Классификация институциональных концепций. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация институциональных концепций.



1) Теория прав собственности. Родоначальниками ее являются Алчиан, Коуз, Демсец, Р. Познер,, О. Уильямсон, Э. Центральным понятием в теории прав собственности является само «право собственности». С точки зрения общества права собственности выступают как правила игры, которые упорядочивают отношения между отдельными агентами.С точки зрения индивида права собственности выступают как пучки правомочий на принятие решений по поводу того или иного ресурса.

Чтобы реализовать свои разнообразные цели, индивид осуществляет контроль над принадлежащим исключительно ему пучком прав собственности. В литературе по теории прав собственности наибольшее распространение получила классификация А. Оноре. Она включает:1. Право владения, т.е. исключительного физического контроля над вещью.2. Право пользования, 3. Право управления, т 4. Право на доход, 5. Право на капитальную стоимость вещи, предполагающее право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи.6. Право на безопасность, т.е. иммунитет от экспроприации.7. Право на переход вещи по наследству или по завещанию.8. Право на бессрочность. 9. Запрет вредного использования, т.е. обязанность воздерживаться от использования вещи вредным для других способом.

2) Теория трансакционных издержек. Основные представители: Р. Коуз и О. Уильямсон.

3) Теория экономических организаций. Основные представители: Ф. Найт, Р. Коуз, А. Алчиан, Г. Демсец, О. Уильямсон, К. Менар.

В рамках этой теории фирма рассматривается сквозь призму трансакционного подхода, как сеть контрактов, система обработки и передачи информации, структура по обеспечению экономической власти и контроля над объектами собственности и т.д.

3) Экономика права. Представители: Р. Коуз, Р. Познер, Г. Беккер.

4) Теория общественного выбора. Основные представители: Дж. Бьюкенен, Г. Таллок, К. Эрроу, М. Олсон, Д. Мюллер.

Теория общественного выбора анализирует политический механизм принятия макроэкономических решений, иначе говоря, объектом анализа здесь выступают «политические рынки».

5) Новая экономическая история. Представители: Д. Норт, Р. Фогель, Дж. Уоллис.

Эта теория пытается истолковывать исторический процесс с точки зрения эволюции институтов, теории прав собственности и трансакционных издержек.

 

Институциональная структура. Институциональная среда. Институты и организации.

Институц. структура - это определенный упорядоченный набор институтов, созд-х матрицы эк. поведения, определяющих ограничения для хоз. субъектов, кот. формируются в рамках той или иной системы координации хоз. деят-ти. В эк. литературе понятие «институц. структура» имеет множество трактовок. Часто не проводится различий между дефинициями «институц.структура» и «институц. среда». Уильямсон приводит наиболее общее её определение: «Это основные полит., соц. и правовые нормы, явл-ся базой для произв-ва, обмена и потребления». Но наличие некоторых, присущих спонтанному рын. порядку институтов еще не явл-ся достаточным условием для становления рын. институц. структуры. Например, создание правовой базы для частн.собственности не означает, что она действительно может функционировать в эк-ке как рын. институт. Понятия "институц. структура" и "институц. среда" были заимствованы экономистами у социологов. Последние зачастую не различают эти два понятия и используют их как синонимы. Институц.среда - система права, морали, этики и соответствующих им непротиворечивых формальных и неформальных институтов. Она включает в себя фундаментальные эк., политич., соц. и юр. правила, в рамках кот. протекают процессы произв-ва и обмена.

Исходя из предпосылки, что институц. среда не является простым набором соответствующих институтов, мы можем считать её особого рода институтом (матрицей развития) высшего порядка. Она определяет основное направление развития системы, а также те ориентиры, на основе кот. происходит формирование и отбор наиболее эффективных эк. и соц. институтов. Институц. среда не является простым набором соответствующих ее типу институтов. Она определяет направление и быстроту институц. изменений. Институц. структура является результатом метаконкуренции, институц. среда создает условия и ориентиры отбора эффективных элементов институц. структуры из альтернативных форм эк.координации.

 

Привычки и рутины. Нормы и соглашения. Понятие нормы. Структура нормы

Привычка - самоподдерживающаяся склонность или тенденция к следованию заранее установленной или приобретенной норме поведения.

Рутина -установившаяся практика, заведенный порядок деятельности.

Термин ввели Нельсон и Уинтер. Применяли его для обознач. всех норм-ых и предсказуемых образцов поведения фирм. Рутина относится и к постоянно повторяющемуся шаблону деятельности всей организации.

Отличие привычки от рутины: привычки явл. личными, они кас. отдельных индивидов, а рутина относ. к коллективу, к группе.

Осн. элементами инст. среды явл. нормы. Норма -предписание определенного поведения, обязательное для выполнения и направленное на поддержание порядка в системе взаимодействий. Норма определяет как должен себя вести индивид в различных ситуациях. Выполнение предписаний- добровольное либо основывается на санкциях. Санкции: 1) юридические 2) социальные 3)экономические

Вырианты соотношения соглашений: 1) экспансия -вариант, при котором организация взаимодействий происходит на основе норм одного из соглашений в тех сферах, где ранее господствовали нормы других соглашений. 2) Касание-такое соотношение соглашений, когда одно и тоже взаимодействие может быть осуществлено на основе взаимоисключающих норм. 3) компромисс- соотн. соглаш-й при котором появляются синтетические нормы смягчающие? противоречия требованиями различных соглашений.

 

Концепции власти. Сущность власти в институциональной теории. Власть и рынок.

Проблемами власти занимались: Смит, Рикардо, Маркс, Веблен, Гелбрейт, Шумпетр и др.

Власть - соц-ое взаимодействие, где одни люди обладают способностью воздействовать на других. Различные формы: от жесткой силы и принуждения до более мягких форм -контроль, влияние, убеждение. Цели: политические, экон-ие, частные или общественные.

Концепции власти: 1) Власть и рынок. Особенно проявляется на несовершенных рынках. Монопольная власть, установление монопольных цен. Власть м. касаться ограничения свободы выбора, ограничений условий торговли, способность продавцов формировать предпочтения покупателей (реклама). Фирмы и др организации - административные структуры, определяющие кто может осуществлять власть, кто перед кем отчитывается и тд. Власть как атрибут, связанный с продажей на рынке.

2) Власть над социальным выбором 1. Права собственности -основная форма социальной власти т.к: а) определяют кто и что может сделат ь и при каких условиях, с данным объектом собственности. Б) на рынке в процессе купли и продажи происходит обмен социально определенными и защищенными правами собственности.

Самуэльсон рассматривал права собственности (ПС) и власть в 2х аспектах: 1) ПС явл формой власти 2) они созданы проявлением власти. Формой власти явл способность поступать каким-л образом при принятии соц. решения когда другие против. Одномерная власть-способность определять результат вопреки аппозиции. Власть в соц. смысле может проявляться в принуждении или в угрозе к принуждению Власть над соц решением может быть основана и на соц связях, контроле над важными ресурсами или доступе к средствам связи. Может являться результатом ассиметрии информации.

3) власть над человеческими ценностями. Соц условия не просто определяют границы возможных действий, но определяют и само содержание человека. Ценности которых нужно придерживаться: 1. Власть (нужно принимать) 2.права (уважать)3. Идеология (превратить во внутреннее убеждение)

Когда ценности интернализировались, власть наиболее прочно укрепилась.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 853; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.006 с.)