Способы классификации функций государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Способы классификации функций государства



В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни – внутренней или внешней – осуществляются те или иные функции государства, решению каких задач они служат – внутриполитических или внешнеполитических – они подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренние функции государства – это функции, которые государство осуществляет преимущественно внутри территории государства и которые направлены, главным образом, на решение внутренних задач относятся. Это, такие, например как, экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования.

К внешним функциям относятся такие как: оборона страны, обеспечение мира или поддержка мирового порядка и т.д. При этом активные интеграционные процессы в современном мире обусловливают нередкое стирание граней между внутренними и внешними функциями государства[11].

Деятельность государства внутри страны, в сферах экономики и политики, и культуры, и других – зависит, а нередко и в значительной степени, от внешних условий, от внешнеэкономических и культурных связей. Особенно это проявляется в современных условиях, когда возникли такие образования, как например: Европейское Содружество или Содружество Независимых Государств, и т.п. Здесь различить внешние и внутренние функции зачастую невозможно[12].

Среди внутренних и внешних функций государства различаются функции на основные и неосновные. Такая классификация строится на критериях значимости тех или иных функций в системе функций государства, а также степени «включенности» аппарата государства в их осуществление[13].

Основные функции – это наиболее общие, важнейшие направления деятельности государства по осуществлению коренных стратегических задач и целей, стоящих перед ним в определенный исторический период.

Основным функциям государства присуще ряд общих черт. Во-первых, в них наиболее отчётливо проявляется классовая и общечеловеческая сущность государства, и его социальное назначение. И то и другое проявляется во всех его функциях. Однако в различных функциях государства его сущность и социальное назначение обнаруживают себя неодинаково. В основных функциях они вытекают из самих функций и выражаются непосредственно со всей определенностью.

В других же – они не имеют столь прямого проявления и, как правило, могут быть определены лишь посредством рассмотрения их в связи с содержанием той или иной основной функции. Достаточно сопоставить, такие направления деятельности государства, как, с одной стороны:

- налаживание средств связи, обеспечение ремонта и строительства дорог, работы транспорта, участие в международных конвенциях по защите растений от болезней, борьба с эпидемиями и др., а с другой:

– экономическая, социальная деятельность государства или осуществляемая им охрана прав и свобод граждан, а также всех форм собственности, правопорядка, оборона страны и т.д.

Во-вторых, в отличие, от многочисленных государственных функций, осуществляемых, как правило, специально предназначенными для этого органами (к примеру: здравоохранение или социальное обеспечение, высшее образование, финансовая деятельность, дипломатия, внешняя торговля и др.), основные функции относятся к деятельности государства в целом, т.е. выполняются, хотя и в разной мере, всеми или многими звеньями государственного аппарата[14].

По мнению Перевалова В.Д. основные функции государства охватывают, группируют по наиболее важным направлениям государственного воздействия на общественные отношения множество других его функций, именуемых неосновными функциями[15].

Последние, будучи составными структурными частями основных функций, представляют собой направления деятельности государства по выполнению его задач в конкретной, и в этом смысле, более узкой, сфере общественной жизни.

Необходимо помнить, что такой термин, как «неосновные функции» условный. Его употребление не имеет в виду уменьшить значение данной разновидности функций и правомерно лишь постольку, поскольку помогает выделить из множества различных государственных функций более широкие по объему и общие по содержанию основные функции государства.

Важно подчеркнуть, что основная функция – не конгломерат, а определенная, проникнутая внутренним единством и целеустремленностью система многочисленных направлений деятельности государства. Эта система отличается от составляющих ее элементов[16].

Функции также разделяют на постоянные и временные. Такое деление весьма условно, поскольку всякие функции, как и само такое государство, исторически изменчивы. В качестве постоянных обычно рассматриваются функции, вытекающие из природы нашего государства. А к временным функциям относят такие, которые, возникнув, прекращают свое действие в течение обозримого отрезка времени. Так, в советское время, в качестве временной, рассматривалась функция ликвидации эксплуататорских классов, осуществлявшаяся советским государством в переходный период от капитализма к социализму. Сегодня в качестве примера таких функций обычно приводят функции борьбы со стихийными бедствиями природного или техногенного характера[17].

Некоторые авторы к числу функций современного Российского государства, относят обеспечение народовластия, видят основное назначение такой функции в осуществлении государством посредством представительных и иных органов власти волеизъявления народа по руководству обществом. Или – учет и координацию интересов различных групп населения, отыскание и проведение в жизнь таких решений, которые поддерживались бы разными социальными слоями.

В действительности же обеспечение народовластия, развитие демократии представляет собой не какую-то отдельную функцию нынешнего Российского государства, а один из закрепленных в главе первой Конституции Российской Федерации основных принципов его организации и деятельности, одну из основ конституционного строя. То же самое относится и к обеспечению государством социального компромисса. Эти и другие принципы Российского государства пронизывают все его функции, оказывают активное воздействие на их развитие, лежат в основе выполнения каждой из них.

В процессе своего исторического развития государства в его функциях происходят изменения: одни из них отпадают, другие – углубляются и видоизменяют свое содержание, третьи – возникают как бы вновь. Но во всех случаях они обусловливаются свойственными определенной их исторической эпохе - экономической и социально-классовой структурой общества, сущностью государства и его социальным назначением. Поэтому функции конкретного государства должны рассматриваться с учетом его принадлежности к определенному типу государства[18].

Сейчас деление функций на внутренние и внешние утратило в известной степени свое значение, т.к. многие внутренние функции приобретают внешний характер. Более важным становится выделение глобальных функций государства, характеризующих деятельность современного Российского государства в экологической, демографической, сырьевой, космической сферах, в области создания и использования ядерной, информационной и нано технологий, в такой области, как защита прав и свобод человека и других современных глобальных государственных сферах деятельности, затрагивающих всю нашу цивилизацию[19].

Особую проблему представляет собой решение вопроса о централизации и децентрализации функций государства, который имеет несколько аспектов. В условиях тоталитарного и, как правило, унитарного государства происходит чрезмерная централизация функций - большинство вопросов решается в центре. В условиях федеративного государства, создания новых государственных образований, к примеру СНГ, с неизбежностью встают вопросы разграничении сфер деятельности между центром и субъектами федерации, между надгосударственными органами и органами государства. При этом возникает целый ряд своих противоречий, касающихся раздела собственности, четкого определения тех границ (государственных и административных), вопросов двойного гражданства, свободы передвижения граждан и многих других.

Например, в пределах Российской Федерации возникают проблемы децентрализации функций. Необходимо разграничить сферы деятельности полномочий между федеральными органами государственной власти РФ и органами власти на местах трех уровней: органами власти республик, входящих в состав Российской Федерации, органами власти автономных областей и округов и органами власти краев, областей и городов регионального значения[20].

Есть вопросы, при решении которых централизация, понимаемая как монополия центра, не только неизбежна, но и полезна делу. Это относится к таким стратегическим вопросам, как совместная оборона или обеспечение национальной безопасности и политической стабильности, освоение космоса, обеспечение транспорта, связи и т.п. Но есть вопросы другого рода, где объективно требуется децентрализация функции государства, учет местной специфики, который может быть осуществлен только местными органами власти. К примеру, в процессе перехода к рыночной экономике для обеспечения стабильных рабочих мест необходимо тесное взаимодействие центральных органов и органов местного самоуправления.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 159; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.214.32 (0.008 с.)