Музыка и адаптация к психотерапии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Музыка и адаптация к психотерапии



 

Атмосфера психотерапевтической работы сильно отлича­ется от привычной для ребенка атмосферы игр и занятий, и специалисту приходится применять особые подходы для того, чтобы ребенок смог быстрее адаптироваться к обстановке пси­хотерапевтического кабинета. Сочетая обычную игру с элемен­тами творческой экспрессии, в том числе и музыкальной, можно помочь ребенку постепенно и без сколько-нибудь заметно­го напряжения адаптироваться к условиям психотерапевтичес­кой работы. Методы терапии творчеством помогают специа­листу найти выход из затруднительного положения при по­пытках войти с ребенком в контакт.

Методики, предназначенные для первого знакомства с детьми, призваны раскрепостить детей, дать возможность ис­пытать положительные переживания, создать ощущение ком­форта. Например, методика «Волшебное искусство» Руби Уолкер, «Рисование с помощью клубка» Нормы Лебен (13). Рисование целесообразно сопровождать музыкальным фоном. Многие дети со сниженной самооценкой, психически травмирован­ные с большим трудом соглашаются рисовать или заниматься любой другой изобразительной деятельностью, боясь осуж­дения. Музыка настроит, раскрепостит детей, усилит удоволь­ствие в процессе творческой работы.

«Музицирование»

Музицирование играет большую роль в развитии комму­никативных навыков и построении психотерапевтических от­ношений. Различные виды музицирования становятся излюб­ленным видом совместной деятельности ребенка и психоте­рапевта. Игра на музыкальных инструментах допускает интеракцию. Психотерапевт может играть на них вместе с ребенком, тем самым обеспечивая ему поддержку.

Наряду с другими средствами психотерапевтического воз­действия игра на музыкальных инструментах является доста­точно эффективным средством, позволяющим ребенку видеть достигнутые им успехи и изменения в своем состоянии. Встре­чаясь с ребенком на занятиях раз в неделю, порой бывает край­не трудно уловить изменения, постепенно происходящие в его состоянии и отношениях с психотерапевтом. Требуется какое-то средство, которое позволило бы это сделать, произвести оценку, промежуточную диагностику. Обучение ребенка чему-то новому, тому, что связано с возможностью зрительной, слуховой и кинестетической стимуляцией, бывает очень полез­но. Ребенок начинает с освоения самых простых навыков, по­степенно переходя к более сложным. Игра на музыкальном ин­струменте является не только одним из факторов психотера­пии, но и средством оценки происходящих изменений. Изме­нения в состоянии ребенка подчеркиваются изменениями в его исполнительских возможностях и репертуаре.

Постепенное совершенствование исполнительских навыков хорошо видно и должно всячески подчеркиваться психотера­певтом.

Игра на простых музыкальных инструментах предполагает возможность применения ее на любом этапе психотерапии, но лучше всего воспользоваться ею в тот момент, когда у ребенка возникает хотя бы минимальная степень доверия к психотера­певту.

Удовлетворение, которое испытывает ребенок, видя свои успехи в освоении и совершенствовании техники игры, ком­пенсирует напряжение и страх, возможные при обучении, что характерно для многих «проблемных» детей.

Музыка и цвет

 

Известно, что разные цвета спектра ассоциируются с раз­ными эмоциональными состояниями. Восприятие музыки не­возможно без эмоциональной сферы человека. Таким образом, восприятие музыки и восприятие цвета тесно связаны.

Эти принципы можно с успехом применять в процессе про­ведения некоторых игровых техник, например в технике «Рас­крась свою жизнь» К. О'Коннор. При этом надо помнить, что желтый цвет, как правило, ассоциируется со счастьем, синий - с грустью, черный - с горем, коричневый - с одиночеством, оранжевый - с возбуждением, зеленый - с беспокойством, красный — с раздражением или гневом. Иллюстрируя музы­кально различные чувства, о которых рассказывает ребенок в процессе расцвечивания «своей жизни», психотерапевт опи­рается и на выбор определенных цветов.

Характер музыкальной иллюстрации должен по возмож­ности соответствовать цвету, который выбирает ребенок. Ви­зуальные или аудиальные выражения различных чувств дела­ют их более конкретными для ребенка, что отвечает особен­ностям детской психики. Подкрепление визуальных образов слуховыми, музыкальными образами только усилит конкрет­ность чувств, которые они передают, сделают их еще более по­нятными для ребенка.

Музыка и куклы

 

Большинство специалистов по игровой терапии хорошо представляют себе достоинства работы с пальчиковыми кукла­ми-марионетками. Их использование позволяет детям выражать такие сложные чувства, как гнев, страх, растерянность, грусть, другие переживания, а также мечты и фантазии.

Наблюдения показывают, что дети с разным темперамен­том, уровнем социализации, степенью самоконтроля и нео­динаковыми потребностями могут более или менее успешно играть с марионетками и другими куклами кукольного теат­ра. Возбудимые дети, как правило, могут концентрировать на игре свое внимание, наблюдая за действиями других уча­стников и самостоятельно исполняя разные роли. Стеснительным, скованным детям игра с марионетками позволяет выразить свои представления, проблемы и желания. Психо­терапевт может показать детям наиболее адекватные спосо­бы поведения и помочь своим клиентам освоить их путем имитации.

Кроме того, психотерапевт получает реальную возможность взаимодействовать с ребенком посредством кукол-марионеток. Помимо кукол-марионеток удобно пользоваться перчаточны­ми куклами, куклами би-ба-бо, а также тростевыми куклами .

Характер куклы, чувства, которые она испытывает, можно иллюстрировать музыкой и различными звуковыми комбина­циями с помощью музыкальных инструментов или звучащих предметов. Это сделает образ куклы, которую использует ребе­нок, более зримым и понятным. Сочетание игры с куклами и музыки, например, благотворно действует на детей, страдаю­щих логоневрозом. Обычно дети играют с большим желанием, не испытывая при этом напряжения и страха. «У большинства детей с логоневрозом при этом имеет место чистая речь» (Захаров А. И. Неврозы у детей и психотерапия. С-Пб., 1998). Не только проговаривание, но и пропевание текста (сочинение музыкальных сказок с участием кукольных персонажей), про­износимого от лица кукол, будет способствовать преодолению заикания.

Музыка может использоваться в таких методиках, как «Со­здай марионетку» Энн Блэкуэлл, «Создание образа клиента с по­мощью марионетки» Кэролин Наркевидж, «Игра с марионетками» Мари Болтинхаус (13). Приведенные ниже примеры демонстриру­ют возможные способы использования марионеток и других кукол в сочетании с музыкой и музыкальной экспрессией.

1. Попросить ребенка выбрать или самостоятельно создать пальчиковую куклу-марионетку (перчаточную куклу и др.), от­ражающую то, что он чувствует в данный момент, а потом пред­ложить ему рассказать с помощью игрушки о своем состоянии:

• попросить ребенка спеть от ее имени песенку о себе: «Какую песенку могла бы спеть эта кукла?»

• выразить с помощью звуков различных инструментов и предметов настроение куклы, ее характер: «Как ты думаешь, как звучит эта кукла? На какой звук она похожа? Какой звук ей подходит? Каким инструментом можно было бы сопро­вождать песенку этой куклы, если бы она нам спела?»

Если ребенок отказывается самостоятельно петь или музицировать, то терапевт может помочь ему, предложить вариант песенки, которую могла бы петь кукла, подобрать аккомпанемент к этой песенке на подходящем музыкальном инструмен­те. Кроме того, взрослый может просто иллюстрировать соответствующей музыкой или звуками рассказ ребенка.

2. Предложить ребенку выбрать какую-либо марионетку или другую куклу, изображающую знакомого или незнакомо­го ему человека, и сказать (спеть, отразить в звуках), что она чувствует. Психотерапевт может иллюстрировать музыкой или звуками рассказ ребенка.

3. Ребенок и психотерапевт разыгрывают сюжеты, отража­ющие условия жизни и проблемы ребенка. История иллюстрируется музыкой, различными звуковыми характеристиками, песнями и движениями под музыку. Интересно сочинение груп­повой истории. Каждый ребенок по очереди сочиняет часть
истории. Здесь возможно коллективное создание целой музыкальной сказки или истории.

Тонирование и вокалотерапия

 

Помимо разнообразных приемов музыкальной терапии, психотерапевт может использовать в своей практике богатые возможности вокалотерапии и тонирования.

«Голос человека — замечательное средство исцеления, одно из наиболее доступных звуковых лекарств» (11).

Вокалотерапия или музыковокалотерапия (МВТ) — «это но­вый метод повышения резервных возможностей человека и кор­рекции нарушенных функций, в основе которого лежит исполь­зование особой системы активного вокального тренинга в соче­тании с музыкой» (28). Пение благотворно сказывается на работе всех внутренних органов человека, стабилизирует электрическую активность мозга. Существенное значение для психотерапевти­ческой работы имеет тот факт, что «характерной реакцией на вокалотерапию является замедление альфа-ритма» (29) мозга, что со­ответствует состоянию успокоения и комфорта. Альфа-ритм иг­рает значимую роль в обеспечении психофизиологических ре­акций и различного рода познавательной деятельности.

«Вокалотерапия оказывает положительное влияние на нейро­физиологическое обеспечение памяти и внимания» (29).

Метод тонирования, как и благотворная сила пения, давно применяется человечеством в лечении самых разных заболева­ний. «Тонирование — воспроизведение звука посредством произ­несения гласного звука в течение длительного времени» (11). Оно известно примерно с XIV века. Это творческая энергия голоса. Помимо обширного терапевтического эффекта, тонирова­ние помогает стабилизировать эмоции. Многие исследователи считают, что голос является основной формой выражения ин­дивидуальности. Если внимательно прислушаться к нему, мож­но проанализировать нервные модели поведения, понаблюдать за ними и лечить их. Доктор Поль. Дж. Мозес, профессор Стенфордского медицинского университета, научился ставить медицинский диагноз каждому пациенту по его голосу. Он стро­ит физическую и психологическую модель (профиль) голоса. «Голосовая динамика является точным и достоверным отраже­нием психодинамики — заключил он. — Каждая эмоция чело­века имеет свое вокальное выражение» (11).

«В голосе и дыхании каждого человека заключен ключ к пониманию его темперамента и к диагностике множества раз­личных типов физических и психологических недомоганий... Спонтанные физические жесты, которые сопровождают голо­совое сканирование, так же часто дают подсказку относитель­но характера человека» (11).

«Поющий голос обеспечивает гораздо более прямой доступ к подсознанию» (11).

«Мелодизация собственных имен или нейтральных фраз»

Ребенка просят пропеть свое имя или какую-либо фразу, например, спеть, что он сейчас делает. «Меня зовут Маша» или «Я сейчас играю с куклой».

Усложнение. Ребенка просят спеть свое имя или фразу с определенной интонацией — гнева и решительности, печали и уныния, веселья и радости, спокойствия и т. д.

Дети поют на удобной для них ноте и высоте.

«Мелодизация призывов»

Ребенка просят спеть эмоционально окрашенные призы­вы с разной интонацией. Например: «Вперед друзья!», «Ах, как мне грустно...», «Какая удача, какая радость...» и т. д.

Дети поют на удобной для них ноте и высоте.

«Тонирование»

Во время занятий по психокоррекции, в процессе психоте­рапии можно использовать тонирование для уравновешива­ния волн мозга, улучшения ритма и углубления дыхания, сни­жения ЧСС и повышения чувства благополучия. Тонируют дети на удобной для них ноте.

Звук «м-м-м» снимает стресс и дает возможность полнос­тью расслабиться.

Звук «a-a-a» немедленно вызывает расслабление.

Звук «u-u-u» — самый стимулирующий звук, звуковой ко­феин. 3-5 минут произнесения этого звука стимулирует мозг, повышает активность организма.

Звук «о-о-о» — средство мгновенной настройки организма

Музыка и радость движения

 

Движение — один из видов нашего восприятия. У детей про­исходит активное образование сенсомоторных схем — соотне­сение сенсорной информации с моторной. Это первый этап в организации их мышления.

Не подлежит сомнению также взаимосвязь двигательных способностей и обучаемости детей. Для детей, испытывающих серьезные трудности в обучении, характерно и запоздалое раз­витие моторики. Развивая моторику, развиваем и умственно.

Многие дети испытывают затруднения при вербальном спо­собе общения. В процессе двигательной активности ребенка необходимо наблюдать за языком его телодвижений, за выра­жением лица. Психотерапевт может в результате предположить, что чувствует ребенок, и начать реагировать вербально, сооб­щая ребенку словесный образ его чувств.

Часто звуки, издаваемые ребенком, движения его тела очень точно отражают его чувства. Язык проявляется во всех видах активности. Ребенок может устанавливать соотношения меж­ду вербальной коммуникацией и всем тем, что он делает.

О связи музыки и движения много говорилось выше. Ниже приводятся некоторые упражнения, которые с успехом можно применять на сеансах психотерапии.

«Дирижер»

Ребенку предлагается продирижировать звучащую музыку. Это увеличивает заинтересованность и вовлеченность в про­цесс восприятия музыки, что приносит и нужный психотера­певтический эффект.

«Свободный ганец»

Это упражнение на свободное выражение эмоций. Детям предлагается придумать свой танец под названием «Мой самый тяжелый день», «Я и мои родители» и т. д.

«Спонтанное движение под музыку»

Дети танцуют и двигаются под музыку. Для этого хорошо использовать цветные шифоновые шарфы. Дети, двигаясь, им­провизируют с тканью. Ассоциации, вызванные музыкой, сво­бодно выражаются в движении.

В психотерапевтической практике, иллюстрируя музыкой движения детей, можно использовать технику «Человек-чулок» Кимберли Дай (13). При этом дети, облаченные в эластичный ме­шок, начинают совершать разнообразные движения. Психоте­рапевт может иллюстрировать их музыкой или озвучивать раз­нообразными звучащими предметами, делая образы детей бо­лее яркими.

Появляются богатые возможности для спонтанной интерак­ции между ребенком и психотерапевтом посредством сочине­ния историй, а также простых песенок. Ребенок может и само­стоятельно обозначать представляемые им образы через звук, импровизируя на музыкальных инструментах и звучащих пред­метах, озвучивая их голосом, после того, как он освободился из «чулка».

Сопровождая музыкой движения детей, мы способствуем их большему раскрепощению, делаем выход их энергии более яр­ким при использовании таких методик, как «Разрывание бума­ги» Кэти Дейвис (11). Дети разрывают бумагу, а затем подбрасывают ее в воздух, обсыпают друг друга, прыгают и т. д. Соответствую­щая музыка сделает их эмоции более радостными и яркими.

Среди музыкальных инструментов, которые используются в целительстве, барабан оказывает, пожалуй, наиболее сильное воздействие. «В нашем организме заложены многомерные рит­мы, благодаря которым все органы работают синхронно, начи­ная от пищеварительной деятельности в кишечнике до актив­ности высших нейронов в головном мозгу. В организме основ­ной ритм закладывается сердечно-сосудистой системой, сердцем и легкими...» (11). Барабан синхронизирует ритмы сердечных сокращений и дыхания.

Ритм барабанов способен изменять ритмы организма. «Сер­дце - великий барабанщик. Играя на барабане, мы активно напрягаем мышцы, активизируем дыхание, ритм сердечных со­кращений и волн мозга, что создает обратную связь. Десять минут игры на барабане в день снимают напряжение, заново настраивают внутренние часы мозга и организма и служат сти­мулятором и успокаивающим средством» (11).

В известной американской методике музыкальной терапии — методике Нордоффа-Роббинса широко применяются именно барабаны. Барабан — инструмент наиболее доступный, не тре­бующий особых навыков и в то же время обладающий боль­шой ритмической силой, передающий тончайшие эмоциональ­ные нюансы. Дополняют барабан цимбалы, литавры. Их звон­кость вносит разнообразие в игру и делает ее более выразитель­ной. Ниже приводятся ряд упражнений с барабанами, которые можно предложить детям.

«Подслушай ритм»

К. С. Станиславский, говоря об актерской роли, указывал на то, что каждое человеческое чувство имеет свой темп и ритм, и предлагал упражнения на воспроизведение ритма, в котором это чувство протекает. В этих упражнениях каждому было необхо­димо представить какой-то момент своей жизни. Детям предла­гается вспомнить свой самый печальный, счастливый и т. д. день (событие). Затем они должны подумать, как о нем можно рас­сказать другим детям, пользуясь только барабанными палочка­ми и барабаном (можно использовать другие ударные инстру­менты): «Простучите его, как вы его себе представляете».

Вариант: предложить ребенку пробарабанить то чувство, какое он сам хочет или испытывает в данный момент, а психо­терапевт и другие дети должны отгадать, что он изобразил.

«Ритмизация движений животных»

Ребенку предлагают ритмизировать движения животных, имеющих эмоциональные характеристики, — степенная коро­ва, проворный заяц, ласковая кошка, дикий конь, преданный пес и т. д. Ребенок пользуется барабаном или другими ударны­ми инструментами.

«Движение в ритме звучащих ударных музыкальных инструментов»

Детей просят двигаться в ритме звучащих ударных музыкаль­ных инструментов. Музыка и ритмические удары — античные формы коммуникации и самовыражения. Ребенок должен сле­довать ритму педагога. Педагог задает ритм бубном или бараба­ном. Дети двигаются, свободно перемещаясь в пространстве помещения.

Вариант. Каждому ребенку дают барабан (бубен, пластико­вые бутылки). Дети двигаются и сопровождают свое движение звуком ударных инструментов.

Гиперактивные дети не владеют своим телом, хотя и спо­собны производить множество произвольных телодвижений. Упражнения, направленные на формирование контроля над телом, необходимы для них и приносят им удовольствие.

«Падение»

Упражнение формирует контроль над телом. Музыка — ак­тивизирующий фон. Дети падают на подушки (маты). Необхо­димо упасть на мат каким-либо определенным образом. Про­странство падения ограничено, поэтому падение необходимо строго контролировать. Дети должны изобретать каждый раз новый способ падения. Это упражнение доставляет детям удо­вольствие от контролирования своего тела.

Вариант. Детей просят упасть соответственно звучащей музыке — медленно, с подскоком, весело и т. д., в ее характере.

«Чудесные бубенцы» (Ворожцова О. А.)

Эти упражнения разработаны автором и используются в ра­боте с детьми. На голове у детей шапочки или ободки с бубенчиками, которые звенят при малейшем движении. Это позво­ляет в игровой форме осуществлять контроль над собственным телом. Звуковой сигнал усиливает контролирующий эффект. Хорошо использовать в работе с гиперактивными детьми, со­вершающими много лишних, нерациональных движений, или с излишне неуклюжими детьми, совершающими неточные, неловкие движения.

Задание 1. Пройти так, чтобы не зазвенеть: обычным шагом, на цыпочках, на пятках, задним ходом, боком, на корточках.

Задание 2. Станцуй так, чтобы не зазвенеть.

Задание 3. Двигаться как любое понравившееся животное, но так, чтобы не зазвенеть.

«Эстафета»: Дети разбиваются на две команды. В каждой команде они передают друг другу мяч так, чтобы бубенчики на головах не зазвенели. Если бубенцы зазвенят — штрафное очко. Побеждает та команда, которая быстрее справится с заданием.

«Шляпа волшебника» (Ворожцова О. А.)

Используется в работе с детьми для развития контроля над телом. Развивает также слуховое внимание, ориентацию в про­странстве, способность различать звуки.

Выполняется в парах. Один ребенок с завязанными глаза­ми, на другом надета шляпа с колокольчиками, которые звенят при малейшем движении. Ребенок в шляпе двигается как мож­но осторожней, стараясь не звенеть. Первый ребенок внима­тельно прислушивается и ищет второго по звуку колокольчи­ков. Задание может выполняться всей группой детей с одним ведущим.

«Башмачки Элле» (Ворожцова О. А.)

Эти упражнения развивают чувство ритма, позволяют детям понять, как соотносятся движения и ритм, помогают контроли­ровать свое тело. Рекомендуется проводить в малых группах. Для упражнений необходимы туфельки с бубенцами (пороло­новые, на резинках). При малейшем движении бубенцы звенят.

Задание 1. «Путешествие в Изумрудный город». Детей про­сят пройти так, чтобы бубенцы не звенели; потом так, чтобы бубенцы звенели отчетливо (шаг), отрывисто (прыжки), сплош­ным звоном (бег) и т. д. Упражнение может выполняться под музыку, которая задает ритм, под бой барабанов или других удар­ных инструментов, а может и без музыкального сопровожде­ния, для того чтобы дети лучше слышали себя, соответствие своих движений звуку бубенцов — получается ли у них краси­вая ритмичная музыка?

Задание 2. «Музыка ног». Двух детей просят придумать диа­лог башмачков.

Задание 3. «Живые башмачки». Детей просят продемонстри­ровать, как стучат башмачки грустного человека, веселого и т. д.

Дыхание составляет важный аспект осознания своего тела. Между потреблением кислорода, активацией и тревогой име­ется тесная связь. Глубокое дыхание помогает устранить трево­гу, обрести силу и уверенность, в которых мы нуждаемся в мо­менты возбуждения и тревоги.

Музыка оказывает прямое воздействие на ритм дыхания, приводя его в соответствие со своей метроритмической орга­низацией. Поэтому дыхательные упражнения эффективно со­четать с музыкальным сопровождением.

«Дыхание спокойное и ровное»

Цель — нормализация дыхания. Хорошо использовать пос­ле физической нагрузки. Психотерапевт предлагает детям пред­ставить сосновый лес или водную гладь, при этом дышать глу­боко и спокойно, как будто они вдыхают морской или лесной воздух. Фон — музыка (частота — не более 60-65 ударов в мину­ту), природные шумы, пение птиц.

«Надувание мячей»

Помимо мячей можно использовать воздушные шары не­больших размеров, игрушки и т. д. Вдох через нос. Затем 2-3коротких выдоха, затем полностью надуть мяч. Музыка — фон с четким ритмом.

Вариант. Детей просят надувать мячи в ритме музыки, ритм может меняться.

Формирование образа «Я»

 

Создание и анализ клиентом своего образа предполагают значительные психотерапевтические возможности. Многие методики позволяют ребенку развить свою творческую эксп­рессию и сформировать образ самого себя. Музыкальная тера­пия предполагает создание ребенком не визуального, а звуко­вого образа «Я».

Главное направление этой работы заключается в том, чтобы научить пациента поэтическому, «омузыкаленному» видению и восприятию мира. Ребенок учится тому, что каждое его пере­живание, любое душевное движение может быть выражено не­посредственно в звуках музыкальной или вокальной импровизации, которая отражает его отношение к различным событи­ям жизни.

Творческая деятельность в любой сфере по своей приро­де интегративна, так как она является выражением всего жиз­ненного опыта человека и его природных способностей. «В процессе музыкального творчества — импровизации на за­данные темы — происходит более полное познание пациен­том самого себя, своих способностей и возможностей, фор­мируются навыки невербального, чувственного контакта с окружающим миром, более глубокая идентификация и сли­яние с ним. Нахождение в процессе творчества своего не­повторимого «Я» (20).

«То, что видят пациенты в музыкальных образах, представ­ляет собой проекцию их внутреннего мира на причудливое зер­кало звучащей музыкальной ткани, и содержание этих образов подобно образам сновидений, представляет для психотерапев­та богатый материал для нахождения в прошлом опыте пациента тех зон подавленного конфликта и заблокированных пе­реживаний, которые сказываются на его нынешнем состоя­нии».

Игра «Я весь состою из звуков»

Ребенку предлагается выбрать из окружающих его музы­кальных инструментов и звучащих предметов те, звучание ко­торых, на его взгляд, наиболее подходит ему. Все выбранные предметы и инструменты прикрепляются к ребенку (или рас­кладываются вокруг него). Затем в беседе психотерапевт вы­ясняет, почему ребенок выбрал тот или иной инструмент.

Может быть поставлена более четкая задача: «Как ты себя слышишь? Как ты звучишь?». Ребенок составляет из звуча­ний нескольких музыкальных инструментов и звучащих пред­метов свой автопортрет. «Сыграй, как ты звучишь в данный момент? Как ты звучишь, когда сердишься, радуешься и т. д.?». Ребенок составляет образ своего «Я» через комплекс звуков. Такая игра проводится, когда музыкальный терапевт уже нео­днократно встречался с клиентом, знает его проблемы. Ребе­нок при этом уже имеет опыт извлечения звуков из музыкаль­ных инструментов.

Игра со своим звуковым автопортретом способствует эксп­рессии и самоидентификации. Клиент и психотерапевт могут прийти к актуальной для ребенка ситуации и особенностям вос­приятия им самого себя. Звуковой портрет можно изменять по желанию ребенка в ходе игры, ребенок должен слышать резуль­тат этого изменения. Вместе с психотерапевтом обсуждается, к лучшему или нет изменился звуковой образ.

«Составь портрет»

Ребенку предлагается составить портрет друга, мамы и т. д. с помощью ритма. Используется все, из чего можно извлечь звук

Музыка и агрессия

 

Специалистам по игровой терапии часто приходится иметь дело с агрессивными, раздражительными детьми, которые не умеют адекватно выражать свои чувства. Если дать выход нега­тивной энергии ребенка и обеспечить ему эмоциональную под­держку, он постепенно сможет освоить более приемлемые спо­собы выражения отрицательных эмоций. Эти способы могут использовать вербальное и невербальное выражение сильных переживаний. В музыкальной терапии это может быть и звуко­извлечение, и движение под музыку.

В настоящее время повышенная раздражительность и агрес­сивность свойственны очень многим детям, независимо от воз­раста и социального положения семьи.

Адекватное выражение гнева и раздражения вызывает зат­руднения у многих детей, особенно у тех, кто перенес психи­ческую травму или утрату. Такие дети склонны к одному из двух типов реагирования: либо раздражение или агрессия начинают «прорываться» в большинстве их поступков, либо эти чувства скрываются за «фасадом» депрессии, отгороженности и низ­кой самооценки.

Известный детский психотерапевт В. Оклендер считает, что «ребенок должен осознавать свой гнев, это является первым шагом на пути обретения им уверенности и психической цело­стности; он должен преодолеть в себе привычку в страхе подав­лять раздражение и гнев или выплескивать их в опосредован­ном виде, поскольку это может травмировать самого ребенка и вести его к эмоциональному отчуждению от окружающих» (18).

Отреагирование раздражения и гнева в безопасных услови­ях игровой терапии может помочь ребенку «узнать» эти чувства, освободиться от них и освоить более эффективные способы их выражения. Музыка и звукоизвлечение облегчают выражение любых чувств, способствуют эмоциональной экспрессии. Ре­бенку можно дать возможность в ходе игровой терапии выра­зить свой гнев и раздражение в том числе и через звук, наряду с другими способами их выражения. Звуковая экспрессия мо­жет быть не менее эффективна. Извлечение звука может стать и способом непосредственного выражения чувства гнева, ко­торым ребенок может пользоваться и вне занятия — напри­мер, дома, когда его переполняет раздражение.

«Выпусти пар»

Психотерапевт предлагает ребенку ударить со всей силы в барабан, в гонг, в металлические тарелки, а также о громкозвучащие предметы — об металлическую бочку, о таз, о подвешен­ный лист железа. Ребенок ударяет столько раз, сколько захо­чет. Он должен почувствовать, что успокоился, что чувства зло­сти и раздражения выходят из его тела через пальцы рук, а за­тем через музыкальный инструмент или предмет.

В таких техниках, как «Разбей башню» Шери Сейкс (13), детям предлагается отреагировать свой гнев и раздражение через раз­рушение картонной башни. Метафоры являются весьма удач­ным инструментом в процессе работы над детским гневом. Кро­ме того, метафоры долго сохраняются в памяти и опираются на информацию, получаемую с помощью разных сенсорных ка­налов. Процесс разрушения можно проиллюстрировать соот­ветствующей музыкой или комплексами звуков: барабан, ме­таллические тарелки, гонг, различные предметы, с помощью которых можно издавать громкие звуки.

Для осознания ребенком разной градации чувства гнева и раздражения можно предложить ему поиграть в игру «Кто силь­нее бросит». Ребенок бросает в бочку или в гонг мешочек, на­полненный бобами или орехами. Мешочек бросают с разной силой. Психотерапевт на равных участвует в игре вместе с ре­бенком. Взрослый все время обращает внимание ребенка на вза­имозависимость силы, частоты броска и громкости звука — чем сильнее гнев, тем громче и неприятнее звук. Более частые и гром­кие удары соответствуют сильному чувству гнева, редкие и гром­кие — не такому сильному, частые и тихие (тремоло на бараба­нах или тарелках) соответствуют слабому раздражению и т. д . На листе железа, на бочке и т. д. ребенок может нарисовать мелом изображение своего обидчика или объект, который вы­зывает у него гнев и раздражение. К барабану, тазу, металличес­ким тарелкам прикрепляется рисунок, нарисованный на бума­ге (на текущем занятии или на предыдущем). Эти изображения служат мишенью для ударов ребенка. Ударяя по ним, ребенок рассказывает, что означают эти изображения, и обозначает свои чувства словами: «Я чувствую сильную злость, когда...». Чем сильнее гнев, тем сильнее и удар — тем громче будет издавае­мый ребенком звук. Переживание вибраций этого звука будет усиливать эмоции ребенка, следовательно, отреагирование гне­ва и раздражения будет значительно более эффективно.

Когда ребенок может не только увидеть и почувствовать, но и «услышать» свое раздражение и гнев, он тем самым лучше осознает их природу и смысл. Терапевт может показать ребен­ку, как звучит его чувство гнева, использовав игру «Послушай свой гнев». Большое, сильное чувство гнева звучит громко, рез­ко и неприятно — так звучит большая железная бочка. В ней много воздуха (гнева), поэтому и звучит она неприятно — так же, как и разгневанный человек. Постепенно емкости звучащих предметов или музыкальных инструментов уменьшаются, звук становится тише, более приятным для ушей. Меньше объем — меньше гнев — приятнее звук. А в китайском колокольчике «волшебный ветер», в его трубочках совсем мало воздуха (гнева), поэтому и звучит он так же приятно, как добрый, спокой­ный человек. Таким образом, ребенку наглядно показывают, что чем меньше чувство гнева и раздражения, тем приятнее чело­век, тем приятнее с ним общаться.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 305; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.35.60 (0.064 с.)