Тема 6. Аудиторские доказательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема 6. Аудиторские доказательства.



 

Аудиторские доказательства – информация, полученная аудитором в ходе проверки от проверяемого экономического субъекта и третьих лиц, или результат ее анализа, позволяющие сделать выводы и выразить собственное мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности. Аудиторские доказательства представляют собой документальные источники данных, документацию бухгалтерского учета, заключения экспертов, а также сведения из других источников.

Аудиторская организация должна получить надлежащие доказательства с целью формулирования обоснованных выводов, на которых основывается мнение аудитора. Аудиторские доказательства получают в результате проведения комплекса тестов средств внутреннего контроля и необходимых процедур проверки по существу. При получении аудиторских доказательств с использованием тестов средств внутреннего контроля аудитор должен рассмотреть достаточность и надлежащий характер этих доказательств с целью подтверждения оценки уровня риска применения средств внутреннего контроля.

Понятия достаточности и надлежащего характера взаимосвязаны и применяются к аудиторским доказательствам, полученным в результате тестов средств внутреннего контроля и проведения аудиторских процедур. Достаточность представляет собой количественную меру аудиторских доказательств. Надлежащий характер является качественной стороной аудиторских доказательств, определяющей их совпадение с конкретной предпосылкой подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности и ее достоверность.

Аудиторские доказательства могут быть:

· внутренними – то есть полученными от аудируемого лица в устной или письменной форме (например, объяснения должностных лиц, копии внутренних документов, внутренняя отчетность и т.д.);

· внешними – то есть полученными от третьих лиц (чаще всего, путем встречных проверок документов (копий договоров и т.д.);

· смешанными – полученными от аудируемого лица, но подтвержденными третьими лицами (акт сверки взаиморасчетов и т.д.).

 

Надежность аудиторских доказательств зависит от их источника (внутреннего или внешнего), а также от формы их предоставления (визуальной, документальной или устной). При оценке надежности аудиторских доказательств, зависящей от конкретной ситуации, исходят из следующего:

- аудиторские доказательства, полученные из внешних источников (от третьих лиц), более надежны, чем доказательства, полученные из внутренних источников;

- аудиторские доказательства, полученные из внутренних источников, более надежны, если существующие системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля являются эффективными;

- аудиторские доказательства, собранные непосредственно аудитором, более надежны, чем доказательства, полученные от аудируемого лица;

- аудиторские доказательства в форме документов и письменных заявлений более надежны, чем заявления, представленные в устной форме.

 

Аудитор получает аудиторские доказательства путем выполнения следующих процедур проверки по существу:

- инспектирование;

- наблюдение;

- запрос;

- подтверждение;

- пересчет (проверка арифметических расчетов аудируемого лица);

- аналитические процедуры.

 

Приемы (процедуры) получения аудиторских доказательств

Таблица 6.1

Наименование приема (процедуры) получения аудиторских доказательств Содержание аудиторской процедуры (правило (стандарт) № 5 «Аудиторские доказательства»)
Пересчет (или проверка арифметических расчетов) Проверка точности арифметических расчетов в первичных документах и бухгалтерских записях либо выполнение аудитором самостоятельных расчетов
Инспектирование Проверка записей, документов или материальных активов
Наблюдение Отслеживание аудитором процесса, выполняемого другими лицами (например, присутствие аудитора при пересчете материальных ценностей; наблюдение за выполнением процедур внутреннего контроля)
Запрос Получение информации у осведомленных лиц в пределах и за пределами аудируемого лица. Запрос может быть как официальным письменным, так и неформальным устным вопросом
Подтверждение Ответ на запрос об информации, содержащейся в бухгалтерских записях
Аналитические процедуры Анализ и оценка полученной аудитором информации; исследование важнейших финансовых и экономических показателей аудируемого лица с целью выявления неправильного отраженных в бухгалтерском учете хозяйственных операций; выявление причин ошибок и искажений

Аудитор должен сопоставлять расходы, связанные с получением аудиторских доказательств, и полезность получаемой при этом информации, в то же время сложность работы и расходы не являются достаточным основанием для отказа от выполнения необходимой процедуры.

 

Вопросы по теме 6.

1. Понятие и классификация аудиторских доказательств.

2. Источники получения аудиторских доказательств.

3. Понятия достаточности и надлежащего характера аудиторских доказательств.

4. Виды аудиторских доказательств.

5. Оценка надежности аудиторских доказательств.

6. Инспектирование и наблюдение как приемы получения аудиторских доказательств.

7. Запрос и подтверждение как приемы получения аудиторских доказательств.

8. Пересчет и аналитические процедуры как приемы получения аудиторских доказательств.

 

Практические задания по теме 6.

 

Задание 1. Приведите по два практических примера выполнения каждого приема получения аудиторских доказательств.

 

Задание 2. Оцените результаты проведенных аудиторских процедур из Задания 1, исходя из источника получения и степени надежности.

 

Задание 3. Оцените инвентаризацию как процедуру получения аудиторских доказательств.


Тема 7. Планирование аудита.

 

Аудиторская организация и индивидуальный аудитор обязаны планировать свою работу так, чтобы проверка была проведена эффективно.

Планирование предполагает детальное изучение деятельности клиента, оценку вероятности наличия существенных искажений в бухгалтерском учете и отчетности и организацию эффективного проведения аудита.

Процесс планирования включает в себя:

· изучение деятельности клиента (аудируемого лица) – получение базовой информации о клиенте, включая информацию о специфике деятельности клиента, контрольной среде, компьютерном оборудовании, используемом клиентом, изменениях, произошедших после последней аудиторской проверки, и информации о критических областях;

· оценка возможных аудиторских рисков – определение уровня существенности и оценку риска того, что в бухгалтерской отчетности клиента могут иметь место существенные искажения и что они останутся невыявленными;

· организация проверки – решение вопросов организации работы аудиторов, включая подготовку программ аудита, распределение обязанностей в ходе проверки и т.д.

Планирование аудитором своей работы способствует тому, чтобы важным областям аудита было уделено необходимое внимание, чтобы были выявлены потенциальные проблемы и работа была выполнена с оптимальными затратами, качественно и своевременно. Планирование позволяет эффективно распределять работу между членами группы специалистов, участвующих в аудиторской проверке, а также координировать такую работу.

 

При планировании аудита выделяются три основные этапа работы:

1) предварительное планирование;

2) подготовка и составление общего плана аудита;

3) подготовка и составление программы аудита.

 

Предварительное планирование осуществляется на этапе знакомства с клиентом до заключения договора о проведении аудита. Предварительное планирование состоит из:

- общего знакомства с финансово-хозяйственной деятельностью клиента;

- определения состава специалистов и общих затрат времени для проведения аудита;

 

Следующим этапом планирования аудита является составление общего плана аудита, где необходимо описать предполагаемые объем и порядок проведения проверки. Общий план аудита должен быть достаточно подробным для того, чтобы служить руководством при разработке программы аудита. Вместе с тем форма и содержание общего плана аудита могут меняться в зависимости от масштабов и специфики деятельности аудируемого лица, сложности проверки и конкретных методик, применяемых аудитором.

 

Пример общего плана аудиторской проверки

Таблица 7.1

Проверяемая организация
Период аудита
Количество человеко-часов
Руководитель аудиторской группы
Состав аудиторской группы
Планируемый уровень существенности
№ п/п Планируемые виды работ Период проведения Исполнитель Примечание
  Формирование аудиторской группы      
  Распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита      
  Инструктирование всех членов аудиторской группы об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита      
  Проведение аудита согласно программы      
  Контроль за выполнением плана и качеством работы аудиторов, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита      
  Разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур      
  Проведение совещаний с руководством экономического субъекта и/или соответствующих служб по результатам отдельных этапов аудита      
  Подготовка письменной информации (отчета) руководству экономического субъекта (отчета) по результатам аудита      
  Подготовка аудиторского заключения по результатам аудита      
  Проведение совещания с руководством экономического субъекта по результатам аудита      

 

При разработке общего плана аудита аудитору необходимо принимать во внимание:

а) деятельность аудируемого лица;

б) системы бухгалтерского учета и внутреннего контроля;

в) риск и существенность;

г) характер, временные рамки и объем процедур;

д) координацию и направление работы, текущий контроль и проверку выполненной работы;

е) прочие аспекты.

Подготовка программы аудита конкретного субъекта осуществляется на основании общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, необходимых для реализации плана аудита.

Программа аудита является набором инструкций для аудитора, выполняющего проверку, а также средством контроля и проверки надлежащего выполнения работы. В программу аудита также могут быть включены проверяемые предпосылки подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности по каждой из областей аудита и время, запланированное на различные области или процедуры аудита.

Общий план аудита и программа аудита должны по мере необходимости уточняться и пересматриваться в ходе аудита. Планирование аудитором своей работы осуществляется непрерывно на протяжении всего времени выполнения аудиторского задания в связи с меняющимися обстоятельствами или неожиданными результатами, полученными в ходе выполнения аудиторских процедур.

 

Вопросы по теме 7.

1. Цели и задачи планирования аудиторской проверки.

2. Этапы планирования аудита.

3. Принципы планирования аудита.

4. Цели и задачи предварительного планирования.

5. Подготовка, составление и содержание общего плана аудита.

6. Подготовка, составление и содержание программы аудита.

7. Внесение изменений в общий план и программу аудита.

8. Документальное оформление результатов планирования.

 

Практические задания по теме 7.

 

Задание 1. На основании базовой информации о предприятии, полученной в результате выполнения практического задания по теме 5, составить общий план аудита указанного предприятия.

Задание 2. На основании базовой информации о предприятии, полученной в результате выполнения практического задания по теме 5, составить программу аудита указанного предприятия. Пример программы аудиторской проверки приведен в Приложении 2.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 240; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.02 с.)