Прибыль,рентабильность. Их виды, факторы на них влияющие. 
";


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Прибыль,рентабильность. Их виды, факторы на них влияющие.



Прибыль как экономическая категория отражает чистый доход, созданный в сфере материального производства в процессе предпринимательской деятельности. Прибыль как важнейшая категория рыночных отношений выполняет определенные функции.

1. Характеризует экономич.эффект, полученный в результате деятельности предприятия.

2. Обладает стимулирующей функцией, т.е. предприниматель стремится, чтобы доля чистой прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия после уплаты налогов и др. платежей, должна быть достаточной для финансирования расширения производственной деятельности научно-технич. и соц. развития предприятия, материального поощрения работников.

3. Является одним из источников формирования бюджетов разных уровней (она поступает в бюджеты в виде налогов и наряду с др. доходными поступлениями используется для финансирования удовлетворения совместных общественных потребностей).

Выручка, уменьшенная на сумму издержек, дает бух. прибыль от реализации. Однако общая (балансовая) прибыль должна быть увеличена (уменьшена) на доходы (расходы)

по операциям, непосредственно не связанным с реализацией товаров (внереализационные операции - напр., доходы от участия в собственности других предприятий, от сдачи в аренду, потери от простоев и т.п.).

Балансовая прибыль представляет собой сумму прибылей от реализации продукции, от прочей реализации (реализации осн. фондов и др. имущества предприятия, отходов, немат. активов) и доходов по внереализац. операциям за вычетом расходов по ним.

Прибыль от реализации продукции определяется как разница между выручкой от реализации продукции без налога НДС, и акцизами и затратами на пр-во и реализацию, включаемыми в себестоимость продукции.

Внереализационные доходы получены от долевого участия в деятельности других предприятий, доходы по ценным бумагам, доходы от сдачи имущества в аренду, штрафы, пени, выплачиваемые предприятию, “+” курсовые разницы по валютным счетам, др. доходы от операций, непосредственно не связанных с пр-вом и реализацией продукции.

Прб чистая=Пб -налог на прибыль. Прб налогооблагаемая=Пб-Пнеобл.-Двнереализац.

Чистая нараспределенная прибыль полностью поступает в распоряжение предприятия и направляется на оплату труда и матер. поощрен., на увеличение оборотных средств и основных фондов, на соц. развитие.

Для оценки уровня эффективности работы предприятия получаемый результат сопоставляется с затратами или используемыми ресурсами. Соизмерение Прб с затратами означает рентабельность или норму рентабельности. Рентабельность является относит. показателем доходности. Имеется ряд показателей рентабельности, каждый из которых характеризует эффективность, доходность, окупаемость вложенного в том или ином виде капитала. В экономич. анализе рассматриваются следующие виды рентабельности.

Рентабельность капитала - отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости осн. и оборотн. средств. Характеризует доходность размещения капитала предприятия, не зависимо от источников его формирования.

Рентабельность акц. капитала - отношение чистой прибыли и свободных денежных средств к среднегодовому собственному капиталу. Этот показатель учитывает источник формирования капитала. Он характеризует доход, полученный с рубля, вложенного акционерами предприятия. Амортиз. отчисления - свободные денежные средства, имеющиеся в распоряжении предприятия. Издержки амортиз. входят в состав издержек предприятия, но в отличие от других издержек, не отвлекаются из оборота предприятия, с одной стороны, и снижают размер налогооблагаемой прибыли, с др. стороны, т.е. с экономич. т. зр. амортиз.издержки не явл-ся расходами.

Рентабельность активов - отношение чистой прибыли к ден. средствам и др. активам. Этот показатель характеризует эф-ть исп-я ср-в обращения предприятия.

Рентабельность себест-ти - отношение прибыли (чистой или балансовой) к себест-ти (год. издержкам). Это прибыль, полученная с рубля затрат на пр-во реализован. продукции.

При проведении анализа результатов хоз. деятельности исп-ся и показатель рентабельности продукции или продаж - это отношение чистой прибыли к выручке от реализации продукции, т.е. прибыль, полученная с рубля реализ. продукции.

 

Производственная функция. Общие свойства производственных функций. Валовой, средний и предельный продукт переменного фактора. Кривые валового, среднего и предельного продукта. Кривая себестоимости. Оптимум по издержкам. Условие максимизации прибыли.

Производственная функция – это зависимость между набором факторов производства и максимально возможным объемом продукта, производимым с помощью данного набора факторов. Производственная функция всегда конкретна, т.е. предназначается для данной технологии. Новая технология – новая производительная функция. С помощью производственной функции определяется минимальное количество затрат, необходимых для производства данного объема продукта.

Производственные функции, независимо от того, какой вид производства ими выражается, обладают следующими общими свойствами:

1) Увеличение объема производства за счет роста затрат только по одному ресурсу имеет предел (нельзя нанимать много рабочих в одно помещение – не у всех будут места),

2) Факторы производства могут быть взаимодополняемы (рабочие и инструменты) и взаимозаменяемы (автоматизация производства).

В наиболее общем виде производственная функция выглядит следующим образом:

Q = f (K,L,M,T,N), где

Q –объем выпуска; K- капитал (оборудование); L – труд; М- сырье, материалы; Т- технолг;
N – предпринимательские способности.

Переменный фактор - фактор производства, изменяющийся в силу производственной необходимости в течение короткого времени: сырье, труд, энергоресурсы.

Для того чтобы отразить влияние переменного фактора на производство, вводятся понятия совокупного (общего), среднего и предельного продукта.
Совокупный продукт (TP) – это количество экономического блага, произведенное с использованием некоторого количества переменного фактора.
Предельный продукт (МР) переменного фактора производства представляет собой прибавку к выпуску, полученную за счет использования дополнительной единицы данного фактора. Предельный продукт характеризует предельную производительность данного фактора производства.
Средний продукт(АР) любого вида затрат – это отношение объема произведенной продукции к использованному объему данного вида затрат”. Средний продукт труда часто называют производительностью труда.

Кривая совокупного продукта показывает зависимость между затратами переменного фактора и общим объемом произведенной продукции.

Кривая среднего продукта показывает производительность переменного фактора производства при использовании его в различных объемах.

Кривые себестоимости:

 

 

 

Условие максимальной прибыли:

Предельный доход -

Предельные издержки -

Условие максимальной прибыли:

Предприятия в условиях совершенной конкуренции. Признаки, определяющие данную форму конкуренции. Степень контроля над ценой. Кривая спроса для совершенной конкуренции. Валовая, средняя и предельная выручка в условиях совершенной конкуренции. Оптимизация совершенным конкурентом объёма производства в краткосрочный и долгосрочный период.

Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.

Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.

Условия возникновения:

- свободный доступ всех производителей к производственным ресурсам по одинаковым ценам. Ресурсы понимаются в широком смысле, т.е. не только материальные, но и рабочая сила, капитал, технологии, информация, другие интеллектуальные, материальные и финансовые ресурсы.

- Положительный эффект масштаба достигается при объемах производства значительно меньших, чем имеющийся рыночный спрос. Этим предопределяется экономическая целесообразность действия в отрасли множества мелких производителей.

- Цены на продукцию не зависят от объемов производства и ценовой политики отдельного производителя. В ценообразовании фирмы, действующие в отрасли, выступают в роли “Price-Taker”, поскольку цена определяется рынком (цена рыночного равновесия).

Поэтому спрос на продукцию отдельного производителя является совершенно эластичным.

 

Конкурентная фирма в краткосрочном периоде располагает неизменным капиталом и пытается максимизировать прибыль путем изменения объемов производства, варьируя переменными факторами (труд, материалы и т.п.).

В долгосрочном периоде фирма может менять все производственные факторы, включая размеры предприятия (производственную мощность).

 

 

Вопрос № 20. Предприятие в условиях монополии. Признаки, определяющие данную форму конкуренции. Степень контроля над ценой. Естественные монополии. Входные барьеры для вступления в отрасль. Кривая спроса. Валовая, средняя и предельная выручка в условиях монополии. Оптимизация монополистом объема производства. Государственное регулирование естественных монополий. Ценовая дискриминация.
Самым ярким и показательным примером несовершенной конкуренции является монополия, которая характеризуется наличием одного единственного продавца конкретного вида товара или услуг на рынке и невозможностью вхождения в него других фирм.

Признаки: Данный продукт производится только одной фирмой (отрасль состоит из одной фирмы)

Степень контроля над ценами: Фирма - монополист имеет весьма значительный контроль, по существу, она диктует цену на свою продукцию. На падающий спрос его продукции монополист отвечает изменением предложения товара, чем вызывает изменение объема спроса и цены.

Естественная монополия -официально признанная неизбежная монополия на производство и продажу товаров и услуг, применительно к которым монополизм обусловлен либо естественными правами монополиста, либо соображениями экономической выгоды для всего государства и населения. Входные Барьеры для вступления в отрасль 1. Правительство наделяет фирму исключительными правами (выдача правительственной лицензии на определенный вид деятельности). 2. Собственность на невоспроизводимые и редкие ресурсы.3. Авторские права и патенты. 4. Эффект масштаба, т.е. преимущество крупного производства, позволяющего снижать издержки, наращивая объем выпуска продукции 5. Вступлению в отрасль могут препятствовать и нелегальные методы борьбы с потенциальными новыми конкурентами, вплоть до угрозы физического уничтожения (мафиозные структуры).

Кривая спроса -Существуют три следствия нисходящей кривой спроса монополии:

1) цена, в отличие от совершенной конкуренции, превы­шает предельный доход.

2) в связи с тем, что кривая спроса выражает зависи­мость между ценой и объемом выпуска, монополист од­новременно выбирает оба эти параметра;

3) максимизирующий прибыль монополист остановится на объеме выпуска и цене, соответствующих эластично­му отрезку кривой спроса (рис. 4.7).

Рис. 4.7. Эластичный и неэластичный отрезки кривой спроса монополии

На рис. 4.7 видно, что отрезок I кривой спроса мо­нополии Dявляется эластич­ным, так как при уменьшении цены любая дополнительная единица продукции, соответст­вующая данному отрезку, уве­личивает совокупный доход (TR).Предельный доход (MR)здесь является положитель­ным. При понижении цены, соответствующей неэластичному отрезку II, прирост совокупного дохода уменьшается, а предельный доход становится отрицательным. Очевидно, что монополист не станет снижать цену на неэластичном отрез­ке, так как это невыгодно. Монополист максимизирует прибыль или минимизирует убытки, выпуская количество продукции, соответствующее правилу MR = МС.Однако особенностью монополии является установление более высокой цены.

Ценовая дискриминация - монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Совершенная дискриминация наблюдается в том случае, когда на каждую единицу блага устанавливается цена, равная его цене спроса, поэтому цены продажи блага для всех покупателей различны

Ценовая дискриминация второй степени имеет место, когда цены блага одинаковы для всех покупателей, однако различаются в зависимости от объема покупок. Ценовая дискриминация второй степени нередко выступает в форме ценового дисконта, или скидок

Ценовая дискриминация третьей степени: разным лицам благо продается по разным ценам, но каждая единица блага, приобретаемая конкретным покупателем, оплачивается им по одинаковой цене.

Если при ценовой дискриминации первых двух степеней предполагалось разделение благ на группы, то в основе ценовой дискриминации третьей степени предполагается разделение самих покупателей на группы или рынки, где устанавливаются свои цены продажи.

Оценка ценовой дискриминации неоднозначна, поскольку она имеет как положительные, так и отрицательные последствия. Положительный аспект заключается в том, что она дает возможность расширить границы объемов реализации за пределы, обычно контролируемые фирмой-монополистом. Если бы не существовало ценовой дискриминации, то некоторые виды услуг не могли бы производиться.

К отрицательным последствиям ценовой дискриминации можно отнести, в частности, неоптимальное межотраслевое и межтерриториальное перераспределение ресурсов.

Основные задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях:

- обеспечение баланса интересов потребителей (доступные цены) и регулируемых предприятий (финансовые результаты, привлекательные для кредиторов и инвесторов);

- определение структуры тарифов на основе принципов справедливого и эффективного отнесения издержек на тарифы для различных типов потребителей;

- стимулирования предприятий отраслей-естественных монополий к сокращению издержек и излишней занятости, улучшению качества обслуживания, повышению эффективности инвестиций и т.д.

- использование возможностей ценовых механизмов регулирования при проведении стабилизирующей макроэкономической политики управление развитием экономики в регионах.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 152; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.188.5 (0.006 с.)