Вопрос 2. Лиссабонский договор о реформе ЕС. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 2. Лиссабонский договор о реформе ЕС.



Лиссабонский договор вступил в силу 01.12.2009г. Однако не все его положения сразу стали применяться. Лиссабонский договор не изменил и не отменил имевшуюся систему учредительных документов. Он их дополнил. Основные изменения, внесенные Лиссабонским договором:

1. Отменил структуру «трех опор». В результате прекратило существование Европейское Экономическое сообщество. Его правопреемником стал Европейский союз. Договор о европейском сообществе был переименован в «Договор о функционировании Евросоюза». Евро атом стал самостоятельной организацией вне рамок Евросоюза, но управляемый руководящими органами ЕС. Вторая и третья опоры также перестали существовать, превратившись в особую сферу компетенции Евросоюза, которая теперь называется «общая внешняя политика и политика безопасности».

2. Лиссабонский договор предусмотрел более компактную систему учредительных документов, а именно: первым учредительным документом, который закрепляет общие принципы устройства Союза, стал договор «О Евросоюзе» 1992 года (в редакции Лиссабонского договора). Второй Европейский договор: Договор «О функционировании ЕС» (бывший Римский договор).

3. Лиссабонский договор закрепил правовые основы функционирования Евросоюза:

· Реформировал систему законодательных актов.

· Более четко определил компетенцию Евросоюза.

· Предусмотрел создание новых органов:

§ Введена должность Президента (постоянного Председателя) Европейского Совета.

§ Верховный представитель Союза по иностранным делам и политике безопасности.

§ Европейская прокуратура.

· Договор предусмотрел возможность гражданской (народной) законодательной инициативы.

· Усилил защиту прав человека в Европе: включил в систему учредительных договор ЕС Хартию Евросоюза «Об основных правах».

· Закрепил право государств – членов на выход из состава Евросоюза. Делается это на основе специального соглашения между выходящим государством и Евросоюзом. А при отсутствии такого соглашения – через 2 года со дня подачи заявления о выходе.

· Закрепил положения об установлении «привилегированных отношений» с соседними государствами на основе специальных соглашений.

Для обсуждения будущих реформ Евросоюза, рассчитанных на период до 2030 года, в 2007 году была образована специальная рабочая группа в составе экспертов из стран – членов ЕС.

 

Вопрос 3. Расширение Евросоюза на современном этапе.

Порядок присоединения сегодня закреплен в ст. 49 Договора О европейском союзе. Требования:

  1. Государство должно быть европейским. Это означает принадлежность страны к европейской цивилизации, независимо от географического положения.
  2. Государство должно уважать конституционные принципы, изложенные в ст. 2 Договора «О европейском союзе»:

§ Свобода.

    • Демократия.
    • Уважение прав человека.
    • Верховенство права / господство права / правовое государство.

 

В 1993 г. в Копенгагене эти требования были уточнены (Копенгагенские критерии):

1. Стабильность государственных и общественных институтов.

2. Соблюдение гарантий демократии.

3. Обеспечение верховенства закона и соблюдение прав человека, включая защиту национальных меньшинств.

4. Наличие нормально функционирующей рыночной экономики и стабильного финансового положения.

5. Достижение совместимости правовой системы государства с правовой системой Евросоюза.

Порядок принятия членов. В соответствии со ст. 49 Договора государство, соответствующее данным требованиям, подает заявку на вступление в Совет Евросоюза. В совете происходит голосование по этой заявке на основе доклада Европейской комиссии, которая проверяет соответствие государства требованиям к членству. Решение в Совете принимается единогласно.

Далее заявка должна быть одобрена Европарламентом. «За» должно проголосовать квалифицированное большинство. Если Совет и Европарламент принимают положительное решение по заявке, то созывается специальная конференция, на которой с государством – кандидатом заключается договор о присоединении, подлежащий ратификации всеми государствами – членами ЕС и самим государством – кандидатом.

В 2003 году был заключен в Афинах договор о присоединении сразу 10 государств. Членами Евросоюза стали: Чехия, Эстония, Латвия, Литва, Венгрия, Мальта, Польша, Словения, Словакия, Кипр. Вступил этот договор в силу 01.05.2004г.

Последний договор был заключен 25.04.2005г. в Люксембурге. Вступил в силу 01.01.2007г. Присоединил этот договор еще 2 государства: Болгария и Румыния. По сей день 27 государств являются членами Евросоюза. Турция по сей день находится в статусе государства – кандидата. Официальный статус кандидата имеет также: Хорватия (с 2004 г.), бывшая Югославская республика Македония (с 2005г.), Исландия, Черногория, Сербия. Также выделяют государства – потенциальные кандидаты: Албания, Босния – Герцеговина, Косово.

 

 

Тема 4. Право Евросоюза: понятие, принципы, источники.

Вопрос 1. Понятие права Евросоюза.

Право ЕС – это особая правовая система, нормы которой регулируют общественные отношения, складывающиеся в ходе интеграционных процессов в рамках Евросоюза.

Предмет европейского права. Им выступают общественные отношения, складывающиеся в ходе европейской интеграции, в первую очередь, в экономической сфере.

Метод правового регулирования очень специфичен. Метод скоординированной субординации базируется на способах, используемых, с одной стороны, международным правом, а с другой, на методах, используемых национальным конституционным правом. В европейском праве сначала с использованием международных механизмов достигается координация (согласованность) позиций государств – членов, а затем с использованием государственно – подобных средств осуществляется подчинение ранее достигнутым договоренностям. Отсюда и выходит метод скоординированной субординации.

Субъекты:

1. Физические лица (граждане Евросоюза; иностранные граждане, т.е. граждане третьих стран; апатриды).

2. Юридические лица (ЮЛ, созданные в соответствии с законодательством государств – членов; европейские ЮЛ; иностранные ЮЛ).

3. Государства (государства – члены Евросоюза, иностранные государства).

4. Компетентные органы государств – членов (национальные Парламенты, национальные суды, национальные прокуратуры).

5. Европейский Союз в целом и его структурные подразделения.

Источники. Все источники европейского права можно разделить на: источники первичного права (учредительные договоры); источники вторичного права (акты, принимаемые на основе учредительных договоров).

Принципы европейского права. Все принципы европейского права делятся на общие и специальные. Общие делятся на: общие принципы права, общие принципы собственно европейского права, общие принципы международного права. Специальные: отраслевые, функциональные.

Право Евросоюза представляет собой наднациональное право, нормы которого интегрированы в правовые системы государств – членов и являются обязательными не только для самих государств, но и для их физических и юридических лиц. Европейское право обладает тремя особенностями:

1. Интегрированный характер.

2. Прямое действие норм Европейского права.

3. Специфический круг субъектов, в том числе частных лиц.

 

 

Вопрос 2. Система права ЕС.

Система права ЕС – это упорядоченная и структурированная совокупность элементов, которая выражается в устойчивости многообразных связей между нормами европейского права. Существует три подхода к построению системы права ЕС:

Предметный подход.

Структурный подход.

Функциональный подход.

 

Предметный подход. Это классический подход, в соответствии с которым нормы Европейского права дифференцируются по предмету правового регулирования.

Структурный подход отражает особенности структуры Евросоюза. В систему европейского права включаются шесть блоков:

1. Право европейских сообществ.

2. Право, принятое в рамках общей внешней политики и политики безопасности.

3. Право, принятое в рамках сотрудничества полиции и судебных органов.

4. Нормы, регулирующие общие условия функционирования ЕС.

5. Нормы, определяющие основы правового положения личности.

6. Шенгенское право.

Функциональный подход. Система строится исходя из социального назначения норм Европейского права, при учете предмета правового регулирования. В рамках данного подхода выделяют две отрасли: институционное право и материальное право. Институционное право регулирует порядок формирования и функционирования институтов ЕС (включает конституционное и административное прав). Материальное регулирует отношения, связанные с реализацией целей ЕС (включает право общего рынка и право интеграции).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 385; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.21.5 (0.016 с.)