IX век: от романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

IX век: от романтизма к реализму. Реализм как художественный метод. Реализм как направление



 

1. Какой год является переломным в истории литературы IX века и почему? Приведите аргументы.

2. Реализм как литературное направление. Реалистический метод и молодые писатели «натуральной школы».

3. Разновидности критического реализма.

4. Приемы реализма на примере творчества Н. В. Гоголя.

5. Лидирующий жанр русской литературы IX века и его основные формы.

6. Переход новых типов героев в реальную жизнь (на примере творчества И. Тургенева, Н. Чернышевского и т. д.)

  1. Роль драматургии в литературе IX века.
  2. Чехов и «новая драма» (на примере пьесы «Чайка).

Дополнительные вопросы ко всей аудитории:

- Обобщить высказывания персонажей «Чайки» об искусстве и ответить на вопрос: «Почему герои пьесы так много говорят о театре и литературе? Какие типы творчества изображены Чеховым?»

- «Сцена на сцене» в пьесе А.П. Чехова «Чайка» и функциональный смысл этого приёма.

- Своеобразие драматургического конфликта в пьесе и проблема чеховского подтекста.

9. Природа конфликта в драматургии Чехова. Новое понимание драматизма («трагическое в повседневности»). Соотношение быта и бытия. «Романизация» «новой драмы» (на примере пьесы «Три сестры»).

Дополнительные вопросы ко всей аудитории:

- Источник драматизма, сущность конфликта и роль личной активности героев в пьесе Чехова.

- Роль быта, сущность подтекста и художественные приемы его выражения.

- Роль детали в чеховской пьесе.

 

СЕМИНАР № 8

СОЦИАЛЬНЫЕ И ФИЛОСОФСКИЕ ПРОБЛЕМЫ В РОМАНЕ “БРАТЬЯ КАРАМАЗОВЫ” Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО

ВОПРОСЫ:

1. История создания романа. Своеобразие жанра. Отражение социальных противоречий России и философских исканий автора через призму жизни одной семьи. Семья Карамазовых как единство противоречий, воплощение проблемы “pro и contra”.

2. Особенности композиции и сюжета. Кульминация в социальной и философской линии романа. Движение сюжета внешнего (убийство отца) и внутреннего (философские искания героев).

3. Алеша Карамазов как продолжение поисков Достоевским положительного героя. Воплощение в нем черт кротости, смирения, всепрощающей любви. Роль образа старца Зосимы в раскрытии личности Алеши.

4. Библейские мотивы в произведении.

5. Черты цинизма, жестокости и ненависти к людям в образе Смердякова.

6. Человек необузданных страстей – Дмитрий Карамазов. Трагизм его судьбы.

7. Противоречивость образа Ивана Карамазова. Значение главы “Бунт” и “Легенды о великом инквизиторе” в понимании основного смысла произведения.

8. Изображение в романе “силы низости карамазовской”. Образ Федора Карамазова.

9. Символы креста в романе.

10. Связь основной гуманистической идеи романа с образами детей (Илюша Снегирев, Коля Красоткин, “дите”).

11. Женские образы в романе.

12. Прототипы героев романа.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Достоевский Ф.М. “Братья Карамазовы”
  2. Гроссман Л.М. Ф.М. Достоевский. –М., 1972
  3. Гус М.А. Идеи и образы Достоевского – М., 1971
  4. Карякин Ю.Ф. Достоевский и канун 21 века. – М., 1989
  5. Фридлендер Г.М. Примечания к роману “Братья Карамазовы” // Достоевский Ф.М. Собр соч. в 15-ти тт. Т.9. – С. 574–618
  6. Фридлендер Г.М. Реализм Достоевского. – М.–Л., 1964

 

 

Семинары № 9-10

Тема: ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

РУБЕЖА XIX – XX веков (Серебряный век)

Семинар 9.

Творчество И. А. Бунина

I. Спор о России и русском народе (повесть И.А.Бунина «Деревня»)

1. История создания повести «Деревня». М.Горький и В.Воровский о повести.

2. Братья Красовы (сравнительно-сопоставительная характеристика).

3. Спор Кузьмы Красова и Балашкина о русском народе. Социально-философский смысл повести «Деревня».

4. Система образов и проблема русского национального характера в повести «Деревня».

5. Композиция повести «Деревня». Деталь, пейзаж, цвет в повести. Бунин-художник.

II. Вечные темы в рассказах И.А.Бунина

1. Бунинская концепция любви. Любовь и смерть в рассказах «Легкое дыхание», «Грамматика любви», «Сны Чанга».

2. Бунин о законах человеческого бытия («Господин из Сан-Франциско», «Братья»).

Литература

1. Афанасьев В.Н. И.А.Бунин. Очерк творчества. – М., 1966.

2. Волков А.А. Проза Бунина. – М., 1969.

3. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ в. – М., 1975.

4. Кучеровский Н.М. И.Бунин и его проза. – Тула, 1980.

5. Михайлов О. И.А.Бунин. – М., 1967.

6. Нинов А.А. М.Горький и И.Бунин: История отношений. Проблемы творчества. – Л., 1984.

7. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX – начала ХХ века. – Л., 1979.

8. Спивак С. Грозный космос Бунина // НЛО. – 1996. – №1.

9. Иванов Н. Мир, недоступный смерти // Литература в школе. – 1999. – №1.

 

Семинар 10.

1.«Русская литература рубежа ХIХ – ХХ веков» и литература Серебряного века.
2. Реальный мир и утопия в прозе Ф.Сологуба («Мелкий бес» и «Творимая легенда»).
3. Театр Л. Андреева: условная драматургия и театр «пан-психизма».
4. Формула времени в романе А. Белого «Петербург».
5. «Иисус - Неизвестный» (1932) Д.С. Мережковского - духовный итог пути художника.
6. Подвиг жизнестроения в поэме В.В. Маяковского «Человек» (1916).
7. Образ времени в русском андеграунде и эмигрантской прозе ХХ века.
8. Художественное время в «Солнце мёртвых» и книге «Лето Господне» И. Шмелёва.
9. Поэтика заглавия в романе В.В. Набокова «Машенька» (1926).

10. Анализ творчества любимого поэта этого периода.

Литература

1. История русской литературы: ХХ век: Серебряный век / Под ред. Ж. Нива, И. Сермана, В. Страды, Е. Эткинда. М., 1995.
2. Григорьев А.Л. Символизм // История русской литературы: В 4 т. – Т.4. – Л., 1983. – С.419-479.
3. Эткинд Е. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. - М., 1996.
4. Ермилова Е.В. Теория и образный мир русского символизма. – М., 1989.
5. Жирмунский В.М. Преодолевшие символизм (1916). [По любому изданию]
6. Богомолов Н. В зеркале «Серебряного века»: Русская поэзия начала XX века. - М., 1991.
7. Богомолов Н. Русская литература начала ХХ века и оккультизм. Материалы и исследования. - М., 1999.
8. Бонецкая Н. Русская софиология и антропософия // Вопросы философии. - 1995. - № 7. - С. 79-97.
9. Мильдон В. И. Русский Ренессанс, или Фальшь «серебряного века». – Вопросы философии. М., 2005, № 1.

10.Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе к. 19 - н. 20 в. - Л., 1985.
11. Келдыш В.А. Русская литература «серебряного века» как сложная целостность // Русская литература рубежа веков (1890 – начало 1920-х годов). М., 2001
12. Келдыш В. О «Мелком бесе» // Сологуб Ф. Мелкий бес. – М., 1988. – С.3-18.
13. Ломтев С. Проза русских символистов. – М., 1994.
14. Русская литература серебряного века / Под ред. В.В.Агеносова. – М., 1999.
15. Гиппиус З.Н. Отрывочное (О Сологубе) // Гиппиус З.Н. Живые лица. Воспоминания: В 2-х тт. Тбилиси. Т.2. 1991.

16. Андреев Л. Драматические произведения: В 2 т. – Т.1. – Л., 1989.
17. История русской драматургии: Вторая половина 19- начало 20 века. М., 1993
18. Афонин Л. Леонид Андреев. – Орел, 1959.
19. Бабичева Ю.В. Драматургия Л.Н.Андреева эпохи первой русской революции. – Вологда, 1971.
20. Беззубов В. Леонид Андреев и традиции русского реализма. – Таллин, 1984.
21. Беззубов В.И. Леонид Андреев и Московский Художественный театр // Учен. зап. Тартуск. ун-та. – 1968. – Вып. 209. – С.122-242.
22. Бугров Б.С. Русская драматургия конца XIX – нач. ХХ века. – М., 1979.
23. Фролов В.В. Судьбы жанров драматургии. – М., 1979.

Белый А. Критика. Эссеистика. Теория символизма. В 2-х тт. - М.,1994.
24. Белый Андрей Проблемы творчества. Статьи. Воспоминания. Публикации. - М., 1988.
25. Долгополов Л. На рубеже веков: О русской литературе к. 19 - н. 20 в. - Л., 1985.
26. Русская литература рубежа веков: 1890-е - н. 1920 годов. / Отв. ред. Келдыш В.А. - ИМЛИ РАН, Наследие, 2000.
27. Колобаева Л. Концепция личности в русской литературе рубежа XIX - XX вв. - М., 1990.

28. Михайлов О. Страницы реализма. М., 1982
29. Гречнев В.Я. Русский рассказ конца XIX – начала ХХ века. – Л., 1979.
30. Спивак С. Грозный космос Бунина // НЛО. – 1996. – №1.
31. Келдыш В.А. Русский реализм начала ХХ в. – М., 1975.
32. История русской литературы конца XIX - начала XX века / Под ред. А.Г. Соколова, M.B. Михайловой. - М., 1988.

33. Гиппиус З.Н. Дмитрий Мережковский // Гиппиус З.Н. Живые лица. Воспоминания: В 2-х тт.Тбилиси. Т.2. 1991
34. Бердяев Н.А. Новое христианство (Д. Мережковский) // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х тт. М., 1994. Т.2.
35. Буслакова Т.П. Эмигрантский период в прозе русского модернизма: творчество Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, А.М. Ремизова // Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья. М., 2003
36. Адамович Г. Комментарии // Знамя. 1990. Март (3).(Или по полному изданию)
37. Ходасевич В. О Мережковском (1927). (По любому изданию литературно-критических трудов В. Ходасевича)
38. Ильин И.А. Мережковский – художник (1934) // Звезда. 1991.6. (Или по другому изданию).
39. Д.С. Мережковский. Иисус Неизвестный. М.А. Булгаков. Мастер и Маргарита. Б.Л. Пастернак. Доктор Живаго.
40. Флоровский Г.В. Пути русского богословия (О Д.С. Мережковском).
41. Бердяев Н.А. Новое христианство (Д. Мережковский) // Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры, искусства: В 2-х тт. М., 1994. Т.2.
42. Гиппиус З.Н. Дмитрий Мережковский// Гиппиус З.Н. Живые лица. Воспоминания: В 2-х тт. Т.2. Тбилиси. 1991.
43. Дм. Панченко. Леонардо и его эпоха в изображении Мережковского // Мережковский Д.С. Воскресшие боги. М., 1990
44. Г. Адамович. Комментарии // Знамя. 1990. Март (3).(С. 190).
45. В. Ходасевич. О Мережковском (1927). (об апокалиптичности прозы Мережковского)
46. Ильин И.А. Мережковский – художник (1934) // Звезда. 1991.6
47. Буслакова Т.П. Эмигрантский период в прозе русского модернизма: творчество Д.С. Мережковского, З.Н. Гиппиус, А.М. Ремизова // Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья. М., 2003
48. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. М., 2001.
49. Русские писатели ХХ века. Биографический словарь / Сост. П.А.Николаев. М., 2000.

50. Альфонсов В. Нам слово нужно для жизни: В поэтическом мире В.В. Маяковского.-Л., 1984.
51. Ал. Михайлов. Имя этой теме:...! // Вопросы литературы. 1987. № 7.
52. Петросов К. Земля и небо в поэме Маяковского «Человек» //Вопросы литературы. 1987. №8.
53. Карабчиевский Ю. Воскресение Маяковского. М., 1990.
54. Брик Л.Ю. Из воспоминаний //Дружба народов. 1989. 3.
55. Лившиц Б. Полутороглазый стрелец. Воспоминания. - М., 1991.

56. Бунин И.А. Жизнь Арсеньева. Куприн А.И. Колесо времени. Жанетта. Леонов Л.М. Evgenia Ivanovna. Набоков В.В. Машенька.
57. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. М.: Высшая школа, 2003.365 с.
58. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг. М., 1991.
59. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. М., 2001.
60. Русские писатели ХХ века. Биографический словарь / Сост. П.А.Николаев. М., 2000.

61. И.С. Шмелёв. Солнце мёртвых. Лето Господне.
62. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. М.: Высшая школа, 2003.365 с.
63. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х гг. М., 1991.
64. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. М., 2001.
65. Русские писатели ХХ века. Биографический словарь / Сост. П.А.Николаев. М., 2000.

66. Набоков В.В. Машенька. Рассказы «Возвращение Чорба». «Письмо в Россию». Стихотворения: Годовщина (1926), Расстрел (1927), К России (1939).
67. Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. М.: Высшая школа, 2003.365 с.
68. Михайлов О.Н. Литература русского зарубежья. От Мережковского до Бродского. М., 2001.
69. Соколов А.Г. Судьбы русской литературной эмиграции 1920-х годов. М., 1991.
70. Черкасов В.А. Набоков В.В. и Куприн А.И. // Филологические науки. 2003.3.С. 3-9.

Семинар № 11

ТЕМА: Художественные утопии крестьянкой культуры и октябрьской революции 1917 года.

Вопросы для обсуждения:

1. В. В. Маяковский о революции.

2. Творчество С. Есенина и судьба идей о крестьянском граде Китеже, о крестьянской Атлантиде. Образ России в представлениях С. Есенина. Иконоборческие поэмы С. Есенина. Интерпретация революции. Кризис 1918 года. С. Есенин и имажинизм: встреча двух культур. Смена стилевой палитры и лирического героя (цикл “Москва кабацкая”). “Советские” произведения С. Есенина (поэма “Анна Снегина” и др.). Возвращение к сказке и романтике в “Персидских мотивах”. Поэма “Черный человек” как амбивалентная саморефлексия.

3. А. Мариенгоф «Циники».

4. Первый конфликт в этической системе русской культуры: антиутопия Е. Замятина (роман “Мы”) как манифестация конфликта между этическим кругозором русской классики и ценностной ориентацией революционной литературы. Роман Е. Замятина “Мы” (1920-1924). Критика революционной концепции личности в романе “Мы”. Поэтика антиутопии.

5. Л. Сейфулина «Виринея».

6. Роман М. Булгакова «Белая гвардия»: образы персонажей; поэтизация Дома, лучших человеческих проявлений; роль Булгакова в художественном отражении проблемы «интеллигенция и революция».

Дополнительно к экзамену:

1. Отношение А. Блока к революции и ее изображение в поэме «12».

2. А. Толстой «Хождение по мукам»: историческая основа трилогии, образ народа, судьбы интеллигенции, авторская позиция».

Литература:

  1. Долгополов Л. Поэма Блока «Двенадцать». – Л.: Худ. лит., 1979.
  2. Орлов В. Поэма Александра Блока «Двенадцать». – М.: Худ. лит., 1967.
  3. Смирнова Г. М. Трилогия А. Толстого «Хождение по мукам». – Л.:Худ. лит., 1976.
  4. Степанов В. А. В поисках героя. Образы и характеры трилогии А. Н. Толстого «Хождение по мукам». – М.: Просвещение, 1989.

 

Семинар № 12

ТЕМА: Сатира 20 - 30-х годов.

Темы для сообщений:

1. «История «Сатирикона» и судьба его участников: родина и чужбина».

2. «Саша Чёрный и его литературная школа».

3. «Н.А. Тэффи и её художественный «почерк».

4. «Дон Аминадо: образ отсмеявшейся родины в мемуарах».

5. Смех и горечь в произведениях А. Аверченко.

6. Зощенко.

7. Ильф и Петров.

  1. Сатира Булгакова как “отрицательный мир” реальности (“Собачье сердце”, “Роковые яйца”).

    Литература:

    1. Буслакова Т.П. Русские «короли смеха» в эмиграции: А.Т.Аверченко, Тэффи, Саша Чёрный, Дон-Аминадо // Буслакова Т.П. Литература русского зарубежья: Курс лекций. М., 2003;
    2. Рыклин Г. Несколько слов о «Сатириконе» // Поэты «Сатирикона». М.-Л., 1966;
    3. Евстигнеева Л.А. Поэты-сатириконцы // Поэты «Сатирикона». М.-Л., 1966;
    4. Спиридонова (Евстигнеева) Л.А. Русская сатирическая литература начала ХХ века. М., 1977;
    5. Павел Горелов. Чистокровный юморист //Аверченко А.Т. Рассказы; Тэффи Н.А. Рассказы. М., 1990;

 

Семинар № 13

ТЕМА: Великая Отечественная война в русской литературе XX века

Вопросы для обсуждения:

1. Достоверность изображения будней войны, нравственно-психологического состояния сражающегося человека в произведениях Б. Васильева («В списках не значился»), В. Гроссмана («Жизнь и судьба»), Ю. Бондарева («Горячий снег», «Батальоны просят огня»), В. Богомолова («Иван»), К. Воробьева («Это мы, Господи!», «Убиты под Москвой»), Б. Горбатова («Непокоренные»), В. Быкова («Обелиск»), В. Кондратьева («Сашка»).

2. Роман «Прокляты и убиты» В. Астафьева как новый поворот в военной тематике.

3. Проблема нравственного выбора в произведениях В. Распутина «Живи и помни», В. Быкова «Сотников», «Обелиск».

4. Образ женщины-матери на войне (С. Алексиевич «У войны не женское лицо», В. Закруткин «Матерь человеческая»).

5. Дети на войне (В. Козько «Скудный день»).

 

Литература

1. Великая Отечественная война в русской литературе/ В. В. Быков, К. Д. Воробьев, В. П. Некрасов. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2003. – 461[3] с.

2. Русская литература ХХ века: Учеб. для общеобразоват. учреждений: В 2 ч. Ч. 2/ В. В. Агеносов и др.; Под ред. В. В. Агеносова. – 7-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2002. – 512 с.: ил.

3. Венок славы. Антология художественных произведений о Великой Отечественной войне. В 12-ти т. Т. 12. Ради жизни на Земле/Сост. В. Заливако. – М.: Современник, 1987. – 734 с., фотоил.

 

Семинар № 14



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.5.239 (0.047 с.)