Групповой сплоченности Сишора 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Групповой сплоченности Сишора



 

Назначение и инструкция. Групповую сплоченность — чрезвычайно важный параметр, показывающий степень интеграции группы, ее сплоченность в единое целое, — можно определить не только путем расчета соответствующих социометрических индексов. Значительно проще сделать это с помощью методики, состоящей из 5 вопросов с несколькими вариантами ответов на каждый. Ответы кодируются в баллах согласно приведенным в скобках значениям (максимальная сумма +19 баллов, минимальная — -5). В ходе опроса баллы указывать не нужно.

 

I. Как бы вы оценили свою принадлежность к группе?

1) Чувствую себя ее членом, частью коллектива (5).

2) Участвую в большинстве видов деятельности (4).

3) Участвую в одних видах деятельности и не участвую в других (3).

4) Не чувствую, что являюсь членом группы (2).

5) Живу и существую отдельно от нее (1).

6) Не знаю, затрудняюсь ответить (1).

 

II. Перешли бы вы в другую группу, если бы представилась такая возможность (без изменения прочих условий)?

1) Да, очень хотел бы перейти (1).

2) Скорее перешел бы, чем остался (2).

3) Не вижу никакой разницы (3).

4) Скорее всего остался бы в своей группе (4).

5) Очень хотел бы остаться в своей группе (5).

6) Не знаю, трудно сказать (1).

 

III. Каковы взаимоотношения между членами вашей группы?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве классов (1).

4) Не знаю, трудно сказать (1).

 

IV. Каковы у вас взаимоотношения с руководством?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4) Не знаю. (1)

 

V. Каково отношение к делу (учебе и т. п.) в вашем коллективе?

1) Лучше, чем в большинстве коллективов (3).

2) Примерно такие же, как и в большинстве коллективов (2).

3) Хуже, чем в большинстве коллективов (1).

4) Не знаю (1).

 

Уровни групповой сплоченности.

15,1 баллов и выше — высокая;

11,6 — 15 баллов — выше средней;

7— 11,5 — средняя;

4 — 6,9 — ниже средней;

4 и ниже — низкая.

 

 

Изучение сплоченности группы

 

Назначение — определить степень и характер ценностно-ориентационного единства (ЦОЕ) изучаемого коллектива.

Инструкция. Каждый исследуемый выбирает из предложенного списка 5 наиболее важных с его точки зрения качеств личности, необходимых для успешного выполнения совместной учебной деятельности.

 

Опросник

1. Дисциплинированность 2. Эрудированность 3. Сознание общественного долга 4. Сообразительность 5. Начитанность 6. Трудолюбие 7. Идейная убежденность 8. Умение контролировать работу 9. Моральная воспитанность 10. Самокритичность 11. Отзывчивость 12. Общественная активность 13. Умение работать с книгой 14. Любознательность 15. Умение планировать работу 16. Целеустремленность 17. Коллективизм 18. Прилежание 19. Требовательность к себе 20. Критичность 21. Духовное богатство 22. Умение объяснить задачу 23. Честность 24. Инициативность 25. Внимательность 26. Чувство ответственности 27. Принципиальность 28. Самостоятельность 29. Общительность 30. Рассудительность 31. Скромность 32. Осведомленность 33. Справедливость 34. Оригинальность 35. Уверенность в себе

 

Обработка данных

Полученные результаты (по каждому учащемуся) сводятся в таблицу результатов эксперимента.

Таблица результатов эксперимента

 

Ф.И.О. Качества личности
                         
1. Иванов +   + +       + +        
2. Сидоров +   + +             +    
3. Скачков +   +     +   +         +
4. Скляров +   +   +   +       +    
5. Уланов +   +   +   +       +    
6. Трощенко +   + +     +   +   +   +
7. Трошин +     +     +   +   +    
8. Стулов +   + +         +        
9. Старчук   + + +         +     +  
  Уманский +   + +         + +      
  Сумма выборов                          

 

Вычисляется коэффициент С, характеризующий степень ценностно-ориентационного единства учащихся.

 

С = 1,4 n — N / 6 N, где N — число участников эксперимента; n — сумма выборов, приходящихся на пять качеств личности, получивших максимальное число выборов.

Если С ≥ 0,5 (т. е. равен или больше 0,5), то исследованная группа достигла уровня коллективизма.

Если С находится в пределах от 0,3 до 0,5, то класс, группа расценивается как промежуточные по уровню развития.

Если С ≤ 0,3, то данная группа недостаточно развита как коллектив.

 

Для нашего примера:

С = 1,4 — 36— 10 / 6х 10 = 0,67

Вывод: Эта группа учащихся достигла уровня коллектива. И так как в ней наиболее ценными качествами личности служат; дисциплинированность (1), трудолюбие (6), отзывчивость (11), инициативность (24), чувство ответственности (26), то можно предположить, что учащиеся этой группы успех в своей совместной учебной деятельности связывают именно с ними, т.е. с положительным отношением к учебе и характером товарищеских отношений.

 

Ключ по 35 качествам личности

и их распределение по сферам деятельности:

1. Отношение к учебе:
  Дисциплинированность (1) Целеустремленность (16) Внимательность (25) Прилежание (18) Трудолюбие (6)
2. Общий стиль поведения и деятельности:
  Общественная активность (12) Сознание общественного долга (3) Принципиальность (27) Идейная убежденность (7) Моральная воспитанность (9)
3. Качества, характеризующие знания:
  Начитанность (5) Осведомленность (32) Любознательность (14) Эрудированность (2) Духовное богатство (21)
4. Качества ума:
  Оригинальность (34) Сообразительность (4) Инициативность (24) Рассудительность (30) Практичность (20)
5. Качества, характеризующие учебно-организационные умения:
  Умение контролировать работу (8) Умение работать с книгой (15) Умение объяснить задачу (22) Умение планировать работу (13) Чувство ответственности (26)
6. Отношение к товарищам:
  Общительность (29) Честность (23) Справедливость (33) Самостоятельность (28) Уверенность в себе (35) Требовательность к себе (19)
7. Отношение к себе:
  Самокритичность (10) Скромность (31) Самостоятельность (28) Уверенность в себе (35) Требовательность к себе (19)

 

 

Экспертная оценка сплоченности учебной группы

 

Назначение. Методика предназначена для определения групповой сплоченности ученических коллективов и может быть использована работниками образовательной сферы в целях оптимизации учебно-воспитательного процесса.

Инструкция. В методике дается семь психологических характеристик класса. Тестируемые учителя выбирают одно из трех предлагаемых утверждений (а, б, в), которое, по их мнению, наиболее всего отражает действительное состояние изучаемого класса.

Данный тест целесообразно проводить в начале и в конце учебного года для получения сравнительных результатов. В определении сплоченности группы (класса) должно быть занято 2-3 педагога.

 

Оцениваемые психологические характеристики учебных групп или классов:

 

1. а) Думаю, что всем учащимся тепло, уютно и комфортно в классе, они в кругу друзей. б) Далеко не все чувствуют дружественную поддержку класса. в) Есть в классе одинокие ребята.  
2. а) В основном ребята дорожат классом. б) Основная масса учащихся не задумывается о значении класса в своей школьной жизни. в) думаю, что есть такие ребята, которые хотели бы поменять класс.  
3. а) Чувствуется, что в классе проявляется забота о каждом ученике. б) Класс выходит в своей деятельности за рамки заботы о себе, о школе, проявляет заботу в больших масштабах. в) Можно сказать, что класс беспокоят скорее внешние дела типа дискотек, нежели внутренние — защита каждого ученика.
4. а) Можно высказать удовлетворение от воспитательной работы в классе. б) Думаю, что воспитательная работа в классе может быть дополнена некоторыми важными моментами. в) Полагаю, что она требует коренного изменения.  
5. а) Можно положительно оценить проводимые в классе коллективные творческие дела. б) Надо бы чаще вводить в практику коллективные творческие дела. в) Новые коллективные творческие дела классу не нужны.  
6. а) Думаю, что в классе есть основа для общей дружбы. б) В основном дружат группами, общего не получается. в) Дружба всех в классе невозможна.  
7. а) Думаю, что большинство ребят проявляет свои способности и интересы в классе. б) В классе слишком ограничены возможности для проявления способностей ребят. в) Есть много ребят в классе, способности и интересы которых еще не раскрыты.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 2511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.01 с.)