Методические подходы в комплексной работе с детьми, 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методические подходы в комплексной работе с детьми,



Имеющими трудности в обучении русскому языку.

 

Система специальной помощи обучающимся с нарушениями письменной речи предусматривает индивидуальный подход к детям, у которых наблюдается несформированность определённых операций процессов письма и чтения (дисграфии, дислексии).

Выделяют следующие виды дисграфии и дислексии: артикуляторно-акустическая, акустическая, дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза, аграмматическая, оптическая.

1. Артикуляторно-акустическая дисграфия возникает на почве расстройства устной речи. Ребёнок пишет так, как произносит. В основе её лежит отражение неправильного произношения на письме, опора на неправильное проговаривание. Опираясь в процессе проговаривания на неправильное произношение звуков, ребёнок отражает своё дефектное произношение на письме. Артикуляторно-акустическая дисграфия проявляется в заменах, пропусках букв, соответствующих заменам и пропускам звуков в устной речи.

2. Акустическая дисграфия и дислексия возникают на основе нарушений фонемного распознавания. Проявляются в заменах букв фонетически близким звукам. При этом в устной речи звуки произносятся правильно. Чаще всего заменяются буквы, обозначающие следующие звуки: свистящие и шипящие, звонкие и глухие, аффрикаты и компоненты, входящие в их состав. Этот вид дисграфии и дислексии проявляется и в неправильном обозначении мягкости согласных на письме и в процессе чтения вследствие нарушения дифференциации твёрдых и мягких согласных. При чтении дети с трудом сливают буквы в слоги и слова, так как буква не воспринимается ими как сигнал фонемы.

3. Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза. В основе её лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза. Недоразвитие языкового анализа и синтеза проявляется на письме в искажениях структуры слова и предложения. Наиболее характерны следующие ошибки: пропуски согласных при их чтении, пропуски гласных, перестановки букв, вставки, перестановки слогов. Нарушение деления предложений на слова при этом виде дисграфии проявляется в слитном написании слов, предлогов со словами, раздельное написание слов, раздельное написание приставки и корня слова.

4. Аграмматическая дисграфия и дислексия. Этот вид дисграфии и дислексии связан с недоразвитием грамматического строя речи: морфологических, синтаксических обобщений.В связной письменной речи у детей выявляются большие трудности в установлении логических и языковых связей между предложениями. Последовательность предложений не всегда соответствует последовательности описываемых событий, нарушаются смысловые и грамматические связи между отдельными предложениями.На уровне предложения аграмматизмы на письме и в процессе чтения проявляются в искажении морфологической структуры слова, замене префиксов, суффиксов, изменении падежных окончаний, нарушение предложных конструкций, изменении падежа местоимений, числа существительных, нарушении согласования, отмечается нарушение синтаксического оформления речи, что проявляется в трудностях конструирования сложных предложений, пропусках членов предложений, нарушении последовательности слов в предложении.

5. Оптическая дисграфия и дислексия связаны с недоразвитием зрительного гнозиса, анализа и синтеза, пространственных представлений и проявляется в заменах и искажениях букв на письме и в процессе чтения. Чаще всего заменяются графически сходные рукописные буквы:

- состоящие из одинаковых элементов, но различно расположенных в пространстве (в-д,т-ш); - включающие одинаковые элементы, но отличающиеся дополнительными элементами (и-ш, п-т, х-ж, л-м);

- зеркальное написание букв, пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент, лишние и неправильно расположенные элементы.

Состав детей, нуждающихся в индивидуальном подходе при обучении русскому языку, неоднороден. К данной категории относятся:

- дети с речевыми проблемами, обусловленными органическим поражением центральной нервной системы;

- дети с минимальной мозговой дисфункцией;

- дети с нарушением зрительно-моторных и пространственных представлений.

Отбор для индивидуального подхода в обучении детей с нарушениями письменной речи осуществляет ГПМПК, которая на основании заключений учителя-логопеда, педагога-психолога, врача-психиатра, представления учителя выдаёт обучающемуся протокол с рекомендациями о дальнейшем обучении или справку об индивидуальном подходе.

Индивидуальный подход предусматривает:

1. Коррекционно-развивающие занятия с логопедом.

Основной задачей логопеда является:

- формирование фонематических процессов;

- формирование представлений о звуко-буквенном составе слова;

- формирование навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова;

- уточнение лексических значений слов и дальнейшее обогащение словарного запаса;

- уточнение значений используемых синтаксических конструкций;

-развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи.

2. Совместную работу логопеда и психолога по направлениям:

- формирование психологической базы речи (памяти, внимания, мышления, восприятия);

- формирование зрительного восприятия и узнавания формы, величины и цвета;

- развитие зрительной памяти;

- формирование пространственных представлений, зрительного анализа и синтеза.

3. Общие методические рекомендации для педагогов, работающих с детьми, испытывающих трудности в обучении:

- проведение занятий в непринуждённой форме с установкой на успех каждого ученика;

- учёт психофизических, личностных особенностей;

- опора на компенсаторные возможности и зону ближайшего развития;

- смена видов деятельности каждые 15-20 минут с целью предупреждения утомления и охранительного торможения;

- соблюдение принципа от простого к сложному;

- переход к следующему изучению материала только после усвоения предыдущего;

- поощрение малейших успехов детей, тактичная помощь, развитие веры в собственные силы и возможности

Снижение объёма и скорости выполнения письменных заданий по всем предметам и контрольных работ по русскому языку.

Основные рекомендации учителю в добукварный и букварный период предусматривают:

- развитие двигательных ощущений и осознанность выполнения графических движений руки;

- формирование зрительно-двигательного образа буквы;

- формирование пространственного восприятия, зрительной памяти;

- развитие мелкой моторики, зрительно-моторной координации;

- формирование фонетико-фонематического слуха с обязательным проговариванием вслух при письме;

- исключение безотрывного письма, формирование графического образа буквы по элементам;

- использование визуального, аудиального, кинестетического каналов восприятия при обучении

Освобождение обучающихся от контрольных срезов по выполнению норм техники чтения.

Раздел 2

Критерии (нормы) оценок письменных работ по русскому языку в 1-9 классах VII, V вида и для обучающихся общеобразовательных школ с индивидуальным подходом по русскому языку

Начальная школа

класс Объем контрольного диктанта и списывания на конец года Объем словарного диктанта
    7-8
    8-10
    10-12
    12-15

 

Тексты для изложения и сочинения увеличиваются на 15-20 слов. Сочинения и изложения носят обучающий характер.

Выставление оценок за контрольный диктант:

Оценка «5» ставится за диктант, в котором допущено два исправления или две негрубые ошибки; работа написана аккуратно

Оценка «4» ставится за диктант, в котором допущено не более двух орфографических, 3 пунктуационных и 3 логопедических ошибок; работа выполнена аккуратно, но допущены исправления

Оценка «3» ставится за диктант, если в нем допущено 3-5 орфографических, 4 пунктуационных и 4 логопедических ошибки или 7 орфографических и 4 логопедических ошибки; допущены исправления

Оценка «2» ставится за диктант, в котором более 8 орфографических, 8 логопедических ошибок, допущены исправления

Негрубые ошибки:

- исключение из правил;

- повторение одной и той же буквы;

- недописанное слово;

- перенос слов;

- единичный пропуск буквы на конце слова;

- дважды написанное одно и то же слово в предложении

3 негрубые ошибки + 1 ошибка

Однотипные ошибки:

Первые три однотипные ошибки = 1 ошибке, но каждая следующая подобная считается за

отдельную ошибку.

 

За одну ошибку в диктанте считаются:

- два исправления;

- две пунктуационные ошибки;

- повторение ошибок в одном и том же слове (например, в слове «ножи» дважды написано

в конце «ы»). Если же подобная ошибка встречается в другом слове, она считается за

ошибку.

 

За ошибку в диктанте не считаются:

- ошибки на те разделы орфографии и пунктуации, которые ни в данном классе, ни в

предшествующих классах не изучались (такие орфограммы учителю следует оговорить с

обучающимися перед письменной работой, выписать трудное для них по написанию

слово на доске);

- единичный пропуск точки в конце предложения, если первое слово следующего

предложения написано с заглавной буквы;

- единичный случай замены одного слова без искажения смысла.

 

Оценка за грамматические знания:

«5» - все верно;

«4» - не менее ¾ верно;

«3» - не менее ½ верно;

«2» - не выполнено больше половины задания.

 

Оценка за словарный диктант (оценивается строже контрольного диктанта):

«5» - нет ошибок;

«4» - 1-2 ошибки или 1 исправление (1-ый класс);

1 ошибка или 1 исправление (2-4-е классы);

«3» - 3 ошибки и 1 исправление (1-ый класс);

2 ошибки и 1 исправление (2-4-е классы);

«2» - 4 ошибки (1-ый класс);

3 ошибки (2-4-е классы).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 372; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.108.9 (0.024 с.)