Сущность и функции финансов, объекты и субъекты финансовых отношений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность и функции финансов, объекты и субъекты финансовых отношений



Сущность и функции финансов, объекты и субъекты финансовых отношений

Фина́нсы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Функции финансов

1.Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

2.Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3.Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4.Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Субъектами финансовых отношений выступают:

1. Государство в качестве управляющей структуры общества;

2. Субъекты хозяйствования как производители ВВП;

3. Физические лица - наемные работники;

4.Финансовые институты, которые обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов (выступают своеобразными финансовыми фильтрами);

5. Международные финансовые учреждения и организации.

Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, а именно стоимость ВВП и НБ (стоимость накопленных материальных ценностей и природных ресурсов).

 

Финансовая система, государственные финансы.

Финансовая система – совокупность различных сфер финансовых отношений, имеющих свои особенности в формировании, распределении и использовании фондов денежных средств в общественном воспроизводстве.

Звенья финансовой системы: Бюджетная система (гос. бюджет и внебюджетные фонды), гос. долг, фонды страхования, фондовый рынок и фонды предприятий различных форм собственности и домохозяйств.

В системе децентрализованных финансов ключевое место принадлежит финансам коммреческих предприятий, здесь создаются материальные блага, оказываются услуги и формируется прибыль, которая является основным источником расширенного воспроизводства. Также особое место здесь занимают финансы финансовых посредников, которые занимаются организацией взаимодействия лиц, которые имеют временно свободные денежные средства, и лиц, которые в них нуждаются. Финансы домохозяйств также играют важную роль в финансовой системе, поскольку являются источником формирования централизованных финансов (через налоги) и формируют платежеспособный спрос страны.

Государственные финансы – система денежных отношений, организуемых государством, регулируемых законодательством, и связанных с формированием, распределением и использованием общегосударственных фондов денежных средств для финансового обеспечения функций и задач государства.

Бюджетная система – основанная на экономическом развитии и государственном устройстве, закрепленная законодательством, совокупность бюджетов и государственных внебюджетных фондов, функционирующих на территории страны.

Государственный бюджет – система образования и расходования фондов денежных средств для финансового обеспечения функций и задач государства.

Бюджетная система РФ включает 3 уровня:

федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

местные бюджеты.

Внебюджетные фонды – фонды денежных средств, не включенные в государственный бюджет и предназначенные для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь (пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд обязательного медицинского страхования).

Государственный долг – кредитные отношения между государством с одной стороны и физическими и юр. лицами с другой, в которых государство выступает в качестве кредитора, заемщика или гаранта.

Фонды страхования – предназначены для выплаты пострадавшим в результате стихийных бедствий, катастроф.

Фондовый рынок – часть финансового рынка, обеспечивающая наиболее быстрый перелив сбережений в инвестиции.

 

Формы и методы государственного регулирования финансов.

Финансовое регулирование – совокупность экономических отношений субъектов, которые обеспечивают стабильность и устойчивость финансового рынка и наиболее эффективное распределение экономических ресурсов.

Формы государственного регулирования финансов – прямое и косвенное.

Прямое регулирование – воздействие непосредственно на объект регулирования (например предоставление льгот малому предпринимательству в рамках программы поддержки малого и среднего предпринимательства).

Косвенное регулирование – воздействие на объект регулирование опосредованно через другой объект. Например, в рамках поддержки сельхоз производителей в России до 90х гг. устанавливались льготы по налогу на прибыль для банков и страховых компании, обслуживающих сельхоз производителей.

Во многих странах существует эффект так называемого перекрестного субсидирования, когда эффект от государственной поддержки получает не тот субъект, на которого оно направлено. Например, для поддержки сельхоз производителей были установлены субсидии для приобретения сельхоз оборудования, однако, производители оборудования стараются учесть в цене субсидии, поэтому выгоду на самом деле получаю производители оборудования.

Методы регулирования отличаются в зависимости от объектов регулирования. Основными объектами государственного регулирования финансов являются: отраслевая структура экономики, территориальные пропорции, социальная структура общества.

Методы воздействия на отраслевую структуру: налоговая политика, амортизационная политика (влияет на величину налога на прибыль, возможен механизм ускоренной амортизации), бюджетная политика (перераспределение бюджетных средств), льготное кредитование и страхование (ставки субсидируются из бюджета).

Методы воздействия на территориальные пропорции: межбюджетное регулирование (трансферты), финансирование целевых программ поддержки регионов.

Методы регулирования социальной структуры: прогрессивная шкала подоходного налога, налоговые льготы, соц. выплаты.

Таким образом выделяют следующие методы гос. регулирования финансов:

Экономические:

- налоговые;

- способы перераспределения доходов и расходов;

- ценообразование;

- гос. собственность;

- инструменты ДКП и др.

2. Административные: ограничения, запреты, лимиты, квотирование и т.п.

 

Финансовый рынок

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов)

Понятие и экономическая сущность финансового рынка

Для нормального развития экономики постоянно требуется мобилизация временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, их распределение и перераспределение на коммерческой основе между различными секторами экономики.

Денежные средства могут быть вложены в производственную и торговую деятельность, в недвижимость, драгоценные металлы. С течением времени они могут принести прибыль, если правильно выбраны направления и условия, на которых вкладываются деньги как капитал. Прежде чем вложить капитал, его нужно накопить или откуда-нибудь получить. Такой сферой деятельности является финансовый рынок.

Следует различать рынки, куда можно только инвестировать капитал –первичные рынки, и финансовые рынки, где эти капиталы накапливаются и вкладываются, в конечном счете, в первичные рынки.

Финансовые рынки – это рынки посредников между первичными владельцами денежных средств и их конечными пользователями

Привлечение денежных средств может осуществляться за счет внутренних и внешних источников. К внутренним источникам обычно относятся амортизационные отчисления и прибыль. Основными внешними источниками являются банковские ссуды и средства, полученные от выпуска ценных бумаг. В экономике преобладают внутренние источники, а внешние являются результатом их перераспределения. Свободные денежные средства могут быть инвестированы во многие сферы: производственную и другую хозяйственную деятельность, недвижимость, драгоценные металлы, иностранную валюту, пенсионные и страховые фонды, ценные бумаги, отданы в ссуду или положены под проценты на банковский депозит. Таким образом, финансовый рынок – одно из многих приложений свободных капиталов, и поэтому ему приходится конкурировать за их привлечение.

Финансовый рынок (рынок ссудных капиталов) – это механизм перераспределения капитала между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения на капитал. На практике представляет совокупность кредитно-финансовых институтов, направляющих поток денежных средств от собственников к заемщикам и обратно. Главная функция финансового рынка (рынка ссудных капиталов) состоит в трансформации бездействующих денежных средств в ссудный капитал. Финансовый рынок состоит из системы рынков:

•валютного;

•ценных бумаг;

•ссудных капиталов или денежного;

•золота.

На валютном рынке совершаются валютные сделки через банки и другие кредитно-финансовые учреждения. Основу этого рынка составляют деньги. Валютный рынок обеспечивает механизм распределения и перераспределения денег между кредиторами и заемщиками при помощи посредников на основе спроса и предложения. Его главная функция – трансформация бездействующих денежных средств в ссудные средства.

На рынке золота совершаются наличные, оптовые и другие сделки с золотом.

На рынке капиталов аккумулируются и образуются долгосрочные капиталы и долговые обязательства. Он является основным видом финансового рынка в условиях рыночной экономики, с помощью которого компании изыскивают источники финансирования своей деятельности.

Рынок ценных бумаг – это рынок, где производятся операции с ценными бумагами.

Финансовый рынок представляет собой организованную или неформальную систему торговли финансовыми инструментами. На этом рынке происходит обмен деньгами, предоставление кредита и мобилизация капитала. Основную роль здесь играют финансовые институты, направляющие потоки денежных средств от собственников к заемщиком. Товаром выступают собственно деньги и ценные бумаги. Как и любой рынок, финансовый рынок предназначен для установления непосредственных контактов между покупателями и продавцами финансовых ресурсов.

Финансовый рынок состоит из денежного рынка и рынка капиталов. Это обусловлено разным характером финансовых ресурсов, обслуживающих основной и оборотный капитал. На денежном рынке обращаются средства, обеспечивающие движение краткосрочных ссуд. На рынке капиталов же происходит движение долгосрочных накоплений.

Внутри финансового рынка функционирует фондовый рынок. На нем объектом торговли выступают ценные бумаги, ценность которых должна определяться стоящими за ними активами. Рынок ценных бумаг обслуживает как денежный рынок, так и рынок капиталов. Но ценные бумаги обслуживают лишь часть движения финансовых ресурсов (кроме них существуют еще внутрифирменные и межфирменные кредиты, прямые банковские ссуды и т.п.).

Таким образом, финансовый рынок состоит из двух частей – денежного рынка и рынка капиталов. Входящий же в его состав фондовый рынок является сегментом обоих этих рынков. Движение средств на финансовом рынке имеет направление от сберегателей к пользователям. Посредством финансового рынка может осуществляться перелив финансовых ресурсов из одних секторов экономики в другие. Всего выделяют 4 сектора:

• домохозяйства;

• коммерческие фирмы;

• государственный сектор;

• финансовые посредники.

Большая часто капитала домашних хозяйств формируется за счет собственных средств. Именно здесь образуется основной избыток финансовых средств, направляемый на финансирование коммерческих фирм, государства и размещается в финансовых институтах (инвестиционные фонды, банки и т.д.). Наибольшую потребность в финансовых средствах испытывает крупнейший сектор – государство. Оно является крупнейшим заемщиком на финансовом рынке, но также выступает как крупнейший кредитор домохозяйств, коммерческих фирм и финансовых посредников. Имеет место и внутрисекторное движение средств. Однако, эти денежные потоки «взаимопогашаются», т.к. в конечном итоге сумма сбережений (финансовых активов) равна сумме инвестиций (финансовым обязательствам).

Финансовый рынок выполняет следующие функции:

-коммерческая функция, связанная с получением прибыли от операций на данном рынке;

-ценовая функция, при помощи которой обеспечивается процесс формирования рыночных цен, их постоянное движение и т.д.;

-информационная функция, на основе которой рынок производит и доводит до своих участников информацию об объектах торговли;

-регулирующая функция, связанная с созданием правил торговли и участия в ней, порядка разрешения споров между участниками, установлением приоритетов и образованием органов управления и контроля;

-инвестиционная функция, т. е. аккумулирование временно свободных денежных ресурсов, превращение их в инвестиции и направление на развитие перспективных отраслей экономики;

-перераспределение права собственности с помощью пакетов ценных бумаг, прежде всего акций;

-обслуживание государственного долга через развитый рынок государственных ценных бумаг;

-перераспределение финансовых рисков посредством операций хеджирования;

-повышение ликвидности различных долговых обязательств через их секьюритизацию;

-спекуляция.

 

Бюджетная система

Бюджетная система РФ – это основанная на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, региональных бюджетов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов (совокупность республиканского (федерального) бюджета РФ, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.)

Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- первый уровень – федеральный бюджет РФ и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

- второй уровень – бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

- третий уровень – местные бюджеты

Взаимосвязь элементов бюджетной системы становится ясна при анализе принципов ее построения.

Принцип единства бюджетной системы означает, что бюджеты различных уровней не являются изолированными друг от друга, а находятся в постоянном взаимодействии.

Принцип полноты бюджетной системы - в бюджетную систему должны включаться бюджеты всех государственных и муниципальных образований, существующих в Российской Федерации;

Принцип реальности бюджетной системы - бюджет должен основываться на конкретных источниках доходов, закрепленных в специальном законодательстве.

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов в дополнение к предыдущему принципу устанавливает, что доходы бюджета не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, т. е. не должны иметь целевого назначения, за исключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранных кредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровней бюджетной системы РФ.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Принцип гласности обеспечивается открытым обсуждением бюджетов и итогов их исполнения на сессиях представительных органов, опубликованием законов о бюджете на предстоящий год, а также отчетов об их исполнении.

Принцип эффективности и экономности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов уполномоченные органы и получатели бюджетных средств должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Бюджетный федерализм

Бюджетный федерализм - способ построения бюджетных отношений между федеральной властью и властями национально-государственных и административно-территориальных подразделений по поводу оптимального, научно обоснованного формирования доходов бюджетов каждого уровня и финансирования расходов, осуществляемых из них.

К основным принципам бюджетного федерализма относят:

1) единство общегосударственных интересов и интересов населения, проживающего на территории страны;

2) сочетание интересов народов многонациональной федерации при формировании и осуществлении бюджетной политики государства;

3) сочетание централизма и демократизма при разграничении бюджетно-налоговых полномочий, распределении расходов и доходов в процессе бюджетного регулирования;

4) высокую степень самостоятельности органов власти каждого уровня в организации бюджетного процесса;

5) участие субъектов федерации в формировании и реализации бюджетно-налоговой политики государства, включая межбюджетные отношения

Взаимосвязи звеньев бюджетной системы РФ реализуются через механизм межбюджетных отношений, в основу которых заложены принципы бюджетного федерализма.

Межбюджетные отношения представляют собой совокупность отношений между федеральными органами РФ, органами государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

В настоящее время можно выделить несколько проблем межбюджетных отношений в РФ:

1) не в полной мере обоснованы и закреплены расходные полномочия для каждого уровня бюджетной системы;

2) недостаточно внимания уделяется вопросу совершенствования форм финансовой помощи;

3) отсутствует комплексный подход к выравниванию социально-экономического развития регионов;

4) не сформирована нормативная база для обоснования потребностей в бюджетных расходах;

 

Экономические:

1. Эффективности налогообложения

2. Прогнозирования налогообложения.

3. Нейтральности,

Организационные:

1. Универсализация налогообложения,

2. Удобство уплаты налогов

3. Стабильность. Нестабильность нал системы, явл одним из факторов сдерживающих эконом рост

4. Гармонизация., учитывала бы международные нормы и правила.

Юридические:

1. Отрицание обратной силы закона, ухудшающего положение граждан

2. Законности

3. Приоритетности налогового законодательства,

Элементы налога – это родовые признаки, отражающие социально-экономическую сущность налога.

Налоговая система включает следующие элементы:

1.субъект налога -плательщик-юр или физ лицо, на к-ое з-ом возложена обязанность уплатить нал.

2.объект налога -объектами могут являтся операции по реализации товаров(работ,услуг),имущество,прибыль,доход,либо иной объект

4.Налоговая ставка – сумма начислений налога на единицу объкта.

5.Налоговый период -период времени за который производится обложение налогом или сбором

Порядок исчисления налога-

Порядок и сроки уплаты.

Необязательны элементы: Источник налога, Налоговые льготы -

Функции налоговой системы

1. Фискальная функция состоит в обеспечении доходов государственной бюджетной системы,

2. Макроэкономическая (регулирующая) функция - т.е. как налоги оказывают влияние на спрос и предложение.

3. Распределительная в сложном взаимодействии с ценами, доходами, процентом

4. Социальная функция налогов проявляется и непосредственно через механизм налоговых льгот

5. Стимулирующая, систему льгот и поощрений, запретительных или ограничивающих ставок

6. Контрольная защитная: она обеспечивает воспроизводство налоговых отношений гос. и предпр

 

Налоговые реформы.

В Российской Федерации налоговая реформа в своем развитии прошла три этапа.

В 1991 году первый этап налоговой реформы. Принимается целый комплекс законов. Базовым стал Закона Российской Федерации Об основах налоговой системы в Российской Федерации, принятый 27 декабря 1991 года.

Второй этап налоговой реформы -с принятие Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Нормы Конституции РФ, касающиеся защиты прав и свобод человека и гражданина, установлены, чтобы на практике реализовать конституционную защиту частной собственности при осуществлении налоговых отношений, подтвердить приоритетность защиты прав налогоплательщика при толковании и коллизии правовых норм, обеспечить законность в налоговых правоотношениях.

Третий этап налоговой реформы начался в 1998 году и продолжается до сих пор. Это дало возможность более детально реализовать на практике принцип разграничения полномочий между государственными органами Российской Федерацией, ее субъектов и органами местного самоуправления.

 

Виды фискальной политики.

Селективные

- контроль по отдельным видам кредитов;

- регулирование риска и ликвидности банковских операций.

Цели кредитно–денежной политики:

1) устойчивые темпы роста национального производства;2) стабильные цены;

3) высокий уровень занятости населения;4) равновесие платежного баланса.

Имеющиеся в распоряжении ЦБ инструменты различаются:

1. По непосредственным объектам воздействия- кредитная экспансия и кредитная рестрикция). Кредитная экспансия проводится для увеличения занятости и подъема производства, а кредитная рестрикция, чтобы предотвратить «перегрев» экономики

2. По форме инструменты денежно-кредитной политики разделяются на прямые (административные) и рыночные (косвенные).

3. По характеру параметров инструменты денежно-кредитного регулирования делят на количественные и качественные.

4. По срокам воздействия инструменты денежно-кредитной политики разделяются на долгосрочные и краткосрочные

Основными общими инструментами кредитно–денежной политики являются:

1) изменение нормы обязательного резервирования;

2) изменение учетной ставки (ставки рефинансирования);

3) операции на открытом рынке.

Сущность и функции финансов, объекты и субъекты финансовых отношений

Фина́нсы — совокупность экономических отношений, возникающих в процессе формирования, распределения и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

Функции финансов

1.Распределительная — посредством финансов распределяется и перераспределяется внутренний валовой доход, благодаря чему денежные средства поступают в распоряжение государства, муниципалитета;

2.Контрольная — заключается в их способности отслеживать весь ход распределительного процесса, также расходование по целевому назначению денежных средств, поступающих из федерального бюджета;

3.Регулирующая — вмешательство государства в процесс воспроизводства через финансы (налоги, государственные кредиты и т. д.). Государство воздействует на воспроизводительный процесс через финансирование отдельных предприятий, проведение налоговой политики;

4.Стабилизирующая — обеспечение граждан стабильными экономическими и социальными условиями.

Субъектами финансовых отношений выступают:

1. Государство в качестве управляющей структуры общества;

2. Субъекты хозяйствования как производители ВВП;

3. Физические лица - наемные работники;

4.Финансовые институты, которые обеспечивают перераспределение финансовых ресурсов (выступают своеобразными финансовыми фильтрами);

5. Международные финансовые учреждения и организации.

Объектом финансовых отношений являются финансовые ресурсы, а именно стоимость ВВП и НБ (стоимость накопленных материальных ценностей и природных ресурсов).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 31661; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.90.33.254 (0.166 с.)