Ж - имеет критическое значение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ж - имеет критическое значение.



|Ж» ^ Успокаивать детей, стариков и даже взрослых — они в безопасности.

ж»v," Не говорить травмированным людям, что "им повезло —

Ж 'г могло Оыгь хуже" — они нГсоШйся^я^с^тн^Скшт1Гвмесго

*ж этого, что вы жалеете о случившемся и хотите понять их и по мочь

ВД(.- им-

Ж- Уважать~ШУгр^ностъ~членов сёмьй~в приватности и собственном

Шь--||' переживании горя.

- ' -
•в1|Что]Вы можете сделать для себя:______________

Н^^^шЖс*- •-"-

(^иШ^^е^ие-упражнения могут помочь ослабить стресс. Чередование

Ш^^^^^"ых нагрузок и расслабление ггоможет решить физические

^Ш^6-''' * ":.

Я^^№^ите^»ггг«г.пере».!-чр" енорг.-..-;реакц; ^ пено; ме


•И

обстоятельства, <•••.-•

Говорите с людьми. Разговор — средство лечения.

Принимайте поддержку — от тех, кто вас любит, от друзей и соседей.

Люди заботятся о вас.

Позвольте себе страдать. Вы страдаете от потерь, и это правильно

— переживать из-за утраты вещей. Вы не сможете найти и сохранить

их, если не осознаете значения утраченного.

Когда вы чувствуете себя плохо, напомните себе, что вокруг вас

тоже страдают. • /

Не надо ничего немедленно изменять в жизни. В периоды

выражениого-стресса-все мьгсклонны "к ошибочным сужден'йям".

Постарайтесь регулярно питаться, использовать хорошо сба-

лансированную пищу и давать себе отдыхать.

Будьте добры к себе.


ПУТИ СОВЛАДАНИЯ СО СТРЕССОМ ТРАВМАТИЧЕСКОЙ

УТРАТЫ

(по материалам ТЬе Тгаитаис 51ге$51п$1!1и1е, 1992)

Контакты н отношения.

Даже если вас тянет быть в одиночестве и никого не хочется видеть, старайтесь сохранять связи с людьми.

Говорите с людьми о ваших переживаниях, а не в том, что случилось. Сохраняйте контакт с семьей и друзьями. Проводите больше времени с вашими близкими — '• возмбжш: ош1Т^/к1е^а^6д1тся"в1грёвоге7 Разговаривайте с теми, кто перенес в прошлом тяжелые утраты. Собираясь периодически с вашими друзьями и людьми, переживающими похожие на вашу ситуации, вы можете создать группу поддержки, важную и для вас и для других.

Если вы религиозны или у вас есть кружок духовных друзей — сохраняйте связь с ними. Уделите внимание вашей вере и духовным потребностям.

2. Забота о себе.

Позаботьтесь о питательной пище, достаточном сне и физических упражнениях. Помните: переживает не только ваша душа, но и тело — оно нуждается в уходе и поддержке. • Постарайтесь не избегать занятий, которые доставляют вам

удовольствие.

Уделите внимание вашему внутреннему состоянию и вашим..потребностям; например, выключите -или «е смотрите "Новости", если вы чувствуете потребность в покое. Попытайтесь отметить, что в истории вашей жизни оказалось оживленным стрессовыми событиями: что вдруг всплыло в памяти, с кем из вашей прошлой жизни и о чем вам хотелось бы поговорить, что вдруг выяснилось из прошлого и т.д.

Воздержитесь от разговоров о больших новых проектах, изменениях в жизни, о том, как вы будете далее справляться со стрессом. Это трудно. : но используйте те возможности, которые у вас есть.


Делайте повседневные житейские дела г— они могут помочь вам вновь почувствовать себя самим (самой) собой и успокоить тревогу.

Время больших стрессов — не лучшее время для принятия ответственных решений и серьезных изменений в жизни: если у вас есть выбор — не спешите принимать решение.

Не продолжайте действовать.в том ключе, в котором действовали во время кризиса. Важно использовать привычные для вас подходы и придерживаться, как только это возможно для вас, теХспособов и темпа жизни и повседневных дел, которые обычно вам свойственны.

~" 4. Действуйте". ~

Выражайте ваши мнения кому-нибудь связанному с пережитым, кого вы хотите спросить, проинформировать или поблагодарить.

Не избегайте тех сфер жизни — политической, гражданской, общественной — в которых вы можете выразить свою точку зрения.

Попытайтесь организовать группы обсуждения и поддержки там. где это возможно — на работе, среди друзей, соседей.

Узнавайте о том. что для вас важно (например, предпринимаемые меры безопасности и т.д.).

5. Помогайте вашим детям справиться со стрессом.

Прежде всего, вы можете помочь вашим детям пережить случившееся тем лучше, чем лучше вы справляетесь с вашим собственным стрессом, т.е. вашими "потребностями и переживаниями по поводу случившегося.

Говорите с детьми о сл\^и_в_шемся. о_б"их.п.ер.еживания.\-и-страхах-— они заинтересованы в этом.

Побуждайте детей спрашивать и отвечайте на их вопросы,
сообразуясь в своих ответах с их потребностями, интересами и
возможностями (возраст, уровень зрелости и понимания). Это поможет
их заинтересованности быть "Я-ориентированной"; т.е. они смогут
переживать — как событие затронуло их, их жизни и тех людей, которых
он и любят.
^ детей в том, что они теперь н безопасности.

Просиспгге их (сами или. если не можете, найдите кого-нибудь) — объ.г.'Яите. что: кое пожар...лподпети: фрорнчм н. ч., «зависимости отх:;- '•!••• •••а про:1'••:"• миего.



Если вы потеряли кого-то из любимых людей, расскажите детям об этом человеке. Ваши отношения с этим человеком продолжаются постольку, поскольку вы сохраняете память о пережитом вместе с ним.

6. И щите дальнейшей помощи.

Разговаривайте с выминающими у пас доверие представителями общественности.

Устанаапивайте контакты с помогающими организациями — Красный Крест и т.д.

Если вы чувствуете, что не очень справляетесь со стрессом. вызйв'аеТе очень"оол"ьшуГо"озаооченность у близких "или склонны к саморазрушительном}, или опасномч поведению — алкоголь, наркотики, агрессия — обратитесь к психологу или психотерапевту.


45
ЧТО ДЕЛАТЬ В СТРЕССОВОЙ СИТУАЦИИ ;

В. Е. Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с постгравматическим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а 1пзМи1е," СПб Инсппуг психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Установите, что именно в этой ситуации является стрессовым для вас., Особое внимание обратите на поведенческие проявления. Опишите ваши стрессовые реакции на ситуацию. ^ддышите_глубщо.41.задайте себе следующие вопросы: '


•г




Изменить свое отношение Взглянуть на стресс как возможность научиться. Подумать о том, что в моей жизни хорошо. Много ли будет подобных ситуаций в году?. Как я могу помочь себе расслабиться? Стоит ли все это того, чтобы так расстраиваться1; Разве кто-то должен решить это вместо меня?

Изменить свое поведение

Не спешить~и не суе I и I ься-------------------...........

Поговорить с кем-нибудь о своих чувствах Не ПЕРЕ-куривать, -пивать, -едать Поискать информации и совета • Заняться любимым делом, почитать, погулять

Мой план:

1.

2.


1ЮССТАНОШ1ЕШ1Е ПОСЛЕ ТРАВМАТИЧЕСКОГО СТРЕССА

В. Е. Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с пбсттравматйческим стрессом, Институт '"Гармония" - О1утр1а 1пзи1и1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Предлагаемые «ДЕЛАТЬ» и «НЕ ДЕЛАТЬ».

Приводятся действия, помогающие защитному совладанию, зависящие от травматического события и посттравматической картины.


4*

КАК ПОМОГАТЬ ПЕРЕЖИВШИМ ТРАВМУ В. Е. Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с посттравматическим стрессом, Инсппуг "Гармония" - О1утр1а 1п5Ши1е, СПб Инсппуг психотерапии и консультирования "Гармония". 1995)

Для непрофессиональных помощников:

• Поощряйте клиента к рассказу вам о его (ее)" чувствах.

• Не ждите, что мужчина будет лучше-справлятЬея с травмой. —
чем женщина.

• Говорите клиенту о своих чувствах и вашем сожалении о
причиненной ему боли.

 

• Напоминайте, что переживания клиента нормальны.

• Не пытайтесь уверять клиента, что все будет хорошо. - это
невозможно.

 

• Не пытайтесь навязывать клиенту свои объяснения того,
почему все случилось.

• Не говорите клиенту, что вы знаете - что он переживает. Вы
не знаете этого. Чаще всего такие попытки помогают вам (а
не клиенту) уменьшить возникающую тревогу в связи с тем.
как вы переживаете случившееся с ним (ней).

•__ Будьте готовы вообще не говорить. Может быть достаточно
______ просто_быть...с_клиен.ток1.._______________________________

• Говорите вашим друзьям и семье о своих чувствах. Помните,
что хотя вы сами и не были жертвой травмы, вы, помогая

—-—действительной'жертве: можете хами оказаться со-жертвой.

• Говорите вашим друзьям и семье о тех необычных физических
ощущениях, которые могут быть связаны с вашей обычной
работой.

^ '" ' ' '* -^ :"'Л-*' '••'"'• •'"-*"• -• •: •7:-:-ул:., -. V-:.. -^9...

Не бойтесь, если клиент просит о более глубокой помощи -"
• обращении к профессионалу* нпппимер. И сами не бойтесь

:~ прибегнуть к>.-ной помори', даже если ысзмнпря •• о не но влечены д/


в события.

Посещайте судебные слушания, встречи общественности и любые мероприятия, которые прямо относятся к травме. Предлагайте клиенту, обратиться за поддержкой. Постарайтесь не проецировать ваши собственные чувства на происходящее вокруг. Каждый переживает случающееся по-своему. Попытайтесь понять пути, которыми каждый помогает себе на свой лад.

Не бойтесь спрашивать - как человек справляется ^цзавлрй. Но не задавайте вопрос6в~~о~дёталях травмы. Если клие-нт говорит об этом - слушайте его. Самое хорошее - следовать за клиентом. Нет никакой необходимости делать все лучше.

Не составляйте никаких планов восстановления для клиента и для себя.


5(1

ЧЕГО МОЖНО ОЖИДАТЬ ПО ХОДУ ВОССТЛНОВЛ К! I! 1Я

В. Е. Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с посттравматическим стрессом, Институт "Гармоний" - 01утр1а 1пзши1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Для переживших травму

Здесь приводятся нормальные реакции после травмы.

• Интенсивность и частота проявлений посттравматических
^реакций^оудут. ослабевать..- -.. — —

• Члены семьи и друзья становятся со-жертвами. У них
развиваются собственные посттравмзтическме последствия.

• Колебания между чувствами, связанными с контролем.
ч\вством тревоги или зависимости.

 

• Пересмотр предшествующих травме взглядов и верований.

• Вспышки пережитого в сознании (Ла$ЬЬаск$) - нормальная
реакция на пережитые травматические события. Они могут
запускаться всем, что напоминает вам о травме (увиденным,
звуками, запахами, известиями о чем-то, напоминающем
травму). Далеко не всегда вам \дается осознать - что именно
служит запускающим фактором. Эти вспышки б\дут со
временем постепенно уменьшаться.

• Ситуации, которые живо напоминают пережившем) травму о ней, могут запускать те самые чувства, которые были

----------- непосредственно "после травмы. Это; например. могуТ'оыть

годовщины, статьи о чем-то похожем на пережитое, возвращение на место пережитого, судебные данные и проч. • Восстановление после травмы - не мгновенное избавление юн исцеление. Травма - хотя, конечно,.лучше бы ее не было - стали частью Вашего'жизненного опыта. Восстановление можно г 'сравнить с «перевариванием» этого опыта. Оно необхойимо, хоть и нелегко.


КОГДА ИМЕЕТ СМЫСЛ ИСКАТЬ ПРОФЕССИОНАЛЬНУЮ

ПОМОЩЬ?

• (По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с посправматическим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а Гпзшш'е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Для переживших травму

Так как не существует двух совершенно одинаковых людей, момент, когда становится нужной профессиональная помощь психотерапевта, у разных.чюдей рд^личен.__И..все лсе.мож.на-указать на пюГчгпо у большинства людей достаточно похоже. Итак, имеет смысл обратиться за помощью к психотерапевту, когда:

• Ваша жизнь идет наперекосяк: супружеские проблемы,
семейные конфликты, утрата дружбы, проблемы на работе или
в учебном заведении.

• Когда у вас есть хронические физические и телесные
нарушения, а никаких медицинских причин не находят.

• Вы полностью поглощены мыслями о пережитом'.

 

• Вы чувствуете себя очень одиноким и боитесь.

• Вам очень трудно принимать решения и сконцентрироваться
на чем-то.

• Вы испытываете чувство безнадежности, тяжелую депрессию
или гнев.

_• Вы надеетесь^что алкоголь или какие-то другие' веогесТва успокоят вашу боль - физическую или душевную.

• И, наконец, когда вы просто хотите, чтобы вам^ кто-то ломрг^


РЕБЕНОК И ТРАВМ А

В. Е. Каган

(По материалам Первой Российско-Американской Школы по работе с постгравматнческнм стрессом, Институт "Гармония" - О1уптр1а 1л511Ш1е, СПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)

Пережившие испуг или травмированные лети (особенно — маленькие) выражают свои связанные с пережитым чувства через поведение. Такой ответ на травму связан с тем, что детям недостает социальной, физиологической' и психологической зрелости для достаточного понимания происшедшего с ними. В большинстве случаев эти поведенческие изменения проходятвхроктггтгеутрго"шести нелеТГьГ Взрослые должны рассматривать поведенческие изменения как детский способ сказать о захваченное™ чем-то ужасным.

После травмы очень важно, чтобы родители уделяли ребенку как можно больше времени и делали как можно больше для его успокоения. Обычно для детей и для взрослых лучше всего как можно скорее вернуться к обычной повседневной жизни. Но если ребенок очень испуган или ведет себя необычно, не надо ему выговаривать или наказывать. Неплохо уделить дополнительное время в следующие за травмой несколько недель, чтобы поговорить с ребенком о сл\чившемся и стимулировать его к обмену с вами его (ее) чувствами и переживаниями по повод) случившегося. Имейте в виду, что ребенок может нуждаться в нескольких — не одном — разговорах с родителями, прежде чем он сможет разрешить свои сомнения и неясности.

Ниже приводятся чаще всего встречающиеся у детей симптомы пережитой травмы:

-_.!•. _Н_аибо^е^^^111ая_Бервая..р5акиия_т=^гхрах_Дети -часто не хотят-расстаться с родителями даже ненадолго; некоторые могут в прямом смысле слова цепляться за родителей и нуждаться в

____ их.постоянном, присутствии, физическом контакте с ними-и ус­
покоении.

2. Возможны ночные кошмары с участием не связанных с пережитым ужасных - вещей. Некоторые дети не могут засыпать одни или в темноте.


и беспомощность. Вспышки раздражительности и упрямства, неуправляемое поведение (как и перепады настроения) обычно присущи пережившим травму детям.,. -

4. Отказ от посещений школы часто является симптомом
неразрешенной проблемы.. ' '•'''•-

5. У многих переживших травму детей душевная боль отливается
в форму телесных, физических расстройств. Многие жл.чуются
на боли в животе и головные боли, не имеющие физических
причин. Эти жалобы могут использоваться Как основание для
непосещения школы. Родители должны относиться к этому с

____ пониманием л. полюгать-ребенку-успокои-тьея^--------------------

6. Обычно отмечается широкий крут проявлений страхового или
избегающего поведения — таких, как страхи выходить из дома,
оставаться одному или быть в замкнутом пространстве.

7. Многие травмированные дети регрессируют или временами
возвращаются к свойственному более младшему возрасту
поведению. Некоторые мочатся в постель, утрачивают
навыки опрятности, сосут пальцы или вообще ведут себя как
малыши.

8. Травмированным детям присущи изменения привычек питания.
Они могут отказываться от еды или оставлять пищу за щекой.

9. Некоторые дети воспринимают случившееся как следствие
своих проступков и думают, что этого можно было избежать,
если бы они были хорошими. Испытывающие чувство вины
дети нуждаются в успокоении -взрослыми.


3. Некоторые дети реагируют» на травматические события гне:-.-">м и враждебностью. О'м'чно --тот г.-;в выражас '\ петскнй стрпч




ДЕТСКИЕ РЕАКЦИИ НА ТРАВМУ

(По К. Рупооз & К. Набег "СЫ1с1геп Ехровед ю Сотпшгшу Ую1епсе". Из материалов Первой Российско-Американской Школы по работе с посправматическим стрессом, Институт "Гармония" - О1утр1а 1п$11Ш1е, ГПб Институт психотерапии и консультирования "Гармония", 1995)



ОСНОВЫ КРИЗИСНОЙ ИНТЕРВЕНЦИИ

(в подготовке данного материала использованы методические разработки СгурНоп Р1асе, США)

" * Находящийся в кризисе человек не ридит выхода из сложившейся проблемной ситуации. С одной стороны, это ощущение безысходности влечет за собой тяжелые переживания, с другой стороны, с ллот момент человек максимально открыт новому опыту.

• Кризис может являться результатом длительно развивающегося
процесса или внезапного действия одного либо нескольких факторов.

• Кризис может возникнуть как_в ответ на_катастрофу^_так_и._ц.а^....
незначительное событие (по типу "последней капли'').

• Кризис может привести к положительным личностным переменам и
явиться важным жизненным опытом.

• Кризис ограничен во времени 2-мя - 6-ю неделями.

Три стадии развития кризисного процесса

Данная классификация имеет важное практическое значение. Если человек, находящийся на первой стадии развития кризиса совсем не обязательно окажется клиентом психолога-консультанта, поскольку еще есть возможность задействовать внутренние адаптационные механизмы, то. начиная со второй стадии, пробуждается готовность в получении помощи специалиста, а на третьей стадии такая помощь является просто необходимой.

1. Стадия нормальной адаптации. Характеризуется ростом
напряжения, стимулирующим привычные способы решения проблем.
Вначале, при столкновении с проблемной ситуацией, человек, чтобы с
—ней справитьс-я, иепояьзует прошлый опыт. На этой стадий: ~

- используются привычные для человека способы решения проблем
и механизмы защиты;

------ задействуются знакомые ресурсы; "

- сохраняется гибкость в решении проблемы;

- напряжение и релаксация сбалансированы.

Если привычные способы решения проблем не срабатывают,
наступает вторая стадия. „„

• • 2. Стадия 'мобилизации. Характеризуется дальнейшим ростом
напряжения:. •

рае-:огощ_!цеии1.'не\г..•ренности.и.;"гра>".г.



- еще больше возрастает напряжение;

- происходит мобилизация новых ресурсов, внешних и внутренних
источников помощи;

— пробуждается готовность для новых путей преодоления ситуации;

- уменьшается гибкость в подходе к проблеме;

- напряжение преобладает над релаксацией.

На этой стадии человек нуждается в помощи со стороны и открыт ей. Если по тем или иным причинам он/она не может,получить помощи, наступает следующая стадия.

3. Критическая -с/т/дшь-Характеризуетеятювышением тревоги, ч\ вствами беспомощности и безнадежности, дезорганизацией личности:

- проявляется эмоциональная и интеллектуальная дезорганизация,
ощущение хаоса;

- разрушаются привычные механизмы преодоления;

- происходит крах системы поддержки (семья и близкие больше не
воспринимаются как источник помощи);

- человек может обращаться к таким способам разрешения ситуации
как суицид, убийство и другие противоправные действия.

На этой стадии консультант может помочь человеку обрести контроль над ситуацией, обратиться к своим ресурсам и, если не решить проблему (не все проблемы в принципе решаемы), то все же увидеть возможности

выбора.

Кризис можетзавершиться на любой стадии, если исчезнет опасность или обнаружится решение.

Кризисная интервенция:

Работа, направленная на выражение сильных эмоции. Уменьшение смятения благодаря процессу повторения. Открытие доступа к исследованию острых проблем. Формирование понимания текущих проблем для поддержки клиента. Создание фундамента для принятия людьми пережитого опыта. Особый метод психологической помощи при кризисе, называемый кризисной интервенцией - это работа с интенсивными чувствами и

-й*»81Ч-»&*да12>5' ' "•.Ч1^-'^. •?*'••=";•• /-,/—--л---^«Ж^т/^зда%-.Г--

проблемами. Помощь при кризисе центрирована па проблеме, п не на человеке. Этим кризисная чнпЛ-рненння о:пличиепн:н нт кт1с\'.ич новация 1^-.» пакотсрспии.


Основные принципы кризисной интервенции:

- кризисная интервенция центрирована на проблеме, а не наличности;

- кризисная интервенция это не консультирование и не психотерапия;
при кризисной интервенции не нужно вскрывать старые раны, потому
что у человека нет сил с ними справиться;

- кризисная интервенция сосредоточена на актуальной ситуации;

- нерешенные "исторические" проблемы вплетены в кризисную
ситуацию, эмоциональное топливо прошлого подогревает актуальный
конфликт. Иногда клиент осознает это. иногда - нет. Важно
идентифицировать эти "исторические" проблемы, обозначить их
место в"Ныне1инёйП:1ТтуацйиТТ"затем сконцентрироваться на
актуальной проблеме;

- для эффективной кризисной интервенции важно четко определить
проблему; ^\ *%)

- навыки активного слушания: парафразирование. о-гт^а^ж^ечувств.
> трояснение.Уцзисоединение чупгт^у^угт^Е^И'""'1 - и*-'1-" это позволяет

уменьшить хаос и облегчить восстановление контроля.

Три стадии работы с кризисом

Кризисная интервенция направлена на то. чтобы сделать возможной работу над проблемой, а не обязательно решить её. Многие проблемы, порождающие и поддерживающие кризис, невозможно решить быстро.

Первая стадия. Сбор информации

Помогите клиенту идентифицировать и выразить чувства и связать их с содержанием. Это позволяет снизить эмоциональное напряжение и. кроме того, делает воз"м"ожньГм""6|Грёделение кризиса через отдельные события и проблемы. Образно выражаясь, гора, которую клиент тщетно пытался сдвинуть с места, распадается на отдельные куски породы/к которым Л1ожно'подстг>'питься^'л~опатой.

Уделите время тому, чтобы максимально полно исследовать проблему вместе с клиентом. Человек, находящийся в кризисном состоянии, жаждет получить немедленное облегчение. У консультанта кризисной службы может возникнуть искушение поскорее перескочить отиссле.юпания проблемы к сё решению, чтобм снизить интенсивность нер'.-живап.ы клиента. Гфн!пких преж;;, временных. попытках решения вахси •. иг ^р\и«1 ' •.!1-:кх'тОь';|-чп\н1Сна1 •>•(рискуете •••олгмугь клиента

"•!!!'', •«.•ДЛ •г1"|.1Н?г"-',,:.-.,-.- >П|П...--... '• _..ыиЙййЙЬг**;-.!;-

iv '*

л-#*в


Идентифицируйте событие, вызвавшее кризис и постарайтесь отделить "исторические" проблемы от актуальной ситуации.

Вторая стадия. Формулирование и переформулирование проблемы

Результатом исследования ситуации может явиться переформулирование проблемы, поскольку

• Формулируя свою проблему клиент мог не учесть её важных
аспектов. Классическим примером может быть отрицание
алкоголизма. Признание факта зависимости может полностью
изменить формулирование семейной проблемы.

• Проблема может быть слишк6м~глобальной й~для тоге, чтобы с ней
справиться, её потребуется разделить на более мелкие.

• Формулируя проблему, клиент может смешивать актуальные и
"исторические'' проблемы

Проясните, что клиент уже предпринимал для решения проблемы. Повторение неэффективных способов решения может стать частью картины кризиса. Отделив проблему от неэффективных способов её решения, можно переформулировать проблему и подойти к ней по-новому.

Спросите клиента, что помогало ему справляться с проблемой раньше'. С вашей помощью клиент может обнаружить, что он владеет многими полезными навыками. Кроме того, это может помочь переформулировать проблему - она уже не выглядит совершенно недоступной контролю, клиент понимает, что может с ней справиться хотя бы частично.

Что делать, если определение проблемы застопоривается:
• Перейти от более обобщенного определения к более конкретному.
чзстному^ -•

• Перейти от частного, конкретного определения к более обобщенному

• Проверить, не пропущено ли какое-то действующее лицо при
опрёдёлении-проблемы.—........... -• -

•. Исследуйте, нет ли каких-то подспудных, скрытых проблем.

Третья стадия. Альтернативы и решения

^Откажитесь от попыток решения проблемы. Это часто является ключевым моментом работы, потому, что нногла неудачные решения вносят существенный ысъ • л развит1.-.- кризиса. Пег>екл1оч.ъ";-т_!> на


работу с проблемой. Такой прием имеет смысл применить в следующих случаях:

когда клиент пытается контролировать события, которые он в

принципе контролировать не может

когда решение усугубляет проблем)

. Откажитесь от цели. Это полезно делать тогда, когда цели, которые ставит перед собой клиент нереалистичны или недостижимы в данный момент.

Выясните, есть ли что-то такое, что мог бы предпринять клиент для
улучшения ситуации, если невозможно полностью исправить ее.
----- С-проснте.-чте-пем«г-атН>ранмие в -аналогичной ситуации.

Выявите ложно направленную потребность контроля и переключите внимание клиента на работ} с проблемой.

Избегайте попадания влов\шк\ преждевременных решений.


б.ч


ДЕБРИФИНГ

(в подготовке данного материала использованы методические разработки СгурЬоп Пасе. США)

*

.Дсбрифинг - форма кризисной интервенции, которая представляет собой особо организованное обсуждение в группах людей, совместно переживших стрессовое или трагическое событие.

Цель - минимизировать вероятность тяжелых психологических
последствии после стресса. -

Дебрифинг не может предупредить возникновение последствий •трлоднруюшнх соеы тиГ1г^ем1рст!ятствуеттгчгр1ПВТ1Тпю. способе! кует пониманию причин и осознаванию действий. которьГс необходимо предпринять. Поэтому одновременно это метод кризисной шпсрвенцни и профилактика.

Дебрифинг можно проводить в любом месте, но Вы должны стремиться к тому, чтобы помещение было хдобно. доступно и изолировано.

В группе должно быть от! О до 15 человек и 2 всд> тих (дебриферов).

Задачи дебрифннга:

Отреагирование впечатлении, реакций и чувств

Уменьшение индивидуального и группового напряжения

Уменьшение ощущения уникальности и па'юдогичносч и собственных

реакций

Мобилизация внутренних и внешних групповых ресурсов, усиленнее групповой поддержки, солидарности, понимания

Подготовка к переживанию с> те^ап1щомр.влии_р.еакций, которые могут возникать

Информирование участников о том. где они в дальнейшем могут получить помощь

', Руководство по проведению дебрнфинга

Дебрифинг обычно проводи 1ся не позднее чем через два часа после травмирующего события. Дебрифинг проводя г два дебрифера - ведущий ЧГаШ|стирующйй. Процедура состой г Г^ пяти фа:5


Первая фаза: Вступление

Знакомство - дебриферы и участники представляются. Ведущие выражают сожаление по поводу случившегося.

Установление цели дебрифинга - помочь справиться с последствиями травмирующего события. Следует подчеркнуть, что дебрифинг- это не психотерапия, что эта процедура позволяет поделиться своими чувствами и реакциями, помочь себе и другим, узнать о том, какие бывают обычно реакции на подобные события.- и как с ними справляться.

Создание атмосферы безопасности через принятие правил.

Рекомендуемые правила:

• Оставаться в течение всего времени (два часа)

• Говорить только от себя

• Не уходить от темы

• Право не высказываться

• Относиться друг к другу с уважением, не высказывать оценочных суждений

• Сохранение конфиденциальности

Участники могут дополнить этот список.

Участники могут задать уточняющие вопросы.

Ведущие должны убедиться, что в помещении нет никого из посторонних, например, любопытствующих журналистов, представителей администрации, не имеющих непосредственного отношения к событию.

Вторая фаза. Обращение к фактам и мыслям

  • Попросите участников по кругу ответить на следующие вопросы: Кто вы и как связаны с-событи&м^или-е- жертвой)?
  • Где вы были, когда событие случилось?

· Что случилось?

· Какова была ваша первая мысль, когда вы осознали-, что произошло? (вопрос для свидетелей события, спасателей, пострадавших)

· Какова была ваша первая мысль, когда вы узнали, что случилось? (вариант предыдущего вопроса для тех, кто не был непосредственным свидетелем)

Дебриферы кратко перефразируют каждый ответ.


Третья фаза. Обращение к переживаниям

Возможные вопросы:

• Что самое тяжелое для вас в этом событии?

• Что вы чувствовали на физическом уровне? Какие телесные ощущения вы переживали?

• Что вы видели?

• Какова была ваша реакция?

• Если вы работаете с группой из ближайшего окружения человека,
покончившего с собой, можете спросить: "Если бы вы могли сейчас
что-то сказать______. что бы вы сказали?"

•... если.это.группа-людей, непосредственно присутсувовавших-при-

событни (свидетели и пострадавшие), можете спросить: "Что из того, что вы увидели, услышали, почувствовали, может быть, запахи, которые вы ощутили, помнится и тревожит вас больше всего?"

Если группа небольшая, вы можете просить участников отвечать на вопросы по кругу, если большая - в произвольном порядке.

Поощряйте участников отвечать друг другу, фаснлитнруйте обсуждение, повторяя вопросы, перефразируя высказывания, отражая чувства участников. Участники должны чувствовать, что любые их эмоции имеют право на существование, что они важны и достойны уважения.

Четвертая фаза. Обучающая

Информируйте участников, каковы типичные реакции на стрессовые ситуации. Информацию можно раздать участникам в письменном виде и попросить их определить, какие из этих реакций они переживают.

_ Подчеркиит&то,^гроописанные-состояния и-симптомы-— это нормальные—

реакции на ненормальную ситуацию, что со временем они пройдут. Расскажите, с какими реакциями участники могут встретиться по —прошествии некоторого времени.

Поговорите о том. как участники могут позаботиться о себе. Информируйте их о том, где они могут получить помощь. Ответьте на вопросы участников

 

Пятая фаза. Заключение

•.• Суммируйте кратко всё, <гил г чло ски 1.1г.л

 

• Спросите, не осталось ли чего-то важного, о чем'хотелось бы сказать
сейчас. • •''..•

• Поблагодарите всех за участие, за то. что смогли поделиться своими
чувствами, поддержать друг друга.

• Напомните о конфиденциальности

• Предложите участникам подумать о том, как они могут :поддерживать друг друга в дальнейшем.

Пост-дебрифинг

Уделите время (20-30 минут) неформальной беседе: поговорите один _на.один.с темп из-участников,-которые ^«вали-у-вае-^амбельшее--беспокойство.

Обсудите с ко-лидером проделанную работу: дайте друг другу обратную связь, обсудите наиболее важные моменты.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.168.2 (0.175 с.)