В среднем профессиональном учебном заведении 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В среднем профессиональном учебном заведении



Противоречия, связанные с потребностью и реальным распространением информационных технологий в нашем государстве, можно наблюдать в самых разнообразных сферах и на самых различных уровнях – от инфраструктуры правительства до сельской школы. С одной стороны, существует понимание необходимости внедрения информационных технологий и прилагается немало сил и средств для осуществления поставленных задач, с другой – положение год от года остается малоутешительным. По данным Минэкономразвития РФ только 49,1% граждан России знают о возможности использования компьютера для подготовки текста, 34,2% – для образовательных целей, 32,3%2 – для отправки и получения электронных сообщений, 22,8% – для поиска информации о работе государственных учреждений [1]. Во многих случаях не спасает положение успешного внедрения информационных технологий в учебных заведениях, даже инвестирование региональной информатизации из федерального бюджета, которое иногда похоже на поддержание огня ассигнациями. Главная причина этого явления, считаем, заключается в отсутствии целостного подхода к решению вопросов информатизации в отдельно взятых образовательных учреждениях.

 

Целостность – это определенная качественная полнота, внутреннее единство рассматриваемого явления, выражающееся в его системности, структурности, устойчивости, обособленности, самостоятельности целого, в его способе существования, в его специфическом качестве [2]. Мы считаем, что обеспечить целостный подход к процессу информатизации образовательного учреждения можно только на основе системы мер, представленных в виде Программ информатизации, построенных на основе федеральных и региональных нормативных документов и учитывающих особенности конкретного образовательного учреждения.

В настоящее время в России действует система федеральных целевых и отраслевых научно-технических программ, важнейшими из которых являются Федеральная программа развития образования, федеральные целевые программы «Развитие единой образовательной информационной среды» и «Электронная Россия», а также федеральная научно-техническая программа Минобразования России «Научное, научно-методическое и материально-методическое обеспечение развития образования». Всю работу по использованию и развитию информационных технологий в сфере образования России возглавляет Министр образования и науки России. Реализация указанных программ каждым отдельно взятым образовательным учреждением России имеет свои особенности. Нами накоплен опыт внедрения информационных технологий в учебный процесс и управления этим процессом на основе информационных технологий. Опишем основные моменты, на которые следует обратить внимание, и обозначим проблемы, требующие, с нашей точки зрения, первоочередного решения.

Главной задачей начального этапа информатизации любого образовательного учреждения является осуществление компьютеризации, т. е. создание и развитие материально-технической базы. После организации кабинетов вычислительной техники, соединенных в локальную сеть, и осуществления выхода в INTERNET необходимо уделить внимание комплексу мер, направленных на внедрение информационных и коммуникационных технологий, правильное использование технических средств, а именно:

1. в управлении образованием на основе автоматизированных банков данных научно-педагогической информации, информационно-методических материалов, а также коммуникационных сетей;

2. в процессе обучения студентов на основе:

¾ совершенствования организационных форм и методов учебной деятельности, ориентированной на развитие интеллектуального потенциала обучаемого, на формирование умений самостоятельно приобретать профессиональные знания и умения;

¾ изменения методологии и стратегии отбора содержания среднего профессионального образования в соответствии с современными достижениями научно-технического прогресса в области науки и техники, производства;

¾ применения методических систем обучения, ориентированных на развитие профессиональных умений и навыков в соответствии с будущим профилем деятельности и современными условиями информатизации общества;

¾ использования компьютерных тестирующих, диагностирующих методик контроля и оценки уровня знаний обучаемых.

Центральным звеном в решении этих задач должен стать образовательный портал учебного заведения. Создание порталов — одно из наиболее перспективных направлений развития индустрии информационных технологий. Приведем пример наиболее продвинутого в этом вопросе государства. В 1999 году в США лишь небольшой процент образовательных учреждений имели собственные образовательные порталы, а уже в 2002 году более 80% всех образовательных заведений использовали технологию порталов [3].

Образовательный портал должен содержать презентационную часть (информацию о структуре учебного заведения, кадровом составе и персоналиях, новости и др.) и учебную часть (учебные планы, учебные программы, методические и обучающие материалы и т. д.). Доля информации, предназначенная непосредственно для обучения, должна увеличиваться, а обучающий материал – становиться интерактивным. С точки зрения архитектурно-программной реализации

типового образовательного портала необходимо применять открытые стандарты и протоколы для обеспечения сквозного информационного взаимодействия как с одноуровневыми образовательными системами, так и с системой федеральных образовательных порталов.

Опыт российской системы образования свидетельствует, что использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе педагогически целесообразно по сравнению с традиционными бумажными информационными ресурсами, поскольку [4]:

¾ электронные образовательные ресурсы содержат значительно больше информации, которая обеспечивает новый уровень качества образования;

¾ количество времени для усвоения учебного материала, формирования определенных умений и навыков при использовании электронных образовательных ресурсов меньше, чем с использованием традиционных методов обучения, а уровень усвоения учебного материала не ниже того, который достигается при помощи традиционных методов;

¾ электронные информационные ресурсы наполнены содержанием, которое наиболее эффективно может быть усвоено только с помощью информационных и коммуникационных технологий.

В настоящее время мы ведем наполнение образовательного портала своего учебного заведения за счет приобретения лицензионных обучающих программ и разработки авторских программных продуктов. Вопрос заполнения портала является одним из важнейших. Дело в том, что в настоящее время появилось много фирм, предлагающих свои услуги по изготовлению мультимедийных обучающих пособий, в сети INTERNET также можно найти достаточное количество учебных электронных средств. Кроме того, не представляет особой сложности разработка собственных электронных обучающих пособий. Проблема заключается в их качестве.

В нашем образовательном учреждении вопросы качества электронных обучающих пособий решаются следующим образом. Электронные учебные средства, разработанные совместными усилиями преподавателей и студентов, вносятся в электронный каталог колледжа. Лучшие электронные пособия регистрируются в

Едином Российском фонде алгоритмов и программирования или сертифицируются на региональном уровне. Схема сертификации электронных обучающих пособий на региональном уровне разработана методической службой при Совете директоров Волгоградской области. Минимальные требования, которым должны отвечать авторские электронные обучающие пособия, сформулированы следующим образом. Электронные обучающие пособия должны:

¾ соответствовать содержанию Государственного образовательного стандарта или профессиональной образовательной программе по данной дисциплине;

¾ соответствовать пособию заявленного типа (электронный учебник, лабораторный практикум, тестирующая программа и др.) и форме обучения;

¾ соответствовать современным концепциям обучения и возможностям компьютерной реализации по конкретной дисциплине;

¾ иметь инструктивные разделы для студентов (цели, задачи, структура

пособия и способы работы с ним) и преподавателя (описание возможностей пособия, способов работы с ним, требований к уровню подготовки обучающегося и преподавателя);

¾ иметь инструкции по работе с программой;

¾ иметь дружественный интерфейс;

¾ иметь четкое содержание и структуру пособия;

¾ соблюдать требования к дизайну;

¾ позволять эффективно использовать возможности компьютера.

В заключении отметим, осознавая важность согласованного подхода, ориентации на федеральные документы по информатизации и руководствуясь целостностью подхода в решении поставленных задач, считаем, что в настоящее время главной целью информатизации средних специальных учебных заведений должна быть провозглашена интеграция отдельно взятого образовательного пространства с единым российским информационным образовательным пространством.

 

Литература

  1. Павлова О.\«Электронный гражданин»: на пути к единым стандартам ИТ-обучения\\PC WEEK/Re, 2006. – № 8
  2. Ильин В. С. Целостный процесс формирования всесторонне развитой гармоничной личности, его строение// Целостный подход в учебно-воспитательном процессе: Сб. науч. тр. – Волгоград: ВГПИ, 1984
  3. Кулагин В. П., Найханов В. В. и др. Информационные технологии в сфере образования. – М: Янус-К, 2004

4. Роберт И. В. Современные информационные и коммуникационные технологии в системе среднего профессионального образования, М., 1999

Сандалова С.Б.

Шашин И.А.

Государственное образовательное учреждение среднего

профессионального образования

«Златоустовский индустриальный техникум им.П.П.Аносова» г.Златоуст

zit@chel.surnet.ru



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.162.110 (0.014 с.)