Игра как фактор развития и воспитания творческой личности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Игра как фактор развития и воспитания творческой личности



История свидетельствует о древнем происхождении игр. Они являются средством развлечения, общения, отдыха. В игре че­ловек получает удовольствие, снимает нервное напряжение. Игра носит характер активной познавательной деятельности, поэтому является также средством воспитания, обучения, фор­мирования мироощущения человека.

Игра в качестве средства общения особо ценна: человек зам­кнутый в игре чувствует себя свободно, а импульсивный, под­чиняясь логике игры, ведет себя сдержаннее; между незнако­мыми людьми налаживаются дружеские отношения.

Каждая игра обладает набором правил, которые предусмат­ривают получение игроком выигрыша или проигрыш. Каждый игрок стремится выиграть.

Характерная особенность игр - постоянство их правил. Большинство правил веками не изменяется (например, правила игры в лото, шахматы, городки и др.). Популярность некоторых игр со временем уменьшается. Однако техническое переосна­щение игр придает им новый импульс. Так, в популярных ком­пьютерных играх числятся игры-перевоплощения, классические настольные игры, интеллектуальные карточные игры.

Единая и исчерпывающая классификация игр отсутствует. Определение факторов игровой деятельности человека имеет не только познавательную, но и практическую направленность, обеспечивая в дальнейшем возможность создания новых игр с ожидаемыми последствиями.

Следует анализировать не только сам процесс игры, но и пе­риод жизни человека, предшествующий игре. Важны периоды формирования личности игрока, мотивации игры, принятия ре­шения об игре, непосредственной игры. На протяжении различ­ных периодов жизни человек взаимодействует с окружающей средой. Под влиянием среды формируются установки личности, оцениваются возможности удовлетворения потребностей и воз­действия человека на игровую среду. Окружающая среда в соче­тании с особым внутренним миром человека детерминирует его поведение как участника игры. Изучение периода жизни игро­ка, предшествующего игре, поможет раскрыть происхождение и развитие его игрового поведения.

Существуют игры-упражнения, главное назначение кото­рых - воспроизведение предметных действий, и ролевые игры, в которых на первый план выдвигается воспроизведение обще­ственных отношений и трудовых функций. Игра является хоро­шим методом обучения и воспитания. Она социальна по своему происхождению, своей природе и именно поэтому она социаль­на по своему содержанию. С помощью игры не только познается окружающий мир, но и воспитывается творческая инициатива, пробуждается любознательность, формируется чувство ритма,» вырабатывается пластичность, активизируется мышление. Бла­годаря игре люди легко вовлекаются в различные действия, учатся взаимодействовать с окружающими.

Игры оказывают большое влияние на интеллектуальное, эс­тетическое, духовное, нравственное развитие человека. Они учат соотносить свою позицию с позициями других игроков и доставляют радость творчества, победы.

Менеджеру туризма, организующему досуг, необходимо знать все разновидности игр: спортивные, интеллектуальные, народные. Русская народная культура издавна богата играми, в которых живет уважение к прошлому и вера в будущее.

Игра имеет определенные задачи, решение которых требует необходимых знаний и умений. Для подвижных игр с правила­ми оформление игровой задачи имеет важное значение. Во мно­гих из них игровая задача оформляется в виде ролей.

Разнообразные дидактические и подвижные игры способст­вуют уточнению восприятия отдельных качеств вещей, разви­тию наблюдательности, формированию обобщений и других сторон интеллектуальной деятельности, совершенствованию координации движений, а также развитию быстроты, силы, мет­кости, ловкости.

Почти все эти игры, поскольку они являются коллективными и требуют выполнения определенных правил поведения, имеют существенное значение для воспитания воли, умения подчинять свои действия общей задаче.

Техника многих игр отрабатывалась столетиями, достигая своего художественного совершенства, поэтому установить ав­торство многих из них невозможно.

Моделей игры не так-то уж много, а вот разновидностей забав великое множество. Вся педагогическая мудрость игры -в ее простых или чуть усложненных (заданных) правилах, в обычном ее описании. Взяв игру как заготовку, менеджер-ани­матор продумывает сам, какому возрасту детей она подходит, усложняет или облегчает правила и технологию той или иной игровой миниатюры. Таким образом, игра обучает, развивает, помогает восстановить силы, дает хороший эмоциональный заряд бодрости. Игры могут с успехом применяться при органи­зации детского, подросткового, молодежного и семейного досу­га на туристских объектах, маршрутах.

Игру необходимо рассматривать как явление культуры, про­цесс творческой деятельности личности с целью самореализа­ции. Являясь сокровищницей человеческой культуры, они отра­жают все области материального и духовного творчества людей. Изучением игр занимались и занимаются многие отрасли зна­ний: история, этнография, антропология, педагогика, теория и методика физического воспитания и др.

В литературе рассматриваются: роль игры, ее распростране­ние, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности, функции и предназначение игр и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считают игру весьма полезной для воспитания. Напри­мер, в игровой деятельности туриста объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, туристы практически включаются в трудовые действия, развиваются физически, при­выкают самостоятельно действовать, с другой - получают мо­ральное и эстетическое удовлетворение от игры, углубляют по­знания о мире, жизни. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом.

Таким образом, игра - одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всесто­роннюю физическую подготовленность (через непосредствен­ное овладение основами движения и сложных действий в изме­няющихся условиях коллективной деятельности), совершенство­вание функций организма, черт характера играющих туристов.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель - выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. полу­чение результата.

Понятие «игра» включает множество различных форм игро­вого фольклора, каждая из которых в конечном счете способст­вует всестороннему развитию туристов: физическому, психоло­гическому, интеллектуальному. Подвижная народная игра явля­ется той разновидностью игрового фольклора, преимуществен­ная ориентация которой заключается в активизации двигатель­ной деятельности.

Первоначально игра отображала только трудовые или быто­вые действия. Постепенно это понятие расширялось и в него вкладывалось уже более широкое содержание. Если в историческом плане подвижная игра представляет собой подражание выполнению какого-либо трудового, бытового или военного действия, то в настоящее время такое действие не всегда осозна­ется играющими. Дети, например, выбирают игру сообразно опыту взрослых, но это не исключает, а предполагает, что в нее постоянно вносится творчество самих играющих, их небольшой, но все же определенный жизненный опыт. Вместе с тем проис­ходит постепенное абстрагирование, частично связанное с со­стязательным характером, стремлением проявить превосходство в тех или иных двигательных действиях, физических качествах и т. д. Именно поэтому состязательный характер подвижных игр способствовал тому, что определенная часть их легла в основу формирования спортивных игр. Развивающийся спорт также оказывал влияние на народные игры.

Любая народная игра, попадая в иную среду, в зависимости от условия бытования либо получает дальнейшее развитие, либо трансформируется в новый вариант с сохранением основного сюжета. Принадлежность игры к тому или иному этнографиче­скому району или региону следует определять по наибольшей полноте сохранения первоначальной игровой канвы. В одних случаях игра сохранилась более полно, в других - частично, в третьих изменилась настолько, что лишь пристальное изуче­ние сюжета может дать ключ к отысканию некоторых сторон истоков. Встречаются нетипичные игры, часть которых со вре­менем адаптировалась к местным условиям.

Поскольку подвижные игры рассматриваются с точки зрения средств физического воспитания, то интересна и эволюция из­менения характера и содержания их в возрастном аспекте.

Анализ формы и содержания народных подвижных игр пока­зывает диалектику тесной взаимосвязи ее национальной и ин­тернациональной сторон. Национальная форма подвижных игр выражается в том, что она по своему происхождению и разви­тию является характерной для конкретной нации, определена общественно-историческим ее развитием, своеобразием быта, особенностью психического склада и т. д. Получив распростра­нение за пределами своей страны (несмотря на то, что для дан­ной нации эта игра продолжает оставаться национальной), она становится международной.

В культурно-историческом развитии любого народа игра яв­ляется важным фактором воспитания в процессе первоначаль­ной подготовки людей к жизни. В основе этой подготовки лежат особенности взаимоотношения с окружающей средой. Игра вводит человека в жизнь, в общение с окружающими людьми, природой, способствует приобретению знаний, трудовых навы­ков, совершенствованию двигательной деятельности, активно­сти, мышления, развития фантазии.

В условиях современной цивилизации в связи с резким сни­жением двигательной активности человека возрастает роль сис­тематических занятий физическими упражнениями, подвижны­ми играми, что способствует формированию двигательных на­выков, развитию и совершенствованию жизненно важных физи­ческих, умственных и морально-волевых качеств.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный выбор игр и руководство ими приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активно­сти, инициативы, сознательной дисциплинированности, настой­чивости в достижении поставленной цели, смелости.

Широта воспитательного воздействия народных подвижных игр предъявляет и определенные методические требования к их проведению. Наиболее общим из них является требование соот­ветствия: а) игры - образу жизни людей, их психическому скла­ду, уровню культуры, традициям; б) сложности сюжета и содер­жания - уровню развития, знаний, умений, навыков и физиче­ских качеств занимающихся, их возрасту, а также задачам вос­питания, образования, развития и, наконец, условиям, способст­вующим успешному осуществлению педагогического процесса.

Разнообразие двигательных действий в народных подвижных играх содействует нормальному физическому развитию, укреп­лению здоровья играющих. Необходимы углубленное изучение и научное описание всего богатства народных подвижных игр и вековых традиций их использования, внедрение особенно ценных народных подвижных игр в современную физкультурно-спортивную работу.

Правильное использование этого наследия в современной жизни людей содействует физическому и духовному воспита­нию подрастающего поколения, а в конечном итоге - сближе­нию и взаимообогащению национальных культур.

Игра занимает важнейшее место в жизни туристов. В практи­ке туристских предприятий широко используются игры роле­вые, дидактические, народные, подвижные, игры с пением, гео­графические, литературные, интеллектуальные игры, познава­тельные, шуточные, музыкальные, сюжетные и массовые.

 

С развитием педагогической мысли происходит постепенный отбор из числа народных игр наиболее целесообразных в воспи­тательном отношении. В процессе длительной практики опреде­лилось их содержание, были сформулированы правила. Созда­вались и новые игры, преследующие педагогические цели.

Наряду с творческими играми, возникающими в самостоя­тельной двигательной деятельности, выделялись так называе­мые организованные, подвижные игры с готовым зафиксиро­ванным содержанием и определенными правилами. Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требова­ниями, заданной ролью и правилами. В других - сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регу­лируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В третьих - сюжет, дейст­вия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.

При отборе игр, способствующих физическому воспитанию, целесообразно ориентироваться на особенности их содержания, под которыми понимаются прежде всего сюжет, тема игры, ее правила и двигательные действия. Именно содержание игры определяет ее игровые действия, образовательную и воспита­тельную значимость. От содержания зависят и своеобразие ор­ганизации, и характер выполнения двигательных заданий.

Вопросы для самопроверки:

1. В чем заключается суть игры человека?

2. Какое значение имеют мотивы игровой деятельности?

3. Как игра помогает адаптироваться личности в кругу семьи
и в обществе?

4. Какие основные функции выполняет игра?

5. Каким образом игра содействует формированию физиче­ских и духовных способностей человека?

6. В чем проявляется воспитательное значение народных
подвижных игр?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 866; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.174.95 (0.016 с.)