Системный анализ воспитательной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Системный анализ воспитательной деятельности



Памятка 1

Детская сказка

В очень известном и большом городе жил старый царь, вдовец. У царя была дочь, невеста. Царевна далеко славилась и лицом, и умом, и потому многие весьма хорошие люди желали сосватать её. Среди этих женихов были и князья, воеводы, и гости торговые, и ловкие проходимцы, которые всегда толкаются в знатных домах и выискивают, чем бы услужить; были разные люди. Царевна назначила день, когда могут прийти к ней женихи и сказать громко при ней и при всех, что каждый надеется предоставить своей жене; царевна была мудрая. Женихи очень ожидали этого дня, и каждый считал себя лучше всех других. Один перед другим хвалились женихи: кто именитым родом за тридевять поколений, кто богатством, но один из них ничем не хвалился и никто не знал, откуда пришел он. Он хорошо умел складывать песни; песни его напоминали всем их молодые, лучшие годы, при этом он говорил красиво и его любили слушать, даже забывая спросить, кто этот певец. И хотя он не был князем, но все женихи обращались с ним, как с равным.

В назначенный день все женихи оделись получше и собрались в палату, к царю. Согласно обычаю, женихи поклонились царю и царевне. Никого не пустил вперед князь древнего рода, за ним слуги несли тяжелую красную книгу. Князь говорил:

– Царевна, мой род очень знатен. В этой книге вписано более ста поколений...

И князь очень долго читал в своей книге, а под конец сказал:

– И эту книгу впишу жену мою! Будет она ходить по палатам моим, а кругом будут образы предков весьма знаменитых.

– Царевна, – говорил именитый воевода, – окрест громко и страшно имя моё. Спокойна будет жизнь жене моей и поклонятся ей люди – им грозно имя моё.

– Царевна, – говорил залитый сокровищами заморский торговый гость, – жемчугом засыплю жену мою; пойдет она по изумрудному полю и в сладком покое уснет на золотом ложе.

Так говорили женихи, но певец молчал, и все посмотрели на него.

– Что же ты принесёшь жене своей? – спросил певца царь.

– Веру в себя, – ответил певец. Улыбнувшись, переглянулись женихи, изумлённо вскинул глазами старый царь, а царевна спросила:

– Скажи, как понять твою веру в себя?

Певец отвечал:

– Царевна! Ты красива, и много я слышал об уме твоём, но где же дела твои? Нет их, ибо нет в тебе веры в себя. Выходи, царевна, замуж за князя древнего рода и каждый день читай в его алой книге имя своё и верь в алую книгу! Выходи же, царевна, замуж за именитого гостя торгового, засыпь палаты свои сверкающим золотом и верь в это золото! В покое спи на золотом ложе и верь в этот покой! Покоем, золотом, алыми книгами закрывайся, царевна, от самой себя! Моего имени нет в алой книге, не мог я засыпать эту палату золотом, и, куда иду я – там не читают алой книги и золото там не ценно. И не знаю, куда иду я, и не знаю, где путь мой, и не знаю, куда приду я, и нет мне границ, ибо я верю в себя!

– Обожди, – прервал певца царь, – но имеешь ли ты право верить в себя? Певец же ничего не ответил и запел веселую песню; улыбнулся ей царь, радостно слушала ее царевна, и лица всех стали ясными. Тогда певец запел грустную песнь; и примолкла палата, и на глазах царевны были слёзы. Замолчал певец и сказал сказку; не о властном искусстве говорил он, а о том, как шли в жизнь разные люди и пришлось им возвращаться назад, и кому было легко, а кому тяжко. И молчали все, и царь голову опустил.

– Я верю в себя, – сказал певец, и никто не смеялся над ним.

– Я верю в себя, – продолжал он, – и эта вера ведет меня вперед; и ничто не лежит на пути моём. Будет ли у меня золото, впишут ли имя моё в алых книгах, но поверю я не золоту и не книге, а лишь самому себе, и с этою верой умру, и смерть мне будет легка.

– Но ты оторвешься от мира. Люди не простят тебе. Веря лишь в себя, одиноко пойдёшь ты и холодно будет идти тебе, ибо кто не за нас – тот против нас, – сурово сказал царь.

Но певец не ответил и снова запел песню. Пел он о ярком восходе; пел, как природа верит в себя и как он любит природу и живет ею. И разгладились брови царя, и улыбнулась царевна, и сказал певец:

– Вижу я – не сочтут за врага меня люди и не оторвусь я от мира, ибо пою я, а песня живет в мире, и мир живет песней; без песни не будет мира. Меня сочли бы врагом, если бы я уничтожил что-либо, но на земле ничто не подлежит уничтожению, и я создаю и не трогаю оплотов людских. Царь, человек, уместивший любовь ко всей природе, не найдет разве в себе любви к человеку? Возлюбивший природу не отломит без нужды ветки куста, и человека ли сметет он с пути? И кивнула головой царевна, а царь сказал:

– Не в себя веришь ты, а в песню свою.

Певец же ответил:

– Песня – лишь часть меня; если поверю я в песню мою больше, чем в самого себя, тем разрушу я силу мою, и не буду спокойно петь мои песни, и не будут, как теперь, слушать их люди, ибо тогда я буду петь для них, а не для себя. Все я делаю лишь для себя, а живу для людей. Я пою для себя, и, пока буду петь для себя, дотоле будут слушать меня. Я верю в себя в песне моей; в песне моей – всё для меня, песню же я пою для всех! В песне люблю лишь себя одного, песней же я всех люблю! Весь для всех, все для меня – всё в одной песне. И я верю в себя и хочу смотреть на любовь. И как пою я лишь для себя, а песнью моею живлю всех – так пусть будет вовеки. Поведу жену в далёкий путь. Пусть она верит в себя и верою этой даёт счастье многим!

– Хочу веры в себя; хочу идти далеко; хочу с высокой горы смотреть на восход! – сказала царевна.

И дивились все.

И шумел за окном ветер и гнул деревья, и гнал на сухую землю дожденосные тучи – он верил в себя.

Рерих Н.К. Сказки. – М., 2003. – С.18-22,

Проект может включать следующие разделы:

- цели проводимого мероприятия;

- его участники;

- подготовительная работа;

- оформление, оборудование и инвентарь;

- ход проведения.

 

Третья группа получает такое задание:

Задание № 3

Используя выражение «Индивидом рождаются. Личностью становятся. Индивидуальность отстаивают» (А.Г. Асмолов) в качестве эпиграфа, разработать сценарный план дискуссии старшеклассников по данной проблеме. В ходе подготовки и (или) проведения дискуссии можно использовать мультфильм «Адажио».

В план целесообразно включить следующие разделы:

- цели проводимого мероприятия;

- его участники;

- подготовительная работа;

- оформление, оборудование и инвентарь;

- ход проведения.

Демонстрируется мультфильм «Адажио».

 

Четвертой группе вручается следующее задание:

Задание № 4

Разработать сценарный план родительского собрания с использованием в процессе его организации мультфильма «Ёжик должен быть колючим?»

В план целесообразно включить следующие разделы:

- цель (и) родительского собрания;

- подготовительная работа;

- оформление, оборудование и инвентарь;

- ход проведения.

Демонстрируется мультфильм «Ёжик должен быть колючим?»

 

1. После того как все задания прочитаны и вручены, творческие группы приступают к их выполнению (оптимальное время работы над заданиями – 25-30 минут).

2. Руководитель мастерской рассказывает членам экспертной группы об их роли в проходящем занятии. Он передает им бланк эксперта.

3. Представители творческих групп знакомят участников мастерской с разработанными проектами воспитательных дел.

4. Эксперты представляют свои экспертные заключения.

5. Руководитель подводит итоги работы мастерской и знакомит классных руководителей с книгами и журнальными статьями-экспонатами подготовленной выставки.

 

Рекомендуемая литература

1. Воспитание индивидуальности / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2005.

2. Крупенин А.Л., Крохина И.М. Эффективный учитель. – Ростов н/Д, 1995.

3. Степанов Е.Н. Развитие индивидуальности учащихся в процессе воспитания // Классный руководитель. – 2006. – № 6.

 

Памятка 1

Воспитательная система рационально-образовательной ориентации

Ценности рационально-познавательные: Знание, Разум, Наука, Истина, Рациональность, Объективность, Техника, Цивилизация и т.п.

Цель воспитания – человек со следующими качествами:

- высокий уровень развития интеллекта;

- рационально мыслящий;

- владеющий жизненно необходимым запасом знаний;

- способный продолжить и получить элитарное образование;

- обладающий исследовательскими способностями, способный к самостоятельному процессу познания;

- постигший современные информационные технологии.

Ведущие педагогические технологии:

- развивающего обучения;

- формирования познавательного интереса;

- информационного взаимодействия;

- ТРИЗ;

- эвристического и проблемного обучения;

- совместного научного исследования;

- дифференцированного и индивидуального обучения.

Основные виды деятельности:

- работа предметных кружков и факультативов, научного общества учащихся;

- система научно-познавательных конкурсов, фестивалей, праздников;

- подготовка и проведение предметных недель, школьных олимпиад;

- деятельность по самообразованию;

- оздоровительно-восстановительная деятельность;

- освоение современных информационных технологий.

 

Памятка 2

Памятка 3

Памятка 4

Заключительная часть.

4.1. Психолог благодарит педагогов-воспитателей за активное и заинтересованное участие в занятии.

4.2. Заместитель директора школы предлагает классным руководителям более глубоко и детально ознакомиться с методиками психолого-педагогической диагностики, изложенными в книге «Педагогический контроль в процессе воспитания».

 

Рекомендуемая литература

1. Педагогический контроль в процессе воспитания / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2006.

2. Планирование воспитательной работы в классе / Под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2006.

 

 

Тема 10. Деятельность классного руководителя в современном образовательном учреждении

Лекция. Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя

Первым национальным проектом в области образования, как известно, стал проект, который условно можно назвать «Классный руководитель». Его реализация предполагает, во-первых, определение и выполнение классными руководителями функций, способствующих повышению эффективности воспитательной работы с детьми, и, во-вторых, предоставление классным руководителям денежного вознаграждения за осуществление этих функций. В связи с этим необходимо разработать и обосновать современную модель воспитательной деятельности классного наставника.

Анализ результатов опытно-экспериментальной работы и практики осуществления воспитательных функций успешно работающими педагогами позволяет выявить характерные черты, из которых может складываться образ (модель) эффективной деятельности классного руководителя. К таким чертам целесообразно отнести следующие:

1) стратегическую устремленность и долгосрочную перспективу планирования процесса воспитания;

2) направленность содержания воспитательной деятельности на развитие детей;

3) системность осуществления воспитательного взаимодействия;

4) ориентацию воспитательного процесса на развитие индивидуальности детей;

5) технологичность работы педагога-воспитателя;

6) диагностическую оснащенность деятельности классного руководителя.

Рассмотрим каждую из перечисленных черт более детально.

Первая черта – стратегическая устремленность и долгосрочная перспектива планирования процесса воспитания.

В постсоветский период развития российской системы образования в подавляющем большинстве школ отказались от программирования и других методов стратегического планирования воспитательного процесса. Чаще всего в деятельности классного руководителя, да и в общешкольном масштабе, используется календарное (текущее) планирование на четверть, семестр, полугодие, учебный год. В последнее время в центральных периодических изданиях появились призывы в максимальной степени упростить форму плана работы классного руководителя, чтобы он занимал одну-две страницы.

Мы, конечно, не против поиска выхода из охватившего образовательные учреждения бумажного бума (бумагооборота) и всегда выступали за краткость (лаконичность), но не теряем ли вместе с этим что-то очень важное, весьма значимое? Нам кажется, текущее планирование очень часто связано лишь с текучкой. Перспективность, целенаправлен­ность, а порой и научная обоснованность остаются за кадром. Очень трудно представить учителя-предметника без образовательной программы на срок обучения от 4 до 7 лет. А вот классного руководителя представить можно, как будто процесс воспитания легче осуществлять, чем обучение. Чаще утверждают: наоборот.

И нас радует, когда педагоги составляют свои авторские (адаптированные, компилятивные) программы воспитания детей или разрабатывают концепции воспитательных систем классов, используя такие методы стратегического планирования, как прогнозирование, программирование, моделирование, проектирование. У них возникает гораздо меньше проблем с целеполаганием (когда учитель в муках определяет цель и задачи воспитательной деятельности), выбором содержания и способов организации воспитательного процесса, разработкой критериев и показателей его результативности. Да и процесс воспитательной деятельности становится более продуманным, целенаправленным и эффективным.

Памятка 1

Системный анализ воспитательной деятельности

Системный анализ предполагает целостное изучение и рассмотрение педагогического процесса в совокупном единстве и взаимодействии его компонентов: субъектов, содержания, форм и методов организации, результатов деятельности и воспитательных отношений. Акцент делается на «ключевых» моментах педагогического процесса, считающихся приоритетными в анализируемый период жизнедеятельности класса.

Крупнейший специалист в области педагогического менеджмента Ю.А. Конаржевский предложил использовать при изучении систем обучения и воспитания следующие составные части системного анализа:

1) морфологический анализ, позволяющий выяснить, из каких элементов состоит система, что они собой представляют, каков их набор;

2) структурный анализ, способствующий выяснению внутренней организации системы, определению характера связей элементов, выявлению системообразующих связей и отношений;

3) функциональный анализ, направленный на раскрытие функций системы в целом и её отдельных компонентов, на изучение механизма функционирования целостного организма системы и её основных частей;

4) генетический (исторический) анализ, позволяющий исследовать зарождение, становление, дальнейшее развитие и преобразование системы.

 

Памятка 2

Критериально-ориентированный анализ воспитательной деятельности

Критериально-ориентированный анализ направлен на выявление изменений основных показателей результативности учебно-воспитательной работы в соответствии с разработанными критериями эффективности воспитательной деятельности. При анализе следует различать критерии результатов и критерии процесса. Критерии результатов позволяют оценить уровень развития тех или иных качеств личности учащихся, их воспитанности, обученности, социализированности. Критерии процесса помогают понять, как осуществляется воспитательная деятельность, как действуют механизмы воспитания, какое влияние на результаты воспитания оказывают те или иные факторы (условия). В качестве таких критериев могут быть выбраны, например, следующие:

- гуманность воспитательных отношений;

- вовлеченность учащихся в жизнедеятельность классного коллектива;

- сформированность деловых и межличностных взаимоотношений; - развитость самоуправленческих начал в классе;

- наличие социальных связей классного сообщества;

- эффективность психолого-педагогического и медико-социального сопровождения процесса развития учащихся.

 

Памятка 3

Описательный анализ событий и явлений

Для проведения анализа основных событий и педагогических ситуаций важно наличие необходимого объёма информации. Одной из форм его накопления являются информационные или информационно-аналитические справки. В информационных справках обычно указывается, что проходило или проводилось, когда и кто проводил мероприятие (комплекс мероприятий), какие результаты получены в осуществлённой деятельности. В информационно-аналитическую справку включается дополнительная информация следующего содержания:

1. Положительные аспекты (плюсы) проведенной деятельности: что особенно удалось в определении содержания, форм и способов организации совместной деятельности, кто сумел отличиться, как проведенное дело (мероприятие) содействовало развитию личности школьников, в решении каких проблем удалось продвинуться.

2. Отрицательные аспекты (минусы) осуществленной деятельности: что не получилось, кто не смог справиться со своим поручением, какие педагогические и организационные задачи не удалось решить до конца.

3. Что нового удалось получить в результате подготовки, проведения и подведения итогов совместного дела? Какие педагогические последствия возможны после проведенного мероприятия? Какие проблемы могут обостриться в ближайшее время, проявиться в отдаленной перспективе?

4. Как участие и позиция педагогов повлияли на результативности дела?

5. Выводы и предложения о перспективах и путях совершенствования совместной деятельности.

Успешному проведению анализа основных событий способствует коллективный анализ жизнедеятельности, который предполагает активное участие в аналитическом процессе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, учащихся, родителей, друзей класса. Среди форм коллективного анализа, которые могут быть источниками важной информации, можно выделить: устный опрос, анкетирование, заполнение открытого листа мнений, выпуск различных информационных листков, радио- фото-, стенгазет, изготовление рисованного фильма «Дела уходящего года», разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма», творческий рапорт и т.п.), смотр достижений, самоаттестация коллектива, классное собрание, посвящённое подведению итогов года.

4. Руководитель каждой творческой группы зачитывает составленную аналитическую справку. Заместитель директора школы обращает внимание классных руководителей на разнообразие вариантов анализа воспитательной работы в классе.

5. Творческие группы получают памятки о возможных вариантах структуры раздела плана «Основные направления и дела классного коллектива» и в течение 15-20 минут пытаются его заполнить.

 

Памятка 4
Потенциал личности Сентябрь
1-4 5-11 12-18 19-25 26-30
Познавательный          
Ценностный (нравственный)          
Коммуникативный          
Эстетический          
Физический          

 

Памятка 5
Задачи воспитательной деятельности Октябрь
1-7 8-14 15-18 19-25 26-31
1.          
2.          
...          
Памятка 6
Тематические программы Сентябрь
1-я неделя 2-я неделя 3-я неделя 4-я неделя
«Я и общество»        
«Я и природа»        
«Я и моя школа»        
«Я и моя семья»        
«Я и моё "Я"»        
                   

 

6. Руководители творческих групп информируют о выполнении задания.

7. Заместитель директора школы рассказывает классным руководителям о замысле организации воспитательного процесса в образовательном учреждении в новом учебном году и предстоящих общешкольных делах и мероприятиях.

 

Рекомендуемая литература

1. Лизинский В.М. Планы и события на 35 недель учебного года // Классный руководитель. – 2006. – № 3–6.

2. Нечаев М.П. Управление воспитательным процессом в классе. – М., 2006.

3. Степанов Е.Н. Планирование воспитательной работы в классе // Классный руководитель. – 2006. – № 3.

 

Тема 3. Системный подход в воспитательной деятельности классного руководителя

Лекция. Воспитательная система класса

В последние годы значительно возрос интерес учителей и руководителей учебных заведений к использованию системного подхода в обучении и воспитании школьников, в управлении жизнедеятельностью образовательного учреждения. Появилось большое количество педагогических коллективов, требующих моделировать и создавать образовательные и воспитательные системы. Во многих случаях попытки оказываются удачными: применение системного подхода позволяет сделать педагогический процесс более целенаправленным, управляемым и, самое важное, эффективным. Педагоги и руководители образовательных учреждений, которые в своей деятельности смогли убедиться в целесообразности использования системного подхода, становятся его сторонниками и стремятся расширить рамки его применения в педагогической практике.

Не случайно в тех учреждениях образования, где построена и успешно функционирует воспитательная система учебного заведения в целом, появилось желание создать воспитательные системы в группах и классах. Построение воспитательной системы в структурном подразделении образовательного учреждения является не только субъективным желанием классного руководителя, но и объективной необходимостью. Для обоснования педагогической целесообразности создания воспитатели системы класса можно привести следующие аргументы:

- ребёнок, являясь сложной целостной системой, должен развиваться в условиях целостного интегрированного воспитательного процесса, в котором все компоненты максимально взаимосвязаны;

- воспитательная система класса – это благоприятная среда жизнедеятельности и развития ребенка, эффективно содействующая его личностному росту;

- системный подход позволяет классному руководителю рационально распределить свои усилия при организации воспитательного процесса в классе;

- в процессе построения воспитательной системы формируется лицо класса, его неповторимый облик, что имеет немаловажное значение в развитии индивидуальности членов классного сообщества;

- воспитательная система класса позволяет расширить диапазон педагогического влияния на детей и процесс их развития.

Осознание возможностей и преимуществ системного построения практики воспитания, учащихся, несомненно стимулирует желание классных руководителей применять системный подход в воспитательной деятельности. Однако следует заметить, что создать гуманистическую, целостную и эффективную воспитательную систему класса нелегко, особенно в нынешних условиях работы педагогов-воспитателей. Умение моделировать и строить систему воспитания можно отнести к разряду «высшего пилотажа». Чтобы системно мыслить и действовать, надо, в первую очередь, иметь отчетливые представления о сущности воспитательной системы, её структуре и основных компонентах.

 

I. Сущность и структура воспитательной системы

Что же такое воспитательная система класса? Из каких компонентов она состоит?

Воспитат ельная система класса – это комплекс взаимодействующих компонентов, взаимосвязь и интеграция которых обусловливает формирование благоприятных условий для жизнедеятельности и развития членов классного сообщества.

Характеризуя системы различной природы, ученые-системщики всегда обращают внимание на компонентный состав изучаемого объекта, ведь от набора компонентов, их свойств и связей зависят качества и параметры системного образования в целом. Воспитательная система класса как сложное социально-педагогическое явление состоит из большого количества компонентов. Наверное, таких составляющих несколько десятков, а возможно, и больше. Все зависит от степени детализации анализа, в процессе которого целое мысленно делится на части.

Однако необходимо подчеркнуть, что при моделировании и построении воспитательной системы проблема выявления всех её элементов не относится к числу наиболее значимых. Важнее определить, какие компоненты системного образования являются основными. Если это установить, то станет очевидным перечень компонентов, на которых следует сосредоточить внимание при моделировании и построении системы воспитания. Создатели теории воспитательных систем Л.И.Новикова, В.А. Караковский и Н.Л. Селиванова утверждают: «Ошибаются те педагоги, которые при моделировании пытаются чрезмерно детализировать модель. В ней должны быть выделены наиболее важные (существенные) компоненты и связи».

Внимательно изучив научно-методическую литературу, проведя опытно-экспериментальную работу и применив теоретические методы исследования, мы сумели выявить компоненты воспитательной системы класса, которые следует отнести к разряду наиболее существенных и важных оказалось пять:

1) индивидуально-групповой;

2) ценностно-ориентационный;

3) функционально-деятельностный;

4) пространственно-временной;

5) диагностико-результативный.

Рассмотрим каждый из перечисленных компонентов:

Первый компонент – это индивидно-групповой, представляющий собой сообщество детей и взрослых, объединенных совместной жизнедеятельностью в рамках учебного класса. Он состоит из нескольких элементов:

- классного руководителя;

- учащихся класса;

- родителей учащихся;

- педагогов и других взрослых, принимающих участие в воспитательном процессе и жизнедеятельности классного коллектива.

Индивидно-групповой компонент имеет исключительную важность. Во-первых, именно члены классного сообщества (педагоги, учащиеся, родители), обладая субъектными полномочиями, решают, какую воспитательную систему создавать, как её моделировать и строить, каким образом система должна функционировать и т.д. Во-вторых, смысл и целесообразность всей деятельности по созданию воспитательной системы обусловлены необходимостью реализации потребности в изменении индивидных и групповых характеристик этого компонента и составляющих его элементов. Основное предназначение воспитательной системы заключается в содействии развитию личности каждого члена классной общности и формированию коллектива в данном классе.

Главную роль в построении и функционировании воспитательной системы класса играет классный руководитель. Его жизненные ценностные ориентации, педагогические воззрения и позиция, интересы и увлечения являются одними из наиболее существенных системообразующих факторов. Очень часто нам приходится замечать, если основу личности классного руководителя составляют гуманистические ценности, то такие же ориентиры преобладают в классном коллективе; если учитель занимает активную позицию, то и ученики класса отличаются активностью и самостоятельностью; если педагог увлекается туризмом, то и в классной общности системообразующим видом деятельности становится туризм. Не случайно при смене классного руководителя значительные изменения претерпевает воспитательная система класса.

Отвечая за успешность проектирования учебно-воспитательного процесса в классе, классный руководитель оказывается самым заинтересованным лицом в построении эффективной воспитательной системы. Однако не всегда классный руководитель умело организует свои субъектные полномочия. Нередко отсутствие теоретических знаний и практических умений, недостаточное развитие способностей системно мыслить и действовать не позволяют достичь желаемого результата. При моделировании и построении воспитательной системы класса, а также для управления ею необходима специальная теоретическая и методическая подготовка классного руководителя.

Важнейшей составляющей индивидно-группового компонента, да и классной воспитательной системы в целом, являются учащиеся класса. С одной стороны, они – полноправные субъекты своего развития, жизнедеятельности классного сообщества, создания воспитательной системы, а с другой – объекты преднамеренно сфокусированного и непроизвольного влияния совместной деятельности, общения и отношений.

Своеобразие классной воспитательной системы во многом обусловлено индивидуальными и групповыми особенностями учащихся. Классному наставнику необходимо увидеть и понять специфические черты ученического сообщества, определить уровень развития коллектива, сформированности в нём межличностных отношений и совместной деятельности, чтобы затем постараться избрать оптимальные формы и способы построения воспитательной системы. В этой связи становится понятной нецелесообразность копирования какого-нибудь известного образца системы воспитания или модели, ранее разработанной самим педагогом для осуществления воспитательной деятельности с другими учащимися. Такие случаи, к сожалению, встречаются в практике воспитания.

Проблемы создания и функционирования воспитательной системы не могут не волновать родителей, администрацию школы, учителей-предметников и других взрослых, участвующих в жизнедеятельности класса. Результаты многочисленных исследований свидетельствуют о высокой степени референтности родителей по отношению к своим детям, о большой значимости родительского слова, примера, дела в формировании личности сына или дочери. Следовательно, родители не должны остаться вне рамок процесса моделирования и функционирования воспитательной системы. «Чужими» не могут быть и педагоги, работающие в этом классе. На наш взгляд, правильно поступают в тех учреждениях образования, где пытаются объединить в одну команду всех учителей класса, чтобы максимально согласовать и интегрировать педагогические воздействия на ученический коллектив и его членов. «Ни один воспитатель, – по мнению А.С. Макаренко, – не имеет права действовать в одиночку, на собственный риск и на свою собственную ответственность. Должен быть коллектив воспитателей, и там, где воспитатели не соединены в коллектив и коллектив не имеет единого плана работы, единого тона, единого точного подхода к ребёнку, там не может быть никакого воспитательного процесса».

Второй компонент воспитательной системы – ценнос тно-ориента ционный, который представляет собой совокупность следующих элементов:

- ключевая идея замысла системы;

- цель и задачи воспитания;

- перспективы жизнедеятельности классного сообщества;

- принципы построения воспитательной системы и жизнедеятельности класса.

Подчёркивая существенную значимость данного компонента, ученые называют его ценностно-смысловым ядром системы или главным детерминирующим и интегрирующим фактором функционирований и развития воспитательной системы.

В воспитательном пространстве класса существует широкий спектр индивидуальных и групповых ценностей. Одни ценности играют важную регулятивную роль в построении совместной деятельности и общения другие имеют второстепенное значение для членов сообщества и служат лишь фоном их жизнедеятельности, а третьи вообще не замечаются и как бы вовсе не существуют. Речь идёт о приоритете тех или иных ценностей в воспитательной системе, об иерархии в тот или иной момент бытия общности детей и взрослых. Именно иерархия ценностей, а не их палитра оказывает решающее влияние на выбор целевых ориентиров, установления норм поведения и общения, формирование индивидуальных ценностных ориентации участников воспитательного процесса.

К сожалению, педагоги-воспитатели часто недооценивают важности ценностно-ориентационного компонента, поэтому в планах работе классного руководителя можно обнаружить недостаточно продуманные и обоснованные цели или вовсе их отсутствие. Нередко у педагогов не доходят руки до разработки принципов построения учебно-воспитательного процесса в классе, до определения совместно с учащимися и родителями перспектив жизнедеятельности классного коллектива. Не подвергаются анализу ценностные ориентации классного сообщества и его членов. В результате педагогическая деятельность носит нецеленаправленный, хаотичный, спонтанный характер и приводит к неутешительным итогам в развитии учащихся и формировании ученического коллектива.

В процессе разработки и реализации модельных представлений о воспитательной системе класса особое значение имеет определение ключевой идеи замысла системы. Эта идея является своеобразным внутренним стержнем системы, вокруг которого формируются все другие представления сообщества детей и взрослых: о целях, перспективах и принципах организации воспитательного процесса и жизни в классе о содержании, формах и методах совместной деятельности, о построении общения и отношений в классном коллективе. С ней часто связан выбор названия воспитательной системы (см. табл. 1).

 

Таблица 1

Ключевая идея Название системы
Овладение младшими школьниками умениями и навыками самообслуживания, самоорганизации индивидуальной и совместной жизнедеятельности Самоумейка
Формирование экологической культуры учащихся Экоград
Содействие старшеклассникам в личностном и профессиональном самоопределении Найди себя в себе
Воспитание учащихся на ценностях русской культуры, обычаях и традициях родного края Звонница
Развитие индивидуальности учащихся Зажги свою звезду

 

Воспитания без цели не бывает, так как сущностными характеристиками этого процесса являются целесообразность, целеустремленность, целенаправленность. Классный руководитель должен об этом помнить и уделять более пристальное внимание целеполаганию. Под целью воспитания принято понимать вероятностное представление о результатах воспитательной деятельности. Она должна носить, по мнению H.E. Щурковой, общий характер, допускающий бесконечность индивидуальных многообразий, чтобы развитая личность сохранялась во всей ее неповторимости в широком коридоре культуры, но чтобы индивидуальность ни в коем случае не сводилась к варварству пещерного человека. Успешно работающие классные руководители определяют, как правило, не только главный целевой ориентир воспитательной деятельности, но и совокупность задач, решение которых гарантирует достижение поставленной цели. Например, целевой блок плана воспитательной работы учителя начальных классов Т.В. Павловой включает две составляющие:

1) цель – содействие становлению и проявлению творческой индивидуальности младшего школьника;

2) задачи:

- развитие субъектности ребёнка;

- создание условий для интеллектуального, нравственного и эмоционального самовыражения младшего школьника;

- педагогическая поддержка творческих устремлений и действий учащихся.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 448; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.10.246 (0.096 с.)