Капитальное строительство в таможенном деле 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Капитальное строительство в таможенном деле



Под капитальным строительством в таможенном деле понимается деятельность, направленная на строительство объектов, необходимых для осуществления таможенного производства, а также создания бытовых, социальных, культурных условий жизнедеятельности кадров таможенных органов.

Капитальное строительство производится в соответствии с единой хозяйственной политикой ФТС России, определенными приоритетными направлениями развития таможенной инфраструктуры, необходимостью совершенствования материально-технической базы таможенных органов. Подготовкой предложений и разработкой перспективных программ капитального строительства, капитального ремонта и эксплуатации объектов таможенной инфраструктуры, а также приобретением имущества и оснащением таможенных органов занимается Главное управление тылового обеспечения (ГУТО) ФТС России. Оно осуществляет функции государственного заказчика в вопросах капитального строительства, реконструкции и расширения объектов таможенной инфраструктуры[18].

Для реализации поставленных задач в сфере капитального строительства ГУТО наделено рядом полномочий, при реализации которых оно:

- обеспечивает подготовку и утверждение заданий на проектирование таможенных объектов;

- организует в установленном порядке разработку, рассмотрение, согласование и утверждение проектно-сметной документации на капитальное строительство и капитальный ремонт таможенных объектов, контролирует требуемый уровень проектных решений;

- осуществляет государственную отраслевую экспертизу предпроектной документации и технико-экономических обоснований (проектов) строительства;

- планирует финансирование капитального строительства за счет средств федерального бюджета, контролирует эффективность использования выделенных средств, подготавливает предложения об оптимизации затрат на эксплуатацию объектов таможенной инфраструктуры;

- осуществляет сбор заявок и расчет потребности в техническом оснащении объектов таможенной инфраструктуры;

- осуществляет планирование необходимых средств на финансирование программ приобретения и строительства жилья для таможенных органов;

- проводит конкурсные торги в целях обеспечения объектов таможенной инфраструктуры.

Для осуществления собственной деятельности ГУТО направляет в таможенные органы рекомендации по вопросам норм капитального строительства, материально-технического обеспечения, обобщает заявки на финансирование таких мероприятий, а также собирает информацию о подрядчиках и возможных исполнителях таких работ. Строительным работам предшествуют инженерные изыскания и проектирование объекта строительства. Количество и характер объектов для строительства оговариваются в типовых проектах.

Проектирование ведется по заказам-заданиям РТУ. Проектная организация, выполняющая основную (технологическую) часть проекта, является генеральным проектировщиком.

Проектную документацию в зависимости от ее сложности разрабатывают в одну или две стадии: в одну стадию – для типовых и технически несложных объектов; в две стадии – для крупных и сложных зданий и сооружений.

Рабочий проект состоит из общих и детализированных чертежей. В общих чертежах показывают точное расположение частей зданий, конструкций, оборудования, их маркировку и габаритные размеры, а в детализированных чертежах приводят размеры всех конструкций.

Разработанную проектно-сметную документацию заказчик (РТУ) передает (ГУТО ФТС РФ) на заключение. После соответствующей экспертизы и корректировки проектно-сметная документация утверждается и включается в план строительства.

Проект организации строительства (ПОС) является основой для планирования капитальных вложений, определения сроков строительства. Состав и объем ПОС определяется Строительными нормами и правилами (СНиП) с учетом сложности объекта строительства. По этому признаку объекты строительства подразделяют на особо сложные, средней сложности и несложные объекты. Вариант решения выбирают на основе технико-экономического обоснования по следующим основным показателям: себестоимости, продолжительности и трудоемкости строительно-монтажных работ, а также стоимости основных производственных фондов и оборотных средств строительно-монтажных организаций.

Очередность и сроки возведения объектов указываются в календарном плане ПОС. Календарный план, как правило, разрабатывается в форме линейного графика.

Основным документом, определяющим деятельность ГУТО, является сводный план капитального строительства ФТС России. Этот документ включает в себя:

- план проектно-изыскательских работ для строительства будущих лет объектов таможенной инфраструктуры ФТС России сводный и по РТУ;

- план капитального строительства объектов таможенной инфраструктуры ФТС России сводный и по РТУ;

- план долевого участия ФТС России в строительстве;

- план капитального ремонта объектов таможенной инфраструктуры

ФТС России сводный и по РТУ.

Основными показателями сводного плана капитального строительства являются: 1) объем финансирования; 2) мощность объекта; 3) год начала проектирования; 4) год окончания строительства.

При осуществлении деятельности, связанной с капитальным строительством, реконструкцией и ремонтом, таможенные органы должны анализировать эффективность капитальных вложений. Анализ эффективности инвестиций (вложений) предполагает:

- проведение конкретных технико-экономических обоснований;

- анализ объема капитальных вложений;

- анализ динамики использования бюджетных ассигнований;

- анализ доли участия ФТС России в строительстве;

- анализ расходов на текущее обслуживание объектов капитальных

вложений;

- оценка экономического эффекта от данных инвестиционных вложений.

Объекты таможенной инфраструктуры не являются объектами производственного назначения, не участвуют в процессе создания стоимости, но для анализа эффективности использования бюджетных средств, а также анализа эффективности работы таможенного органа в целом следует производить оценку срока окупаемости и оценку экономического эффекта от эксплуатации конкретных объектов. Основными критериями оценки срока окупаемости и экономического эффекта могут выступать следующие показатели: объемы товарных потоков (грузов), перемещаемых через данный таможенный орган; количество участников внешнеэкономической деятельности и др.

К оглавлению

1.5. Организация и планирование материально-технического обеспечения

Таможенных органов

Материальные ресурсы относятся к важнейшим факторам таможенного дела наряду с трудом, денежными средствами, информацией и временем.

Под материальными ресурсами понимают природные ресурсы, а также все средства производства и предметы труда, используемые в производстве продукции, выполнении работ, оказании услуг. К ним относятся: земля, здания, сооружения, инструменты, оборудование, материалы, энергетические, водные ресурсы.

Спрос, предъявляемый таможенными органами на отдельные виды материальных ресурсов, зависит от спроса на таможенные услуги и работы, от используемых технологий таможенного производства, качества и цены ресурсов, их взаимозаменяемости, финансовых возможностей. Существование рынков ресурсов создает альтернативы их приобретения на наиболее выгодных для таможенной системы условиях.

Обеспечение таможенных органов материальными ресурсами является задачей тыловой службы. Выделяют следующие направления тылового обеспечения:

¾ строительство, капитальный ремонт и эксплуатация объектов таможенной инфраструктуры;

¾ техническое оснащение таможенных органов;

¾ вещевое, медицинское, продовольственное и социальное обеспечение;

¾ эксплуатацию технических средств;

¾ организацию конкурсных торгов;

¾ планирование, учет поступления и контроль за использованием выделенных бюджетных ассигнований по направлениям тылового обеспечения.

Руководство тыловой службой возложено на Главное управление тылового обеспечения (ГУТО), которое является структурным подразделением ФТС Российской Федерации.

Материальное обеспечение таможенных органов строится на плановой основе. Для расчета плановой потребности в материальных ресурсах таможенные органы используют утвержденные в централизованном порядке нормы и нормативы. Такой подход обеспечивает единство хозяйственно финансовой политики.

Нормы — это плановые технико-экономические показатели, которые характеризуют удельные величины расхода ресурсов.

Нормативами называют величины, используемые при расчете норм, или поэлементные составляющие норм, а также коэффициенты, характеризующие степень использования орудий или предметов труда.

К материальным нормам относят нормы затрат материалов и основных средств.

Нормы затрат материалов определяют планируемую величину расхода канцелярских товаров, боеприпасов, топлива, электроэнергии, комплектующих и других материалов.

Нормы положенности по материалам в таможенных органах установлены в расчете на одного сотрудника, одно транспортное средство, единицу площади служебно-производственных помещений, единицу расхода горючего (для смазочных материалов), единицу оружия.

Нормы затрат основных средств определяют потребность таможенных органов в производственной площади, рабочих местах, оборудовании, инструментах и других элементах основных средств. Средства труда или основные средства — это ресурсы длительного пользования. Нормы их затрат устанавливают, как правило, в расчете на таможенный орган в целом (например, по транспорту), на одно подразделение или рабочее место. Материальные нормы носят в таможенных органах наименование «нормы положенности».

Нормы образуют целостную систему и составляют нормативную базу

планирования.

В состав нормативной базы таможенных органов для выполнения

функций тылового обеспечения входят:

¾ нормы положенности (нормы обеспечения) вещевым имуществом, техническими средствами, продовольствием, расходными материалами;

¾ нормы хранения;

¾ нормы создания резервных запасов и сроки резервирования;

¾ сроки носки изделий;

¾ нормы и сроки выдачи материалов;

¾ сроки эксплуатации технических средств.

ГУТО ФТС России разрабатывает нормативно-методическую базу и обеспечивает необходимыми документами все таможенные органы. Разработана методика расчета потребности в каждом виде ресурсов. Например, потребность в вещевом имуществе рассчитывается с учетом утвержденных среднегодовых норм выдачи, штатной численности и объема неснижаемого запаса.

Потребность в отдельных элементах технических средств для включения в годовой план поставки определяется по формуле:

Пi = Nтп – Hнг + C

где Пi — потребность в i-м виде технических средств, ед.;

Nтп— норма обеспечения по табелю положенности, рассчитанная с учетом штатной численности личного состава на конец года, ед.;

Ннг — наличие на начало года;

С — подлежит списанию в течение года вследствие физического и (или) морального износа.

Региональные таможенные управления (отделения сводного планирования материально-технического обеспечения) составляют планы обеспечения таможен материальными ресурсами с учетом их заявок.

Нормируемая потребность таможенных органов в материально-технических ресурсах отражается в региональных и Сводном (для ФТС России) табелях положенности.

Для расчета сводного и региональных табелей положенности необходимы не только нормы положенности по отдельным видам материальных ресурсов, но и количественные параметры таможенной системы. (Приложение 2.)

Материально-техническое обеспечение таможенных органов осуществляется с учетом установленных для ФТС России лимитов бюджетных обязательств и в соответствии с утвержденным Единым классификатором продукции, приобретаемой для государственных нужд. В последнем выделены основные группы и виды материально-технических ресурсов с учетом их функционально-технологического назначения.

Главное управление тылового обеспечения ФТС России на основе обоснованных заявок таможенных органов и утвержденных табелей положенности определяет сводную потребность в централизованно и децентрализовано приобретаемой продукции функционально-служебного и хозяйственно-бытового назначения.

Сводный табель положенности включает несколько разделов:

¾ табель положенности вещевого имущества сотрудников таможенных органов;

¾ табель положенности спецтехники, автотранспорта, средств связи, оргтехники и вычислительной техники;

¾ табель положенности вооружения и средств защиты.

ГУТО ФТС РФ также планирует и организует проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по моделированию и разработке предметов форменной и специальной одежды, обуви, снаряжения, средств защиты, геральдических знаков. Планирует и организует проектирование, государственные испытания, приемку и материально-техническое обеспечение морских, речных и воздушных судов, обеспечивает эксплуатацию объектов базирования судов, изучает новые образцы вооружения, средств защиты и специализированных средств. В последние годы особое внимание уделяется обновлению и пополнению парка вычислительной техники, автотранспортных и других технических средств.

Потребности таможенной службы в материальных ресурсах — это государственные нужды. Под государственными нуждами понимаются обеспечиваемые в соответствии с расходными обязательствами Российской Федерации или расходными обязательствами субъектов Российской Федерации за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов Российской Федерации и внебюджетных источников финансирования потребности Российской Федерации в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций Российской Федерации для исполнения международных обязательств Российской Федерации.[19]

Под размещением заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд понимают действия заказчиков или уполномоченных ими органов по определению поставщиков (исполнителей, подрядчиков) в целях заключения с ними государственных контрактов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг. Размещение заказов осуществляется различными путями. (Приложение 3.)

ФТС России или уполномоченный орган для осуществления функций размещения заказа может привлечь на основе договора специализированную организацию. Выбор специализированной организации осуществляется на конкурсной основе.

Под конкурсом понимаются торги, победителем которых признается лицо, которое предложило лучшие условия исполнения государственного контракта, и заявке на участие в конкурсе которого присвоен первый номер.

Конкурс может быть открытым или закрытым. Заказчик (ФТС России или уполномоченный орган) вправе размещать заказ путем проведения закрытого конкурса исключительно в случае размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, сведения о которых составляют государственную тайну. ФТС России может установить требование о внесении денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе. При этом размер обеспечения заявки на участие в конкурсе не может превышать пять процентов начальной цены контракта.

Критериями оценки заявок на участие в конкурсе могут быть:

¾ функциональные характеристики (потребительские свойства) или качественные характеристики товара, качество работ, услуг;

¾ расходы на эксплуатацию товара;

¾ расходы на техническое обслуживание товара;

¾ сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

¾ срок предоставления гарантии качества товара, работ, услуг;

¾ объем предоставления гарантий качества товара, работ, услуг;

¾ цена контракта;

¾ другие критерии в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов.

Конкурсная комиссия оценивает и сопоставляет заявки участников размещения заказов. На основании результатов сравнения каждой заявке на участие в конкурсе относительно других по мере уменьшения степени выгодности содержащихся в них условий исполнения контракта присваивается порядковый номер. Заявке на участие в конкурсе, в которой содержатся лучшие условия исполнения контракта, присваивается №1. Этот участник признается победителем конкурса.

Следующим видом размещения государственных заказов является аукцион.

Под аукционом на право заключить государственный контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену государственного контракта. Аукцион может быть открытым или закрытым.

ФТС России или уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг, соответственно производство, выполнение, оказание которых осуществляются не по конкретным заявкам таможенной службы, а для которых есть функционирующий рынок, и в случаях, если цена государственного контракта не превышает пятьсот тысяч рублей либо аукцион признан несостоявшимся и начальная цена государственного контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.

ФТС России или уполномоченный орган вправе осуществлять размещение заказа путем запроса котировок цен товаров, работ, услуг для обеспечения деятельности своих представительств на территории иностранных государств у иностранных поставщиков независимо от цены государственного контракта.

Таможенные органы могут размещать заказ у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика). Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить государственный или муниципальный контракт только одному поставщику (исполнителю, подрядчику). Размещение заказа у единственного поставщика осуществляется заказчиком лишь в некоторых случаях. (Приложение 4.)

Таможенные органы могут приобретать необходимые им материальные ресурсы как в форме централизованных закупок, так и самостоятельно (децентрализованно). Каждому таможенному органу высылается уведомление о выделенных ему фондах. Фонды действуют в течение периода, на который они выделены.

В централизованном порядке распределяется продукция, имеющая первостепенное значение в выполнении правоохранительных и экономических функций. Фондодержатель (ФТС России) — владелец и распорядитель фондов, в его обязанности входит определение потребности в ресурсах и доведение фондов до непосредственных потребителей. Обеспечение таможенных органов централизованно приобретаемой продукцией осуществляется по установленной ФТС России схеме. Она предусматривает «прикрепление» таможенных органов к определенным тыловым таможням и постам, оговаривает вид продукции и способ ее доставки. Поставка технических средств таможенного контроля, средств связи, оргтехники и вычислительной техники осуществляется в соответствии с условиями договоров силами предприятий поставщиков, либо силами тыловых служб региона со склада тыловой таможни или поста в конкретные таможенные органы региона. Кроме того, централизованно осуществляется обеспечение таможенных органов средствами передачи данных, средствами защиты, приборами таможенного оформления и контроля, печатной продукцией, транспортными средствами.

Децентрализованно таможни закупают топливо, смазочные материалы, запасные части к автомобилям, мебель, канцелярские и хозяйственные товары. Таможенным органам Дальнего Востока, Сибири, Калининградской области предоставлено право децентрализованной закупки автотранспорта с учетом сложившегося в таможенных органах и самом регионе парка автотранспорта, наличия ремонтной базы и экономической целесообразности.

Министерство экономики РФ в 2000 г. разработало Методические рекомендации по использованию балльного метода оценки конкретных заявок поставщиков (в них оговорены также условия привлечения экспертов), а также Методические рекомендации по оценке эффективности проведения конкурсов.

Каждому критерию (показателю) присваивают коэффициент весомости, отражающий относительную значимость критерия (показателя). Коэффициенты формируются экспертным путем. При установлении коэффициентов весомости необходимо, чтобы сумма коэффициентов весомости всех критериев (показателей) была равна единице:

å бета j =1,

где n — число рассматриваемых критериев (показателей).

Победителем признается поставщик, получивший наибольшую балльную оценку заявки и квалификации. (Приложение 5.)

Величина цены с учетом сроков осуществления платежей рассчитывается по формуле:

(Цз*Q*К)

Ц = Ц – 365*100,

где Цз — цена в соответствии с заявкой;

Q — годовая ставка рефинансирования Центробанка России на момент подведения итогов конкурса, в процентах;

К — количество дней задержки оплаты.

При проведении закупок товаров и услуг для таможенных органов с использованием конкурентных методов целесообразно периодически оценивать их эффективность.

Для оценки эффективности проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд рекомендованы два

показателя:

¾ сокращение расхода бюджетных средств — С;

¾ сравнительная эффективность — Э.

Сокращение расхода бюджетных средств в результате проведения конкурса на размещение заказа на поставку конкретного вида товара может быть абсолютным и относительным. Оно определяется по следующим формулам

Сокращение абсолютное (тыс. рублей)

С’= Сп — Ск —3

где: Сп — стоимость предложения, выставленного заказчиком на конкурс;

Ск — стоимость заключенного контракта;

З — затраты заказчика на организацию и проведение конкурса.

Сокращение относительное (%)

С’

С” = Cп * 100

Сокращение расхода бюджетных средств в результате проведения заказчиком всех конкурсов на размещение заказов на поставки товаров в отчетном периоде (квартал, с начала года) рассчитывается по следующим формулам:

Сокращение абсолютное (тыс. рублей)

 

С’ = Cобщ – Снк – З

 

где Собщ. — общая стоимость всех предложений, выставленных заказчиком на

конкурсы;

Ск — общая стоимость заключенных контрактов;

Снк — общая стоимость предложений заказчика, которые не привели к заключению контрактов;

3 — затраты заказчика на организацию и проведение конкурсов.

Сокращение относительное (%):

 

С’

С” = Cп - Cнк * 100

Сравнительная эффективность проведения конкурсов на размещение заказов на поставки товаров для государственных нужд определяется в трех вариантах на основе сопоставления цены товара, закупленного на конкурсе (контрактной цены), со следующими ценами, которые должны быть сопоставимы по условиям поставки:

¾ средняя цена товара, предложенной поставщиками;

¾ среднерыночная цена товара;

¾ контрактная цена товара на предыдущем конкурсе.

Сравнительная эффективность, рассчитанная по первому варианту относительно средней цены товара, предложенной поставщиками, отражает результативность конкурса в пределах его участников. При этом во всех случаях она должна быть положительной, то есть контрактная цена товара не может превышать среднюю цену.

Сравнительная эффективность, рассчитанная по второму варианту относительно среднерыночной цены, применяется в случаях, когда продукция носит массовый характер и имеется в свободной продаже.

Сравнительная эффективность, рассчитанная по третьему варианту относительно предыдущего конкурса, характеризует динамику работы заказчика по проведению конкурсов. При этом контрактная цена товара предыдущего конкурса принимается с учетом инфляции относительно контрактной цены товара по результатам проведенного конкурса, эффективность которого рассчитывается.

Сравнительная эффективность проведения конкурса на размещение заказа на поставку конкретного товара рассчитывается по следующим формулам:

Абсолютная эффективность (тыс. рублей)

 

Э’= (Цс - Цк) * К,

 

где Цс — цена товара, с которой сравнивается контрактная цена (1-й вариант -

— среднерыночная цена товара; 3-й вариант — контрактная цена товара на предыдущем конкурсе);

Цк — контрактная цена товара по результатам проведенного конкурса;

К — количество товара, закупленного на конкурсе.

Относительная эффективность (%) может быть определена по следующей формуле:

Цс – Ц

Э” = Цк * 100.

В качестве средней цены товара, предложенной поставщикам, принимается средневзвешеная величина цен, предложенных всеми поставщиками - участниками конкурса. В случае равенства предлагаемых ими объемов поставок вместо средневзвешенной применяется среднеарифметическая величина цены.

Общая сравнительная эффективность проведения заказчиком всех конкурсов на размещение заказов на поставки товаров в отчетном периоде (квартале, с начала года) определяется путем суммирования сравнительных эффективностей всех конкурсов, проведенных в этом периоде.

Специалисты считают, что использование в закупках открытых конкурсов может обеспечить в среднем 10-15 % экономии средств заказчика, но только при правильном использовании конкурсной процедуры. Кроме предмета закупки и требований к поставщикам, значение имеют объем закупки, число поставщиков, квалификация самого организатора конкурса.

К оглавлению

Научно-технический прогресс

В таможенном деле

Научно-технический прогресс (НТП) представляет собой взаимосвязанное поступательное развитие науки и техники, проявляющееся, с одной стороны, в постоянном воздействии научных открытий и изобретений на уровень техники и технологии, с другой стороны, в применении новейших приборов и оборудования в научных исследованиях.

Таможенное дело не может оставаться на уровне современных требований без использования достижений НТП. Научно-технический прогресс в таможенном деле представляет собой планомерное системное, непрерывное развитие и совершенствование средств труда, технологических процессов, систем управления, осуществляемые в целях повышения качества таможенного администрирования, эффективности использования ресурсов, улучшения условий труда сотрудников.

Выделяют две формы НТП –эволюционную и революционную[20].

Эволюционная форма НТП – это накопление новых научных результатов с использованием известных и устоявшихся научных теорий, разработка новых устройств и технологий на основе применяющихся технических и организационных принципов.

Революционная форма НТП — это переход к качественно новым типам устройств и технологий, основанным на фундаментальных открытиях науки и техники и обеспечивающим скачок в росте экономической эффективности.

Первым направлением внедрения достижений НТП в таможенное дело России в начале 90-х гг. было создание и эксплуатация единой автоматизированной информационной системы ФТС России (ЕАИС). Для ее функционирования необходимо было:

- создать методическую базу получения и представления статистической информации о валютном контроле таможенными органами;

- разработать информационную технологию сбора, передачи и обработки данных таможенной статистики;

- создать инфраструктуру региональных центров обработки таможенной информации;

- обеспечить передачу статистических данных между таможнями и ГНИВЦ ФТС России;

- создать комплекс компьютерных программ для обработки и ведения

всех видов таможенной статистики;

- приобрести средства вычислительной техники и систем передачи данных;

- создать технологию контроля и методики обмена данными между ФТС, Центральным банком и Инспекцией валютного контроля при Правительстве Российской Федерации.

Другой пример использования достижений НТП - это создание в 1993 г. оперативной дежурной службы как структурного подразделения Управления таможенной охраны ФТС России. Благодаря этой службе руководство ФТС России ежедневно получает сводку по оперативной обстановке в регионах, а также осуществляет взаимодействие с дежурными службами силовых министерств и ведомств, координирует оперативно-служебную деятельность региональных таможенных органов. Обобщение и анализ оперативных данных помогают руководству в принятии обоснованных решений, существенно повышают эффективность оперативно-поисковых мероприятий. В результате растет объем товаров и транспортных средств, задержанных при перемещении помимо таможенного контроля.

Второе направление НТП связано с совершенствованием технических средств таможенного контроля (ТСТК). На разработку новых отечественных ТСТК, установление связи с промышленностью России по производству этих средств и их закупку за рубежом выделялись значительные средства. В 1996-1998 гг. были разработаны приемы применения ТСТК при выполнении процедур досмотра, создана ремонтно-техническая база, определены нормы обеспечения таможен материально-техническими ресурсами, введен порядок их заблаговременного планирования. Была организована ведомственная система связи для передачи данных от региональных таможенных органов в ФТС России. В региональных таможенных управлениях была создана информационно-техническая служба, которую возглавил один из заместителей начальника Управления. В состав службы вошли: отдел эксплуатации функциональных подсистем и информационного обеспечения, отдел связи, отдел технических систем таможенного контроля и технических систем охраны, отдел таможенного контроля за делящимися и радиоактивными материалами и др.

В настоящее время общий фонд алгоритмов и программ ГНИВЦ ФТС России насчитывает свыше 150 программных продуктов, 2/3 которых созданы для верхнего уровня управления в целях централизованного внедрения в таможенном деле. Остальные программы предназначены для автоматизации деятельности РТУ, таможен, таможенных постов.

Третье направление НТП решает проблемы повышения квалификации кадров. Организована дифференцированная подготовка различных категорий личного состава таможенных органов в Российской таможенной академии и ее филиалах, на факультетах повышения квалификации.

Работа по внедрению НТП в таможенном деле направлена на реализацию Концепции информационно-технической политики ФТС России и Концепции сотрудничества таможенных служб СНГ в области технического оснащения. Идеи концепций реализуются при разработке целевых программ по созданию, производству и внедрению технических средств и нормативно-технической документации в таможенные органы.

Основными направлениями НТП в современных условиях являются[21]:

- автоматизация таможенных процедур;

- создание информационно-технической среды и максимальное развитие информационных технологий;

- расширение научно-исследовательских функций экспортно-криминалистических служб и спектра исследовательских технологий;

- создание современных технических средств таможенного контроля.

Работа в этих направлениях требует решения сложных научных и технических задач, таких как:

- внедрение в практику таможенных органов комплексной автоматизированной системы таможенного оформления;

- разработка особого порядка декларирования товаров и транспортных средств, позволяющего использовать передовые информационные технологии;

- создание третьей очереди ЕАИС с едиными базами данных о физических и юридических лицах, совершивших таможенные правонарушения на территории России (причастных к незаконному обороту оружия, боеприпасов и наркотических средств, имеющих задолженность по уплате таможенных платежей, штрафов и пеней, о результатах проверок хозяйственной деятельности участников ВЭД, учета товаров и транспортных средств, перемещаемых физическими лицами, и т.д.);

- создание унифицированного комплекса программных средств для реализации технологий сквозного таможенного контроля, валютного контроля и контроля бартерных внешнеторговых операций;

- внедрения единой системы ведомственной электронной почты и электронного документооборота;

- модернизация и дооснащение парка технических средств, в том числе досмотровой, вычислительной, охранной техники, телекоммуникационного оборудования;

- оснащение средствами таможенного контроля делящихся и радиоактивных материалов, телекоммуникаций и автоматизированной системы контроля доставки товаров, закрытой телефонной и документационной связи отделов собственной безопасности, техническими средствами для повседневной деятельности метрологических служб;

- создание программных средств для ограниченного доступа и защиты информации по товарам, относимым к государственной тайне;

- создание ведомственной телекоммуникационной сети на основе цифровых технологий при обмене информацией между таможенными органами всех уровней;

- создание первой очереди Таможенной единой автоматизированной информационной системы государств - участников СНГ (ТЕАИС СНГ).

Без резкого улучшения оснащенности таможенных органов современ­ной аппаратурой невозможно решить задачу по ускорению процедуры тамо­женного оформления грузов, сокращению времени досмотра единицы авто­транспорта до нескольких минут. Внедрение современных средств связи и технологий таможенного кон­троля требует решения не только технических, но и социальных вопросов, в том числе совершенствования системы подготовки кадров, способных с наибольшим эффектом использовать возможности новой техники и техно­логий. Необходимо обновление нормативной базы тылового обеспечения, совершенствование структуры управления. Новые технологии требуют и новых норм использования материальных и трудовых ресурсов.

Эффективность внедрения достижений НТП можно рассматри­вать в экономическом и социальном аспекте. В экономическом аспекте более совершенные техника и технология сокращают время операций по сбору, обработке и представлению информации, повышают эффективность обмена информацией и степень ее защиты, интегрируют информационные ресурсы таможенных органов в ЕАИС ФТС России. Обеспечи­вается информационная безопасность таможенных органов, секретность опе­ративно-розыскных мероприятий, исключается несанкционированный дос­туп к информации. Социальный аспект эффективности НТП - это повышение комфор­та и улучшение условий труда, повышение имиджа сотрудника таможенной службы и престижа этой профессии.

В конечном счете, эффективность внедрения НТП в таможенном деле выражается в повышении качества таможенного регулирования и таможен­ного контроля, увеличении поступления денежных средств в бюджет госу­дарства, повышении результативности правоохранительной и информацион­но-аналитической деятельности таможенных органов[22].

Совершенствование технического оснащения, финансирование разработ­ки новых средств таможенного контроля, программных продуктов являют­ся предметом планирования и составной частью программ развития тамо­женной службы.

Целевая программа развития таможенной службы Российской Федера­ции на 2001-2003 гг. предусматривала в первую очередь внедрение перспек­тивных таможенных технологий в целях повышения качества работы та­моженной службы.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1194; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.203.172 (0.116 с.)