Лекция 4: закономерности процесса культурогенеза. . 42 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Лекция 4: закономерности процесса культурогенеза. . 42



Проблема перехода от биологической формы бытия к социокультурной. 42

Схема 12. Синергетическая идея нелинейного характера развития сложных систем.. 44

Историческая метаморфоза превращения биологической формы бытия в антропосоциокультурную.. 47

Изоморфизм филогенеза и онтогенеза в процессах формирования культуры.. 54

ЛЕКЦИЯ ПЯТАЯ: КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОСТИ КАК ПЕРВЫЙ ИСТОРИЧЕСКИЙ ТИП КУЛЬТУРЫ... 56

Синкретизм первобытной культуры.. 56

Схема 13. 57

Первобытная культура как первая историческая форма традиционной культуры.. 64

ЛЕКЦИЯ 6: РАСПАД ПЕРВОБЫТНОЙ КУЛЬТУРЫ И ПУТИ ПЕРЕХОДА К НОВОЙ ФОРМЕ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИОКУЛЬТУРНОГО БЫТИЯ.. 66

Синергетический подход к анализу переходной ситуации. 66

Схема 14. Типологии обществ (без гибридных форм) 68

Три пути движения человечества в результате распада первобытного культурного синкретизма. 72

Три пути движения от материальной культуры к духовной. 77

Схема 15. Понимания закономерности развития мировой культуры на первых его этапах. 79

ЛЕКЦИЯ 7: КУЛЬТУРА СКОТОВОДОВ-КОЧЕВНИКОВ.. 81

Проблема кочевников в исторической науке. 81

Основные черты культуры скотоводов-кочевников. 83

Военный аспект культуры кочевников. 85

ЛЕКЦИЯ 8: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ.. 87

Проблема культуры Древнего Востока в современной науке. 87

Общая характеристика земледельческой цивилизации. 90

ЛЕКЦИЯ 9: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ (продолжение) 96

Становление рационального слоя культуры в цивилизациях Древнего Востока. 96

Искусство как самосознание культуры земледельцев. 101

ЛЕКЦИЯ 10: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА.. 107

Характеристика материальной культуры античного полиса. 108

Особенности духовной культуры греческого полиса. 114

ЛЕКЦИЯ 11: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА (продолжение) 119

Искусство в системе античной культуры.. 119

Культура Древнего Рима. 124

ЛЕКЦИЯ 12: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА.. 129

Межрегиональный характер земледельческого типа культуры.. 129

Политические характеристики. 130

Культурные характеристики. 130

Исторические характеристики. 130

Искусство как самосознание культуры феодального общества. 134

Структура культуры феодального общества. 135

Схема 16. Структурный инвариант можно для наглядности представить в виде ромбообразной схемы 136

ЛЕКЦИЯ 13: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение) 138

Фольклорная субкультура. 138

Религиозная субкультура. 141

Взаимоотношения религиозного и эстетического, художественного, научного в средневековой культуре. 145

ЛЕКЦИЯ 14: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение) 150

Светская аристократическая субкультура. 150

Городская светская субкультура. 153

Библиография. 161

1.ТРУДЫ, ОТНОСЯЩИЕСЯ КО ВСЕМУ КУРСУ: 161

2. ТРУДЫ, ЦИТИРУЕМЫЕ И УПОМИНАЕМЫЕ В ОТДЕЛЬНЫХ ЛЕКЦИЯХ.. 161

В 1-3 ЛЕКЦИЯХ.. 161

В 4-5 ЛЕКЦИЯХ.. 163

В 6-11 ЛЕКЦИЯХ.. 164

В 12-14 ЛЕКЦИЯХ.. 166

ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ МИРОВОЙ КУЛЬТУРЫ - КНИГА ВТОРАЯ.. 167

Содержание 2-й книги. 168

ЛЕКЦИЯ 15: ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ПЕРЕХОДА ОТ ТРАДИЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ К КУЛЬТУРЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОЙ.. 169

Синергетическое осмысление рассматриваемого процесса. 169

Схема 17. 170

Схема 18. 173

Возрождение как начало перехода от традиционной культуры Средневековья к новому историческому типу культуры.. 174

От Реформации христианства к атеизму Просвещения. 179

От монархического типа политической культуры к республиканскому. 180

Схема 19. 181

Культурное значение эволюции материальной культуры от ручного труда ремесленника к механизированному промышленному производству. 183

ЛЕКЦИЯ 16: ПЕРВЫЙ УРОВЕНЬ ПЕРЕХОДА: РАЗВИТИЕ МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЙ И ПОЛИТИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ... 184

Революционное значение вторжения механизмов в производство, войну и быт. 184

Монархия и республика как формы общественного самоуправления. 186

Утопия как образная форма нового политического сознания. 192

ЛЕКЦИЯ 17: ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА - КУЛЬТУРА ВОЗРОЖДЕНИЯ.. 194

Проблема Возрождения в современной культурологии. 194

Схема 20. 195

Опыт системной характеристики ренессансного мировоззрения. 198

Схема 21. 12 противоположных черт двух типов культуры.. 198

Место художественной деятельности в культуре Возрождения. 203

Проблема «русского Ренессанса». 206

ЛЕКЦИЯ 18: ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА - РЕФОРМАЦИЯ КАК КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЦЕСС.. 207

Проблема Реформации в современной культурологический мысли. 207

Историко-культурная сущность Реформации. 208

Влияние Реформации на развитие искусства. 211

Взаимоотношение технологической, политической, религиозной, научной и художественной граней переходной культуры 213

ЛЕКЦИЯ 19: ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА: ПРОТИВОРЕЧИЯ КУЛЬТУРЫ XVII ВЕКА.. 216

Проблема барокко в искусствознании и культурологии. 216

Основные противостояния в культуре XVII века. 220

Противостояние механицизма и интуитивизма. 226

XVII век как «переход в переходе». 228

ЛЕКЦИЯ 20: ТРЕТЬЯ СТУПЕНЬ ПЕРЕХОДА: КУЛЬТУРА ПРОСВЕЩЕНИЯ.. 229

Культура Просвещения в многонациональном европейском пространстве. 229

Рационалистические устои культуры Просвещения. 231

Эмотивистская оппозиция рационализму Просвещения. 234

Становление Просвещения в России. 237

ЛЕКЦИЯ 21: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ В XIX ВЕКЕ. 242

Общий взгляд на культуру человечества в XIX веке. 242

Архитектоника культуры Западного мира. 245

Эволюция культуры Запада в XIX веке. 250

ЛЕКЦИЯ 22: САМООПРЕДЕЛЕНИЕ ПЕРСОНАЛИСТСКОГО ТИПА КУЛЬТУРЫ В XIX ВЕКЕ (продолжение) 255

Романтический полюс биполярного пространства европейской культуры XIX века. 255

Позитивистский полюс биполярного пространства европейской культуры XIX века. 259

Взаимоотношения позитивистского и романтического потенциалов культуры XIX века. 262

Схема 22. 264

ЛЕКЦИЯ 23: ЕВРОПЕЙСКАЯ КУЛЬТУРА НАЧАЛА XX ВЕКА.. 265

Общая характеристика развития культуры в XX веке. 265

Схема 23. 267

Модернистская культурная революция XX века. 269

Противостояние Модернизма и традиционализма. 274

Восток и Юг в культуре человечества в начале XX века. 276

ЛЕКЦИЯ 24: КУЛЬТУРА XX ВЕКА МЕЖДУ ДВУМЯ МИРОВЫМИ ВОЙНАМИ.. 277

Общая характеристика времени. 277

Культура демократического общества между двумя мировыми войнами. 280

Положение культуры в тоталитарных государствах. 284

Начало процессов модернизации Востока и Юга. 286

ЛЕКЦИЯ 25: КУЛЬТУРА ЧЕЛОВЕЧЕСТВА ПОСЛЕ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ И КРАХА ТОТАЛИТАРИЗМА 288

Общая характеристика периода. 288

Схема 25. 290

Противоречия развития культуры в демократическом обществе. 292

Противостояние постмодернизма и системно-синергетического мышления. 297

Схема 24. 299

ЛЕКЦИЯ 26: ОТ КОНФРОНТАЦИИ КУЛЬТУР К ДИАЛОГУ.. 301

Тоталитаризм и культура во второй половине XX века. 301

Становление диалогического мышления и перспективы развития культуры в новом столетии. 307

Обобщающие выводы из всего курса. 309

Библиография. 310

ПЕРЕЧЕНЬ ТРУДОВ, ЦИТИРУЕМЫХ ИЛИ УПОМИНАЕМЫХ В КНИГЕ: 310

В 15-20 ЛЕКЦИЯХ.. 310

В 21-22. 314

В 23-26 ЛЕКЦИЯХ.. 314

 

Содержание 1-го тома

ЛЕКЦИЯ 8: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ

Проблема культуры Древнего Востока в современной науке.............183

Общая характеристика земледельческой цивилизации.....................188

ЛЕКЦИЯ 9: СТАНОВЛЕНИЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ В ЗЕМЛЕДЕЛЬЧЕСКИХ ОБЩЕСТВАХ (продолжение)

Становление рационального слоя культуры в цивилизациях Древнего Востока............203

Искусство как самосознание культуры земледельцев.......................214

ЛЕКЦИЯ 10: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА

Характеристика материальной культуры античного полиса............232

Особенности духовной культуры греческого полиса........................244

ЛЕКЦИЯ 11: КУЛЬТУРА АНТИЧНОГО ПОЛИСА (продолжение)

Искусство в системе античной культуры...........................................267

Культура Древнего Рима......................................................................269

ЛЕКЦИЯ 12: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Межрегиональный характер земледельческого типа культуры.........................................................281

Искусство как самосознание культуры феодального общества....292

Структура культуры феодального общества......................................294

ЛЕКЦИЯ 13: КУЛЬТУРА ФЕОДАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА (продолжение)

Фольклорная субкультура....................................................................301

Религиозная субкультура......................................................................308

Взаимоотношения религиозного, эстетического,

художественного и научного в средневековой культуре...................319



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.202.54 (0.017 с.)