на то, что недовольны своей внешностью, что часто бывают печальными и подавленными, что в присутствии других не решаются говорить что-либо. У трех испытуемых (№ 10ж, 20ж, 25ж) выявлены проблемы, связанные с будущим и с отношением к другому полу. Они указывают на то, что опасаются не получить образования, которое хотят; не знают что им делать по окончании университета и чувствуют себя неуверенно в общении с другим полом.

Настораживает, что у многих испытуемых имеется тенденции к проблемам, связанным с университетом и с отношениями со сверстниками, что позволяет предположить об их незавершенной или неудачной адаптации к новым условиям обучения. В соответствии с темой ВКР наибольший интерес у нас вызывают категория студентов из числа детей-сирот (испытуемые под № 3ж, 11м, 19ж, 25ж).

Для более детального изучения качеств личности нами были использованы методики диагностики индивидуально-типологических качеств личности, оценки терминальных ценностей, акцентуаций черт характера (Таблица 2).

Результаты исследования свидетельствуют о следующем. На момент исследования всем испытуемым, относящимся к категории «дети-сироты», в большей степени соответствует социальный тип профессиональной среды, для которой характерны такие качества личности как гуманистичность, этичность, ответственность, оптимистичность. Такие люди ориентированы на работу с людьми, оказание помощи, обучение, организацию групповых мероприятий. Испытуемые предрасположены к профессиям типа «человек-человек», что требует от них умения общаться, устанавливать контакты с людьми.

По результатам социометрического исследования испытуемый № 3ж имеет в группе статус «принятый». Уровень коммуникативных и организаторских способностей низкий, что свидетельствует о том, что испытуемый не стремится к общению, чувствует себя скованно в новой компании, испытывает трудности в установлении контактов с новыми людьми, плохо ориентируется в незнакомой ситуации, не умеет отстаивать своего мнения, предпочитает избегать самостоятельных решений. По результатам проблемной анкеты у испытуемого были выявлены проблемы, связанные с отношениями со сверстниками, собственной персоной, будущим, родительским домом, отношением к другому полу. Испытуемый указывает на то, что не знает, что делать по окончании университета, что ему трудно сближаться с другими людьми, что он чувствует себя неуверенно в общении с другим полом и что ему бывает трудно отстаивать свои решения. По результатам оценки терминальных ценностей, на момент исследования для испытуемого не представляют интереса такие терминальные ценности как собственный престиж, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности, духовное удовлетворение и такие жизненные сферы как


Таблица 1

Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента

№, пол Социометрия Профессиональные сферы по Дж.Голланду Показатели ДДО Климова Уровень коммуникативных способностей Уровень организаторских способностей Проблемная анкета
Университет Будущее Родительский дом Отношения со сверстниками Свободное время Отношения к другому полу Собственная персона
ж Принятый Социальный Ч-Ч, Ч-Х Высокий Высокий              
ж Принятый Социальный, предпринимательский Ч-Ч Высокий Высокий              
ж Принятый Социальный Ч-Ч, Ч-Х Низкий Низкий              
ж Принятый Социальный Ч-Ч Средний Средний              
ж Непринятый Социальный Ч-Ч Средний Высокий              
ж Принятый Социальный, предпринимательский Ч-Ч, Ч-П Ниже среднего Средний              
ж Предпочитаемая Артистический Ч-Ч, Ч-Х Низкий Низкий              
м Непринятый Социальный, предринимательский Ч-Ч, Ч-З Очень высокий Очень высокий              
ж Предпочитаемый Артистический Ч-Х, Ч-Ч Очень высокий Высокий              
10ж Непринятый Социальный, предпринимательский Ч-Ч Высокий Ниже среднего              
м Непринятый Социальный, предпринимательский Ч-Х, Ч-Т Очень высокий Очень высокий              
12ж Принятый Предпринимательский Ч-Ч, Ч-Х Высокий Высокий              
13ж Принятый Социальный, предпринимательский Ч-Ч Низкий Средний              
14ж Предпочитаемый Социальный, артистический Ч-Х, Ч-П, Ч-Ч Ниже среднего Очень высокий              
15ж Принятый Социальный, артистический Ч-Ч, Ч-Х Высокий Высокий              
16ж Принятый Социальный Ч-Ч Средний Средний              
17ж Принятый Социальный, конвенциональный Ч-Ч, Ч-Х Высокий Средний              
18ж Принятый Артистический Ч-Х, Ч-П, Ч-Ч Ниже среднего Низкий              
19ж Предпочитаемый Социальный, артистический Ч-Ч Средний Средний              
20ж Непринятый Социальный, конвенциональный Ч-Ч, Ч-Х, Ч-З Ниже среднего Низкий              
21ж Предпочитаемый Социальный Ч-Ч, Ч-Х Высокий Очень высокий              
22ж Принятый Предпринимательский, социальный Ч-П, Ч-Ч Средний Средний              
23ж Непринятый Социальный Ч-Ч Средний Средний              
24ж Принятый Социальный, артистический Ч-Ч, Ч-Х Высокий Высокий              
25ж Непринятый Социальный Ч-Ч, Ч-П Ниже среднего Средний              
26ж Принятый Социальный Ч-Ч Средний Высокий              

Количественные показатели по методике «Проблемная анкета»:

I. Проблемы, связанные с университетом II. Проблемы, связанные с будущим III. Проблемы, связанные с родительским домом

низкий – от 1 до 17 низкий – от 1 до 13 низкий – от 1 до 15

средний – от 18 до 34 средний – от 14 до 26 средний – от 16 до 30

высокий – от 35 до 50 высокий – от 27 до 40 высокий – от 31 до 45

 

IV. Проблемы, связанные с отношениями со сверстниками V. Проблемы свободного времени VI. Проблемы, связанные с отношением к другому полу

низкий – от 1 до 13 низкий – от 1 до 12 низкий – от 1 до 12

средний – от 14 до 26 средний – от 13 до 24 средний – от 13 до 24

высокий – от 27 до 40 высокий – от 25 до 35 высокий – от 25 до 35

 

VII. Проблемы, связанные с собственной персоной

низкий – от 1 до 23

средний – от 24 до 46

высокий – от 47 до 70

 

Таблица 2

Сводная таблица результатов констатирующего эксперимента

№, пол ИТО ОТеЦ Акцентуации характера (Леонгард-Шмишек)
Экстраверсия Спонтанность Агрессивность Ригидность Интроверсия Сензитивность Тревожность Лабильность Собственный престиж Высокое материальное положение Креативность Активные социальные контакты Развитие себя Достижения Сохранение собственной индивидуальности Духовное удовлетворение Сфера профессиональной жизни Сфера обучения и образования Сфера семейной жизни Сфера общественной жизни Сфера увлечений Гипертимный Дистимичный Демонстративный Тревожный Возбудимый Педантичный Застревающий Эмотивный Экзальтированный Циклоидный
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
                                                             
10ж                                                              
11м                                                              
12ж                                                              
13ж                                                              
14ж                                                              
15ж                                                              
16ж                                                              
17ж                                                              
18ж                                                              
19ж                                                              
20ж                                                              
21ж                                                              
22ж                                                              
23ж                                                              
24ж                                                              
25ж                                                              
26ж                                                              

Количественная интерпретация методики ОТеЦ:

Терминальные ценности:

  1. собственный престиж
  2. высокое материальное положение
  3. креативность
  4. активные социальные контакты
  5. развитие себя
  6. достижения
  7. духовное удовлетворение
  8. сохранение собственной индивидуальности

Жизненные сферы:

  1. сфера профессиональной жизни
  2. сфера обучения и образования
  3. сфера семейной жизни
  4. сфера общественной жизни
  5. сфера увлечений

Количественная интерпретация методики ИТО:

1-4 балла – норма (гармоничное качество)

5-7 баллов – акцентуация

8-9 баллов - дезадаптация

 

Количественная интерпретация методики Леонгарда-Шмишека:

0-11 баллов – отсутствие признаков по данному типу акцентуации черт характера

12-15 баллов – наличие признаков акцентуации черт характера

16-19 баллов – тенденция к акцентуации черт характера

20-24 балла – наличие акцентуации черт характера


сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования. Это свидетельствует о недостаточном стремлении иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе, а также недостаточной заинтересованности в информации о своих профессиональных способностях и возможностях их развития. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого повышен уровень тревожности, что говорит о склонности к навязчивым страхам и паническим реакциям, а также о некотором дезадаптивном состоянии испытуемого. Также в результате исследования у испытуемого были выявлены такие акцентуации черт характера как тревожный и экзальтированный типы. По всей видимости, для испытуемого характерны повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач. Таких людей отличает крайняя впечатлительность в сочетании с ярким внешним выражением своих эмоций. Успеваемость по всем дисциплинам «хорошо».

По результатам социометрического исследования испытуемый № 11м имеет в группе статус «непринятый». Уровень коммуникативных и организаторских способностей очень высокий, что свидетельствует о том, что для испытуемого характерна быстрая ориентация в трудных ситуациях, непринужденность поведения в новом коллективе, стремление расширить круг своих знакомств, участие в организации общественных мероприятий, способность принимать самостоятельные решения. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого были выявлены проблемы, связанные с собственной персоной. Испытуемый говорит о том, что чувствует себя одиноко, что иногда ему трудно описать другим свои чувства и что все новое вызывает у него страх. По результатам оценки терминальных ценностей, на момент исследования для испытуемого не представляют интереса такие терминальные ценности как активные социальные контакты, развитие себя, сохранение собственной индивидуальности, духовное удовлетворение и такие жизненные сферы как сфера профессиональной жизни, сфера обучения и образования и сфера семейной жизни. Это выражается в недостаточном стремлении иметь работу или профессию, которая высоко ценится в обществе, а также недостаточной заинтересованности в информации о своих профессиональных способностях и возможностях их развития. Для испытуемого, по всей видимости, не имеет значения факторы социально-психологического климата коллектива, атмосфера доверия и взаимопомощи среди коллег. По результатам диагностики индивидуально-типологических качеств личности, у испытуемого выявлен повышенный уровень экстраверсии и лабильности. Это выражается в раскованности поведения и стремлением к лидерству, а также изменчивости настроения и некоторой мотивационной неустойчивости. В результате исследования у испытуемого акцентуации черт характера не были выявлены. Успеваемость по всем дисциплинам «удовлетворительно-хорошо».

По результатам социометрического исследования испытуемый № 19ж имеет в группе статус «предпочитаемый». Уровень коммуникативных и организаторских способностей средний. Это свидетельствует о том, что, обладая в целом средними показателями, испытуемый стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, умеет планировать свою работу, но потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого были выявлены проблемы, связанные с собственной персоной, будущим, свободным временем, отношением к другому полу. Испытуемый говорит о том, что хотел бы выявить свои настоящие интересы, что у него слишком мало свободного времени, что он чувствует себя неуверенно в общении с другим полом и что иногда он чувствует себя одиноко. По результатам оценки терминальных ценностей для испытуемого наиболее важны такие терминальные ценности как сохранение собственной индивидуальности и активные социальные контакты. Это выражается, с одной стороны, в стремлении человека к установлению благоприятных взаимоотношений с другими людьми, а с другой стороны, в стремлении к независимости от других людей. Однако на момент исследования для испытуемого не представляют интереса такие жизненные сферы как сфера профессиональной жизни и сфера общественной жизни и такие терминальные ценности как креативность и развитие себя. Также в результате исследования у испытуемого были выявлены такие акцентуации черт характера как демонстративный и тревожный типы. Это выражается, с одной стороны, в потребности к самовыражению, постоянному стремлению произвести впечатление, привлечь к себе интерес, а, с другой стороны, к повышенной тревожности и беспокойству по поводу возможных неудач. Успеваемость по всем дисциплинам «хорошо-отлично».

По результатам социометрического исследования испытуемый № 25ж имеет в группе статус «непринятый». Уровень коммуникативных способностей средний, а уровень организаторских способностей ниже среднего. Это свидетельствует о том, что, обладая в целом средними показателями, испытуемый стремится к контактам с людьми, не ограничивает круг своих знакомств, отстаивает свое мнение, умеет планировать свою работу, но потенциал этих склонностей не отличается высокой устойчивостью. По результатам проблемной анкеты, у испытуемого были выявлены проблемы, связанные с собственной персоной, отношением к другому полу, свободным временем, университетом и будущим. Испытуемый говорит о том, что привыкание к условиям университета дается ему с трудом, что не знает, что ему делать по окончании университета, что университет и домашние обязанности оставляют ему слишком мало свободного времени, что чувствует себя неуверенно в общении с другим полом и что все новое вызывает у него страх. По результатам оценки терминальных ценностей для испытуемого наиболее важны такие терминальные ценности как высокое материальное положение, креативность, духовное удовлетворение и сфера профессиональной жизни. Это выражается в стремлении иметь работу или профессию, гарантирующую высокую зарплату и другие виды материальных благ, а также в стремлении внести элемент творчества в сферу моей профессиональной деятельности. Также в результате исследования у испытуемого были выявлены такая акцентуация черт характера как тревожный тип. По всей видимости, для испытуемого характерны повышенная тревожность, беспокойство по поводу возможных неудач. Постоянная настороженность перед внешними обстоятельствами сочетается с неуверенностью в своих силах. Успеваемость по всем дисциплинам «хорошо».

Обобщая результаты проведенного исследования, можно говорить о том, что для студентов первого курса из числа детей-сирот характерно:

1. процесс их профессионального становления затруднен в определенной степени, так как у них недостаточно развит уровень коммуникативных и организаторских способностей.

2. не все студенты из числа детей-сирот успешно интегрировались в группе сверстников, их беспокоят проблемы, связанные с будущим и правильностью профессионального выбора.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.254.231 (0.034 с.)