Межконфессионального согласия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Межконфессионального согласия



Клишина М.В., к.ф.н., профессор, Кульмагамбетова Д. Тур-14с

КЭУК, Караганда, Казахстан

 

90-е гг. прошлого столетия ознаменовались распадом СССР, развалом мировой социалистической системы, в результате чего многие бывшие советские республики столкнулись с угрозами межнациональных конфликтов. Ряд новых независимых государств их пережили, причем в самой тяжелой, кровопролитной форме. В те годы многие прочили негативные сценарии и для нашей страны. Однако взвешенная, осторожная государственная политика, направленная на учет мнений и интересов всех народов Казахстана, позволила нам безболезненно избежать серьезных потрясений. Когда Казахстан встал на путь независимого, суверенного развития, сразу же возник жизненно важный вопрос определения модели межэтнических отношений.

Казахстанская модель межэтнических отношений должна была учитывать следующие особенности казахстанского общества:

- общество живет и развивается на исконно казахской земле;

- государствообразующая этнос, давший название государству - казахи;

- государство унитарное, консолидирующий этнос - казахи;

- государство полиэтническое, в нем проживает около 140 этносов;

- большинство в обществе составляли казахи и русские;

- государственный язык - казахский;

- большинство общества говорило на русском языке, который на практике являлся языком межнационального общения;

- потребность в развитии национальных языков всех этносов Казахстана;

- общество многоконфессинальное - 18 конфессий;

-в обществе глубоки традиции межэтнической, межконфессиональной толерантности.

-ключевые ценности общественного развития: гражданское общество, демократия, рыночные отношения, идеологический плюрализм.

Казахстан страна-миротворец, которая отказалась от ядерного оружия, предложила мировому сообществу СВМДА, евразийскую интеграцию (ЕврАзЭС, ОДКБ, ШОС), председательствовала в ОБСЕ. Оригинальность и сложность казахстанской модели межэтнических отношений заключается в гармонизации всех этих особенностей [1].

В самом начале становления суверенитета и независимости Казахстана национальная политика Президента Н. А. Назарбаева позволила избежать ошибок и правильно оценить приоритеты внешней и внутренней политики. Среди них было особо выделены вопросы укрепления стабильности, гражданского мира и межэтнического согласия. Национальная политика последовательно строилась на принципах поиска согласия, общественной стабильности, верховенства закона и активной интеграции. Отличительной чертой казахстанского варианта становления государственности в постсоветский период было сохранение мира и согласия. Воспитание культуры межэтнического согласия в многонациональном обществе возводилось в ранг государственной политики. На современном этапе развития нашей государственности консолидация казахстанского общества на основе межэтнического и конфессионального мира и спокойствия является одной из жизненно важных задач.

Конституция Республики 433 Казахстан гласит: «Все казахстанцы независимо от национальной принадлежности вносят свой вклад в обустройство родного Отечества». Тем самым она продекларировала равенство всех сограждан независимо от их профессиональной, национальной, конфессиональной принадлежности. Культура всех наций, народностей и этнических групп у нас в стране рассматривается как общенациональное достояние. Всем гражданам конституционно гарантируются равные права в отстаивании и реализации своих этнокультурных интересов.

В основе казахстанской модели лежит государственная политика. Ее целью является консолидация общества. Достижение этой цели обеспечивается законодательством в сфере межэтнических отношений. Модель учитывает стандарты в сфере межэтнических отношений. Практическое воплощение модели осуществляет Ассамблея народа Казахстана. Ассамблея народа Казахстана была образована в соответствии с Указом Президента Республики Казахстан от 1 марта 1995 года как консультативно-совещательный орган при Главе государства.

Идея создания Ассамблеи народа Казахстана была впервые высказана Президентом страны Н.А.Назарбаевым в 1992 году, на Первом Форуме народов Казахстана, посвященном первой годовщине Независимости. Деятельность Ассамблеи направлена на решение следующих задач:

-содействие сохранению в республике межнационального и межконфессионального согласия, стабильности в обществе;

-выработка предложений по проведению государственной политики, способствующей развитию дружественных отношений между представителями национальностей, проживающими на территории Казахстана, содействие их духовно- культурному возрождению и развитию на основе соблюдения принципа равноправия;

-формирование политической культуры граждан, опирающейся на цивилизованные и демократические нормы; -обеспечение учета многообразных национальных интересов в проводимой государством национальной политике;

-поиск компромиссов для разрешения возникающих в обществе социальных противоречий.

Состав Ассамблеи формируется из числа представителей государственных органов, национально-культурных и других общественных объединений, а также иных лиц с учетом их авторитета в обществе, общественно-политической активности. Рабочим органом Ассамблеи является Секретариат, структурно входящий в состав Администрации Президента РК. Необходимо отметить, что Ассамблея в своей работе тесно взаимодействует с малыми ассамблеями, которые созданы во всех областных центрах и в городах Астане и Алматы. Также одной из особенностей казахстанской модели полиэтнического государства является- механизм сохранения в стране межконфессионального мира. В Казахстане, учитывая многообразие этнической и конфессиональной структуры населения, государство выбрало светский характер взаимоотношений религии и государства, они отделены друг от друга. Казахстан в настоящее время входит в число стран, отличающихся огромным конфессиональным разнообразием, где действуют 3088 религиозных объединений, представляющих более 18 конфессий [2]. Все они существуют на основе постоянного диалога, инициированного и поддерживаемого государством. Казахстанская модель предлагает миру следующие основные константы межэтнических отношений.

Во-первых, межэтническое согласие невозможно без конструктивного творческого взаимодействия институтов гражданского общества в лице этнокультурных и общественных объединений и государства, движение общественной 434 инициативы «снизу» должно встречать адекватный ответ государства. В Казахстане таким ответом стало создание Ассамблеи народа Казахстана, ставшей широкой площадкой диалога общества и государства. Во-вторых, все этнические группы должны иметь чрезвычайно высокий гражданско- правовой и общественный статус. Их представители выступают не в качестве национальных меньшинств, а рассматриваются как обладающие всей полнотой прав граждане единого народа.

В-третьих, представительство и политическая реализация интересов казахстанских этносов осуществляется на высшем государственном уровне. Председателем ассамблеи является Президент Казахстана – гарант Конституции, и этим определен высокий статус АНК. Решения ее высшего органа – ежегодной сессии – выполняются всеми госорганами. Ежегодно на должность заместителя председателя ассамблеи назначаются два представителя от этнокультурных объединений, которые представляют интересы всех этносов.

В-четвертых, интересы этнических групп обеспечиваются через парламентское гарантированное представительство ассамблеи, в результате которого избираемые от АНК 9 депутатов Мажилиса представляют ее интересы как совокупность интересов всех этносов страны. Представительство осуществляется также на основе прямого участия в представительных органах через политические партии. В-пятых, в казахстанской модели заложен консолидирующий принцип «Единство – через многообразие».

В-шестых, не допускается политизация межэтнических отношений. Запрещаются создание и деятельность политических партий, действия которых направлены на разжигание социальной, расовой, национальной, религиозной, сословной и родовой розни. Конституция РК признает неконституционными любые действия, способные нарушить межнациональное согласие [3].

 

Библиографический указатель:

1.Ассамблея народа Казахстана. Исторический очерк. Алматы: Раритет, 2010.-304 с.

2.Арман А. Қайта тіркеу н тижесінде діни бірлестіктердің саны, станатын діні туралы жаңа деректер алынды // Алаш айнасы.- 2012.- 18 қараша.

3.Тугжанов Е. Ассамблея народа Казахстана: «Доверие, Традиции. Транспарентность. Толерантность» // Казахстанская правда.- 2010.- 25 ноября.

 

УДК 37.017 (574)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 465; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.007 с.)