Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Банизацию и рационализм современной жизни, кажутся довольно убедительны-
ми. Но если современные ребята завидуют прочной дружбе своих дедов, зна- чит, потребность в такой дружбе у них есть. Да и сетования на оскудение дружеских отношений раздавались задолго до нашего времени, когда не было еще ни телефона, ни телевизора, ни научно-технической революции, ни час- тых переездов с места на место.
Что же такое дружба? Непросто подобрать опеределение. Трудности начинаются уже с определения самого понятия дружбы. Совре- менные толковые словари и учебники этики определяют дружбу как близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности инте- ресов и т. д. В отличие от деловых отношений, где один человек использует другого как средство для достижения какой-то своей цели, дружба - отношение са- моценное, само по себе являющееся благом; друзья помогают друг другу бескорыстно: "не в службу, а в дружбу". В отличие от близости, обусловленной кровным родством, или от товари- щества, где люди связаны принадлежностью к одному и тому же коллективу, узами групповой солидарности, дружба индивидуально-избирательна и осно- вана на взаимной симпатии. Наконец, в отличие от поверхностного приятельства, дружба - отношение глубокое и интимное, предполагающее не только взаимопомощь, но и внут- реннюю близость, откровенность, доверие, любовь. Недаром мы называем друга своим alter ego ("другим Я").
В современной психологии детская дружба рассматривается либо как ас- пект, функция и показатель индивидуального развития ребенка, либо в кон- тексте развития групповых, коллективных отношений, либо в русле сравни- тельных исследований, основанных на наблюдении за функционированием детских и юношеских групп, компаний и пар в естественных условиях. При этом у одних авторов на первый план выходит эволюция детских понятий и образов дружбы, у других - динамика нормативных ожиданий и требований, предъявляемых к друзьям, у третьих - место дружбы в системе групповых взаимоотношений "общества сверстников", у четвертых - ее положение в ие- рархии значимых других (родителей, учителей и т. д.), на которых ориен- тируются дети разного возраста. При всем различии этих подходов их исследовательские результаты сход-
ны. Детское понимание, по мнению американских психологов супругов Сел- ман, зависит от того, способен ли ребенок принять на себя роль другого и какую именно. Ребенку в возрасте трех - семи лет друг мыслится как на- личный игровой партнер. В этот период отношения сильно зависят от терри- ториальной близости; ребенок еще не умеет отличать точку зрения других детей от своей собственной, его отношение к сверстникам эгоцентрично. Следующая стадия (четыре - девять лет) характеризуется односторонней по- мощью: дети уже способны отличать чужие интересы от своих собственных, но еще не готовы признать необходимость обоюдного, равного обмена; дру- зей ребенок ценит за то, что они делают для него. Несколько позже (шесть - двенадцать лет) дружбу понимают как взаимовыгодную кооперацию: дети осознают необходимость взаимопомощи, но придают собственным интересам большее значение, чем принципу взаимности. Далее (девять - пятнадцать лет) на авансцену выходит потребность совместно переживать, делиться сокровенным; ребенок начинает смотреть на свои дружеские отношения с точки зрения третьего лица, понимая их как сотрудничество ради общих ин- тересов и одновременно - как исключительное, всеобъемлющее отношение. Наконец, в подростковом возрасте (старше двенадцати лет) дружбу понимают как автономную взаимозависимость: подросток сознает, что не может удов- летворить в дружбе все свои эмоциональные и психологические запросы; по- этому друзьям дозволено устанавливать независимые отношения с третьими лицами, что делает участников дружеского союза одновременно зависимыми и автономными друг от друга. Первый партнер и объект эмоциональной привязанности ребенка, естест- венно, взрослый, особенно мать. Однако немаловажную роль в формировании личности ребенка играет также общение с другими детьми. Уже новорожден- ные выделяют плач другого младенца из числа прочих раздражителей: проиг- рывание магнитофонной записи детского плача непроизвольно вызывает у младенца ответный плач. На первом году жизни формируются лишь отдельные элементы того, что в дальнейшем можно будет назвать социальным поведением. Сначала младенец
просто смотрит на сверстника, в три-четыре месяца тянется к нему, прика- сается; у шестимесячных детей сверстник может вызывать обращенную к нему улыбку и какие-то формы вокализации; годовалые дети уже могут предлагать и брать у сверстника игрушки, улыбаться и подражать друг другу- Однако от изолированных действий по отношению к сверстнику до социального взаи- модействия с ним - дистанция огромного размера. Рано дифференцируются и детские поведенческие реакции на взрослых и сверстников. Хотя дети моложе двух лет еще не умеют взаимодействовать друг с дру- гом и их контакты состоят главным образом в столкновениях из-за игрушек, они уже проявляют интерес друг к другу. Двухлетки и трехлетки еще не умеют согласовывать свое поведение. Их игровые группы, если они не поддерживаются взрослыми, легко разрушаются; их привязанности, хотя и избирательны, обусловлены случайными, временны- ми обстоятельствами, а мотивы связаны с какими-то единичными поступками, затрагивающими личные интересы ребенка, скажем такого типа: "Мне больше всех нравится Вова. Он мне дал колесо". Если Вова заберет свое колесо, отношение к нему может измениться. Однако недостаток коммуникативных навыков, который особенно проявля- ется при групповом взаимодействии, предполагающем согласованность действий нескольких детей, не исключает даже у самых маленьких сильных эмоциональных привязанностей. Разлука с друзьями часто вызывает у малы- шей плохое настроение, грусть, растерянность, поиски потерянного друга. Эмоциональные компоненты атракции явно опережают умственное развитие ре- бенка. У четырех-шестилетних детей появляется осознанная потребность в об- ществе именно сверстников, которых уже не заменяют ни взрослые, ни иг- рушки. Характерен ответ одного шестилетнего мальчика на предложение ма- тери заменить собой отсутствующих товарищей: "Мне надо ребенков, а ты не ребенок". Свидетельством потребности в друге и напряженного его поиска является появление у дошкольников воображаемых друзей. Судя по имеющимся данным, воображаемых друзей чаще всего создают себе первенцы, дети, склонные проявлять инициативу в играх, мало участвующие в спокойных играх, участ- вующие в более разнообразной деятельности с взрослыми членами семьи, оцениваемые родителями как более способные к разговору и общению со взрослыми. Особенно характерно наличие воображаемых друзей для единственных детей. К сожалению, как образ воображаемого друга связан с реальным общением ребенка со сверстниками, психология ничего достоверно- го пока не знает. Усложнение и индивидуализация общения продолжаются в школьном возрас- те. Организованная коллективная жизнь (школьный класс, октябрятские звездочки, пионерская организация) облегчает выработку коммуникативных навыков даже тем детям, которые раньше их не имели. В то же время внутри организованных и направляемых взрослыми детских коллективов всегда скла- дываются неформальные микрогруппы, основанные на лич ных симпатиях и общности интересов и значительно более устойчивые, чем у дошкольников. Состав и структура таких микрогрупп с возрастом меняется. По наблюде- ниям киевского психолога А. В. Киричука и его сотрудников, среди первок- лассников преобладают пары, во 2-3-м классе - группы из трех и более сверстников. С 6-го класса начинается обратный процесс: в связи с ростом интимности общения число участников таких микрогрупп снова уменьшается.
Отрочество и юность всегда считались привилегированным "возрастом дружбы". Ранняя юность означает рост самостоятельности, эмансипацию от
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.115.195 (0.01 с.) |