Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли



Рентабельность — доходность, прибыльность предприятия; по­казатель эк-ой эффективности произ-ва промышлен­ного предприятия, который отражает конечные результаты хозяй­ственной деятельности. Ее рассчитывают как отношение балансо­вой прибыли R к среднегодовой стоимости основного капитала и нормируемых оборотных средств (ОК + ОС). Различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе балансо­вой (общей) прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.

При формировании цен на промышленную продукцию можно использоваться рентабельность отдельных изделий, которая рассчи­тывается как отношение прибыли к себестоимости.

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателя­ми эффективности произ-ва, в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

На величину рентабельности, рассчитанную по балансовой при­были, влияют три основных фактора: прирост прибыли, уровень использования основного капитала и нормируемых оборотных средств. Рассмотрим более подробно влияние каждого фактора.

Место собственности в системе соц институтов

Права собственности

Права собственности. В 60-70-ые годы прошлого столетия в западной эк-ой науке начала формироваться теория прав собственности. У истоков ее стояли Р.Коуз и А.Алчиян.
В основе теории прав собственности лежат две важные особенности. Во-первых, вместо понятия "собственность" здесь используется понятие "право собственности". Не ресурс сам по себе выступает собственностью, а выражаясь словами Г.Демсеца, право пользования им. Пучек или доля прав по использованию ресурса - вот что составляет собственность" - подчеркивает Г.Демсец.
Права собственности - это санкционированные об-вом поведенческие отношения между людьми, которые возникают в связи с существованием благ и касаются их использования. С точки зрения об-ва эти права выступают как "правила игры" или правила поведения, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами. Права собственности можно рассматривать также как права контролировать использование определенных ресурсов и распределять возникающие при этом затраты и выгоды. Их можно раcсматривать также как множество норм, регулирующих доступ к редким ресурсам, устанавливаемых и защищаемых либо гос-вом, либо другими социальными механизмами, например, обычаями, моральными установками, религиозными заповедями. А с точки зрения отдельных индивидуумов права собственности на те или иные ресурсы предстают как пучки правомочий на принятие решений по поводу этих ресурсов. При этом каждый такой пучек может расщепляться, так что одна часть правомочий начинает принадлежать одному лицу, другая часть другому и т.д.
Полный пучек прав, согласно известному перечню А.Оноре, включает в себя 11 элементов, среди которых:

Право владения, (Право исключительного физ контроля над благами)

Право исполь-ния (Право применен полезных свойств блага для себя;

Право управления, т.е. Право решать, кто и как будет обеспечивать использование благ;

Право на доход, т.е. Право обладать результатами от использования благ;

Право суверена, т.е. Право на отчуждение, потребление, изменение или уничтожение блага;

Право на безопасность, т.е. Право на защиту от экспроприации благ и от вреда со стороны внешней среды;

Право на передачу благ в наследство;

Право на бессрочность обладания благом;

Запрет вредного использования, т.е. Запрет использования вещи способом, наносящим вред имуществу других хоз-х агентов;

Право на ответственность в виде взыскания, т.е. Возможность взыскания блага в уплату долга;

Право на остаточный характер, т.е. Право на существование процедур и институтов, обеспечивающих восстановление нарешенных правомочий.

Общественные блага

Общ-ое благо - это специфический вид услуги, производимой в общественном секторе в экономике для общего (вплоть до одновременного) потребления физическими и юридическими лицами.

Исходя из данного определения можно выделить следующие признаки об-ных благ:

- общ-ое благо - это специфический вид услуги. В специфическом секторе используются специфические факторы.

- общ-ое благо потребляется сообща, вплоть до единовременности этого процесса;

- общ-ое благо по своей сути удовлетворяет социальные потребности.

Общественные блага отличаются двумя свойствами: неконкурентоспособностью и неисключаемостью. Под неисключаемостью подразумевается техническая невозможность или запретительно высокие издержки предотвращения доступа к благу дополнительных потребителей.Неконкурентоспособность общественного блага предполагает, что благо неделимо, не может быть «расфасовано» и продано поштучно, неизбирательно и потребляется совместно. Неконкурентность общественного блага означает, что потребление общественного блага одним челом не сокращает потребления другого индивида.»

Провал рынка - это неспособность рынка обеспечить эффективное распределение ограниченных ресурсов.

Из многих возможных причин провала рынка три заслуживают особого внимания: внешние эффекты, общественные блага и недостаточная конкуренция.

Коррекциолнные налоги

Как уже отмечалось, загрязнители окружающей среды, производящие негативные экстерналии, должны компенсировать связанный с этим ущерб об-ву. Это можно осуществить при наложении назагрязнителя специального налога для исправления несовершенств рыночного механизма, интернализацииэкстерналий, введение которого теоретически обосновал А.Пигу (налог Пигу или Пигувианский налог). Здесь выделяются корректирующие налоги и субсидии.

Корректирующие налоги – это налог на выпуск благ, характеризующихся отрицательнымиэкстерналиями, который повышает предельные частные издержки до уровня предельных об-ных. В этом случае интернализация отрицательных внешних эффектов приводит к увеличению цены товара, порождающего этот эффект, и к снижению объема спроса на данный товар.

Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или потребителям благ, характеризующихся положительнымиэкстерналиями, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным. В этом случае интернализацияположительныхэкстерналий должна привести к падению цены, уплачиваемой потребителем, что будет стимулировать рост потребления.

Распределение доходов

Как правило, это любая система, позволяющая сбалансировать налогообложение и расходы между разными уровнями управления, особенно в федеральных системах. Без такого распределения доходов богатые регионы страны могут собирать больше средств, чем бедные, но тратить меньше. Поэтому любая страна, где существует необходимость политики перераспределения, столкнется с необходимостью распределения доходов, даже если ее Конституция делит полномочия по сбору налогов между различными уровнями власти. В частности, этот термин используется в США для обозначения мер, посредством которых часть федеральных налогов распределяется на определенных условиях между правительствами штатов и местными органами управления.

Трансакционные издержки

Трансакционные издержки - любые потери, возникающие вследствие неэффективности совместных решений, планов, заключаемых договоров и созданных структур, а так же затраты, возникающие в связи с заключением контрактов (в том числе использованием рыночных механизмов); издержки, сопровождающие взаимоотношения эк-х агентов. Трансакционные издержки ограничивают возможности взаимовыгодного сотрудничества.

Внешние эффекты, экстерналии (externalities) -- это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются "внешними", так как касаются не только участвующих в данной операции эк-х агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате как произ-ва, так и потребления товаров и услуг.

Различают два вида экстерналий: положительные, при которых полезность для агентов или их прибыль, не участвующие в трансакции, возрастают, и отрицательные, ведущие к снижению полезности или прибыли третьих лиц. Экстерналии рассматриваются как со стороны производителя, так и со стороны потребителя.

Разделение внешних эффектов на отрицательные и положительные является основополагающей, т.к. Характеризует результаты воздействия на субъекты. Но в современной эк-ой литературе предпринимаются попытки уточнить и детализировать данный подход, выделив новые критерии анализа внешних эффектов.

По результатам воздействия на субъект:

* отрицательные;

* положительные.

По направлениям действия:

* производственные - эк-ая деятельность предпринимателя влияет на уровень произ-ва других предпринимателей;

* потребительские - эк-ая деятельность потребителя влияет на уровень полезности другого потреб-ля;

* смешанные (производство-потребление - эк-ая деятельность предпринимателя влияет на уровень полезности домашнего хозяйства; потребление-производство - эк-ая деятельность домашнего хозяйства влияет на уровень произ-ва предпринимателей).

По характеру воздействия на субъект:

* технологические - последствия эк-ой деятельности, которые не охватываются рыночными процессами;

* денежные - результат взаимозависимости производителей (потребителей), при которой доходы зависят не только от собственных затрат и выпуска, но и выпуска и затрат других субъектов.

По степени воздействия на субъект:

* предельные - эффекты, которые при малом изменении в деятельности создающего эффект субъекта приводят к значительным изменениям в производительности или полезности другого субъекта;

* интрамаржинальные - эффекты, которые практически не влияют на полезность или производительность воспринимающих их субъектов.

По влиянию на благосостояние других лиц:

* Парето-непротиворечивые - ведут к улучшению эк-го положения субъекта без ухудшения положения других;

* Парето-противоречивые - ведут к реальным изменениям функции полезности или производственной функции субъекта.

По способу трансформации внешних эффектов:

* устраняются при государственном регулировании;

* путем переговоров.

Содержание теоремы Коуза можно свести к двум определениям: краткому и полному

Краткое определение: внешние эффекты не требуют государственноговмешательствав размещение ресурсов.

Полное определение: Рациональнаяаллокация ресурсов не требует государственного вмешательства и при внешних эффектах, но при двух условиях.

Первое условие или допущение теоремы Коуза – трансакционные издержки равны нулю.

Второе условие – права собственности определены и соблюдаются.

Процесс, описываемый теоремой Коуза – процесс переговоров о взаимной сделке между производителем и получателем внешнего эффекта. К участию в переговорном процессе они побуждаются при соблюдении двух выше сформулированных условий. При этом результат сделки будет одинаковым независимо от того, у кого права собственности – у производителя или получателя внешнего эффекта.

Теорему Коуза можно назвать эффектом Коуза. Удивительно, что, несмотря на всю сложность этого эффекта, его можно определить всего двумя калькированными из английского языка словами – "экстернализацияэкстерналий".

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 181; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.141.206 (0.022 с.)