Методика Выготского – Сахарова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика Выготского – Сахарова



Цель: выявить в наглядной форме интеллектуальные возможности детей.

Ход работы: испытуемому показывают набор, состоящий из 24 карточек с изображением геометрических фигур, различающихся по цвету (красные, зеленые, желтые), по форме (квадраты, треугольники, ромбы, круги), по величине (большие и маленькие).

 
 

 

 
 
 

- красный - желтый - зеленый

Ребенку предлагается их внимательно рассмотреть, с тем, чтобы впоследствии произвести группировку.

В первой задаче следует разделить фигуры на 4 группы (в качестве основного признака ребенок должен выделить форму); во второй задаче – на 3 группы (в качестве основного признака выделяется цвет); в третьей задаче – на две группы (в качестве основного признака берется величина).

Таким образом, испытуемый последовательно вычленяет основные признаки и производит группировку. Тип выполненной группировки позволяет судить об уровне обобщения, а также о приводящих к нему интеллектуальных операциях.

 

Методика «Домик»

Методика представляет собой задания на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элементов прописных букв.

 
 

 

 


Задание позволяет выявить умения ребенка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его, что предполагает определенный уровень развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

Обработка результатов, получаемых по методике, проводится путем подсчета баллов, начисляемых за ошибки. В качестве ошибок рассматриваются:

А. Неправильно изображенный элемент (1 балл). Причем если этот элемент неверно изображен во всех детялях рисунка, например, неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая часть забора, то один балл начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: один балл начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию штриховки, а за всю штриховку в целом. Правая и левая части забора оцениваются отдельно. Так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за рисование забора 1 балл; если же допущены ошибки и в правой и в левой частях, то ставится два балла (за каждую часть по одному баллу). Неверно воспроизведенное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть не важно, сколько будет колечек дыми, линий в штриховке крыши или палочек в заборе.

Б. Замен одного элемента другим (1 балл).

В. Отсутствие элемента (1 балл).

Г. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1 балл).

Безошибочное копирование рисунка оценивается в 0 баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Ребенок с хорошо развитым произвольным вниманием выполняет задание без ошибок и получает 0 баллов. Ребенок со средним развитием поризвольного внимания допускает в среднем 1-2 ошибки и соответственно получает 1-2 балла. Дети, получающие 4 балла, характеризуются слабым развитием произвольного внимания.

 

Методика определения уровня умственного развития детей младшего школьного возраста

Цель: изучение уровня умственного развития детей младшего школьного возраста.

Стимульный материал. Тест состоит из четырех субтестов, включающих в себя вербальные задания.

1 субтест – исследование способностей отличать существенные признаки предметов и явлений от несущественных, а также оценка запаса знаний испытуемого;

2 субтест – исследование способностей обобщения и отвлечения, а также выделения существенных признаков предметов и явлений;

3 субтест – исследование способности устанавливать логические связи и отношения между понятиями;

4 субтест – выявление умения обобщать.

Порядок проведения

Задания читаются вслух экспериментатором, ребенок читает одновременно про себя. Лучше всего проводить данный тест индивидуально с испытуемым. Это дает возможность выяснить причины ошибок ребенка и ход его рассуждений при помощи дополнительныъх вопросов.

Тест методики

I. Инструкция: «Выбери одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение».

а) У сапога всегда есть … (шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

б) В теплых краях обитает … (медведь, олень, волк, верблюд, тюлень).

в) В году ….. (24, 3, 12, 4, 7) месяцев.

г) Месяц зимы - …. (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

д) Самая большая птица - …. (ворона, страус, сокол, воробей, орел, сова).

е) Розы – это …. (фрукты, овощи, цветы, дерево).

ж) Сова всегда спит … (ночью, утром, днем, вечером).

з) Вода всегда... (прозрачная, холодная, жидкая, белая, вкусная).

и) У дерева всегда есть …. (листья, цветы, плоды, корень, тень).

к) Город России - …. (Париж, Москва, Лондон, Варшава, София).

II. Инструкция: «Здесь в каждой строке написано пять слов. Четыре слова можно объединить в группу и дать ей название. Одно слово к этой группе не относится. Это «лишнее» слово надо исключить».

а) Тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка.

б) Река, озеро, море, мост, болото.

в) Кукла, медвежонок, песок, мяч, лопата.

г) Киев, Харьков, Москва, Донецк, Одесса.

д) Тополь, береза, орешник, липа, осина.

е) Окружность, треугольник, четырехугольник, указка, квадрат.

ж) Иван, Петр, Нестеров, Макар, Андрей.

з) Курица, петух, лебедь, гусь, индюк.

и) Число, деление, вычитание, сложение, умножение.

к) Веселый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный.

III. Инструкция: «Внимательно прочитай эти примеры. В них слева написаны два слова, которые как-то связаны между собой. Справа – другая группа слов: одно слово над чертой и пять слов под чертой. Нужно выбрать одно слово внизу, которое связано со словом вверху точно так же, как это сделано в ловах, стоящих слева. Например:

 

Значит, нужно установить, во-первых, какая связь существует между словами слева, а затем установить такую же связь в правлй части».

а)

б)

в)

 

г)

д)

 

IV. Инструкция: «Эти пары слов можно назвать одним словом, например: Брюки, платье - … одежда. Придумай название к каждой паре».

а) Метла, лопата ….

б) Окунь, карась …

в) Лето, зима…

г) Огурец, помидор…

д) Сирень, шиповник…

е) Шкаф, диван…

ж) День, ночь…

з) Слон, муравей…

и) Июнь, июль…

к) Дерево, цветок …

Правильные ответы:

1 субтест: а) подошва; б) верблюд; в) 12; г) февраль; д) страус; е) цветы; ж) днем; з) жидкая; и) корень; к) Москва.

2 субтест: а) фасоль; б) мост; в) песок; г) Москва; д) орешник; е) указка; ж) Нестеров; з) лебедь; и) число; к) вкусный.

3 субтест: а) георгин/ цветок; б) врач/ больной; в) сад/ яблоня; г) птица/ гнездо; д) сапог/ нога.

4 субтест: а) рабочие инструменты; б) рыба; в) время года; г) овощ; д) куст; е) мебель; ж) время суток; з) животное; и) месяцы лета; к) растения.


Обработка результатов:

Первый субтест: Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос: «Почему не шнурок?» При правильном объяснении решение оценивается в 1 балл, при неправильном – 0,5 балла. Если ответ ошибочный, ребенку оказывается помощь – ему предлагается подумать и дать другой, правильный ответ (стимулирующая помощь). За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. Если ответ снова неправильный, выясняется понимание ребенком слова «всегда», что важно для решения 6 из 10 заданий того же субтеста. При решении последующих заданий данного субтеста уточняющие вопросы не задаются.

Второй субтест: Если ответ на первое задание правильный, задается вопрос «Почему?» При правильном объяснении ставится 1 балл, при ошибочном – 0,5 балла. Если ответ ответ ошибочный, оказывается помощь, аналогичная описанной выше. За правильный ответ после второй попытки ставится 0,5 балла. При ответах на 7, 9, 10-е (ж, и, к) задания дополнительные вопросы не задаются, так как дети младшего школьного возраста еще не могут сформулировать принцип обобщения, используемый для решения этих заданий. При ответе на 7-е (ж) задание дополнительный вопрос не задается, так как эмпирически обнаружено, что если ребенок правильно решает задание, то он владеет такими понятиями, как «имя» и «фамилия».

Третий субтест: За правильный ответ – 1 балл, за ответ после второй попытки – 0,5 балла.

Четвертый субтест: При неправильном ответе предлагается подумать еще, оценки аналогичны предыдущим. Уточняющие вопросы не задаются.

При обработке результатов исследования для каждого ребенка подсчитывается сумма баллов, полученных за выполнение каждого субтеста, и общая балльная оценка за 4 субтеста в целом.


ВОПРОСЫ ДЛЯ ВЫЯВЛЕНИЯ УРОВНЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ДЕТЕЙ К ИЗУЧЕНИЮ МАТЕМАТИКИ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 3838; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.016 с.)