О Злых, которые не существуют 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О Злых, которые не существуют



 

- Сестра, что вы можете сказать о людях, не имеющих любви, и потому злых?

- Прежде всего, я не согласна, что есть злые люди. Есть люди, находящиеся в неведении. Которые не знают. Поэтому Христос, желая дать нам пример, сказал на Кресте: "Отче, оставь им, не ведят бо, что творят". Прости им, не знают, что делают... Однажды я говорила с одним, который ненавидит евреев. Говорю: "Почему?" - "Потому что они антихристы". Я говорю: "Ты, христианин, имеешь такую ненависть? Стал адвокатом Господа, Который сказал, прости их, не знают, что делают? Как ты можешь брать правду в свои руки?

- Э, мы можем ненавидеть их деяния, какие они сделали, но не их самих". Потому что, как только вложишь в свою душу ненависть к кому-либо, сразу теряется гармония твоя с Богом... Она уже не может жить в тебе...

- Т.е. вы во что верите? Добрые люди или злые?

- У-у... очень, очень добрые!

- Добрые?

- Добрые, говорит... Ангелы! Не добрые... Сердце не перестает быть добрым. Видите, и человек, сделавший много зла, в один момент прослезится и говорит: "Да... Как я сделал это, не могу до сих пор понять". Есть в нем эта искра Божия. Не может пропасть.

- Понятно... Т.е. вы веруете, что добрый элемент человека это искра Божия и что она существует во всех...

- А... Но ничего другого не существует! Удалите ее, и мы живые трупы. То "Ффф...", что сделал Бог и вдунул нам Дыхание Свое есть - Любовь. Ушла она? Становимся живыми трупами, как полы, по которым ходят... Подумай!

 

Об Истощании

 

- Я хотела бы спросить вот о чем. Вы принимаете многих людей в своей келлии, и я убедилась в этом. Достойно удивления, что эти люди не имеют никакого отношения друг с другом. И верующие и не верующие. И христиане и не христиане. И мужчины, и женщины. И маленькие дети, и взрослые ребята. Характерно, ибо я сижу и часто наблюдаю, что Геронтисса буквально истощает саму себя, совершенно забывает саму себя, и преобразуется, так сказать, -как и сама говорит становится другим, и его слушает. Это истощание как происходит? Пребываете ли вы в постоянной молитве в то время? Как вам удается сблизиться с другим человеком, со всеми его проблемами, со всей его скорбью, со всей его болью? Безразлично с Богом ли он, или далек от Бога. Такую полноту любви, без условий, как вы можете осуществить в ежедневной практике, для стольких людей?

- Это не сознательно, это не программа - положить любовь в практику. Это не осязаемая вещь. Этого нельзя охватить. Это Дух Божий, Который сотворил тебя для любви. Твое предназначение любить. Сейчас... Малыш? Ты его будешь любить. Он не виноват, что он родился там, где родился... Буду ли я творить суд? Нет... Итак, в ту минуту, если не думаешь о себе, но думаешь о безграничной любви Божией к этому человеку, ты робко-робко любишь его, как можешь, тогда как Он - безгранично! В этом разница! Никогда не думаю, что я его буду любить. Кто я? Он! Все время! Это - да.

О том, что Голова только

 

- Пятнадцать дней назад пришел в дом вместе в супругой один очень образованный человек и говорит: "Поезжайте в Италию. У нас прекрасный цикл, вы нам расскажете. Будем очень рады". И я сказала ему: "Весьма благодарю. Если бы я могла путешествовать головой только, завтра была бы уже там. Но, к сожалению, требуются и ноги!" Народ не может понять, что мне 91 год!

- Не 91... 19.

 

О четке

 

- Когда берем четки и думаем о тех, за которых хотим помолиться, нашим двигателем является любовь. " Боже мой, Ты знаешь, как я люблю этого человека. Эта любовь моя - не моя, ибо Ты - источник Любви. От этого Источника беру и я, и Тебе приношу этого человека. И прошу Тебя, да дашь ему Просвещение, да дашь ему Милость, да дашь ему Силу, да дашь ему Веру, дай все богатые Твои щедроты. И молю тебя о..." (и после того как скажешь такое предисловие, берешь один узелок и говоришь) о таком-то, таком-то, таком-то. И приносишь мысленно к ногам Христовым этих лиц, как будто и они сами действительно коленопреклоненно молятся перед Ним, как говорит Паломник. У меня есть опыты многих лет, что Бог творит много чудес через такую молитву. Потому что Бог хочет иметь нас Своими соработниками. Какими бы ничтожными мы ни были. Ибо мы создания Его, и этими созданиями Он действует.

 

О жизни в миру

 

- Сестра, вы ушли из мира. Мы, живущие здесь, ежедневно сталкиваемся с проблемами и имеем тревогу.

- Все это произведение фантазии. И я в миру. И я плачу арендную плату и за телефон и за все это. Но у меня нет никакой тревоги. Потому что я знаю, что Господь доставит мне все, что нужно, в нужную минуту. Именно то, и сколько нужно.

 

О бесцельных разговорах

 

- Что мне делать с бесцельными разговорами, которые заводят некоторые?

- Нельзя избежать бесцельных разговоров, кроме как помышляя о другом. Нужно много упражняться. Особенно, если окружение - любимое и дружеское... Но все время требуется сосредоточение.

- Т.е. какое сосредоточение?

- Сосредотачивайся и не говори, о чем думаешь. Т.е. "довольно уже", или "Во имя Божие..."

- Поняла.

- Тебе нужно все время говорить: "Хорошо... хорошо... "и пусть даже говорят другие... истории. И говори в себе: "Поскольку Бог попускает это, скажу ли я "нет"?" Имей в себе постоянно молитву. Непрекращаемую. Все будешь слышать. Для того, кто тебе говорит, это сама жизнь. Можешь ли сказать: "Прости, у меня работа"? Нет!

- Прекрасно, но если это они делают постоянно, скажем, десять раз, могу ли я в одиннадцатый пойти погулять? Или нет?

- Думаю, если Бог того захочет, не попустит быть одиннадцатому. Однако, если попустит, тогда будешь подобна тому, о ком Он говорит: "Если просит тебя идти с ним милю, иди с ним две…" Тебя сколько раз задевали? Семь ли раз прощать? Нет, семьдесят семь! Не имеет границы!

- Какой еще опасности остерегаться?

- Смотри. Беседа всегда имеет продолжение. Бывает разговор, и тогда есть опасность. Когда тебе задают вопрос, будь краткой, нельзя приплетать туда свою фантазию и представлять что-либо иначе. Очень опасно. Потому что потом приходят и говорят: "Она сказала нам это и это".

- Понятно.

- Имей глаза открытыми, уши открытыми, а рот закрытым. Ибо только тогда Бог даст тебе рассуждение, знать, где находишься.

- Чего еще опасаться?

- Смеха… То, что случилось с А., произошло из-за ее смеха. Звонит по телефону, и ничего, кроме смеха, не услышишь.

 

Об усталости

 

- Меня спрашивают, не устаю ли я, видя за день столько народа. И скажу вам, что не устаю. Потому что это – величайшее разнообразие моей жизни. В день я бываю как двенадцать человек! Приходит один, я иду, я стала им. Ах, как прекрасно! Он говорит, а я слушаю, и мы говорим о его жизни. Иду я, не существую. Слушаю, слушаю, слушаю. Он уходит, приходит другой. Снова то же самое. Знаете, как это прекрасно? Я – двенадцать человек? Великое чудо! Не знаю, как объяснить. Мы говорим все о Боге. Устаешь? Никогда не можешь устать!

 

L

 

1. Об отце Льве Жиле (православный иеромонах русской Церкви)

 

- "Служение Ваше, столь мирное и харизматическое, дает вам в Церкви Христовой наименование, осмелюсь сказать, апостольское. Благодарю Бога, Который вверил вам его… Глубоко верю, что призвание Ваше продолжает пребывать ежедневно непредуведенным. Всегда следуйте внутреннему Наставлению" (отец Лев Жиле, май 1979г.). Какое прекрасное письмо… Когда он умер?

- В 1980г. Как исповедник (духовник), он знал всю мою жизнь. Он жил в Лондоне при мне 8 лет.

- С каких пор вы его знаете?

- С 1940г. Помню, старец Амфилохий (Маркос) – он был моим исповедником – умер 16 апреля 1970г. Я узнала об этом 30 апреля. У меня уже не было Старца… 12 мая приходит это письмо! Как видно по дате, до сих пор целые годы мы не переписывались. Так устраивает Бог. С тех пор он стал моим исповедником.

 

О Проказе

 

- Геронтисса, когда вы оказались перед прокаженными, не оробели ли вы, хоть на минуту?

- В Индии и всюду веруют, что проказа, если пристанет, может проявиться и через 10-20 лет. В больнице для прокаженных (у Баба Амте) помню, было немного пожилых индийских врачей, которые приходили и давали наставления руками в перчатках, не осмеливаясь ни к кому прикасаться... Я говорила им: "Не бойтесь! Только в другой "жизни" вашей, как вы говорите, проявится. Если... опять родитесь..." Проказа так не пристает. Нужно иметь более тесный контакт. Скажем, есть из одной тарелки и т. д... Однако, некоторый раз, поскольку моей работой было делать повязки и все такое, и поскольку иногда они сидели выше меня, и я, так сказать, заботилась о пальцах ног, - т.к. ночью приходили мыши и грызли нечувствительные ткани больных конечностей и утром нужно было делать повязку - в то время как я наклонялась над ногой их, он неожиданно мог бросить одно "апчхи" и все полетело бы на меня. Такое было! Несчастье, так сказать! Потому что через это можно заразиться! Не знаю почему. Но одно дело - бояться микробов, и другое чувствовать отвращение. Я иной раз брезгую, не в связи с проказой, но и не боюсь ее микробов. Потому что считаю, что если заражусь, то это попустил Бог по какой-нибудь причине, так. Единственное, что я делала, было мыло и вода, и я мыла каждый вечер ботинки, которые были из материи. И врач смеялся и говорил: "В этом вся ее профилактика!" Во всяком случае, не было так серьезно. И сегодня мы имеем разные болезни, от которых народ боится заразиться. Но не так легко заражаешься.

- СПИД заразный? Что можно было бы сделать?

- Ничего. Только чистота и ничего более.

- Я всегда верю, что касается темы микробов, в то, что говорит Геронтисса. Можно остерегаться и держаться на расстоянии, и заболеешь. А когда о другом думаешь, что он - кусочек от тебя, ничем не пострадаешь.

- Это так. Но еще важнее, когда говоришь: "Иду помогать прокаженным". Это большая утопия. Потому что, когда приходит туда юная девушка, двадцати лет, и дает тебе руку, где нужно отрезать ножницами всю гангрену... Кто кому помогает? Я, которая отрезаю, и во мне дрожит вся душа об этой бедняжке? Или она, которая говорит: "Если Бог так хочет, режь, режь, режь"... Кто получает помощь? Получаю я...

 

О решении проблем

 

- Опыт моей жизни научил меня, что никто не может помочь кому-либо в его проблемах, пока не придет время Божие. Тогда дастся решение. Не как мы хотим, но как хочет Он. Решение это часто нас ранит, но по прошествии лет мы поймем мудрость его.

 

M

 

О доме на улице Мидии

 

- В различных моих "похождениях", где ни бываю, я вполне уверена в пути. Потому что не знаю, где остановлюсь на другой день. Возвращаясь из путешествия в Швейцарию, куда я сопровождала больную, мне представилась возможность остановиться у одной госпожи. Но страннолюбие не означает определенность... Я не знала, нужно ли было уйти через два-три дня... Итак, однажды утром я прихожу к святому Луке и, как всегда после Божественной литургии и Божественного причастия, сижу спокойно на своем месте. И начинают гасить свет, собирать стулья. Встаю, но добрый мой Ангел-хранитель мне говорит: "Сиди там, где сидишь!" Сижу... Сторож начинает... Снова поднимаюсь уходить. "Сиди там, где сидишь!" И тогда входит отец Агафангел (Михаилидис).

Мы познакомились, когда я совершала поминовение отца и матери. Он говорит мне: "Добрый день. Как поживаете? Что здесь? Сейчас где живете, сестра?" Говорю: "Если бы я знала, где мне жить, я была бы очень счастлива, но в данный момент не существует это "где"... " Не задавая более вопросов, он говорит: "Подожди минутку". Идет в алтарь, одевает камилавку: "Пойдем", - говорит. Э, идем, идем... идем... Пересекаем улицу Колиацу, входим в узкую улочку и проходим прямо к дому, где нахожусь я сейчас, достает ключ – на ключе висела брелок - иконочка "Благовестница" Тинская* и открывает и входит в квартиру. Я заметила, что у звонка написано: "Сестричество богословов "Благодать"". Представляете, что я говорила в себе! "Боже мой, Боже мой! Благодать Твоя ведет меня сюда". Итак, он открывает и мы входим, и он говорит: "Пожалуйста, она теперь ваша. Она была долгое время клубом для студентов, у которых не было крыши. Но теперь она пуста. Прошу!" Потому что, знаете, отец Агафангел учил много лет бедных студентов. Говорю: она от благого Ангела... отца Агафангела*... Это важно! Ибо я верю в Ангелов. И Ангелы послали благого Ангела! Дом был весь пустой. Четыре комнаты, кухня, ванная, шкаф. "Это теперь ваше, - повторяет он, - я ждал человека, как ты, и вот ты пришла..." Приближалось Рождество и Новый год. Говорю ему: "Отче, идите, благословите дом, который вы мне дали..." И приходит отец Агафангел, из Кесарии, родины святого Василия Великого, и приносит мне пирог. Какое благословение! С тех пор прошло десять лет!

- Я знала этот дом! Там был Дом Ангелов! Так мы его называли... Входишь и думаешь, что вошла в церковь. Ощущаешь подъем.

- Он был одна радость! Полон цветов. Народ приходил и днем и ночью.

- И телефон день и ночь. И все это благодаря Дому Ангелов, благодаря тому Старцу. Т.е., если бы его не было, он (дом) не видел бы столько народа! И думать нечего.

- Одно приносит другое.

 

О Великой Седмице

 

- Помню, когда Андрею было 15 лет, он сказал однажды: "Ах!.. Почему не делают Великую седмицу 4-5 раз в году, чтобы нам переварить все это..." Истина. Мы размышляем часами и днями. Это, конечно, не от мира сего.

 

О Великом вторнике

 

- Слыша: "Господи, во грехах многих...", не можешь не подумать... И кто из нас не во грехах многих. Но как бы иначе мы почувствовали Чудо Прощения и Любви Его? Поэтому те, кто Ему служат, знают, что без Его помощи, силы и вмешательства мы были бы в болоте. Боже мой! Благодарю Тебя! Благодарю тебя день и ночь, с открытыми и закрытыми глазами, словами и без слов, живая и мертвая.

 

4. О том, что значит "Переменить мысль"

 

- Геронтисса, то, что вы иногда говорите: "Переменить мысль - свойство мудрого - "что означает? Значит ли, что мы можем последовательно менять решения?

- Верую нет! Потому что в конце концов человек окажется в безвыходном положении, и будет как "кимвал звучащий" - раз отсюда, раз оттуда, до конца жизни, без того решения, какое хочет Бог. Он говорит нам: "Хочешь? Следуй за Мной". Изменить мысль - делаю, когда, скажем, спрашивают мое мнение, и я скажу его в тот момент, не подумав. А потом говорю: "Ах, какая бессмыслица! То, что я сказала, неправильно". Потому что пришла мысль более глубокая, Божия, и тогда говорю тебе: "Нет, чадо. Я ошиблась". Это есть и смирение, и это правильно. Потому что иначе останешься с ошибочной идеей, ради того чтобы не изменить мнение. Конечно тогда тебе говорят: "Но ты так сказала! Почему теперь говоришь по-другому?" Теперь говорю так, потому что ко мне пришла другая мысль. Я поняла правильное, увидела, что допустила ошибку в этом, имею смирение признать ее и тебе сказать: "Я изменила мнение". Это означает - "переменить мысль - свойство мудрого".

- Т.е. это не означает, что сегодня мы хотим одно, а завтра другое.

- Нет. Никогда. Никогда! Скажем, приходит подруга и говорит: "Пойдем вечером на танцы?" - "У-у... давай пойдем!" - говорю ей по энтузиазму, изъявляя готовность идти на танцы! Потом приходит другая мысль: "Обезумела? Что будешь делать на танцах? Смотреть на танцующих под музыку людей? Но посмотри, что делается вокруг. И тогда поймешь, что они -...безумные! Итак? Туда идти? Нет!" - "Благодарю, не пойду". Так. В другой раз идешь и говоришь где-нибудь: "Завтра пойду с тобой на Божественную литургию". Это ты говоришь непроизвольно, по любви к Богу и все... Приходишь домой и говоришь: "Не утруждай себя. Пойду, устану, и потом после обеда придет народ, народ, я буду как труп! Итак, не пойду на литургию. Позвоню и скажу, что не пойду, потому что у меня сил нет". И потом вторая перемена. Потому что сидишь и думаешь: "Не стыдно тебе! Оставить Вечерю Господню, и только лишь потому, что утомляешься с людьми? Но если и трупом будешь, не играет роли, когда Бог видит тебя". Поняла? Три раза изменяется мнение, - не имеет значения. То, к чему приходим в конце концов, то имеет. Всегда да приходим к Свету Христову! Ибо в конце концов говоришь: "Если бы Христос был теперь здесь, видимый, что бы Он сказал мне? Может быть: "Сиди и спи и почивай, потому что после обеда придут люди и ты должен быть свежим и бодрым"? Э, и грешники так же творят! И мирские так же творят! И тогда... стыд тебе!"

 

О Перевоплощении

 

- Вы, что, веруете в перевоплощение?

- Не верю в него. Потому что Бог дал для нас эту жизнь, чтобы мы делали то, что делаем. Об этом нигде не сообщается в Священном Писании. Оно - Путеводитель наш. Мы должны его иметь, как имеет всякая наука. Остальное душа только знает. И душа это держит для самой себя, не ведет беседы.

 

Не противься злому

 

- Не нужно нам идти против того, что нас искушает. Об этом говорит и Евангелие: "Не противься злу". В это время сотворите молитву, и дело изменится, но без вашего возмущения. Потому что, как только человек начинает возмущаться, лукавый находит предлог. Всегда в неустройстве, в несуразице, в тревоге, всегда там пища его. И приходит плохая мысль. Придет, уйдет. Снова приходит. В этом помысле мы виноваты, если долго его держим, если применяем его на деле. Грех имеет ступени. Приходит как мысль. Она приходила и к Святым, и ко всем. Одни ее держали, другие избегали. Иные применяли на деле и падали очень низко и согрешали и каялись. И совершали посты и налагали наказание на себя, и так возвращались на путь Божий. Вообще, противиться злу - нечто очень плохое. Возьмем, к примеру, войны. Неожиданно началась последняя война. И конечно, Гитлер был ее виновником. А Англия была с другим духом. Теперь представьте, что я падаю с Марса через три года, и смотрю на то, что происходит. Я не вижу никакой разницы между войсками. Одну ночь бомбят Берлин, другую Лондон. В один вечер убивают одного, в другой другого. Не понимаешь совсем уже, кто прав, а кто не прав. Где идеология, а где грех. Однако, когда не противишься лукавому, бывает по-иному. Возьми теперь и Ганди, который припадает в молитве и посте, и его заключают в тюрьму, и он говорит народу: "Не бери оружия! Англия уйдет только при пассивном противостоянии". И произошло чудо! Чудо Индии, которое изумило весь мир. Пятьсот миллионов освободились почти без пролития крови. Помню, я была там, в Индии, когда началось наше восстание на Кипре. Люди следили за ним по газетам и говорили мне: "Любопытно! Почему вождь их не припадет коленопреклоненно в посте и молитве со всем народом, дабы задрожали Англичане и оставили остров, и ушли?" Они были уверены, что и киприоты освободятся пассивным сопротивлением.

- Такова вера.

- Другой раз, помню, я была в монастыре (в Вифании), и мне поручили лечение и заботу о больной геронтиссе. Эта геронтисса была очень своеобразная, бедняжка. Итак, я сказала самой себе: все в этом мире или Бог того хочет, или Бог попускает. Т.е. для меня все то, что делает меня радостной, того хочет и Бог. Ибо Бог - Всеблагой и Добрый. Но поскольку Он - Всеблагой и Добрый, то попускает и другое, что мне требуется для совершенствования моей души, что является страшно неприятным для меня, но... если не "ударяется" уголь, бывает ли он алмазом? Нет. Итак, я приняла на себя заботу об этой больной. Та тиранила меня во многом, сказал бы кто-нибудь, но я не чувствовала тиранства, потому что творила внутреннюю молитву, и была рада при мысли, что она имела внутри Христа, Которого она не чувствовала, но я видела Его в ней. Другие монахини мне жаловались: "Что будет! Пришла сюда сделать ей, чтобы она потеряла душу? Все понятно, понятно, понятно! Она каждый день становится все хуже. Если ты уйдешь, что мы станем делать?" Подходит время исповеди... И у меня был большой вопросительный знак, и я говорю духовнику: "Скажите мне, отец, так, так и так... Кто прав? Я ли, когда на все говорю "Да", или сестры, которые говорят: "Относись иначе, потому что она соблазняется"?" Он говорит: "Второе - второстепенное. Каждый человек смотрит за спасением своей души. Но, поскольку трудно достичь нам той степени, чтобы все терпеть, поэтому все, что делаем, говорим, что это делаем Для спасения души другого. Ты старайся продолжать "Да" во всем, что она ни скажет, и Бог просветит ее". И действительно, через год и три месяца она сама говорила мне: "Прошу... Благодарю... Ты не устала?.. Ступай, чадо, поспи... " Любопытно, что со всеми остальными она теперь относилась с еще большим своенравием, чем прежде. Потому что, кажется, она вымещала свой гнев.

- Какие трудные, иной раз, бывают "уроки".

- Не нужно забывать следующее. Сколько будете преуспевать в духовной жизни, столько увидите, что случаются несовершенства. Чтобы сделать вас более совершенными. Они посланы Богом. Так вы будете принимать их, потому что каждое из них приходит о Имени Его. Один вас воспитывает, другой любит вас, один утешает вас, другой искушает. Поскольку ВСЕ бывает либо по попущению, либо так хочет Господь... Когда увидишь это, тогда становится интересно жить! И, шествуя, смотришь каждую минуту, когда произойдет чудо, когда состоится встреча, когда будет происходить раздаяние, когда произойдет все... всегда!

 

Об Извещении монашества

 

- У меня недоумение. Почему вы решили стать монахиней, тогда как вы могли бы то же самое делать как мирянка? Совершая здесь и там миссионерство.

- Во-первых, я не собиралась стать монахиней. Совсем. Сидела беззаботно и веровала, что там, где я была, была очень счастлива, что делаю то, что хочет Бог. Не было причины, и я не помышляла о рясе. Совсем. И даже один раз спросила на молитве: "Что хочет от меня Бог, чтобы я сделала? Быть в таком-то месте или в другом? Работать с параличными, или старыми, слепыми, или другими какими?" И ответ пришел: " Бог не интересуется тем, где ты и что делаешь... Интересуется только качеством и количеством любви, какую мы даем ". Ничем другим. Ничем другим. И следовательно, меня не волновало, буду или не буду я монахиней. Никогда я не думала об этом. И никогда я не посещала монастырь. И неожиданно, там высоко в Гималаях, где я оказалась (в Уттар-Каши), было получено известие от Ангелов: "Теперь ты в состоянии идти в монахи". О чем я никогда не думала! "Э, - говорю, я - сижу спокойно, и посмотрим". Ведь я с детства не любила черное, и просила родителей своих не носить черное, когда они уйдут, но темно-синее. Кроме того, я ушла и пошла, как безденежный паломник мира. И не имела средств. Куда идти? Монастырей не знала. Ждала... Вдруг Извещение! Кто посмеется Совету Божию? Через несколько дней снова Извещение: "Встанешь и пойдешь в Ландур, и там тебя наставит такой-то человек... Заболевает моя подруга, которая стала индийской монахиней (Дагия), и приходит и за несколько дней находит меня. Она была второй европейской женщиной в этих местах. Она болеет дизентерией, я лечу ее, и она говорит: "Послушай, я не могу возвращаться в ашрам, где живу, мне нужно ехать куда-нибудь лечиться. Не поехать ли нам в Ландур?" Я забыла об Извещении. Говорю: "Давай поедем. Знаю один небольшой пансион, который содержит пожилая англичанка. Она примет меня даром, поскольку я делала ей физиотерапию". Телеграфируем, и она отвечает: "Пожалуйста"... Едем... На другой день подруга захотела пойти к зубному врачу. Когда пришли, врач говорит мне: "Вы откуда?" - "Из Греции". - "А, - говорит, - идите познакомьтесь с американской госпожой, которую звать Нелла Грэхем Кук. Она долго жила в Греции, чудесно говорит по-гречески и обрадуется". Я еще ничего не сообразила. Идем, нахожу Неллу, одетую в пижаму. Но какой греческий! Удивительно! Лучше моего. Начала мне петь: "Aiya леика, dja царцора, ЕААаба цои" ("Немного сосен, немного мрамора, Греция моя..."). Плач, волнение. Отец ее был археолог, привез ее в детстве в Грецию, где она закончила греческую школу. Нелла знала Ганди и была подругой с Мирой Бен, которая написала ее биографию и другие книги. Говорит мне: "Куда поедешь теперь? Опять в Бекир?" - "Нет, - говорю, - странная вещь. Мне кажется, Бог хочет, чтобы я стала монахиней". И это я сказала очень застенчиво, дабы не сказать, что не следует... Не успела я, однако, хорошенько рассказать, как она прерывает, хватает меня и говорит: "Я пошлю тебя. Поедешь прямо в Вифанию, к отцу Феодосию, в прекрасный монастырь, недалеко от Иерусалима! Я гостила в этом монастыре. Самый прекрасный монастырь в мире! Я напишу, и мы договоримся!" Понимаете. С верха Гималаев тебя посылают в Вифанию! Я говорю: "Тогда пишите... У меня нет денег и пошевелиться. Сейчас еду в Хайдерабад". Там я должна была встретиться с одной индийской госпожой, которой Шивананда велел открыть собственную больницу прокаженных. Она была принцесса и потеряла сына и хотела сделать что-нибудь для Бога.

Итак, она садится и пишет отцу Феодосию. Нелла была очень сильная женщина. Филолог (Примеч. и поэтесса. Написала "Поэмы Кашмира".), энтузиастка, мечтательница. Изучила все религии. Организовала танцевальную группу из иорданских девочек и их возила в Персию... Об этом знал отец Феодосии (Вифания тогда принадлежала Иордании) и подумал: "Какую-нибудь безумную нам пришлет эта Нелла! Не будем отвечать!" Прошло шесть месяцев, ничего. Снова пишет. Наконец о. Феодосии, видя ее настойчивость, пишет: "Пусть приезжает на свои средства, и после увидим..." И я сказала: "Прекрасно, Бог хочет, чтобы я поехала. Но у меня не было билета. Итак, сижу спокойно". И так сидела еще немного в своей любимой Индии. Между тем, мой знакомый из Австралии (речь идет об Алане) присылает мне письмо: "Поскольку нас очень интересует то, что вы делаете в Индии, мы бы хотели, чтобы вы приехали сюда продолжить". Я ответила ему: "Собираюсь поехать в Иерусалим и стать монахиней". И он прислал мне первый чек, который был почти на полбилета! Итак, когда оказалось полбилета, я стала говорить уже "адью"... И смотрите, какое трогательное проявление любви. Индийские друзья вкладывают в конверты деньги и говорят: "Вместо того чтобы нам ехать в Волио, даем их тебе, ибо ты едешь к Богу в Иерусалим". И так вышло на два билета самолетом. Один я дала другу, Камерону К., который находится сегодня в Афинах, и второй для меня. Но у меня была одна надежда. Прежде чем уехать из Индии, узнать знаменитого Поля Брэнда, который был величайшим лепрологом мира в то время. И я говорю: "Вот, уезжаю из Индии, не увидав его". Потому что я хотела ему сказать нечто, что открылось мне с помощью Божией, которое только он мог сделать. Как быть?.. Итак, еду в Хайдарабад и там поехала попрощаться с друзьями. И когда все собрались, говорю: "Вот, уезжаю скоро в Иерусалим..." Один господин, индус, сидевший в углу, говорит мне: "Хочу с вами поговорить особо. Выйдем". Идем. Он говорит: "Я слышал, что вы всегда говорите "да" на то, что вам предлагают. Если бы я попросил вас о чем-то важном, сказали бы вы "да"?" - "Конечно, да!" - "Итак, - говорит он, - я тайный прокаженный. Я врач с большой клиентурой. Жена и дети о моей болезни не знают. Врач, который меня лечит, сказал скрыть это, чтобы не отяготить семью. Но теперь начинают неметь мои руки и нужно делать операцию в Мадрасе у Поля Брэнда. Вы поедете меня сопровождать?"... Видели?.. До сего дня так совершаются чудеса Божий! Но быть монахиней я не выбирала это-го. И никогда не выбирала сама ничего. Шла так все время, и сейчас так иду...

 

О Монашестве

 

- Сестра, к счастью, что вы не родились... монахиней! Потому что вы приобрели опыт человеческой жизни, тогда как иначе, если бы вы стали с детства, то были бы весьма односторонняя... Не знаю, имели бы ту возможность, какую сейчас имеете, дабы переживать всякое человеческое чувство и проблему, с каковыми приходят люди к вам советоваться.

- Если бы я была с молодости монахиней, это означало бы, что я была бы уже совершенной, дабы взял меня Бог сразу на эту ступень, так что я могла бы жить в Его радости с четырнадцати лет, и все.

- Да, но вы помогаете очень многим здесь в миру. Практически!

- Не имеет значения, где я. Потому что, когда у тебя нет возможности практически или лично помочь человеку, пошли известие Богу, - возьми этого человека, положи мысленно к ногам Христовым, проси Его, да даст Он ему благословение Свое, и тогда ты будешь в порядке. Это бывает постоянно. Это делают и монахи, живущие полностью вдали от мира. Они ушли не потому, что не любили мир. Ушли, поскольку очень любили его, и хотели бы ничего не делать другого, кроме как молиться за него. Монахи совершают молитвы и посты. Т.е. делают две высшие ступеньки любви к Богу. Молитва их становится бомбой и очищает миллионы стремм[1]... Не только пустыню, но и полмира. И если сегодня мир стоит на ногах, это потому, что тысячи монахов молятся за него. Когда возьмете и прочитаете аскетов пустыни, тогда осознаете их мудрые Слова... Какая простота, какое смирение... Как будто они ничего не сделали... И вместе с тем... Остались вечными. Кто не знает, говорит: "Э, что делает монах? Молится? Чепуха! Дела! Дела! Они нужны нам!" Они не правы. Потому что более сильного действия, чем действие молитвы не существует. "Много бо может молитва" говорит Писание, и особенно усиленная... Ибо является силой... энергией. Видишь, говорит, и гору можешь переставить верой и молитвой. Отец Лазарь хорошо сказал, что гора, которую мы переставляем верою, это наша гордость... Гора! И ее бросаем в море!

- Прекрасно, но как мы бросаем ее?

- Не спрашивай... Только по благодати Божией. Скажи Ему: "Господи, возьми от меня гордость"... На другой день Он начинает работу! Во всяком случае, в конце концов приходим к заключению, что никто из нас, не смотря на любовь, не может изменить другого, ни посоветовать, ни повлиять на него. Понимаем, что только посредством молитвы мы могли помочь. К этому выводу пришла и сестра Мария, пятьдесят лет как отшельница. "Чувствую себя, - говорит, намного ближе ко всему миру, чем когда иду по университетской улице..."

- Какими должны быть сегодня монастыри?

- Должны быть открытыми. Пусть откроются двери страннолюбия, что-бы слышать проблемы и трудности. Это есть великая помощь, какую может дать христианин. Помню, когда я была в Новом Иерусалиме, однажды поднялась группа людей, которые кричали и тянули друг друга и острили и были одеты, не как положено. Я увидела их из окна. Они постучали в ворота монастыря. Я не вышла. Достаточное время спустя, я увидела их уходящих. Теперь образ их совершенно отличался. Молчаливые, задумчиво спускались они по тропинке. Выхожу и спрашиваю Геронтиссу: "Кто были те, кто приходили?"- "Приходили какие-то люди, один..., другой без рубашки, третий в коротких брюках... И вошли и кричали и один из них сказал мне: "Геронтисса, примете нас такими, как мы есть?.." - "Монастырь не мой. Он - Богородицы", - сказала я... И они вошли..."

- Прекрасно.

- И продолжает: "И вошли, и начали мало-помалу прикладываться к святыням, возжигать свечи. Говорят мне: "Очень хороший ваш монастырь!" И когда они уходили, я сказала им: "Всего доброго вам, ребята. Благословение Его да будет с вами". И они ушли". Знаете, какое зло сделала бы Геронтисса, если бы видя, как они набросились на нее, сказала: "Вон отсюда"? Потому что я, когда они уходили, увидела всю разницу...

 

N

 

О Посте

 

- Сестра, что бы вы хотели сказать нам о посте?

- Это одно из величайших оружий, какими мы располагаем против лукавого. Скажу то, что мне говорил отец Лазарь. Однажды в 1962 г. я ездила в Америку. Долгое время жила и была во многих штатах.

Письма отца Лазаря всегда были большой помощью. Он был моим духовником, и я обязана ему большой благодарностью за многоценные письма, какие он присылал по временам, куда бы я ни приезжала. Он говорил: "Поезжай, куда хочешь, делай, что хочешь, достаточно тебе держать пост".

- Зачем, сестра?

- Затем, что не может тебя достичь никакая стрела лукавого, когда ты постишься. Никогда.

- Т.е. среду и пятницу?

- Не только. Весь пост.

- И что вы ели?

- Было 15 августа*. Там делали знаменитую трапезу: все, что угодно... Но я ела один томатный сок и один компот... и кончилось! И снова то же самое.

И действительно, я видела, как Бог совершает чудеса! Когда меня попросили сказать в защиту Православной веры, или о духовных опытах, я удивлялась, когда слушала потом магнитозапись, как бы не моя была. Очень благодарю отца Лазаря за этот его совет...

- Т.е., сестра, то, о чем вы говорите, когда постимся - нас не трогают стрелы лукавого, происходит потому, что душа становится свободной для духовной пищи?

- По началу, пост способствует забыть о теле. Т.е. "что едим, что пьем". Так? В том случае, когда ум не занят телом, ум имеем в духе. И тогда дух благословляется Богом, принимает и получает Божественную благодать, и ты можешь жить и живешь жизнью по Христу, как мы все молимся и так желаем ее прожить. В этом нам помогает пост. Василий Великий сказал, что основа для духовного преуспеяния есть воздержание в пище и т.д. И у наших древних было знаменитое изречение: "Толстое чрево не родит тонкого ума"...

- Это в монахе, а в человеке в миру?

- Нет, не только для монахов. Прежде я была в миру и занималась профессиональной деятельностью в лечебнице и т.д.

- Да, но если кто замужем и имеет семью? Что касается поста, как быть? И что касается церкви, как быть? Какова мера?

- Воздержание бывает в еде, в развлечениях, в супружеских отношениях. Достаточно того, что супруги согласятся, что впредь не будут вести абсолютно мирскую жизнь, но что будут стремиться к жизни по Богу... Знаю многих людей, которые и детей вырастили, и сами вели правильную жизнь. Первое, что должна спросить девушка или юноша, любящие Бога: "Христианин ли он?"

- А если нет?

- Если нет, нет смысла заводить семью. Несмотря на это, есть некоторые случаи, когда, по многой молитве супруги, через тридцать-сорок лет и супруг пошел в первый раз и причастился. Но представь, сколько времени.

- Сколько терпения!

- Всегда слышится молитва, когда она о духовном обращении и успехе.

 

О трезвении в монастыре

 

- Истинная жизнь в монастыре такова. Совсем не думаешь о жизни в миру. Величайшее благо, что дает тебе монастырь. Ни с кем не говоришь. Старайся использовать время, зная, что ты находишься на другом поприще жизни. Тогда как если придет теперь кто-нибудь и скажет: "Ах! Не знаешь, что делается... Убийство! Такой-то... Другой... ", то ты не можешь, не можешь. Все эти образы, какие приходят на ум, хотя они не останутся, но бывает как что-то на миг... как бы что-то другого цвета обрызгивает человека. Это очень тонкая тема влияния внешнего мира на наш внутренний мир.

- А мы легко поддаемся соблазну.

- Да.

- Для чего Он сказал нам " непрестанно "? Объясняет это?

- Да. И "бодрствуйте"... "Бодрствуйте, да не внидете в искушение". Все время мы должны быть на страже. Мы должны быть приуготовлены. Но все в охранении, когда мы бываем в присутствии Божием и Ангелов. Во всем. Во всем. И потом появляется привычка, и тебя уже не искушает. Любопытно... Бывает как бы разум раздвоенным. Одна часть прилеплена туда, друга сюда... Поняла? Однако надо постоянно быть там. Если переборет здесь, то человек испытывает утомление. Тогда вновь обращается к Нему. Это от Бога, раз и соединишься с Ним... Прилепилась душа моя за Него. Поэтому все Святые и аскеты настаивают на частом причащении Божественных даров.

 

X

 

О внезапном вразумлении

 

- Бывают минуты когда думаешь, что понимаешь некоторые значительные вещи, и в следующую минуту все забыл, о чем думал, что понял.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 209; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.84.155 (0.177 с.)