Краткое сравнение взглядов Фрейда и Адлера 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Краткое сравнение взглядов Фрейда и Адлера



Фрейд Адлер
1. Объективен 1. Субъективен
2. Физиологическое обоснование теории 2. Социальная психология
3. Акцент на причинности (каузальности) 3. Акцент на телеологии
4. Редукционизм. Индивид разделен на «части», которые являются антагонистическими друг к другу: например, Ид/Эго/Супер-эго, Эрос/ Танатос, сознательное/бессознательное 4. Целостность. Индивид неделим. Человек рассматривается как целое, и все «части» индивида (память, эмоции, поведение) подчиняются этой целостности
5. Изучение человека концентрируется вокруг внутриличностного, интрапсихического   5. Люди могут быть поняты только интерпер- сонально, как социальные существа, живущие в окружающей среде и взаимодействующие с ней
6. Идеальную цель психотерапии составляет достижение внутрипсихической гармонии. «Где было Ид, там должно быть Эго» 6. Экспансия индивидуальности, самореализа- ция, повышение социального интереса — идеальные цели для индивида.
7. Люди изначально «плохие». Цивилизация пытается «облагородить» их, и за это они должны заплатить высокую цену. Через терапию требования инстинктов могут быть сублимированы, но не устранены   7. Люди не являются ни «хорошими», ни «пло- хими», но, будучи твврческими, выбирающими существами, они могут выбрать, быть «хорошими» или «плохими» или теми и другими сразу, в зависимости от образа жизни и их оценки непосредственной ситуации и своих ресурсов. Благодаря терапии люди могут избрать жизненный путь самореализации
8. Люди являются жертвами как собственных инстинктов, так и цивилизации     8. Люди могут формировать как внешнюю, так и внутреннюю среду. Они всегда имеют возможность выбрать положение, в котором справятся с жизненными обстоятельствами, хотя не полностью распоряжаются судьбой и не могут выбирать то, что случится с ними
9. Описание детского развития было косвенным и базировалось не на прямом наблюдении детей, а на свободных ассоциациях взрослых 9. Дети изучались непосредственно в семьях, в школах и в семейных образовательных центрах
10. Подчеркивается значение эдипова комплекса и его разрешения 10. Подчеркивается значение состава семьи  
11. Человек человеку — враг. Другие — наши соперники, и мы должны защищаться от них. Теодор Рейк (Reik) цитирует Нестора: «Если судьба сведет двух волков вместе... ни один не почувствует себя спокойно, потому что другой — волк; два человека, однако, могут никогда не встречаться в лесу, но могут подумать: другой может быть грабителем» (1948, р. 477) 11. Другие люди — mitmenschen, дружествен- ные человеческие существа. Они такие же, как и мы, наши сотрудники, наши помощники в жизни    
12. Женщины испытывают чувство неполноценности, потому что они завидуют мужчинам, обладающим пенисом. Женщины — низшие существа. «Анатомия — это судьба»     12. Женщины чувствуют неполноценность потому, что в наших культурах женщины унижены. Мужчины имеют привилегии, права, более высокий статус, хотя в настоящее время в европейской культуре эти позиции пересматриваются
13. Невроз имеет сексуальную этиологию   13. Невроз — это недостаток научения, продукт искаженного восприятия
14. Невроз — это цена, которую мы платим за цивилизацию 14. Невроз — это цена, которую мы платим за недостаток цивилизации

Источник: MosakH., 1989. Adlerian psychology. In: R. J. Corsini & D. Wedding (Eds) Currentpsychotherapies (p. 70). Itasca IL Peacock.

Психоанализ не используется многими консультантами из-за своей высокой стоимости и трудоемкости, а также потому, что не многие консультанты получили необходимое образование. Подход также неприменим для ряда категорий клиентов, с которыми работают большинство консультантов. Подход Адлера, напротив, широко применяется в школах и агентствах. Его популярность может быть приписана его оптимизму и результативности применения во многих ситуациях. Полное сравнительное резюме теорий Фрейда и Адлера приведено в табл. 8.1.

 

Задания для самостоятельной работы

 

1. Обсудите с одним из сокурсников, какую из двух теорий, представленных в этой главе, вы находите более привлекательной. Рассмотрите все аргументы. Подумайте о том, как каждый из этих подходов мог бы использоваться в различных условиях: в психиатрической больнице, в школе, в реабилитационном центре и в муниципальной психологической службе., 2. Придумайте как можно больше примеров действия защитных механизмов. Обсудите ваши примеры с сокурсниками.

3. Разделите аудиторию на пять групп согласно пяти описанным Адлером порядковым позициям ребенка в семье: первенцы, рожденные вторыми, средние дети, младшие дети, единственные дети. Назначьте в каждой группе человека, который будет вести записи. Затем обсудите с другими членами группы ваши впечатления с позиции ребенка, принадлежащего к определенной группе. После обсуждений обсудите итоги работы со всеми сокурсниками.

4. Разделитесь на группы по три человека. Выступая попеременно в ролях консультанта, клиента и наблюдателя, попробуйте выполнить некоторые из приемов, которые, по вашему мнению, использует психоаналитик или консультант, придерживающийся адлерианского консультационного подхода, работая с клиентами, имеющими следующие проблемы: депрессия, тревожность, низкая самоидентификация, фобии. После каждой смены ролей обсудите то, что вы видели и узнали.

5. Какие специфические аспекты психоанализа и теории Адлера, на ваш взгляд, требуют дальнейших исследований? Почему?

Литература

 

Adler А. (1927). Understanding human nature. Greenwich CT: Faweett.

Adler A. (1931). What life should mean to you. Boston: Little Brown.

Adler A. (1964). Social interest: A challenge to mankind. New York: Capricorn.

ArlowJ. A. (1995). Psychoanalysis. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.) Currentpsychotherapies (5th ed., pp. 15-50). Itasca IL: Peacock.

Bankart C. P. (1997). Talking cures. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Brown D. (1997). Implications of cultural values for cross-cultural consultation with families, journal of Counseling and Development, 76, 29-35.

Bule J. (1988 November). Psychoanalysis barriers tumble. АРА Monitor, 79(1), 15.

Capuzzi D. & Black D. K. (1986). The history of dream analysis and the helping relationship: A synopsis for practitioners. Journal of Humanistic Education and Development, 24, 82-97.

Corey G. (1996). Theory and practice of counseling and psychotherapy (4th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Corsini R.J.(1995). Introduction. In R. J. Corsini &D. Wedding (Eds.) Currentpsychotberapies (5th ed., pp. 1-14). Itasca IL: Peacock.

Corsini RJ. & Wedding D. (Eds.). Currentpsychotherapies (5th ed.). Itasca IL: Peacock. Dinkmeyer D. (1982a). Developing understanding of self and others (DUSOD-1). Circle Pine MN: American Guidance Service.

Dinkmeyer D. (1982b). Developing understanding of self and others (DUSOD-2). Circle Pine MN: American Guidance Service.

Dinkmeyer D., Dinkmeyer D. Jr. & Sperry L. (1987). Adlerian counseling and qsychotheraqy (2nd ed.). Upper Saddle River NJ: Merrill/Prentice Hall.

Dinkmeyer D. & Losoncy L. E. (1980). The encouragement book: Becoming a positive person. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall..

Dinkmeyer D. & McKay G. D. (1976). Systematic training for effective parenting (STEP). Circle Pine MN: American Guidance Service.

Dinkmeyer D. & McKay G. D. (1983). Systematic training foreffective parenting/Teen (STEP/ Teen). Circle Pine MN: American Guidance Service.

Dinkmeyer D., McKay G. D. & Dinkmeyer D. Jr. (1980). Systematic training/or effective teaching (STET) Circle Pine MN: American Guidance Service.

Dreikurs R. R. (1950). Fundamentals of Adlerian psychology. Chicago: Alfred Adler Institute.

Dreikurs R. R. (1967). Psychodynamics, psychotherapy, and counseling. Chicago: Alfred Adler Institute.

Dreikurs R. R. & Mosak H. H. (1966). The tasks of life. 1: Adler's three tests. Individual Psychologist, 4, 18-22.

Dreikurs R. R. & Soltz V. (1964). Children: The challenge. New York: Hawthorne.

Erikson E. H. (1963). Childhood and society (2nd ed.). New York: Norton.

Erikson E. H. (1982). The life cycle completed. New York: Norton.

Freud A. (1936). The ego and the mechanisms of defense (J. Strachey Trans.). New York: International Universities Press.

Freud S. (1933). New introductory lectures on psychoanalysis (W J. H. Sprott Trans.). New York: Norton. (Original work published 1923).

Freud S. (1947). The ego and the id (J. Strachey Trans.). London: Hogarth. (Original work published 1923).

Freud S. (1955). The interpretation of dreams (J. Strachey Trans.). London: Hogarth. (Original work published 1900).

Freud S. (1959). An autobiographical study. In J. Strachey (Ed. & Trans.) The standard edition of'the complete psychological works of' Sigmund Freud (Vol. 20, pp. 7-74). London: Hogarth. (Original work published 1925).

Gilliland B. E. & James R. K. (1998). Theories and strategies in counseling, and psychotherapy (4th ed.). Boston: Allyn & Bacon.

Gold L. (1979). Adler's theory of dreams: An holistic approach to interpretation. In В. В. Wolman (Ed.) Handbook of dreams: Research, theories, and applications. New York: Van Nostrand Reinhold.

Hall C. S. (1954). A primer of Freudian psychology. New York: New American Library. Hergenhahn B. R. (1994). An introduction to theories of personality (4th ed.). Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Jones E. (1953). The life and work of Sigmund Freud (Vol. 1). New York: Basic Books. Jones E. (1955). The life and work of Sigmund Freud (Vol. 2). New York: Basic Books.

Jones E. (1957). The life and work of Sigmund Freud (Vol. 3). New York: Basic Books.

Jones R. M. (1979). Freudian and post-Freudian theories of dreams. In В. В. Wolman (Ed.) Hand book of dreams: Research, theories, and applications. New York: Litton.

Kelly E. W. Jr. & Sweeney T. J. (1979). Typical faulty goals of adolescents: A base for counseling. School Counselor, 26,236-246.

Kern C. W & Watts R. E. (1993). Adlerian counseling. Texas Counseling Association Journal, 21, 85-95.

Kohut H. (1971). The analysis of the self. New York: Internationa] Universities Press.

Kohut H. (1984). How does psychoanalysis cure? Chicago: University of Chicago Press.

Kottman T. & Warlick J. (1990). Adlerian play therapy. Journal of Humanistic Education and Development, 28, 125-132.

Levinson D. (1978). The seasons of a man's life. New York: Knopf.

Lowe R. N. (1982). Adlerian/Dreikursian family counseling. In A. M. Home & M. M. Ohisen (Eds.) Family counseling and therapy (pp. 329-359). Itasca IL: Peacock.

Monte C. F. (1991). Beneath the mask: An introduction to theories of personality (4th ed.). Fort Worth TX: Holt Rinehart & Winston.

Mosak H. (1995). Adlerian psychotherapy. In R. J. Corsini & D. Wedding (Eds.) Current psychotherapies (5th ed., pp. 51-94). Itasca IL: Peacock.

Mosak H. H. & Maniacci M. P (1998). Tactics in counseling and psychotherapy. Itasca IL: F. E. Peacock.

Nye R. D. (1996). Three psychologies: Perspectives from Freud Skinner, and Rogers (5th ed.). Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Patterson C. H. (1985). The therapeutic relationship. Pacific Grove CA: Brooks/Cole.

Prochaska J. O. (1984). Systems of psychotherapy: A transtheoretical analysis (2nd ed.). Homewood IL: Dorsey.

Purkey W. W. & Schmidt J. J. (1987). The inviting relationship. Upper Saddle River NJ: Prentice Hall.

Seligman L. (1997). Diagnosis and treatment planning in counseling (2nd ed.). New York: Plenum.

Singer E. (1970). Key concepts in psychotherapy (2nd ed.). New York: Basic Books.

Slavik S. (1991). Early memories as a guide toclient movement through life. Canadian journal of Counselling, 25, 331-337

Station J. E. & Wilborn B. (1991). Adlerian counseling and the early recollections of children. Individual Psychology, 47, 338-347.

Sweeney T. J. (1998). Adlerian counseling (4th eel.). Muncie IN: Accelerated Development.

Turkington C. (1985). Analysts sued for barring non-MDs. АРА Monitor, 16(5), 2.

Vaihinger H. (1911). The philosophy of «as if» New York: Harcourt Brace & World.

Vandenbos G. R., Cummings N. & Deleon P. H. (1992). A century of psychotherapy: Economic and environmental influences. In D. K. Freedheim (Ed.) History of psychotherapy: A century of change (pp. 65-102). Washington: АРА.

Wallace W. A. (1986). Theories of counseling and psychotherapy. Boston: Allyn & Bacon.

Watkins С. Е. Jr. (1985). Early recollections as a projective technique in counseling: An Adlerian view. AMHCAJoumal, 7,32-40.

Watts R. E. (1996). Social interest and the core conditions: Could it be that Adler influenced Rogers'? Journal of Humanistic Education and Development, 34, 165-170.

Winkler K. J. (1986). Scholars prescribe Freud's «talking cure» for problems. Chronicle of Higher Education, 33 (8), 4-6.

Глава 9

Личностно-центрированный,

Экзистенциальный и



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 2790; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.027 с.)