Психологические особенности вовлечения в нетрадиционные религиозные объединения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Психологические особенности вовлечения в нетрадиционные религиозные объединения



Клишина М.В., к.ф.н.,профессор, Альжебаева А.Н., ст.гр. МО-13

КЭУК, Караганда, Казахстан

В настоящее время в нашей стране усилилось влияние различных религиозных движений. Повсеместно отмечается увеличение активности прозелитической деятельности разных религиозных групп. Религиозные организации развивают просветительскую, благотворительную, политическую деятельность. Однако в общественной жизни наряду с положительными результатами деятельности религиозных организаций наблюдаются иные явления - нарушение прав человека, противоправные действия, религиозный экстремизм. На некоторые религиозные группы возлагается ответственность за действия своих адептов, направленные против общества и личности.

Ряд действующих ныне религиозных объединений в силу особенностей их внутренней организации, вероучения, отношения к традиционным религиям называют сектами, то есть «ограниченными группами, отмежевавшимися от основных конфессий и жестко требующими признания правоты своего вероучения, связанных с ним морали и образа жизни» [1 с. 190].

Деятельность таких религиозных групп может не иметь явно противоправного содержания, однако негативное влияние религиозной организации на ее адепта может быть определенно и ярко выражено. Член секты «духовно отрывается от семьи, народа, государства, в его сознании происходят значительные изменения - разрушению подвергается национальная ментальность, гражданственность и патриотизм» [2, с. 99]. Происходит, по мнению ряда авторов, «увод личности от проверенных вековым народным опытом ценностей духовной культуры в антигуманную и беспочвенную мистику» [3 с. 107]. Воздействие сект на общество характеризуется как разрушительное, разрушаются гуманистические, религиозные, гражданские ценности.

Деструктивные религиозные организации (объединения), тоталитарные секты — это социально-институциональные новообразования современной религии, деятельность которых содержит элементы психического и (или) физического насилия, действующие в оппозиции к традиционной религиозности и в разной степени разрушительно по отношению к естественному, гармоничному состоянию личности, а также к созидательным общественным традициям и нормам, сложившимся социальным структурам, культуре и т. п.[4].

Большинство неофитов нетрадиционных религиозных групп - молодые люди. Уход от активной общественной жизни, работы, учебы, службы в армии, разрыв семейных связей являются частыми последствиями участия в таких организациях.

Используя естественную духовную потребность человека и тягу его к поиску истины, тоталитарная секта желает поработить не только человека, но и заставить служить себе имя самого Бога.

Отец Иоанн, священнослужитель Русской православной церкви, архимандрит, привел признаки, по которым можно отличить тоталитарные секты:

1.Тоталитарные секты отличаются не только убеждённостью в том, что все кроме них неизбежно погибнут, но и радостью по этому поводу.

2.Каждая секта считает, что только она нашла единственно правильный путь богопознания. и что Бог поручил ей поведать о Нём всему миру.

3.Всякая секта оперирует неким тайным учением, которое скрывается от непосвящённых, и главные моменты его сообщаются только после обращения в веру, когда обратного пути уже нет. Это, в основном, отречение в какой-то форме от Христа и ограничения в образе жизни членов секты.

4.В секте, по мере посвящённости, собственно религиозное вытесняется служением не Богу, а интересам организации, которые всецело определяются интересами её лидеров. Связь с Богом заменяется преданностью человеку - учителю, или группе лидеров, которые действуют от его имени.

Большая энциклопедия «Терра» выделяет следующие признаки тоталитарной секты [5, с. 435]:

1.Наличие выдающегося харизматичного лидера («гуру», «учитель») (рассматривается в качестве «просветлённого», «святого» или посредника между Богом и людьми);

2. Недолговечность существования (в среднем полтора поколения, пока жив лидер и лично общавшиеся с ним приближённые);

3. Отсутствие разномыслия и критического мышления;

4. Внутренняя непрозрачность структуры и идеологии;

5.Обман рядовых членов путём умолчания, сокрытия и цензурирования информации;

6. Навязчивая пропаганда для привлечения новых членов;

7. Контроль над личностью (промывание мозгов) (изоляция адептов от внешнего мира, запрет на свидания с семьёй, чтение книг, газет, просмотра телевизора, прослушивания радио);

8.Психологическое давление;

9. Провозглашение внешнего мира злом;

10.Использование рядовых членов для совершения преступлений (массовые самоубийства, террористические акты);

А. В. Кузьмин дал следующую характеристику вероучения деструктивной секты по [6]:

1.Вероучительное оправдание применения контроля и манипуляции в отношении неофитов и адептов секты;

2.Религиозно трактуемое учение об авторитете лидера секты и его неограниченных властных полномочиях, распространяющихся в рамках жесткой иерархической системы с горизонтальной системой власти;

3. Наличие жесткой системы требований и предписаний, необходимых для достижения, ожидаемого от членства в секте результата — духовного спасения, очищения, исцеления, обогащения и других целей;

4.Непостоянство критериев истины, возможность изменения основополагающих положений и догм вероучения в зависимости от внешних обстоятельств;

5.Синкретизм вероучения, основанный на религиозном откровении лидера секты;

6.Наличие тайных уровней посвящения в зависимости от статуса адепта в иерархической системе секты;

7.Вероучительное оправдание активной деятельности на благо организации;

8.Вероучительное обоснование исключительности последователей секты и процесс формирования чувства элитарности среди её последователей;

9.Вероучительное обоснование необходимости применения насилия по отношению к бывшим последователям и критикам секты;

10. Наличие в вероучении интенсивных апокалипсических ожиданий;

11.Вероучительное обоснование претензий группы на мировое политическое господство.

Основным механизмом вовлечения и удержания в культовой группе является деструктивный «контроль сознания», который направлен на изменение системы ценностных ориентаций адептов.

Коллективное внушение как социально-психологический феномен уже достаточно давно изучается с самых разных сторон: медицинских, психологических, социальных, культурных, но до сих пор он так и не познан окончательно. Причина в том, что исследование сект очень затруднено, так как, во-первых, их создатели жестко пресекают такие попытки, во-вторых, психологические механизмы заражения и внушения делают включённое наблюдение трудно осуществимым. Кроме того, как отмечают исследователи, «современный манипулятор не стоит на месте, он развивается и беспрестанно совершенствуется в выборе средств манипулирования»[7].

Тем не менее, общая схема привлечения и удержания последователей достаточно прозрачна для современной науки. В значительной части как зарубежных, так и российских исследований форм манипулирования в организациях с признаками деструктивных культов наблюдается достаточно высокая степень согласованности признаков и критериев, характеризующих данный феномен. Воздействие, осуществляемое с помощью механизмов манипуляции и контроля сознания, является систематическим, четко организованным, непрерывным и латентным процессом; манипуляция и контроль сознания не позволяют завербованным людям реально оценивать происходящее с ними в секте и исключают возможность свободного выбора, оставаться в группе или покинуть её [8].

Для привлечения и удержания последователей, насильственного управления их психикой и поведением секты активно используют научные разработки в области психологии и химии: методы психофизиологического воздействия, психотропные средства, психоактивные вещества и токсиканты[9]. Иногда контроль над психологическим состоянием адептов сопровождается жестким вегетарианством (веганством), что позволяет держать плохо подготовленный к этой системе организм в пограничном состоянии[10,с. 848]. Лидерами тоталитарных сект, по утверждению А. Л. Дворкина, часто становятся люди, знающие механизмы человеческой психики. Большинство людей не обладают достаточными навыками выявления скрытых механизмов контроля и умением с ними справляться; незрелому прозелиту трудно защищать ощущение чего-то неправильного против профессионала, который максимально пользуется несовершенством понимания новообращенным проделанных с ним «трюков»[11, с. 134].

Согласно классической для американской психологической науки модели деструктивного воздействия тоталитарных групп Р. Дж. Лифтона выделяется 8 элементов, ведущих к отрицательным изменениям сознания адептов[12]:

1.Средовой контроль — жесткое структурирование окружения, в котором общение регулируется, а допуск к информации строго контролируется.

2.Мистическое манипулирование — использование запланированной или подстроенной «спонтанной», «непосредственной» ситуации для придания ей смысла, выгодного манипуляторам. Например, физиологические и психологические изменения при переходе на вегетарианское питание объясняются «нисхождением святого духа».

3.Требование чистоты — резкое деление мира на «чистый» и «нечистый», «хороший» и «плохой». Тоталитарная секта — «хорошая» и «чистая», все остальное — «плохое» и «грязное».

4.Культ исповеди — требование непрерывной исповеди и интимных признаний для уничтожения границ личности и поддержания чувства вины. Значимая с точки зрения управления поведением новичка информация становится известной не только его «куратору», но и вышестоящим звеньям управления секты.

5.«Святая наука» — объявление своей догмы абсолютной, полной и вечной истиной. Любая информация, которая противоречит этой абсолютной истине, считается ложной.

6.Передёрнутый (подтасованный) язык (англ. loading language) — создание специального клишированного словаря внутригруппового общения с целью устранения самой основы для самостоятельного и критического мышления. В основном язык культа основывается на легко запоминающихся, малопонятных нормальному человеку терминах, сужающих для адепта картину мира; верующему теперь гораздо легче общаться с сектантами и гораздо труднее — с родными, друзьями и другими людьми.

7.Доктрина выше личности — доктрина более реальна и истинна, чем личность и её индивидуальный опыт.

8.Разделение существования — члены группы имеют право на жизнь и существование, остальные — нет, то есть «цель оправдывает любые средства».

Система показателей возможных деструктивных последствий психологического воздействия в коллективном «богослужении» включает в себя внешние средства воздействия на анализаторы, направленные на формирование гипнозоподобных измененных состояний сознания (использование чёткой ритмичной музыки, совместные ритмичные движения, совместное пение зала и хора); частые коллективные «богослужения» (более десяти раз в неделю), в процессе которых используются средства внешнего психологического воздействия[13]. Используется ряд психотехник, таких как совместное монотонное скандирование, многочасовое повторение мантр, гудение, громкое хоровое пение с особыми ритмами, «заражающие церемонии», провоцирующие новичка к экспрессивному выражению эмоций (возгласы, восклицания, плач, смех, ритмичные движения, аплодисменты). Общая продолжительность молений для новичка может достигать 60—65 часов в неделю. При исполнении многочасовых и довольно однообразных культовых ритуалов формируется стойкое торможение эмоций и притупление желаний, характерных для обычной жизни[12].

Процедуры введения верующих в «сумеречное состояние сознания», при котором у человека частично отключается критическое восприятие информации, включают[12]:

1.Использование медитативной музыки с многократно повторяющейся, монотонно усыпляющей мелодией;

2.Применение слабых наркотиков или галлюциногенов;

3.Лишение нормального сна;

4.Не восполняющий затраты энергии режим питания (строгое веганство; иногда также предписывается воздержание от сахара и соли);

5.Создание хронической усталости от непосильной работы;

6.Усиление навязчивого страха по поводу близкого «конца света».

Культовая идеологическая обработка отличается благодаря замыканию — тому, что особая культовая система взглядов мешает интеграции и стремится уничтожить (представить в качестве неубедительной) любую конкурирующую или неблагосклонную сферу мышления[11]. Секта системно ведёт человека к отказу от тех контактов и отношений, которые могут помешать его всепоглощающей работе на интересы лидеров культа[12].

Кандидат психологических наук, доцент кафедры «Общей и этнической психологии» КазНУ им. аль-Фараби М. Н. Кунанбаева и её соавтор М. Ж. Ыдрышева выделяют следующие способы вовлечения[14]:

1.Приёмы нейролингвистического программирования;

2.Методы суггестивной психологии;

3.Методы телесно-ориентированной терапии;

4.Групповые тренинговые технологии;

5.«Бомбардировка любовью» (целенаправленное принятие новичка, выраженное в безусловном одобрении и поддержке всех его действий, через похлопывание, поглаживание, улыбки);

6.Скрытое психологическое давление через усиление чувства вины и стыда;

7.Приёмы введения в состояние транса посредством воздействия музыки, песнопений, групповых ритуалов и обрядов инициации;

8.Применение психотропных веществ (угощения и напитки, вызывающих расслабление и затуманивание сознания, алкоголь, галлюциногены и др.);

9.Воздействие на коллективное бессознательное через архетипы («отца, старца, мудреца, наставника, учителя и т. д.», «архетип матери, Родины и т. д.», архетипы генеалогического древа, родословной, родовых корней и т. д.);

10.Разделение мира на «своих» и «чужих», «благоверных» и «отступников», на «людей добра» и «людей зла».

11.Поиск врага, против которого следует бороться (например, под знаменем «демократии или свободы»).

Следствием воздействия деструктивных культов является разрушение личности человека, семейных и родственных отношений, подрыв физического и душевного здоровья, что, как правило, приводит к социальному отчуждению. Член организации лишается способности самостоятельно принимать жизненно важные для себя решения, отдавая добровольно роль «ведущего» лидеру своей организации и тотально теряя способность ориентироваться в жизненных ценностях, он оторван от социальной практики, от исторических, социальных, культурных традиций общества, все его функции (информационная, ориентировочная, творческая, регулятивно-управленческая и оценка явлений действительности) находятся под контролем культа, вплоть до потери адептом способности к осознанно-волевому поведению (юридический критерий невменяемости), либо значительного ограничения избирательности поведения[15].

Дезадаптивные методы воздействия на личность, использующиеся религиозными «сектами» в отношении своих адептов, приводят к нарушению у них социальной адаптации, смене жизненных стереотипов и создают предпосылки для первичного развития или усугубления уже имеющихся психических и поведенческих расстройств[16]. Последствием пребывания в таких объединениях является целый комплекс негативных психоэмоциональных состояний, наличие значительных нарушений психофизиологических параметров (сна, аппетита, веса), а также состояние апатии, фрустрации, депрессии, тревожности, экзистенциального вакуума, которые служат причиной образования невроза навязчивых состояний и других патологий личности[17].

Итак, из всего вышеизложенного, можно сделать вывод, что профилактикой и лечением вовлечения в нетрадиционные религиозные объединения является воспитание и развитие гармонично развитой личности с разнообразными социально одобряемыми интересами и склонностями. Личности с гармоничным набором форм реагирования на окружающую действительность и самовыражения. Чем богаче духовный мир, тем меньше вероятность развития любой зависимости.

Библиографический указатель:

1.Волков Е.Н. Методы вербовки и контроля сознания в деструктивных культах //Журнал практического психолога. 1996. -№ 3

2.Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». - М., 1983

3.Религиозное сектантство и современность. Социологические и исторические очерки. -М., 1969

4.https://ru.wikipedia.org/wiki/Тоталитарная_секта

5.Тоталитарная секта // Большая энциклопедия: В 62 томах. — М.: Терра, 2006. — Т. 50. — С. 427, 435. — 592 с. — ISBN 5-273-00432-2.

6.Рюмшина Л.И., 2013 «Тоталитарные секты: способы непосредственного и опосредованного психологического воздействия на адептов».

7.Григулевич И.Р. Пророки «новой истины». - М., 1983

8.Деловое общение. Сидоров П.И. 2004.

9.Пенни Р. Социальный контроль в сайентологии. Знакомство с методами завлечения в западню // Журнал практического психолога, 2004, № 6.

10.Волков Е.Н.. «Основные модели контроля сознания (реформирования мышления)». Московский психологический журнал. — № 4, 05.2004 г.

11.Асланян В.Ю. «Психологическое воздействие служителей деструктивных религиозных культов как предмет профессиональной оценки экспертами-психологами». 2009.

12.М.Н. Кунанбаева, М. Ж. Ыдрышева. Психология вовлечения. 2011,

с. 77.

13.Вагина Н. Б. Криминологическая характеристика религиозной среды, особенности преступности и нетрационные технологии подчинения лидеру организации адептов-последователей. Ставрополь, 2000 – 185 с.

14.Скородумов А.А. Социально-психологический анализ дезадаптации личности (на примере современных внеконфессиональных течений). - Санкт-Петербург, 1996.

15.Думби Ю.Ю. Обеспечение криминологической безопасности личности от влияния общественно опасных религиозных объединений. – Москва, 2009.

 

 

УДК 343.342 (574)

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 742; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.142.98.108 (0.047 с.)