Вопрос 8. Чины, совершаемые после Крещения и Миропомазания. Время и образ их совершения в Византии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 8. Чины, совершаемые после Крещения и Миропомазания. Время и образ их совершения в Византии



 

1. После совершения крещения и миропомазания совершаются так называемые чины 8 дня, которые должны совершаться в 8 день(как и было в Византии) после крещения, однако в современной практике проходит после миропомазания. Чин совершался на 8 день, поскольку по учению Церкви, Господь за 7 дней сотворил мир, на 8 день Господь придёт в Славе, время наступления Царства Божьего.

2. Обряды восьмого дня символизируют вхождение новокрещённых в день Господень и в то же время возвращение их в мир, вступление в обыкновенный мир бытия

3. Первым совершается омовение мира, в древности предварявшееся возложением рук. Читаемые здесь молитвы- прошения о защите, даровании смелости, верности и терпения. В знак готовности происходит преклонение главы и следует чтение трёх

молитв, показывающих готовность христианина к труду. Затем происходит омовение Св. Мира.

4. Затем следует молитва на пострижение волос и само пострижение. Этот чин в Древней церкви совершался только по достижении детьми отроческого возраста. Это пострижение символизирует отсечение нашей греховной воли и принятие вои Божьей, готовность служить Богу

5. Далее следует чин воцерковления (если мальчиков для этого вносят в Алтарь, то девочек прикладывают только к иконостасным Образам Христа и Богородицы символ вхождения человека в духовную Жизнь).

Чин омовения знаков Святого Мира, чина пострижения волос, чин воцерковления. В Византии: 2 воскресенье Великого поста записывали всех желающих; 3 воскресенье Великого Поста приглашали всех с понедельника ходить в храм (выносили крест, читали экзарцизмы, добавляли ектинью об оглашенных); в пятницу Страстной седмицы был главный чин оглашения; в субботу чин Крещения.

19. Основные канонические правила о совершении таинств Крещения и Миропомазания.

2 правило I Вселенского Собора гласит: "…и оглашенному потребно время, и по крещении дальнейшее испытание". Ф. Вальсамон, толкуя это правило, однозначно утверждает: "…ни один неверный не допускается до крещения прежде довольного научения вере, потому что при сем нужно время для испытания. Того, кто поступает несогласно с сим, правило повелевает извергать". О необходимости проявления усердия в вере перед Крещением говорит 45 правило Лаодикийского Собора: "По двух седмицах четыредесятницы не должно принимати к крещению". В древности подготовке к Крещению был посвящен весь Великий пост. Это правило запрещает принимать на подготовку тех, кто пропустил первые две седмицы. Комментарии Книги правил разъясняют: "Кто сначала четыредесятницы, или по крайней мере в течение двух первых недель ея, не изъявил решительного желания принять крещение и не начал готовиться: того правило не позволяет принимать к крещению в сию четыредесятницу, а ожидать дальнейшаго усмотрения его усердия в вере". 7 правило II Вселенского Собора указывает на точный порядок, по которому нужно принимать людей в Церковь, и предписывает заставлять оглашенных пребывать в храме и слушать поучения: "В первый день делаем их христианами, во вторый оглашенными, потом в третий заклинаем их, с троекратным дуновением в лице, и во уши: и тако оглашаем их, и заставляем пребывати в церкви, и слушати Писания, и тогда уже крещаем их". А 46 правило Лаодикийского Собора требует не просто обучать людей вере, но и постоянно проверять, правильно ли они ее усваивают: "Крещаемым должно изучати веру и в пятый день седмицы давати ответ епископу или пресвитерам". В толковании на сие правило Зонара отмечает очень важную для практической пастырской деятельности вещь. Тщательная подготовка к Крещению - это эффективное средство профилактики попадания людей в секты: "А повелевает оно, чтобы просвещаемые, то есть, готовящиеся к просвещению и оглашаемые, изучали таинство веры и в пятый день каждой седмицы давали ответ епископу или пресвитеру, что узнали в течение седмицы. Это бывает для того, чтобы не был кто крещен, не быв посвящен в наше таинство, и, как не утвержденный, не был похищен еретиками". Правила указывают на необходимость изучения веры даже теми, кто был крещен в смертельной опасности без подготовки, но избежал смерти. 47 правило Лаодикийского Собора: "В болезни принявшим крещение и потом получившим здравие, подобает изучати веру и познавати, яко Божественнаго дара сподобилися". Аристин так толкует это правило: "Кто приходит в церковь с тем, чтобы креститься, тот должен изучать веру…, ибо не должно крестить их тотчас и прежде, чем открыта будет им вера. Кто болен и ищет креститься, должен быть крещен; потом, востав с одра болезни, он должен изучать веру и познавать, что сподобился божественной благодати".Таинство совершает Христос, при помощи священника. Крещение совершается 1 раз (Аще не крещен…). Вера, покаяние, желание изменить свою жизнь. Не могут быть крещены бесноватые и недееспособные. Восприемники: не родители старше 14 лет, не муж с женой, не монашествующие, крещенные, не инославные.

Вопрос 10. Повествования об установлении таинства Евхаристии в Новом Завете и их отличительные особенности.

Повествования об установлении таинства Евхаристии в Новом Завете мы встречаем в 4-х местах – у синоптиков и у ап. Павла: Мф. 26:26-28, Мк. 14:22-24, Лк. 22:19-20, 1 Кор: 11:24-25.

Для наглядности и сравнения я привожу эти четыре текста:

 

Мф. 26:26-28

 

 

И когда они ели, взял Иисус хлеб и, благословив, преломил и, дав ученикам, сказал: возьмите, вкусите: это есть тело Мое.


И взяв чашу и возблагодарив, дал им и сказал: пейте из нее все;


это есть кровь Моя нового завета, за многих изливаемая для отпущения грехов.

Мк. 14:22-24

 

 

И когда они ели, Он, взяв хлеб, благословив, преломил и дал им и сказал: возьмите, это есть тело Мое.

 

И взяв чашу, возблагодарив, дал им; и пили из нее все.

 

И Он сказал им: это есть кровь Моя, кровь завета, изливаемая за многих.

Лк. 22:19-20

 

И взяв хлеб, возблагодарив, преломил и дал им, говоря: это есть тело Мое, за вас отдаваемое. Делайте это в воспоминание о Мне.


Также и чашу после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в крови Моей, за вас изливаемой.

1 Кор: 11:24-25

 

и, возблагодарив, преломил и сказал: это есть Мое тело, ломимое за вас. Это делайте в воспоминание о Мне.

 

Также и чашу после вечери, говоря: эта чаша есть новый завет в Моей крови: делайте это всякий раз, как пьёте, в воспоминание о Мне.

Как мы видим, тексты очень похожи. Условно повествование можно разделить на 3 части:

1). Раздробление и раздача Христом хлеба ученикам;

2). раздача чаши (потира) с вином;

3). заповедь «Делайте это в воспоминание обо Мне».

В первой части отличия между Марком с Матфеем и Луки с Павлом – последние говорят не только о преломлении и раздаче, но и о заповеди «Сие творите в Мое воспоминание».

Во второй же части снова нет отличий между Лукой и Павлом. Матфей же уточняет, что чаша была роздана всем апостолам, а марк говорит также, что «пили из нее все», однако передает фразу Христа «это есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая…» без последних слов «…для отпущения грехов».

Третья часть отсутствует у Марка и Матфея, у Луки она приводится лишь в первой части, Павел же вплетает ее и в первую, и во вторую часть.

 

22. Догматическое содержание таинства Евхаристии. Евхаристия как Жертва.

Евхаристия (греч. Благодарение) является центральным таинством Церкви. Согласно Пространному Катехизису святителя Филарета (Дроздова) «Причащение есть таинство, в котором верующий, под видом хлеба и вина, вкушает самого Тела и Крови Христовой для вечной жизни»

Евхаристия превосходит все другие Таинства. «В других Таинствах Господь Иисус сообщает верующим в Него те или другие (…) дары благодати, которые Он приобрел для людей Своею Крестною смертью», всем Своим Искупительным подвигом. В Евхаристии же «Он предлагает в снедь Самого Себя – собственное Тело и собственную Кровь»

 

Догматическое содержание таинства Евхаристии

Согласно учению Церкви, таинство Евхаристии теснейшим образом связано с её основными догматами: догматами о Святой Троицы, о Воплощении Слова Божия, об Искуплении, о Воскресении, о Втором Пришествии Спасителя и Страшном суде и о единстве, соборности Церкви. Как пишет прп. Иустин (Попович) «В Евхаристии благодатно актуализируется все Домостроительство спасения: от Воплощения Сына Божия Господа Иисуса Христа до Его Вознесения и Сошествия Святого Духа» А согласно преподобному Феодориту Студиту «Литургия есть обновление Богочеловеческого домостроительства спасения».

 

Триадологический аспект Евхаристии

Догмат Пресвятой Троицы является основанием всей христианской религии, на котором строится всё христианское вероучение. Связь Евхаристии с ним объясняется тем, что Церковь приносит молитву Богу Отцу, чтобы действием Святого Духа хлеб и вино преложены были в Тело и Кровь Воплощенного Сына Божия. Обращение к Отцу заложено уже в Новом Завете, например в молитве "Отче наш", и в Первосвященнической молитве Христа. К Отцу обращены раннехристианские евхаристические молитвы, а также большинство известных анафор. Все византийские евхаристические молитвы имеют Троичную структуру: они обращены к Отцу, вспоминают Домостроительство Сына и призывают Святого Духа.

Христологический аспект Евхаристии

Как отмечает в своей работе архиепископ Тихвинский Константин «Тождество евхаристических Тела и Крови Христовых историческим имеет принципиальное сотериологическое значение – мы причащаемся тому Телу, которое воспринял и в Самом Себе исцелил и обожил Воплощенный Сын Божий. Евхаристия, таким образом, есть вхождение в тайну Искупления, актуализация в верующих Искупления, совершенного Господом Иисусом Христом. Без Евхаристии Искупление остается нереализованным»

В Евхаристии мы причащаемся именно тому самому Телу, которое Христос исцелил и обожил в Своем Воплощении. Отрицание этого бесспорного факта есть, по существу, отрицание смысла Боговоплощения и реальности совершенного Христом Искупления. Без этого тождества мы не участвуем в Искуплении, не исцеляется наша природа. Именно поэтому Церковь решительно отвергает любые символические, аллегорические или спиритуалистические толкования Евхаристических Тела и Крови.

Христос присутствует в Евхаристии всецело, в полноте Своего Божества и человечества, ипостасно соединенного с Божеством. Каждая частица евхаристического хлеба есть Тело Христово единое и неделимое. В каждой частице присутствует весь Христос. Это сознание содержится в литургическом чинопоследовании: "Раздробляется и разделяется Агнец Божий, раздробляемый и не разделяемый".

 

Отношение Евхаристии к Голгофской Жертве

Евхаристия не есть повторение Крестной Жертвы, а принесение жертвенных Тела и Крови, однажды вознесенных Искупителем на Крест, "всегда вкушаемых и никогда не истощающихся". Поэтому Голгофская Жертва и Евхаристия нераздельны между собой и собственно составляют одну Жертву, но тем не менее, и различаются. В отличие от Голгофской Жертвы, Евхаристия есть Жертва бескровная и бесстрастная, т. к. Христос, «...воскреснув из мертвых, уже не умирает...» (Рим. 6:9). Евхаристия, будучи бескровной и бесстрастной, совершается в воспоминание страданий и смерти Христа. Совершителем

Евхаристии является Сам Христос. Согласно литургической молитве, Он есть и Приносимый, и Приносящий, и Приемлющий, и Раздаваемый. Но, в отличие от жертвы Голгофской, Евхаристическую Жертву Господь приносит не непосредственно, а через священнослужителя.

Экклезиологический аспект Евхаристии

Евхаристия – Таинство единства Церкви. Без Евхаристии нет и не может быть никакого другого Таинства, поскольку изначально нет и не может быть Церкви без Евхаристии: "Тело Его, (…) это Церковь" (Кол. 1:24) – говорит апостол Павел. "Один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода" (Ин. 19:34) Истечение крови и воды в святоотеческом богословии неизменно понималось как символ будущей Церкви. Вода является символом крещения, кровь указывает на Евхаристию. Так Церковь основана во Христе: «Истекла кровь и вода, которые и означают Церковь Христову, созданную в Нем, подобно тому, как из бока Адама была взята жена его»

Евхаристия дана Церкви, Евхаристия совершается только в Церкви и только принадлежащий к Церкви участвует в Евхаристии. Древние отцы называли Евхаристию "единением" ("?????"). Как сказано в Литургии свт. Василия Великого: "Нас же, всех, от одного Хлеба и одной Чаши причащающихся, соедини друг со другом в общении единого Духа Святого, и сделай, чтобы никто из нас не причастился святого Тела и Крови Христа Твоего в суд или в осуждение".

Знаменитый святоотеческий тезис "вне Церкви нет спасения" имеет евхаристическое обоснование. Вне Церкви нет спасения, поскольку вне Церкви нет Евхаристии. А без Евхаристии нет ни спасения, ни обожения, ни истинной жизни, ни воскресения в вечности.

 

Эсхатологический аспект Евхаристии

Эсхатологический аспект является одной из самых таинственных тем евхаристического богословия. Евхаристия есть Таинство воскресения: "Если не будете есть Плоти Сына Человеческого и пить Крови Его, то не будете иметь в себе жизни" (Ин. 6, 53). "Ядущий Мою Плоть и пиющий Мою Кровь имеет жизнь вечную, и Я воскрешу его в последний день" (Ин. 6:54). Как сказано в Литургии свт. Василия Великого «елижды бо аще ясте хлеб сей, и чашу сию пиете, Мою смерть возвещаете, Мое воскресение исповедаете». Уже ранние Отцы Церкви видели в причащении Тела и Крови Христовых залог воскресения и жизни вечной. Сщмч. Игнатий Богоносец называет Евхаристию "врачевством (или лекарством) бессмертия"

 

Евхаристия как Жертва

Жертва- религиозное действие, состоящее в добровольном посвящении своей жизни, пищи (как основы жизни) или чего-либо иного Богу. Принесение жертвы является одним из самых фундаментальных проявлений человеческой религиозности. Так, Священное история Ветхого Завета говорит о том, что жертва приносились уже вскоре после грехопадения, еще при жизни первозданной человеческой пары. Ряд экзегетов усматривают утверждение о божественном происхождении института жертвы и в том, что сразу после грехопадения Бог облекает Адама и Еву в одежды из кожи (Быт 3. 21).

В Ветхом Завете под жертвой понималось умилостивительное или благодарственное приношение Богу от земных плодов или царства животных. При этом обряд жертвоприношения не закрывал собой смысл религии. Внешняя жертва не отменяла

внутренней жертвы. Пророки настаивали на необходимости внутренней жертвы – сокрушения духа пред Богом и праведных дел милосердия. Внешние ветхозаветные жертвы служили великим прообразом той высшей добровольной жертвы, которую некогда Сын Божий имел принести на земле за грехи людей. В своем высшем значении ветхозаветное жертвоприношение было символом и прообразом жертвы Богочеловека Иисуса Христа. Жертва в Новом Завете – Подвиг Богочеловека Иисуса Христа, заключающийся в крестных страданиях и крестной смерти, принятый Им мир ради искупления грехов мира. На Голгофе Господь добровольно совершил спасение человечества. Он страдал и умер не потому, что не мог избежать страдания, но потому что возжелал пострадать. Он Сам допустил над Собою совершиться временному торжеству неправды. Его страдание не было необходимостью, но было проявлением Божественной Любви.

Итак, если в Ветхом Завете жертву приносил человек, то в Новом Завете Жертву приносит Бог. Эта жертва – Он Сам. В этой Жертве – вся любовь Бога Отца, – «ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего, чтобы всякий верующий в Него не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3:16). В этой жертве – вся любовь Бога Сына, ибо «нет больше той любви, как если кто душу свою положит за друзей своих» (Ин. 15:13). И если с разрушением храма ветхозаветные жертвы упразднились, то искупительная Христова Жертва, единожды принесённая на Голгофе, каждый раз воспоминается на Литургии, потому что на ней является нам Сам Христос – Жертва за грехи мира и Жертва за жизнь мира.

 

Свойства Евхаристической жертвы

Крестная жертва, будучи венцом всех ветхозаветных жертв и в тоже время являясь для них и первообразом, обнимает собою все их виды: хвалебно-благодарственные, умилостивительные, объединяющие и просительные.

 

Хвалебно-благодарственная жертва

В переводе с греческого Евхаристии означает "благодарение". Она является Жертвой благодарения Бога за Его великие дела:

a) творение всего

b) промышление о мире и человеке

c) искупление

Священное Писание свидетельствует о том, что при установлении таинства Евхаристии «Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: возьмите, вкусите: это - Тело Мое. И взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все» (Мф. 26; 26, 21)

 

Умилостивительная жертва

Евхаристическая Жертва всегда приносилась в память и оставление грехов как живущих, так и умерших христиан. Поэтому Евхаристия примиряет человека с Богом и возвращает грешнику милость Божию, т. к. очищает от грехов.

 

Объединяющая жертва

Жертва, соединяющая всех верных в единое Тело во Христе — всех живых, усопших, святых. Эта сторона Евхаристической Жертвы наиболее полно раскрывается в чинопоследовании проскомидии.

 

Просительная жертва

Она совершается за всех, требующих Божественной помощи. Она очень близка по своей форме к жертве умилостивительной, поскольку, призывая милость Божью, мы храним уверенность в том, что Господь исполнит наши прошения "во благо".

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 772; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.56.194 (0.035 с.)