Общая характеристика основных методологических подходов к изучению экономического поведения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика основных методологических подходов к изучению экономического поведения.



Общая характеристика основных методологических подходов к изучению экономического поведения.

Основные методологические подходы к изучению экономического поведения:

1) Экономический – внимание на отношениях овеществленных в потоках материальных, финансовых, информационных ресурсов, готовой продукции и услуг

2) Социологический – центр изучения – сам человек, во множестве его взаимосвязей с другими людьми, обществом в целом, культурой

Разница между двумя подходами в изучении экономического поведения обусловлена спецификой понимания «природы человека», модели человека в экономической сфере

Основными компонентами модели человека является гипотеза о целевой функции экономической деятельности, гипотеза о степени его информированности, гипотеза о способностях человека, позволяющих ему в той или иной мере добиваться своей цели

 

Экономическое поведение как объект изучения экономической теории.

Экономическая теория обращается к изучению поведения работников, потребителей, предпринимателей и других субъектов экономики на глобальном (общеэкономическом) и на индивидуальном (микроэкономическом) уровнях

Экономика рассматривает проблему выбора, проблему редкости ресурсов, рациональность экономических действий

Основные рассматриваемые экономические переменные:

1) Человек рассматривается как некий атомизированный индивид, максимизирующий для себя функцию полезности богатства

2) Предполагается, что это человек с независимыми и достаточно стабильными экономическими предпочтениями к основополагающим объектам выбора, а потому прогнозируемый в большинстве реакций на изменения материальных условий его существования

3) Человек функционирует в идеальной среде рыночного спроса и предложения, поэтому его поведение легко регулируется ценовым механизмом, координирующим его действия с действиями других субъектов рынка

4) человек имеет право проявлять своих общественных отношениях независимость и инициативу, но при этом его действия ограничены законодательными решениями

5) Человек предельно рационален, все калькулирует, знает выгоду, четко определяет цель, средства, издержки

6) Человек имеет необходимую информацию о событиях, происходящих на рынке

 

 

Экономическое поведение как объект изучения социологии.

Экономическое поведение в социологии рассматривается как поведение индивидов, на которых влияют не объективные экономические законы и стремление к предельной рациональности, а сформировавшиеся под влиянием общества, культуры и морали нормы поведения людей, основанные на их личных и общественных ценностях и нормах. Учитывабися социальные взаимодействия индивидов.

Характеристика модели экономического поведения “Человек экономический”(Homo Economicus).

Основоположником принято считать А. Смита (мысль о важности собственных интересов).Однако на самом деле основоположником данной модели являются Д. Рикардо и Дж. Бентам.

Основные характеристики экономического человека:

1) Человек рассматривается как некий атомизированный индивид, максимизирующий для себя функцию полезности богатства

2) Предполагается, что это человек с независимыми и достаточно стабильными экономическими предпочтениями к основополагающим объектам выбора, а потому прогнозируемый в большинстве реакций на изменения материальных условий его существования

3) Человек функционирует в идеальной среде рыночного спроса и предложения, поэтому его поведение легко регулируется ценовым механизмом, координирующим его действия с действиями других субъектов рынка

4) человек имеет право проявлять своих общественных отношениях независимость и инициативу, но при этом его действия ограничены законодательными решениями

5) Человек предельно рационален, все калькулирует, знает выгоду, четко определяет цель, средства, издержки

6) Человек имеет необходимую информацию о событиях, происходящих на рынке

Современная модель экономического человека – REMM (Recourceful, Evaluating, Maximizing Man). Изобретательность – активность человека, его стремление к поиску и эксперименту. Постоянная оценка – соизмерение всех объектов, их ранжирование по определенному признаку. Максимизация – несовершенство информации, нехватка времени, издержки ограничиват максимизацию выгоду, она становится рационально ограниченной

 

Характеристика социологических моделей экономического поведения.

Современные социологические модели человека были предложены С. Линденбергом

1) SRSM “Socialized, Roleplaying and Sanctioned Man” – социализированный, играющий роль, поведение которого санкицонировано обществом. Общественные явления должны объясняться на уровне общественных интитутов, норм поведения. Мораль влияет на поведение человека в долгосрочном аспекте, общественные интитуты формируют его в краткосрочном аспекте. Сам индивид практически лишается самостоятельности

2) OSAM “Optionated, Sensitive, Acting Man” – имеющий мнение, восприимчивый, действующий человек. В этой модели мнения, на основании которых действует человек, легко поддаются воздействию извне, поэтому его поведение лишено изобретательности и оптимизационного компонента

 

Сравнительная характеристика социологической и экономической модели поведения человека как субъекта экономики.

Необходимость и возможность экономико-социологического подхода к изучению экономического поведения. Методология человеко-ориентированного подхода.

Экономическая и социологическая модель человека в по отдельности однобоки. В экономическом рассматривается атомизированный индивид, без учета его социальных взаимодействий; в социологической индивидуальные действия формируются под давлением социальной обусловленности, не допуская, что она возникает из общения между людьми.

Человеко-ориентированный подход не может быть реализован на основании одной из модели. Из факторов, детерминирующих поведение людей в общественном производстве, нельзя исключать экономические процессы. А т.к сами экономические процессы определяются поведением реальных экономических субъектов, необходимо учитывать весь спектр отношений в контексте конкретной национальной культуры. В настоящее время необходим принципиально междисциплинарный подход к моделированию экономического поведения

В современной экономической системе человек занимает центральное место. Модель должна содержать комплексную характеристику субъекта экономической деятельности, т.е. рассматривать человека в единстве его природного, социального и духовного. Модель должна учитывать особенности переходной экономики России, уровень экономической культуры.

 

Содержание экономической культуры и ее роль в социальном механизме развития экономики.

Экономическая культура - совокупность ценностей, норм, являющихся регуляторами экономического поведения и выполняющих роль социальной памяти экономического развития

Экономическая культура включает культурную среду и личностную экономическую культуру. Между ними существует взаимосвязь: культурная среда формирует культурные черты субъектов экономической деятельности, а сами субъекты через свою хозяйственную практику влияют на культурную среду

Личностная экономическая культура - это то, что присуще отдельной личности или группе людей и соответствует мировоззрению, ценностным ориентациям, складывающимся в процессе общекультурной и профессиональной социализации

Экономическая культура как и культура в целом отражает национальную специфику

В культуре можно выделить основные (сущностные, ценностные ориентации людей) и второстепенные (имеющие поверхностный характер) ориентации. Первые заложены в самых глубинах социальной памяти определенного народа или нации, они, как правило проявляют себя на уровне подсознания, и характеризуют особенности национального характера или менталитета нации. Второстепенные связаны с конкретно-историческими условиями жизни народа, его отдельных социальных слоев и общностей

Экономическая культура представляет собой совокупность институционализированных способов деятельности, с которыми конкретные группы, общности, индивиды адаптируются к экономическим условиям своего существования

Структура экономической культуры:

1) Экономическое сознание личности - совокупность экономических знаний, идей, взглядов, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различным явлениям экономической жизни общества в тот или иной исторический момент

2) Ценности, связанные с экономикой - некие устойчивые представления людей, о том, какие экономические отношения наиболее важны, представления о ценности различных благ, о способах достижения материального благополучия

3) Социальные нормы в сфере экономики - представления о действиях, которые признаются правильными, нужными в тех или иных, связанных с экономикой, ситуациями

4) Приоритеты и предпочтения в выборе благ

Экономическое мышление отражает способность человека осмысливать экономические явления, познавать их сущность, усваивать и соотносить экономические понятия с реальностью и на основе этого осуществлять действия

 

Общая характеристика основных методологических подходов к изучению экономического поведения.

Основные методологические подходы к изучению экономического поведения:

1) Экономический – внимание на отношениях овеществленных в потоках материальных, финансовых, информационных ресурсов, готовой продукции и услуг

2) Социологический – центр изучения – сам человек, во множестве его взаимосвязей с другими людьми, обществом в целом, культурой

Разница между двумя подходами в изучении экономического поведения обусловлена спецификой понимания «природы человека», модели человека в экономической сфере

Основными компонентами модели человека является гипотеза о целевой функции экономической деятельности, гипотеза о степени его информированности, гипотеза о способностях человека, позволяющих ему в той или иной мере добиваться своей цели

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 791; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.140 (0.01 с.)