Глава 3. Психосексуальное развитие и половая социализация. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Глава 3. Психосексуальное развитие и половая социализация.



Характеристика этапов психосексуального развития личности. Первый этап психосексуального развития. Ролевые предпочтения в играх (дошкольный возраст)

Первый, второй, третий этапы психосексуального развития (дошкольный, младший школьный, подростковый и юношеский периоды) Общая характеристика этапов психосексуального развития личности.

Три основных этапа:

Первый - с рождения до 6 - 7 лет.

Второй - с 6 - 7 лет до 11 - 12 лет.

Третий - с 11 - 12 лет до 18 - 19 лет.

Основные задачи психосексуального развития на каждом возрастном этапе. Особенности психосексуального развития ребенка на первом этапе - идентификация со своим полом. Сексуальное поведение детей разного пола в различные возрастные периоды жизни. Основные исследования по проблемам психосексуального развития личности: З. Фрейд, В.Е. Каган, О.К. Лосева и др.

Профилактика причин нарушения психосексуального развития личности. Роль наказания и поощрения в адекватном открытии ребенком окружающего мира и осознания своего «Я». Психосексуальное пробуждение Проявление эротического влечения. Проявление сексуального влечения.

Характеристика и специфика первого этапа психосексуального развития. Формирование полового самосознания. Две фазы этого процесса:

1) осознание собственной половой принадлежности;

2) любопытство, направленное на половые признаки.

Формирование половой идентификации.

Связанные с полом различия обнаруживаются уже с первых дней жизни. У девочек ниже, чем у мальчиков пороги тактильной и болевой чувствительности, они дольше спят. У мальчиков лучше мышечное развитие и способность удерживать головку. У новорожденных девочек больше, чем у мальчиков, усиливается аппетит при подслащивании пищи.

Различия в игровом поведении мальчиков и девочек впервые прослеживаются в младенческом возрасте. Девочки менее охотно уходят с материнских рук, чаще возвращаются к матери и оглядываются на нее, их игры пассивнее, чем у мальчиков. При отделении ребенка от игрушек барьером мальчики чаще двигаются вдоль него (возможно, пытаясь его обойти), а девочки чаще плачут и требуют помощи матери. Изучение предпочтений мальчиками и девочками тех или иных игрушек наталкивается на трудности достоверной интерпретации выбора.

Способность детского тела к сексуальному реагированию. Рефлекс эрекции ребенка в утробе матери. Познание своих гениталий, открытие сексуальной чувственности. Оргазм при мастурбации и его проявления у детей. Психологические причины ранней мастурбации. Сексуальный опыт не генитального характера. Зоны эротического удовлетворения по З. Фрейду. Роль поцелуев и объятий ребенка в развитии его психики и способности к становлению эмоционально – интимных отношений.

Примеры проявления сексуальности у детей раннего дошкольного возраста. Привязанность к матери как условие развития чувства защищенности, а также положительного образа “Я”. Интерес детей и понимание ими строения собственного тела и тела взрослых. Возникновение интереса к чужим гениталиям. Идентификация сексуальных ощущений в процессе игры с гениталиями.

По мнению В. Лосевой и А. Лунькова, выбор игрушек для сына и дочери может быть обусловлен широким кругом проблем. Само по себе то, что мальчик играет в куклы, а девочку интересуют солдатики, еще не настораживает. Более информативно для поло-ролевых отклонений предпочтение игрушек противоположного пола при отвержении традиционно принятых для своего пола.

Девочка может играть в «войну», а мальчик - «в семью» и в этом нет ничего особенного. Важнее предпочитаемая ребенком роль. В военных играх девочка может быть санитаркой, медсестрой, а может предпочесть роль кавалериста или танкиста. Однако если мальчик выбирает в играх женские роли - это может свидетельствовать о наличие у него фемининных качеств.

Ребенок свободен в выборе товарищей, когда он предпочитает партнеров противоположного пола, выглядя в этом общении таким же, как они. Обычно не составляет труда отличить детскую влюбленность тихого и спокойного, фемининного мальчика от тяги к компании девочек маскулинного мальчика.

Фемининные мальчики любят быть среди женщин, могут подолгу слушать их разговоры, особо доверительны с ними, ласковы. А в общении с мужчинами ведут себя более или менее женственно, порой кокетливо. У маскулинных девочек предпочтение мужской компании сочетается с сыновьим, избегающем ласки отношением к матери, порой детской влюбленности в женщин, которую они проявляют в энергично - мужском стиле.

Старший дошкольный возраст как начало развития сексуальных интересов целенаправленной сексуальной активности. Опыт мастурбирования, амбивалентность отношения к сексуальному самоудовлетворению. Возникновение сексуальных игр и потребность в прикосновениях к гениталиям. Представления о половой и семейной роли, интерес к проблеме “Откуда берутся дети”. Сексуальные знания и интересы. Имитация взрослого поведения. Формирование представлений о стыде и социальных ограничениях в сексуальном поведении. Связь “фаллической” фазы психосексуального развития с усвоением различий между полами. Преодоление комплексов Электры и Эдипа. Развитие «открытости» в общении дошкольников, преодоление чувства вины и страха.

Второй этап психосексуального развития (младший школьный возраст)

Второй этап психосексуального развития направлен на выбор и усвоение половой роли.

Этот период не выглядит столь впечатляющим, как дошкольное детство с интенсивной половой социализацией или пубертатный период с напряженным психосексуальном развитием. Но при ближайшем рассмотрении мнение о сексуальной латентности этого возраста наталкивается на множество опровержений, хорошо согласующихся с данными о динамике гормональной секреции; безусловно, сексуальное поведение не есть прямое производное от гормонального статуса, но связь между ними существует, и игнорировать ее было бы ошибкой.

Чем ниже социально-культурный уровень среды, в которой растет ребенок, тем больше исследовательские сексуальные игры вытесняются коитальными; это, однако, не значит, что мотивы и переживания детей в таких играх тождественны коитальным переживаниям взрослых. Данные опросов, Т.Говорун и Е.Сычевой, проведенных спустя несколько десятилетий после опросов A. Kinsey (80-ые годы прошлого столетия) и, в совершенно иной социо-культурной среде, в основном совпадают с его данными. Речь идет, таким образом, не о фактах средовых влияний, а о характерных половозрастных закономерностях в сексуальном развитии.

Психосексуальное развитие детей в допубертатный и пубертатный периоды. Подготовка детей к пубертатным переменам в строении тела и половом сознании. Ошибочность взглядов З. Фрейда о латентном характере развития сексуальности детей в возрасте 7-11 лет.

Опыт показывает, что если в дошкольном возрасте психика ребенка не была отягощена связанными с полом стыдом и страхом, а в младшем школьном возрасте половое воспитание было адекватной частью воспитания в целом, и если к началу пубертатного периода мальчики и девочки преодолели при помощи родителей и воспитателей необходимые этапы психосексуальной дифференциации, то подростковый возраст лишается многих, казавшихся прежде, неизбежных трудностей. Особое внимание должно привлечь половое просвещение: как в силу достаточно эмоционально-нейтрального его восприятия, так и в силу того, что чем младше ребенок, тем в большей мере знания определяют складывающиеся убеждения.

Подобно тому, как в раннем возрасте поло-ролевое поведение относительно пассивно и половые роли еще не усвоены, сексуальное поведение младших школьников во многом подражательно либо носит поисковый характер; оно имеет значение сексуальной типизации поведения как знака маскулинности или фемининности. Это первые фрагментарные «пробы» сексуального сценария, в которых взаимодействие биосоциальных детерминантов порождает поведение, исходящее скорее из сексуальных ощущений и простых чувств, чем из переживания сексуальной потребности. В этих «пробах» создаются предпосылки и возможности для того, чтобы учиться переживать данную потребность.

Расширение сексуальных интересов, обретение опыта реализации первых сексуальных влечений. Распространение опыта мастурбации: половые отличия. Углубление сексуальной осведомленности относительно рождения детей, роли отца в создании семьи. Расширение "туалетной речи". Идентификация с отцом /матерью/ в формировании сексуальных и гендерных ориентаций ребенка. Начало пубертатных изменений. Имитация поведения старших в стремлении подростка быть взрослым. Образ телесного “Я” в пубертатном периоде.

Общение со сверстниками в этот период отмечено яркой половой сегрегацией. Мальчики и девочки разделяются на два отдельных лагеря, «измена» своему лагерю резко осуждается. Разнополая дружба редка и, как правило, скрывается от сверстников своего пола. Интересы резко поляризованы по полу. Собственное поведение со сверстниками другого пола оценивается в свете установок референтной однополой группы. Но мальчики и девочки не разделены глухой стеной, проявляя себя в общении как носители существующих в их представлении особенностей пола. Половая сегрегация совпадает со стремлением обратить на себя внимание нравящегося представителя другого пола и (или) утвердить себя как представителя своего пола не только в глазах однополых сверстников. Девочки привлекают внимание мальчиков громким смехом, подтруниванием. У мальчиков внимание к девочке выражается внешне агрессивно. Но для тех и других такое поведение свойственно лишь в групповом общении: на глазах у сверстников и под контролем их реакции. Сколько-нибудь серьезных конфликтов это обычно не вызывает.

Основные понятия:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1046; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.16.29.209 (0.007 с.)