Колея железных дорог России, СНГ и стран Балтии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Колея железных дорог России, СНГ и стран Балтии



Еще с середины XIX века стандартом на железных дорогах России (позже — СССР), Финляндии и Монголии была выбрана ширина колеи 1524 мм, так как она обеспечивает перевозку грузов большей массы, чем распространенная в Западной Европе. В период с мая 1970 года до начала 1990-х годов железные дороги СССР были переведены на колею 1520 мм. Это было сделано с целью увеличить стабильность пути при движении грузовых поездов, повысить их скорость движения без модернизации самого подвижного состава. После распада СССР это — стандарт ширины колеи на железных дорогах всех стран, образовавшихся на его месте. Железные дороги Финляндии до настоящего времени продолжают использовать прежний стандарт — 1524 мм.

Эта же ширина колеи (1520 мм) используется во всех метрополитенах России и СНГ. На многих трамвайных линиях применяется колея 1520 мм (хотя есть и узкоколейные, трамвайные системы с шириной колеи в 1 метр, например, в Калининграде, Пятигорске). На Украине метровую колею имеют трамваи в Евпатории, Львове, Виннице и Житомире. В Ростове-на-Дону для трамвая используется европейский стандарт колеи 1435 мм. Интересно отметить, что самая первая железная дорога России — Царскосельская — имела колею: 1829 мм.

Ширина колеи в 1524 мм впервые стала использоваться в России в ходе постройки Николаевской железной дороги (середина XIX века). Возможно, это было связано с тем, что на строительстве работали консультанты из Америки, и прежде всего Дж. В. Уистлер (в то время эта колея была популярна в южных штатах США). Возможно также, что использовать эту ширину колеи предложили русские инженеры П.П. Мельников и Н.О. Крафт, посетившие Америку перед началом строительства Николаевской железной дороги. Кроме того, эта ширина колеи была удобна тем, что выражалась круглым числом — 5 футов. Существует распространённое мнение, что при выборе ширины колеи сыграл роль и военный аспект — отличная от европейской ширина колеи затруднила бы гипотетическому противнику снабжение войск в случае вторжения в Россию (так было во времена Великой Отечественной Войны, когда немецким войскам пришлось менять ширину колеи для своего подвижного состава).

До начала 1980-х годов второй по распространённости в СССР шириной колеи была 750 мм, использовавшаяся для промышленных, торфо- и лесовозных узкоколеек, а также на детских железных дорогах. Однако за последние 10 лет протяжённость железных дорог этой колеи резко уменьшилась. Некоторые, наиболее оживлённые, узкоколейки были перешиты на стандартную колею, но большая часть узкоколеек просто была закрыта, часто из-за банкротства обслуживающих предприятий.

Европейская колея и так называемый Breitspurbahn

Самой распространённой в мире шириной колеи является 1435 мм (4 английских фута и 8,5 дюймов). Такую колею имеют железные дороги Северной Америки, Китая и Европы (за исключением стран СНГ, Прибалтики, Финляндии, Ирландии, Испании и Португалии). Именно эта ширина колеи была принята для постройки первой пассажирской железнодорожной линии Ливерпуль — Манчестер инженером Джорджем Стефенсоном. Фактически эта колея была самой узкой из всех многочисленных вариантов широкой колеи, выбранная для того, чтобы перешивка железных дорог не потребовала вложений для перестраивания мостов, насыпей и выемок. Спустя 20 лет (в 1846 году) эта колея была принята стандартом английским парламентом, и должна была использоваться при постройке новых железных дорог.

Существует предположение о том, что эта ширина колеи связана с шириной колеи древнеримской повозки.

На приграничных территориях, где используется различная колея, иногда используют пути с совмещенной колеей, в частности, от Калининграда (Россия) до станции Бранево (Польша). Далее продолжается европейская колея. На этом участке ежедневно ходит состав Калининград-Берлин.

В таблице 1.2. приведены параметры и назначения железных дорог с наиболее распространенной величиной рельсовой колеи.

 

 

Таблица 1.2

Наиболее распространённая величина рельсовой колеи

Широкая колея Узкая колея
Ширина колеи, мм Страна Ширина колеи, мм Страна
       
  Россия. Судоподъёмник, Красноярская ГЭС   Япония.
  Шотландия; Glasgow Subway
  Германия. В конце 1930-ых в Третьем рейхе был разработан проект строительства сети сверхширококолейных скоростных железных дорог, так называемый Breitspurbahn. Сеть эта была запланирована в Европе, а в будущем и в Азии, дороги должны были по замыслу связать Японию и Индию с Европой. Был построен демонстрационный участок, разрабатывались паровозы, тепловозы и вагоны. Проект не был осуществлён.   Бразилия.
  Швеция.
  T.H. «Капская колея»: Снэфелльская горная железная дорога; Ангола; Австралия; Ботсвана; Гана; Эквадор; Индонезия; Япония (за исключением высокоскоростных линий Синкансен); Южно-Африканская Республика; Канада (до 1880—1930); Конго; Коста-Рика; Малави; Мозамбик; Намибия; Новая Зеландия; Никарагуа; Нигерия; Россия (железные дороги южной половины острова Сахалин); Судан; Тайвань; Танзания; Гондурас; Швеция. Snaefell Mountain Railway, Tanzania-Zambia Railway Authority

Продолжение таблицы 1.2

  Англия. Great Western Railway   Иордания; Сирия. Hejaz railway
  Англия. Cairngorm Mountain Railway   Аргентина; Бангладеш; Бенин; Бразилия; Боливия; Буркина Фасо; Бирма; Вьетнам; Индия; Камбоджа; Камерун; Кения; Лаос; Малайзия; Мали; Мьянма; Пакистан; Польша; Португалия; Сенегал; Танзания; Таиланд; Тунис; Уганда; Испания; Швейцария; Россия (Принадлежит комбинату "Магнезит", находится в окрестностях города Сатка Челябинской области. Данная железная дорога выполняет только грузовые перевозки.). Jungfraubahn
  Нидерланды.   Италия; Эритрея.
  Англия.   Колумбия; Перу; Канада; Сальвадор; Гватемала; США; Испания; Россия. Новоафонская пещерная железная дорога, Isle of Man Railway, White Pass and Yukon Route
  Франция   Польша

Продолжение таблицы 1.2

  Аргентина; Бангладеш; Индия; Канада; Пакистан; США; Чили; Шри Ланка. В Испании, Индии, Пакистане, Бангладеш и Шри-Ланке распространена колея 1676 мм; такая колея встречается также в Аргентине и Чили. Bay Area Rapid Transit   Швеция. Известна как «Шведская трёхфутовая колея» Roslagsbanan
  Португалия; Испания   Обычно пром. линии — Уэльс; Швейцария. Snowdon Mountain Railway
  Португалия   Польша
  Австралия; Бразилия; Ирландия; Новая Зеландия. Canterbury Provincial Railways   Австралия; Чили; Индия; Сьерра-Леоне; США.
  США   Бразилия; Австрия
  США   Греция; Польша; Россия; Швейцария и в других странах. Подвижной состав железных дорог с шириной колеи 750, 760 и 762 мм зачастую совместим. Алапаевская узкоколейная железная дорога
  Ирландия.   так называемая «Декавилевская колея» Аргентина, Дания, Индонезия (сахарн.

 

Продолжение таблицы 1.2

      заводы, солеварни), Испания, Нидерланды (пром. линии), Франция (Chemin de fer d’Abreschviller)
  Финляндия; США; Панамский канал   Англия. Corris Railway, Talyllyn Railway
  (Россия) Основная ширина колеи — В России, СНГ, Прибалтике, Монголии и в других странах. Подвижной состав железных дорог с шириной колеи 1524 мм и 1520 мм совместим   Австралия; Индия; Южно-Африканская Республика — две дороги: 248 км и 122 км; Англия; США. Cleethorpes Coast Light Railway, Leighton Buzzard Light Railway, Llanberis Lake Railway, Darjeeling Himalayan Railway.
  Канада   Военные и пром. линии в 19 веке и первой половине 20 века во Франции; Греция; Польша; Швеция; Англия. Yaxham Light Railway, Vale of Rheidol Railway
  США   Англия; Penrhyn Quarry Railway
  Европейская (нормальная, стефенсоновская или интернациональная) колея; Синкансэн, Австралия (17678 км)   Россия; Красноярская детская железная дорога (с 1936 по 1961 год)
  Россия; Красноярская детская железная дорога (с 1961 г.,

Окончание таблицы 1.2



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 220; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.005 с.)