Руководитель филиала фнмц им. Л. В. Занкова 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Руководитель филиала фнмц им. Л. В. Занкова



(Гимназия № 1, г. Воскресенск)

 

Система Л.В. Занкова – целостная система, разработанная во всех её частях: цель, задачи, дидактические принципы, типические свойства методической системы, методика изучения успешности обучения и развития школьника, полный учебно-методический комплект для начальных классов и для 5-6 классов.

Методология системы соответствует современным гносеологическим положениям, согласно которым объектом познания определяются не отдельные факты или явления, а, прежде всего, их существенные, взаимообусловленные связи.

Цель системы: достижение оптимального общего развития каждого ребёнка при сохранении его здоровья. Под общим развитием понимается развитие целостной личности: ума, воли, чувств, нравственных представлений на базе усвоения знаний, умений, навыков. Особо подчёркивается единство развития и воспитания.

Основное решаемое противоречие заключается в согласовании ведущей роли обучения с чрезвычайно бережным отношением к внутреннему миру ребёнка, с предоставлением простора его индивидуальности, т.е. в согласовании внешних и внутренних факторов развития.

Дидактические принципы, на которых строится система: обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности, ведущая роль теоретических знаний, осознание процесса учения, быстрый темп прохождения учебного материала, целенаправленная и систематическая работа над общим развитием всех учащихся, в том числе и слабых.

С учетом последних знаний о ребенке, полученных педагогами, психологами, нейропсихологами, физиологами, дефектологами, социологами, разработано четвертое поколение занковских учебников для 1 – 4 классов.

Продуктивность обучения гарантируется реализацией индивидуального подхода в обучении, а также структурированием учебного материала, и формированием общеучебных умений и навыков.

Индивидуализация обучения, которая тесно связана с формированием мотивов деятельности, в этом комплекте распространяется на детей разных типов по характеру познавательной деятельности, эмоционально - коммуникативным особенностям, по половому признаку и обеспечивается разными средствами:

а) сравнительным изучением результативности обучения и развития ребенка по отношению к его собственным достижениям, начиная со стартового уровня;

б) интегрированным характером содержания, что выражается в сочетании материала разного уровня обобщения (надпредметного, межпредметного и внутрипредметного), а также в сочетании его теоретической и практической направленности, интеллектуальной и эмоциональной насыщенности;

в) актуализация разных уровней познавательной деятельности (наглядно – действенного, наглядно – образного, словесно – образного, словесно – логического);

г) разными уровнями индивидуальной меры помощи (от общей до конкретной) для успешного выполнения каждым ребенком каждого задания;

д) возможностью выбора учеником формы выполнения заданий (парная, групповая, индивидуальная), источников получения знаний, возможностью влияния на ход урока и др.

Реализация личностно – ориентированного обучения требует уравнивания значения каждого учебного предмета в общем развитии ребенка: «в школе нет главных и неглавных предметов».

Учебный материал представляет целостную широкую картину мира, его структурирование отражает существенные связи между фактами и явлениями. В таком случае при работе с новой учебной темой актуализируются все связанные с ней уже изученные темы, что создает условия для открытия учениками нового знания или способа деятельности, а также для оперирования в течение всего года обязательным программным материалом.

Открытие Л.В. Занковым типических свойств методической системы (многогранность, процессуальность, коллизии, вариативность), объединяющих разные учебные предметы на методическом уровне, создаёт объективные условия для реализации образовательных задач межпредметного характера, в том числе и для формирования общеучебных умений и навыков. Из них выделены наиболее значимые для осуществления учебной деятельности: наблюдение, слушание, чтение – информационно-ориентировочные умения; классификация и обобщение – операционально-исполнительские умения; самопроверка и самоконтроль – контрольно-коррекционные умения; определены типы заданий, способствующих их развитию.

Учебная деятельность ребёнка организуется как поисковая, самостоятельная. Её продуктивность, кроме уже сказанного, стимулируется специальными заданиями, система которых приведена на страницах УМК, например: ребёнок сталкивается с нехваткой (избытком) информации или способов деятельности для решения проблемы; он оказывается в ситуации поиска вариантов решения и выбора наиболее рационального или нескольких подходящих; он сталкивается с новыми условиями использования уже имеющихся знаний. Организация поисковой деятельности подробно описано в методических пояснениях.

Качество успешности обучения и развития определяется единой для всех УМК системой изучения достижений детей. Его ведущим показателем является продвижение учеников по отношению к своему уровню, достигнутому на предыдущих этапах обучения (относительная успешность). Авторы системы ввели перекрёстное изучение результативности обучения и развития школьников по показателями, которые характеризуют личность в целом:

1) развитие разных сторон психики, проявляющихся в ходе его учебной деятельности и социального взаимодействия: деятельность наблюдения (познание действительности при встрече с ней «лицом к лицу»); мыслительная деятельность (познание сущности явлений) и практическая деятельность (материальное воздействие на объекты, ведущие к их изменению, к созданию новых). При выполнении этих видов деятельности по специальным методикам фиксируются показатели развития волевых качеств, эмоциональные проявления и нравственные представления ученика.

2) сформированность общеучебных умений, необходимых для осуществления учебной деятельности;

3) результативность усвоения предметных знаний, умений и навыков.

Во всех возможных ситуациях изучения результативности фиксируются такие показатели продуктивности учебной деятельности и социализации детей, как развитие коммуникативных достижений ребёнка, его способность работать в коллективе.

Л.В. Занков первым назвал важнейшим компонентом, определяющим эффективность образовательной системы, сотрудничество: «ученик – ученики – учитель – родители». Он доказал, что исходным моментом для продуктивной методики является атмосфера в классе, состояние каждого участника образовательного процесса.

В процессе обучения используется широкий спектр форм обучения: классных и внеклассных; фронтальных, групповых, индивидуальных в соответствии с этапом обучения и индивидуальными предпочтениями учеников.

Изначальная нацеленность системы Л.В. Занкова на развитие каждого ученика создаёт условия для её реализации во всех видах учебных заведений (общеобразовательных, гимназиях, лицеях).

Сейчас поддержкой системы общего развития школьников занимаются: Федеральный научно-методический центр им. Л.В. Занкова, Объединение профессионалов, содействующих системе развивающего обучения Л.В. Занкова и Издательство «Учебная литература» Корпорации «Фёдоров».

 

Система развивающего обучения Л.В. Занкова в свете

Генезиса дидактической мысли

А.А. Аксёнов

Научный руководитель гимназии № 1

(г. Воскресенск)

к.п.н., доцент кафедры психологии

(ГОУ ВПО МО «КГПИ», г. Коломна)

 

 

Система образования, сложившаяся в Советском Союзе, отвечала потребностям и целям современной государственной системы. Страна представляла собой большой завод строительства коммунизма. Все люди выполняли свою роль в этой общей машине производства. Государство успешно регулировало распределение работников по сферам труда. Каждый человек знал, что гарантированно получит бесплатное образование, что потом на базе этого образования он получит свой удел производства, который ему предложит по обязательному распределению государство. Поэтому от детей требовалось быть послушными и выполнять все требования учителей. Ученик, как губка, должен впитывать все знания, которые ему преподаёт «непогрешимый» учитель, который один знает, что ему пригодится в жизни. Ведь учитель – это не просто человек у доски, это специально уполномоченный государством специалист, которому доверено приобщать детей к накопленной обществом культуре. Если учащийся успешно осваивает то, что предлагает ему учитель – он гарантированно станет адаптивным в обществе, сможет найти достойное место в жизни. Если же нет – ребёнок неуспевающий и его социализация проблематична. Учитель обязан в ультимативном тоне сообщить об этом родителям, чтобы те знали, что их ребёнок рискует стать изгоем общества только потому, что не осваивает должным образом программу, ну например, математики. В этой логике и А.С. Пушкин попал бы в изгои общества. Академик Н.Ф. Талызина в «Педагогической психологии» приводит пример того, как ребёнок, обычно непоседливый, вдруг внимательно смотрящий на учительницу, оказывается уличённым в том, что ему просто было забавно, как у этой учительницы двигались губы, когда та говорила. А потому, что этому ребёнку дома часто говорили: «В школе смотри на учительницу и внимательно слушай, что она говорит». Вот он и смотрел. И ровным счётом ничего не понял, потому что обращал внимание на то, что казалось ему интересным, а не на то, чем его старалась заинтересовать учительница. Этот образец хорошо показывает основную ошибку объяснительно-иллюстративной системы обучения, преимущественной в традиционном образовании.

Быстротечность времени и изменения, происходящие в связи с ним, приводили к необходимости замены кадров. Подготовкой этих кадров была призвана заниматься школа. Человек должен получить не только элементарное всестороннее образование, т.е. иметь представление во всех областях науки и техники, но и приобрести полезную для общества специальность. Поскольку большинство людей имеют типичное основание как физиологическое, так и психологическое, то и способы обучения их могут быть общими для всех. Традиционная система обучения была теоретически обоснована около 450 лет назад в трудах Я.А. Коменского. Он положил в её основание принципы природосообразности, систематичности и последовательности, наглядности, доступности и посильности, связи теории с практикой и др. Коменским были определены понятия класса, урока, перемены, каникул, учебного года, расписания занятий. В его понимании класс – это группа детей одного возраста, примерно одного уровня развития, собранных вместе, которые в одно и то же время занимаются одним и тем же делом, т.е. они учатся. По его мысли в этом случае класс (даже если в нём сотни человек) можно воспринять как одного ребёнка, что значительно уменьшит затраты государства на образование. Само собой, что в массовом образовании центральное место занимает дисциплина, без которой школа – «мельница без воды». А ещё массовая система образования – это путь формирования единообразного монопарадигмального сознания у класса будущих членов общества. И действительно, столетиями в Европе учили по одним и тем же учебникам тому, что признавалось государством базисным в культуре и актуальным для подрастающей молодёжи.

В XVII веке И.Ф. Гербарт создаёт технологию урока. Любой урок строится по единой схеме. Процесс обучения проходит ряд логических этапов, на каждом из которых ставятся и достигаются свои задачи. В основе организационной структуры урока лежит психический процесс апперцепции («сплетение» старых и новых знаний в общую систему). Логической формулой урока является сформулированная Гербартом система формальных ступеней (ясность – ассоциация – система – метод), последовательное прохождение которых проводит процесс апперцепции и, тем самым, руководит процессом обучения.

Любой урок предполагает ряд этапов:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 262; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.011 с.)