Государства постсоветского пространства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Государства постсоветского пространства.



Эстония.

По конституции 1992 г глава государства - прези­дент, который избирается парламентом двумя третями голосов на 5-летний срок. Законодательный орган — однопалатный парламент, депутаты которого избираются всеобщим голосо­ванием на 4-летний срок.

В 1988 году был создан Народный фронт, а также ряд других политических организаций и партий, которые выдвигали требование отделения от СССР. В ноябре 1988 года Верховный Совет Эстонии принял 254 голосами против 7 «Декларацию о сувере­нитете Эстонской ССР» (законы ЭССР провозглашались первичными перед всесоюзными). В 1989 году стремление к достижению полной независимости усилилось. Комитет эстонских граждан провел кампанию по регистрации граждан довоенной Эстонской республики, был созван Конгресс Эстонии. В марте 1990 году вновь избранный Верховный Совет Эстонии объявил о начале перехода к полной независимости. 21 августа 1991 года Эстония объявила о восстановлении довоенной Эстонской республики. Верховный Совет и Конгресс Эстонии образовали Конституционную Ассамблею по разработке конституции страны (по сути восстановления конституции 1938 года).
6 сентября 1991 года СССР признал независимость Эстонии.

Главными политическими вехами после августа 1991 года стали: референдум по конституции в июне 1992 года, и выборы парламента и президента в сентябре — октябре 1992 года. Пос­ле первых парламентских выборов, состоявшихся в сентябре 1992 года, кабинет сформировала правоцентристская коали­ция во главе с Мартом Лааром. В октябре 1992 года парламент избрал первым президентом Эстонии Леннарта Мери, писателя
и бывшего министра иностранных дел, который был переизб­ран на этот пост в сентябре 1996 года. Правительство Эстонии в эмиграции, хранившее правопреемственность довоенной рес­публики, сложило свои полномочия. Введение в июне 1992 года
новой денежной единицы — эстонской кроны, привязанной к немецкой марке, остановило инфляцию и позволило стаби­лизировать экономику. Благодаря сбалансированному бюдже­ту и либерализации цен Эстония за несколько лет добилась значительных экономических успехов. С 2001 г. президентом Эс­тонии является Арнольд Рюйтель. После парламентских вы­
боров 2003 г. контроль над парламентом получили центрист­ские силы. Новая правящая коалиция продолжила политику либерализации экономики и интеграции в западноевропейские и трансатлантические структуры. В августе 1994 года с терри­тории Эстонии были выведены части российской армии. Эстон­ское правительство, в свою очередь, приняло к исполнению принцип «социальных гарантий» в отношении примерно 10 тыс. проживающих в стране бывших советских офицеров, а ныне пенсионеров, и членов их семей. До сих пор до конца не разрешена проблема гражданства тех людей, которые пересе­лились на территорию Эстонии в годы советской власти.
В 1997 году Эстония была среди первых из числа стран цен­тральной и восточной Европы, получивших приглашение в Европейский Союз. В ноябре 2002 года на саммите в Праге Эстония (и еще 9 стран центральной и восточной Европы) по­лучила приглашение в НАТО. Эстония является полноправ­ным членом ООН, ОБСЕ, ЕС, Совета Европы, ВТО, НАТО и многих других международных организаций.

Латвия

Глава государства - президент, который избирается парла­ментом на 4-летний срок. Законодательный орган — однопа­латный парламент Сейм, депутаты которого избираются все­общим голосованием на 3-летний срок.

Кампания за демократию и независимость не начиналась всерьез до октября 1988 года, когда был образован Народный фронт Латвии. На выборах в Верховный Совет в марте 1990 года Народный фронт одержал убедительную победу, получив 131 место из 201. В августе 1991 года после провала «путча» в Москве, независимость Латвии была окончательно закреплена и получила быстрое признание в мире. Страна была принята в Организацию Объединенных Наций.

В 1999 г. латвийская экономика продолжала испытывать на себе последствия российского финансового кризиса 1998 г., рост ВВП составил 0%. В феврале 1999 г. Латвия была принята во Всемирную Торговую Организацию, в декабре 1999 г, представители Латвии участвовали в Хельсинкском саммите стран ЕС — были начаты переговоры о вступлении республики в орга­низацию «Общего рынка». Тем не менее, внутреннее экономиче­ское положение остается сложным: уровень безработицы в 1997 г. составил 6,7 %, в 1998 г. — 9,2%, в 1999 г. 9,6%. В 2002 г. страна получила официальное приглашение вступить в НАТО. С 2004 г. Латвия — член ЕС и НАТО.

Литва.

Согласно конституции 1992 г. глава государства - прези­дент, избираемый всеобщим голосованием на 5-летний срок.

Законодательный орган - однопалатный парламент Сейм (141 место — 71 депутат избирается прямым всеобщим голосо­ванием, 70 избираются на пропорциональной основе; все депутаты избираются на 4-летний срок).

После распада Советского Союза, 6.09.1991 г. Литовская республика стала независимым суверенным государством.

Экономический кризис 1998 г. нанес сильный удар по литовской экономике, в значительной степени ориентирован­ной на российский рынок. ВНП страны сократился на 3%, без­работица достигла 10% экономически активного населения (что является самым высоким показателем за 10 лет независимос­ти), а дефицит бюджета колеблется в районе от 8% до 9% ВНП.

Политика правительства включает в себя принятие жестких мер по стабилизации экономической жизни страны, ограничению расходов и дальнейшему наращиванию реформ. Основные зада­чи, стоящие перед страной в области экономики: сокращение торгового дефицита и приватизация государственных предприя­тий коммунального обслуживания, особенно в энергетическом секторе. В декабре 2002 - январе 2003 гг. состоялись президент­ские выборы, победу на которых одержал лидер Либерально-де­мократической партии РоландасПаксас. С 2004 г. Литва стала членом ЕС и НАТО. Стратегической целью Литвы является поддержание особых отношений с США. В 2002 г., еще до вступ­ления страны в НАТО литовские воинские подразделения приняли участие в операциях США в Афганистане.

Грузия.

Согласно принятой в 1995 г. конституции, главой государ­ства является президент, который избирается всеобщим голо­сованием на 5-летний срок. Законодательный орган — однопа­латный Верховный Совет (обычно называемый парламент), депутаты которого избираются всеобщим голосованием на 4-летний срок.

Курс на перестройку, провозглашенный в конце 1980-х гг. М.С.Горбачевым, привел к быстрой смене лидеров коммунис­тической партии Грузии. 9 апреля 1989 в Тбилиси советскими войсками была жестоко подавлена демонстрация в поддержку независимости Грузии. Во время этой акции погибли 20 моло­дых грузин. На многопартийных выборах в октябре 1990г. победила коалиция Звиада Гамсахурдиа, блок «Круглый стол -Свободная Грузия». Имея большинство мест в новом Верхов­ном совете, который собрался в ноябре 1990, сторонники Гам­сахурдиа избрали его на пост Председателя Верховного совета. На первом заседании Верховный совет принял решение о ли­квидации автономной области Южная Осетия, объявил неза­конным призыв грузин в советские вооруженные силы и учредил независимую Национальную гвардию. В марте 1991 грузинское правительство отказалось проводить на территории страны референдум о будущем СССР; вместо этого оно провело рефе­рендум о независимости Грузии. В референдуме приняло участие 95% электората, причем 93% из принявших участие в рефе­рендуме проголосовало за независимость. 9 апреля 199 г. Вер­ховный совет принял Акт о восстановлении государственной независимости Грузии.

В конце апреля 1991 Верховный совет Грузии принял новую конституцию и избрал Звиада Гамсахурдиа на пост Президента республики. Прямые президентские выборы состоялись 26 мая, и Гамсахурдиа получил почти 87% голосов. Однако за очень короткое время беспомощная экономическая политика прези­дента и его борьба с внутренней оппозицией привели к недоволь­ству населения, и в декабре 1991 развернулись бои между сто­ронниками президента и оппозицией, в состав которой входила Национальная гвардия. После нескольких недель боев в цен­тральной части Тбилиси в январе 1992 Гамсахурдиа был смещен со своего поста и бежал из страны. Военный совет, который воз­главил Тенгиз Китовани, командир Национальной гвардии, взял власть в свои руки, распустил парламент и приостановил дей­ствие конституции. В марте 1992 Военный совет объявил о са­мороспуске и создании Государственного совета, состоявшего примерно из 70 представителей 36 оппозиционных партий. Пред­седателем Государственного совета, а с 1995г. — президентом страны стал Эдуард Шеварднадзе. В октябре 1992 состоялись выборы в новый парламент. Его председателем был избран Шеварднадзе, получивший 96% голосов избирателей. В июле 1992 Шеварднадзе прекратил 18-месячную войну с осетинским меньшинством, которая началась после того, как была ликви­дирована Южно-Осетинская автономная область, но не смог остановить внезапно вспыхнувшую в августе 1992 войну с абха­зами. Абхазы, как и осетины, вели политику, направленную на отделение от Грузии. Война в Абхазии осложнилась вмешатель­ством российских войск, дислоцированных на военных базах в этой автономной республике, и нерегулярных вооруженных формирований, направленных Конфедерацией народов Кавказа (организацией, учрежденной крайне радикальными элементами в российских автономных республиках Северного Кавказа). В 1994 абхазы одержали победу над правительственными вой­сками Грузии и вытеснили их за пределы Абхазии. Сторонники Гамсахурдиа сразу после его отстранения развернули партизан­скую борьбу. В течение 1992-1993 гг. они предпринимали тер­рористические нападения на руководителей государства и на стра­тегические экономические объекты. Особенно сильной поддер­жкой они пользовались в Западной Грузии. Осенью 1993 г. Гам­сахурдиа попытался вернуться к власти, положив начало короткой, но ожесточенной гражданской войне. Шеварднадзе был вынужден призвать на помощь российские войска. Гамса­хурдиа был убит при невыясненных обстоятельствах в январе 1994. В обмен на российскую военную помощь Грузия дала сог­ласие на присоединение к СНГ. После 1995 г. Грузия вступила в полосу стабилизации. Значительного прогресса удалось добить­ся на переговорах по осетино-грузинскому конфликту. С 1996 в Южной Осетии и Абхазии не было крупномасштабных вооружённых столкновений, но деятельность партизан в Абхазии не прекращается.

Грузинский парламент проводит экономическую реформу в сотрудничестве с МВФ и Всемирным банком и делает ставку на восстановление Древнего шелкового пути - Евразийского коридора, используя географическое положение Грузии как моста для транзита товаров между Европой и Азией. В начале 2004 г. президент Э. Шеварнадзе, несмотря на победу на выборах, был смещен оппозицией, которая провозгласила выборы фальсифицированными. Шеварнадзе бежал из страны. Президентом Грузии стал один из лидеров оппозиции Михаил Саакашвили.

Азербайджан

По конституции 1995 г. глава государства — президент — избирается всеобщим голосованием на 5-летний срок. Высшую законодательную власть осуществляет однопалатное нацио­нальное собрание.

С 1988 г. в рамках политики гласности в республике начали появляться независимые публикации и политические органи­зации. Из этих организаций самой мощной оказался антиком­мунистический Народный фронт Азербайджана. Но в январе 1990 г. в НФА произошел раскол между консервативно-исла­мистским и умеренным течениями. Большинство лидеров НФА были арестованы. На альтернативных выборах, проведенных в сентябре 1990 г., коммунисты получили около 90% голосов и были обвинены в фальсификации результатов выборов. Пос­ле провала попытки переворота 19-21 августа 1991 г. в Моск­ве прокоммунистический Верховный Совет республики провоз­гласил 30 августа 1991 г. независимость Азербайджана. Затем последовал роспуск Коммунистической партии Азербайджана, хотя ее члены сохранили свои позиции в правительстве и эко­номике. В сентябре 1991 г. последний руководитель Комму­нистической партии Азербайджана Аяз Муталибов был избран президентом республики. Верховный Совет официально ввел в действие Декларацию о независимости 18 октября 1991 г.

Тем временем конфликт в Нагорном Карабахе расширялся. В начале 1992 г. региональные армянские лидеры провозгла­сили независимость Нагорного Карабаха. В последовавшей за этим войне между Арменией и Азербайджаном преимущество оказалось на стороне армян. Неудачи в Нагорном Карабахе послужили причиной отставки А. Муталибова в марте 1992 г. В июне 1992 г. были проведены новые президентские выборы. Бывшая коммунистическая номенклатура не смогла выдви­нуть яркого лидера, и президентом был избран Абульфаз Эльчибей, лидер НФА, бывший диссидент и политзаключен­ный, за которого было отдано более 60% голосов. Он выступал против членства Азербайджана в СНГ, за сближение с Турцией и расширение связей с азербайджанцами в Иране. В Нахичевани пришел к власти Гейдар Алиев (в 70 — 80-е гг. бывший Первым секретарем ЦК КП Азербайджана), проводивший собственную внешнюю политику по отношению к Армении, Ирану и Турции. Продолжение военных действий в Нагорном Карабахе и вокруг него постепенно выявило преимущество армян, которые заняли примерно 1/5 территории Азербайджана. В начале июня 1993 г. в Гяндже под руководством полковника Сурета Гусейнова был поднят мятеж против президента Эльчибея, который, оказав­шись без поддержки перед лицом военных неудач, ухудшения экономического положения и политической оппозиции, вынуж­ден был бежать. Власть в Баку перешла к Г. Алиеву, который быстро укрепил свои позиции. Эльчибей был смещен со своего поста в результате референдума, проведенного в августе, а в октябре президентом был избран Алиев. Укрепив свое по­ложение в стране, Алиев вернул Азербайджан в состав СНГ. Иран приветствовал приход к власти Алиева, так как опасался влияния НФА в Иранском Азербайджане, но в Турции это было воспринято как отход Баку от протурецкой ориентации. В по­следующие годы Г. Алиев укрепил отношения с Турцией и стра­нами Запада, интересы которых были сосредоточены на освое­нии каспийских нефтяных месторождений. На выборах 2003 г. президентом был избран сын Г. Алиева Ильхам Алиев.

Армения.

По конституции 1995 г и глава государства — президент, и однопалатное национальное собрание избираются всеобщим голосованием на 5-летний срок. Когда руководитель СССР М. Горбачев провозгласил программу проведения радикальных реформ, население Армении открыто выразило желание вос­соединить свою страну с областью компактного проживания армян — Нагорным Карабахом, который по настоянию И. Ста­лина в 1923 г. был передан Азербайджану. В феврале 1988 г. в республике вспыхнули массовые демонстрации. Критическая ситуация усугубилась сильным землетрясением в декабре 1988, унесшим 25 тыс. жизней и оставившим без крова ок. 100 тыс. человек. Были разрушены города Спитак, Ленинакан и Киро-вакан. Вскоре после этого в республику хлынуло ок. 200 тыс. армянских беженцев из Азербайджана. 23 августа 1990 г. законодательный орган Армении (тогда Верховный Совет Ар­мянской ССР) провозгласил суверенитет республики, проголо­совал за новое официальное название — Республика Армения, и восстановление ранее запрещенного «ерекгуйна» (триколора, состоящего из красной, голубой и оранжевой полос) в качестве национального флага. 23 сентября 1991 г. Республика Армения провозгласила свою независимость, а 21 декабря того же года присоединилась к Содружеству Независимых Государств (СНГ). К концу 1991 около 80% обрабатываемой земли было передано тем, кто ее возделывал. 25 декабря 1991 Республика Армения была признана США, а 22 марта 1992 г. принята в ООН. Весной 1992 г. полувоенные формирования Армении установили контроль над Нагорным Карабахом. В 1993 г. воо­руженные силы карабахских армян атаковали позиции азер­байджанцев, с которых последние обстреливали Карабах и деревни, расположенные на востоке Армении. В самом Азербайджане вспыхнула гражданская война, и вооруженные силы Карабаха захватили значительную часть азербайджан­ской территории севернее и южнее Карабахского анклава, расчистив Лачинский коридор, отделявший Карабах от Армении. Сотни тысяч азербайджанцев покинули свои дома и стали беженцами. В мае 1994 г. при посредничестве России было заключено соглашение о прекращении военных действий. Между тем экономика Армении была парализована, отчасти из-за распада СССР, но главным образом из-за блокады рес­публики, установленной Азербайджаном. В 1993 г. производ­ство мяса, яиц и других необходимых продовольственных продуктов сократилось, импорт превысил экспорт на 50%, резко возрос дефицит бюджета. Заводы и школы были закрыты, уличное движение в городах приостановлено. Уровень жизни стал резко падать, пришлось ввести нормирование продуктов питания. В этих условиях процветала коррупция, и организо­ванные местные преступные группы взяли под контроль неко­торые отрасли экономики. В эти годы из Армении эмигрировало ок. 10% населения (300 тыс. человек).

В 1994 г., после двух зим без отопления и почти без электри­чества, правительство приступило к рассмотрению вопроса о возможности пуска Мецаморской АЭС, которая была закон­сервирована после Чернобыльской катастрофы 1986 г. В сере­дине 1990-х годов были проведены переговоры с Туркменией и Ираном об импорте природного газа в Армению и подписано трехстороннее соглашение о сотрудничестве в сферах торгов­ли, энергетики, банковского дела и транспорта. В 1994 г. на­чалось сооружение современного моста через р. Араке, соединяющего Армению с Ираном у города Мегри, которое было завершено в 1996 г. По нему было открыто двустороннее дви­жение. Летом 1996 г. было заключено торговое соглашение с США, выполнение которого, однако, увязывалось с прекра­щением войны в Нагорном Карабахе.

С 1994 г. в стране начало расти недовольство президентом Тер-Петросяном и его партией АОД на фоне обострившегося экономического кризиса и широкого распространения корруп­ции в самом правительстве. Армения приобрела репутацию го­сударства, в котором успешно развивается процесс демократи­зации, но в конце 1994 г. правительство запретило деятель­ность оппозиционной партии Дашнакцутюн и выпуск несколь­ких оппозиционных газет. Президент Тер-Петросян стал осо­бенно непопулярным, когда предложил компромиссное реше­ние карабахского конфликта и принял за основу план между­народного сообщества, согласно которому Нагорный Карабах формально останется в составе Азербайджана, но получит полную автономию и самоуправление. Тер-Петросяну приш­лось уйти в отставку в феврале 1998 г. После новых выборов президентом Армении стал Роберт Кочарян, бывший руково­дитель Нагорного Карабаха. Политика Кочаряна в карабах­ском вопросе оказалась менее гибкой, но правительство решительно взялось за искоренение коррупции и налаживание отношений с оппозицией (партия Дашнакцутюн снова была легализована).

Беларусь.

Глава государства — президент, который избирается всеоб­щим голосованием на 5-летний срок. На референдуме 1996 г. полномочия избранного президента были продлены до 2001 г. Законодательный орган — двухпалатное Национальное Соб­рание состоит из Совета Республики и Палаты Представителей.

На выборах 1990 г. коммунистической партии удалось полу­чить большинство мест в Верховном Совете. Однако участие дру­гих сил раскололо парламент на три блока: номенклатуру ком­партии; антикоммунистический БНФ; умеренных по взглядам интеллигентов и рядовых членов компартии. Первый из этих блоков поддержал путч в Москве в августе 1991 г. и после его провала лидер блока Николай Дементей был вынужден уйти в отставку с поста председателя президиума Верховного Совета республики. Его место занял лидер умеренных Станислав Шушкевич.

25 августа 1991 г. Верховный Совет провозгласил независи­мость БССР; несколькими неделями позже название страны было изменено на «Республика Беларусь». После продолжи­тельной борьбы с левыми Шушкевич в январе 1993 г. ушел в отставку с поста председателя Верховного Совета. Его заменил Мечислав Гриб, который стремился к интеграции с Россией. В марте 1994 г. была принята новая конституция, а в июле состоялись первые президентские выборы. Александр Лукашен­ко, бывший директор совхоза и депутат Верховного Совета, который создал себе репутацию борца против коррупции, получил на этих выборах более 80% голосов. В ноябре 1996 г. Лукашенко провел референдум о поправках к конституции 1994 г., которые расширили его полномочия и увеличили срок пребывания на посту президента. В 1998 г. парламент одобрил проект Гражданского кодекса с изменениями, внесенными пре­зидентом. Эти изменения направлены на установление жест­кого государственного контроля над осуществлением экономи­ческой и социальной реформ в течение переходного периода. На президентских выборах 2001 г. победу вновь одержал А. Лукашенко. Правительства стран Запада оспаривают леги­тимность избрания Лукашенко, но среди населения республи­ки он пользуется популярностью. Белоруссия резко осудила вторжение НАТО в Югославию, а после прекращения операции приняла активное участие в маневрах. «Запад 1999», прово­дившихся вооруженными силами России. Межрегиональная ассоциация экономического сотрудничества «Центральная Россия» установила прямые экономические связи с Витебской, Гомельской, Минской и Могилевской областями Белоруссии. В декабре 1999г. между Белоруссией и Россией был заключен договор о создании Союзного государства.

Молдова.

По конституции 1994 г. глава государства - президент, ко­торый избирается всеобщим голосованием на 4-летний срок.

Законодательный орган — однопалатный парламент, депу­таты которого избираются всеобщим голосованием на 4-летний срок).

Молдова провозгласила независимость 27.08.1991 г. Разгул национализма и требования части молдавского общества о вос­соединении с Румынией привели к расколу страны: земли, на­селенные гагаузами и земли на левом берегу Днестра, населен­ные преимущественно русскими и украинцами, заявили о вы­ходе из Молдовы и создании независимых государств, что при­вело к ожесточенным вооруженным столкновениям. На парла­ментских выборах 1994 г. к власти пришли умеренные пред­ставители Аграрной партии. Начались рыночные реформы, Гагаузии и Приднестровью были гарантированы конституцией широкие автономные права.

Молдова располагает плодородными почвами, климат бла­гоприятствует развитию сельского хозяйства. Но основная проблема — отсутствие минеральных ископаемых, особенно энергоресурсов — страна импортирует из России нефть, газ, уголь. Нехватки в поставках электроэнергии, последовавшие вслед за распадом СССР, вызвали снижение производства, Молдова последовательно проводит реформы, направленные на создание рыночной экономики: остановлено льготное креди­тование государственных предприятий, формирование цен не находится более в ведомости государства, ведется приватизация земли, прекращен контроль над экспортными операциями. Но ожидаемый от реформ эффект был невелик: причины этого кроются в политическом кризисе, затронувшим страну после обретения независимости. В 1998 г., Россию — главного тор­гового партнера Молдовы поразил экономический кризис, что вызвало снижение ВВП Молдовы на 8,6%, обесценивание на­циональной валюты на половину. В 2000 г. ВВП сократился еще на 4,4% (пятый раз за б лет), упали объемы экспорта, по­ставки электроэнергии оставались нерегулярными. В 2000 г. президентом страны был избран лидер Партии коммунистов Молдовы Владимир Воронин, который проводит курс на урегу­лирование конфликта с Приднестровьем, укрепление связей с Россией и ЕС, укрепление правопорядка.

Казахстан

Глава государства - президент, который избирается всеобщим голосованием на 7-летний срок. Законодательный орган — двухпалатный парламент, состоящий из Сената и Меджлиса.

С 1959 по 1986 гг. первым секретарем ЦК компартии Казах­стана оставался Динмухамед Кунаев. Его отставка в 1986г. вызвала массовые беспорядки в Алма-Ате. С началом распада СССР 25.10.1990 г. была провозглашена Республика Казахстан, президентом которого остался руководитель КазССР Нурсултан Назарбаев. С 16.10.1991 г. Казахстан — независимое государ­ство. Внешняя политика Казахстана предусматривает тесное сотрудничество с Россией. Первое время после распада СССР, президент республики Назарбаев заявлял о необходимости соз­дания коллективных сил безопасности СНГ, предлагал создать единую армию в рамках Содружества. После того, как весной 1992 г. Россия окончила оформление создания собственной армии, Казахстан национализировал военные базы (в послед­ние годы существования СССР на территории Казахской ССР была расквартирована 40-ая армия) на своей территории, чем начал процесс формирования собственных вооруженных сил.

Оппозиция обвиняет президента Н. Назарбаева и его окружение в узурпации власти, нарушении действующей кон­ституции, демократических принципов, коррупции в высших эшелонах власти и т. д. Особое возмущение в ее рядах вызвал принятый парламентом в 2000 г. закон «О первом президенте Казахстана», который фактически закрепляет власть и полномочия Н. Назарбаева пожизненно. Согласно этому закону президент Н. Назарбаев получил право после своей возможной отставки с поста главы государства обращаться к народу, госу­дарственным органам или президенту по ключевым вопросам государственной важности, выступать перед парламентариями, на заседаниях правительства, возглавлять Ассамблею народов Казахстана, входить в состав Совета безопасности, влиять на вопросы кадровой политики, введение чрезвычайного и воен­ного положения, а также применение вооруженных сил в стра­не. Н. Назарбаев после истечения срока его президентских пол­номочий становится неприкасаемой личностью и, за исключе­нием случаев совершения государственной измены, может отказываться от показаний в суде.

Кыргызстан

Глава государства - президент. Президент избирается прямым всеобщим голосованием на 5-летний срок. Законодательный орган — двухпалатный Верховный Совет.

Киргизстан был первым и наиболее последовательным среди азиатских союзных республик, в попытках выхода из состава СССР. 31.08.1991 г. Киргизстан стал независимым государ­ством. С 1990 г президентом страны является Аскар Акаев. Решением Конституционного суда он получил возможность баллотироваться на президентских выборах 2000 г., по резуль­татам которых вновь был избран главой государства. После парламентских выборов 2000 г., к которым судебными инстанциями не был допущен ряд оппозиционных партий, обострились отношения власти с оппозицией. В августе 2002 г. в Киргизии было создано новое оппозиционное движение «За отставку Акаева, за реформу для народа», в которое вошли представители 20 оппозиционных партий, неправительствен­ных организаций и общественных объединений. Внешнеполи­тические усилия руководства Киргизии на современном этапе направлены на укрепление суверенитета и независимости стра­ны, обеспечение национальной безопасности, противостояние международному терроризму и исламскому экстремизму, активное участие в деятельности международных организаций, интеграцию в мировое сообщество. Киргизия, наряду с Россией, Китаем, Казахстаном, Таджикистаном и Узбекистаном явля­ется членом Шанхайской «шестерки», в рамках которой пер­востепенное внимание уделяется вопросам укрепления безопас­ности в регионе, объединения усилий в борьбе с международ­ным терроризмом. Киргизия одной из первых среди постсовет­ских республик стала членом ВТО. Приоритетным для Кирги­зии является развитие отношений с Россией.

Таджикистан

Глава государства — президент (избирается всеобщим голо­сованием на 7-летний срок).

Законодательный орган — двухпалатное Верховное Собра­ние — избирается на 5-летний срок. Конституция была приня­та в 1994 г.

В мае 1992 г. исламская оппозиция во главе с Саидом Абдул-ло Нури, добивавшаяся создания в Таджикистане исламского государства и провозглашения шариата в качестве единствен­ной правовой системы страны, развязала в стране гражданскую войну.

В начале войны оппозиция установила свой контроль над столицей к заставила президента Набиева пойти на создание «правительства национального примирения», где ее предста­вители получили 1/3 часть мест. Однако война продолжалась, боевые действия стали приобретать все более ожесточенный характер. Набиев подал в отставку, а главой парламента был избран Эмомали Рахмонов — представитель кулябского клана, сторонник пророссийской ориентации. В конце 1992 г. вооруженная борьба за Душанбе закончилась победой сил, вы­двинувших Э, Рахмонова. С. Нури эмигрировал, создав «пра­вительство Объединенной таджикской оппозиции (ОТО) в из­гнании» В конце 1994 г. Э. Рахмонов был избран президентом Таджикистана.

Рахмонов начал переговоры с ОТО, однако боевые действия продолжались.

Только в конце 1996г. начались переговоры с участием пред­ставителей ООН, которые стали приносить конкретные резуль­таты. ОТО признала существующий политический и государ­ственный строй Таджикистана, а также статус Э. Рахмонова в качестве президента.

27 июня 1997 г. в Москве президент Таджикистана Эмомали Рахмонов и лидер ОТО Сайд Абдулло Нури в присутствии пре­зидента России Бориса Ельцина подписали Общее Соглашение по установлению мира и национального согласия в республи­ке. Он было направлено на поэтапное и полное урегулирование конфликта. Гарантами мирного урегулирования в Таджики­стане стали миротворческие войска ООН, состоящие почти пол­ностью из российских войск. В середине 1997г. под их контро­лем началась массовая репатриация таджикских беженцев из Афганистана на родину. Всего в ходе гражданской войны погибло 20 тыс. человек, в массовом порядке применялись эт­нические чистки. Были вырезаны тысячи бадахшанцев (жителей Памира) и каратегинцев, страна покинули свыше 600 тыс. беженцев.

В1998 г. в ходе выполнения мирного плана члены ОТО были приглашены в правительство. Новые власти Таджикистана установили на подконтрольной им территории авторитарный режим. Исламское движение превратилось в ведущую силу всей оппозиции.

В настоящее время страна фактически разделена на две час­ти — одна контролируется правительством, другая — оппози­цией. Причем в каждой из них усиливаются региональные сепаратистские тенденции. Многие проблемы так и остались нерешенными. Они создают предпосылки для сохранения на­пряженности и нестабильности в республике.

Туркменистан

Глава государства - президент, избираемый всеобщим голо­сованием на 5-летний срок. Согласно Конституции Туркменис­тана 1992 г. в стране существует два законодательных орга­на — однопалатный Народный Совет (часть депутатов которо­го избирается, часть назначается президентом.) и однопалат­ный Меджлис, депутаты которого избираются всеобщим голо­сованием на 5-летний срок.

В 1990 г. парламент страны принял декларацию о суверени­тете. После распада СССР, с 27.10.1991 г. Туркмения — неза­висимая республика.

Туркменистан — пустынная, не имеющая выходов к морю, страна, экономика которой базируется на кочевом скотовод­стве, хлопководстве в орошаемых оазисах и нефте- и газодобы­че. Страна входит в десятку мировых производителей хлопка. Половина всех земель Туркменистана орошается за счет огром­ной системы ирригационных каналов. Страна занимает пятое место в мире по запасам нефти и газа. До конца 1993 г, страна не испытывала экономических трудностей, которые стояли перед другими бывшими союзными республиками, поскольку ее экономика подпитывалась за счет регулярной продажи энергоносителей на мировых рынках. В 1994 г. Россия отказа­лась транспортировать туркменский газ через свою территорию, вскоре возник кризис неплатежей со стороны основных потребителей стран СНГ, и в национальном хозяйстве начался спад производства, страна стала сводить бюджет с дефицитом. С этого момента правительство предприняло робкие шаги по проведению экономической реформы и приватизации, одновре­менно наращивая усилия в попытке транспортировки нефти и газа через Турцию и Иран. Проведение небольшой по объему приватизации остается под вопросом, решение о транспорти­ровке энергоресурсов растянется на многие годы. В 1999 г. Туркменистан продал через российскую компанию «Газпром» 20 млрд. куб. метров газа, но вырученные средства не смогли вывести экономику из кризиса.

Узбекистан

По конституции 1992 г. глава государства - президент, ко­торый избирается всеобщим голосованием на 5-летний срок. Законодательный орган — однопалатный Верховное Собрание, депутаты которого набираются всеобщим голосованием на 5-летний срок.

В июне 1990 г. Узбекистан стал первой республикой Совет­ской Средней Азии, заявившей о приоритете местных законов над федеральными. 31 июля 1991 г. Узбекистан был провоз­глашен независимой республикой. Президентом страны явля­ется лидер Народно-демократической партии Узбекистана Ислам Каримов (с 1989 по 1991 гг. занимавший пост первого секретаря ЦК компартии Узбекистана). Избрание И. Каримова президентом Узбекистана после распада СССР на всенародных выборах в декабре 1991 г. стало результатом компромисса меж­ду влиятельными элитами региональных узбекских кланов — самаркандского, ташкентского, ферганского, кашкардарьинского.

И. Каримов с самого начала своей президентской деятель­ности повел решительную борьбу с кланами. В июле 1992 г. он активными упреждающими действиями пресек попытку захва­та власти со стороны депутатов парламента от партии «Бирлик» и тогдашнего вице-президента республики лидера ташкентско­го клана Шукрулло Мирсаидова. Деятельность оппозиционных партий была запрещена, а их лидерам предоставлена возмож­ность эмигрировать из страны. В последующие годы в Узбекис­тане сформировалась система власти, основанная не на клано­вых, а на управленческих и деловых связях. При этом резко усилилось влияние центральной государственной власти, оп­позиция практически утратила возможность влиять на ход со­бытий в стране. В марте 1995 г. И. Каримов на референдуме добился продления своих полномочий до 2000 г. На президент­ских выборах в январе 2000 г. он набрал 92% голосов и был переизбран на пост главы государства

С ухудшением обстановки в соседнем Афганистане, падением промосковского правительства и приходом к власти талибов, усилилось проникновение в Узбекистан экстремистских ре­лигиозных групп. В 1996г. было основано «Исламское движе­ние Узбекистана», которое вместе с исламистским «Узбекским фронтом» осуществляет террористические акты на территории своей страны и в Чечне. Целью исламистов, финансируемых Пакистаном, Усамой бен Ладеном и Саудовской Аравией, является создание в Узбекистане исламской республики. В августе 2000 г. боевики «Исламского движения» попытались взять власть в стране, однако были разбиты правительственными войсками.

 

 

Лекция 37 – 39



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 308; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.059 с.)