Специфика средневековой фил. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Специфика средневековой фил.



Фил Аристотеля и Платона

1) Учение о четырёх первоначалах.: 1. Материальная причина. Бесформенное вещество и неопределенное. 2. Формальная причина. Материя – возможность. Форма - действительность. Они неотделимы. 3.Целевая причина. Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. Телеология – учение о целях. 4. Движущая причина. Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое.

2) Бог У Аристотеля-«форма форм», «цель целей

3) учение о душе 1. Определение души. Душой обладает только естественное, а не искусственное тело. 2. Виды души а) Растительная душа. Объединяет человека и растение. Функции: питание, рост, размножение. б) Животная душа. Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. в) Разумная душа. Бог обладает лишь разумной душой. Душа неотделима от тела.Ум не соединен с телом.

4) Познание. Начало познания – ощещения, сенсорный опыт

5) учение о Катарсисе Трагедия посредством страха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов.

6) личность и общество. Личность социальна. Люди от природы равны. Человек – «политическое животное». «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле»

7)Этика. Умеренность-прицип золотой серидины основы нравственности искал в социуме. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным.

1)Теория идей. П-основ.идеализма.1)Главн положения учения: материальные вещи изменчивы, 2) учение о триаде(все сущее состоит из трех субстанций: единого(первоначало всего); ума(сущностью всех вещей, есть обобщение всего живого на Земле); души(душа бессмертна 3) Учение о познании.Материальный мир -отображением "мира идей", предмет познания - "чистые идеи». чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности.
2) Государство. 7 типов: идеальное «государство будущего», монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, тимократия

3) Классы. три сословия - философы, воины, работники;
философы и воины не должны иметь частной собственности, не существует брака, все жены и дети общие, допускается и приветствуется труд рабов
4)ПещераСимвол пещеры -. прирожденной ограниченности человека Пример. юди в пещере сидят спиной к выходу и на стене видят смутные отблески реального мира, который светится у них за спиной,а самого мира не видят.
5)Душа. Бессмертна. может быть мировой и душой отдельного человека. при одушевленном подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа.

Специфика средневековой фил.

1) Специфика: самый продолжительный период, источника формирования- древнегр.фил и Священное Писание,. теоцентрична(опир-ся на 2 принципа: а) идею творения(Бог сотворил окружающий мир из ничего) б) идею Откровения,(мир можно познать,только познав Бога), 2)Тертуллиан Знание несовместимо с христианством. Человеческий разум - источник ереси. Только вера, божественное откровение приводят к истине.
3)Откровение Бог открываеися миру и человеку, личности, обществу

Авторитарная вера.

5)Время(Августин) а) Мир, вещи находятся в постоянном движении..б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. в) Бог вечен: он существует вне времени. г) Время феноменологично, психологично, выражает лишь настоящее. Есть три времени — 6)Проблема универсалий., т.е. проблема статуса общих понятийРеализм –объективный идеализм.

7).Двойственность истины Религиозная истина м. противоречить ф-фской истине. И наоборот,

8)Концепция Гармонии веры и разума. Научные, ф-фские истины – относительны, преходящи, Рел-ные истины – абсолютны. В бесконечности развития разума достигается гармония.

Средневековая философия.

1)Схоластика. Знание делил.на 2 вида: сверхъестественное, естественное. Реализм(подлинно существ. не сами вещи, а их общее понятие- универсалии). Номинализм(реально существ. сами конкретные вещи,.

2)Апологетика. Осн.задача- защищать христианство от его врагов и в обращении язычников в христианство.

3)Дока-во бытия Бога. Фома Аквинскому. 5 путей:. понятие движения. Все, что движется, имеет причиной движения нечто иное. Бог - как последняя цель, гармонизирующая.-все целесообразные процессы.

4)Персонализм. Хрис-ство персоналистично, признает в каждом чел. личность.Бог-тоже личность,наделён. страданием,волей,ответственностью.

5) Христианство о человеке. человек есть образ и подобие Божие
6)Тело-душа-дух. Душа (т.е. дух) человека бессмертна. Тело – смертно. Люди равны между собой в духе

7)Типы веры. а)вера-утверждение бога б)вера как эмоция в)вера в качестве установки believe г) авторитарная вера trust-вера как доверие д)рациональная вера. опирается на доказательство, разум. е) Вера как абсурд Faith. сила веры определяется ее парадоксальности и абсурда.

8)Исповедь и покояние. осознание греха в структуре личности. Покаяние: греховное вытес-ие божеств-ым.

Ч/з чувство страха, стыда
10) Молитва.
а) основа самоактулизации личности; б) М-.тайна, как сам Бог.в)молитва как сост-е души; г) М.- выход за границы данного; д) Языческий уровень молитвы – в виде мольбы, просьбы.е) Проявление принципа «Пусть будет так»; ж) М. - психотерапия, снимает напряжение

 

 

Фил эпохи Возрождения

1)Антопоцентризм а) человек, который утверждает свою индивидуальность и независимость б) Человек становится более самостоятельным. в) (т.к. центр проблема-развитие чел-ка)г) Формируется концепция прометеизма – человек соучаствует в сотворении Богом мира, созидая предметы культуры. д) Идеалом является разносторонность знаний и умений.

2)Гуманизм. а)существует не только как мировоззрение, б) «Гуманизм» означает человечность. Человек – как высшая ценность .
3) Пантеизм
. Бог существует в соотношении с миром. 4)Эпикуреизм. отсутствие страданий наслаждение жизнью,освобождение от стахов

5)Универсальная религия.. Если Бог есть разум, он находится во всех религиях.
Джордано Бруно

Монтень.

Томас Мор

Макиавелли.
Каманелла

 

Философия нового времени

1)Бэкон.Эмпиризм.а) Опыт-критерии истины.б) ф.-наука о реальном мире,основывается на опыте,опровергается созерцательность.в) Истина. Благородные(изучаютдух.сущность) и неблаг.науки(телесную сущность). 2)Индукция. метод познания от частного к общему. «путь пчелы»,. 3)4 источ заблуж по Бэкону, идолы пещеры(индивид особен чел), идолы театра(приверженность к существ догматам), идолы площади(неправильное использ слов), идолы рода(восприним системы более упорядоченными,чем они есть) 5)Механицизм. познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. 6)Интелл интуиция.- Разум уже содержит внутри себя все необходимые основания для 7) Врождённые идеи ясные и самоочевидные, выдерживающие любые сомнения и не нуждающиеся ни в каком опытном обосновании:. 8)Рефлекс. Под рефлексом Р. Декарт понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. 9) Пртестантизм. форма христианства, говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, )Лютер. провозгласил лозунг вос-становления раннехристианской церкви и авторитета Библии -- Свя-щенного писания, .11)Кельвин. Бог изначально определил судьбу каж-дого человека в вечности, его спасение или гибель. 12)Вебер. Каждый час должен принадлежать Богу. Потеря времени -- величайший грех.

 

Философия просвящения.

убежденность в решающей роли распространения положительных знаний,

1)Сенсуализм. разум все свое содержание получает из ощущений, а ощущение - из опыта; источником нашего познания является внешний мир

2)Механицизм. - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов

3)Рационализм. способ мышления, утверждающий приоритет разума над чувствами: источником знания и критерием истины может быт только разум, а не чувственный опыт.
4)Чудо Понятие "чудо" все еще употреблялось в смысле гармонии и красоты мироздания,

5) Вольтер. выступал против религии, особенно католицизма.
6) Руссо. видел в Боге мировую волю и мировой разум; • 7)теория общ договора руссо. Основан на народном суверенитете. *власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами — непосредственно через собрания, сходы;
8) Гельвеций. считает целью воспит переделку первоначального самобытного склада личности.

9) Дидро. все изменяется, исчезает, только целое остается. Мир беспрерывно зарождается и умирает.
10) Ламетри. форма неотделима от материи и что мат. вязана с движением. Субстанция в конечном счете сводится к материи.

 

 

Британский эмпиризм

1). Философия британского эмпиризма: Джон Локк (1632-1704) -17век, Теория познания ДЖ. Локка: отрицание врождённых идей: 1) с ними должны быть знакомы все люди.2) все идеи благоприобретённые, но у разных народов разная нравственность.3) разный потенциал к обр-ю.4) идея Бога не явл. врождённой, но существуют разные вероисповедания. То, что человек усвоил с детства кажется врождённым.
2)Концепции сенсуализма:1) Сознание-чистая доска, которая заполняется иероглифами все наши знания из ощущений.2) Все знания из сенсорного. 2 вида опыта: Опыт внешний-опыт ощущений, а внутренний-рефлексия, знание о себе.

Русская философия.

Западники и Славянофилы. Западники: тяготели к бматериализму и позитивизму. Славянофилы: - любили Россию как мать. Западники любили Р. как дитя. Славянофилы: идея целостности Русск. культуры и духа. Видели в них свободу, любовь. Утверждают целостность рус. Мысли. феномен веры: а) вера - основа знания, познания истины, Бога (истина - атрибут Бога) б) вера - бездоказательна в) вера опред-ет религиозн. и философ. познание в) вера - явл-ся основой развития истории, цивилизации г) разд-е православной веры (она свободна) и каталической (не свободна). Славянофилы сходились в главном: 1) в утверждении православной религии. 2) в мысли, что Запад заканчивает свое историческое развитие. 3) в признании мессианской роли России. Соборность – единение людей в Духе Св., во Христе, вне авторитета, в свободе. В религии - два начала: иранство (свободы) и кушитство (необходимость, доказательность). Племена кушитского типа агрессивны и воинственны. Иранцы - мирные земледельцы, кроткие, свободолюбивые, живут общиной. Иранцы - русский народ, кушитство – Запад. Славянофилы стремились к органическому пониманию истории и дорожили народными традициями, построение общ-ва по типу семейных отношений. Н.В.Федоров: единство мира; проблема жизни к смерти. «Ф-фия общего дела» - воскрешение «сынами», потомками – «отцов», предков. Отказ от вражды, грубости м/д людьми, признание высших образов морали. В.С.Соловьев: создатель 1) ф-фии всеединства. Влияние неоплатонизма. Ядро филос-кого учения - идея всеединства. Абсолютным же первоначалом считал Всеединый дух.а ) Всеед-во в познании. Рационализм (признание разума единственной основой научного познания,закономерностей природы и общ-ва) должен быть соединен с эмпиризмом (чувственное восприятие), с метафизикой и Откровением. б) Всеед-во в религии. Только единство всех Рел. Конфессий – ислама, христианства, буддизма – основа Истины. По отдельности – они ложные отвлеченные начала. 2) Идея Богочеловечества - жизненного пути личности, основан на следовании Богу, добру, нравственности. Идея Софии - всеобщией Божественной мудрости.. Н.А.Бердяев: главным началом в ф-фии явл-ся свобода. Свобода абсолютна,иррациональна (т.е.не постигается разумом). К.Н. Леонтьев. Основное направление - критика негативных явлений русской жизни. Цель сохранения государства оправдывает наси­лие, несправедливость, рабство. неравенство между людьми — жела­ние Бога и поэтому оно естественно и оправдано. Ф.М. Достоевский будущее России видел в опоре на русскую «Национальную почву» — обычаи, традиции. Ключевую роль тграет религия.. Им было выделено два варианта жизненного пути: •путь человекобожества; •путь богочеловека. Путь человекобожества - путь абсолютной свободы человека. Путь богочеловека — путь следования Богу стремление к нему во всех своих привычках и поступках. Л. Шестова была близка к экзистенциализму, и ее главной темой был человек, его жизнь, его поступки, его права.

Философский иррационализм.

1)Сёрен Къеркегор. (Экзистенциализм - в центре внимания чел-к и его индивидуальное существование, внутренняя жизнь). 1. Экзистенция - сущность челов-го. бытия, то, что наход-ся в самом чел-ке, («Бог в душе»). Задача: стать и быть истиной. 2. Истина есть экзистенция. А) Истина –акатегория бытийная, личностная. Истина – максима самоактуализации личности. Не познается, а реализуется. «Чтобы познать истину, необходимо быть истиной». Б) Истина – иррациональна. В) Критерии истины – модусы, экзистенциалы -сост-е выбора, состоя-е страха, ответственности, тревоги. 3) Личность и общество Личность обретается в одиночестве. 4) Страдание – основа творчества. Чел-к - это страдательное сущ-во. Страдание - признак серьезности в отн-ия к миру, основа творчества. 5) Экзистенциальное мышление - противостоит научному, связана с выбором. ЭМ – свободно, т.к. бездоказательно, ЭМ субъективно, связано с выбором. ЭМ связано с переживаниями. Научное мышление - безлично, абстрактно, объективно несвободно. 6) Страх -отражение сущности человека, экзистенциал. А) Виды С. 1) повседневный – потеря значимого для себя. 2) страх перед смерть. 3) страх перед Ничто Б) 2 вида Божественного С. 1) С. Перед Богом. 2) С. Божий – б. экзистенциальный. С. В) Отношение к Богу – «Страх и трепет» Высшее влечение и высшее отвращение.7) 3 стадиии развития личности: 1 ) эстетическая - хар-ся разбросанностью, случайностью. Все становится модой. Отсутствие целенаправленности. характеризуется эротизмом, цинизмом, случайностью. Душа хар-ся неустойчивостью. Возникает меланхолия. 2) этическая ч-к пытается разделить добро и зло.стремится к добру. следует внешним правилам, нормам. 3) религиозная - сталкивается с необходимостью в виде внешних норм, рождения, нравств-ых з-нов. Формы необходимости: рождения, взросления, учебы, общения, смерти. Необходимость нарушается в вере. Вера – абсолют возмож-ти.. Абсурд веры. Вера - абсурдна, парадоксальна.Противоречит нормам, разуму, морали. В.приносит страдание, страшит чел-ка. 2) Представителем иррационализма явл-ся Артур Шопенгауэр. Мир как воля -слепая, бессознательная сила, к-рая правит миром. Мировая воля- единтсвенная, свободная, сила, к-рая не имеет ни плана, ни конечной цели, но заставляет людей подчиняться себе. воля-первооснова реальности. Шопенгауэр не верит в человеческое счастье. Бессмертие души Шопенгауэр отрицал.. Гении подавляют волю к жизни. Идеал Шопенгауэра- нирвана, неприятие мира. 3) Ф.Ницше. Он заявил, что выживают не сильные,а слабые потому что их больше. У слабых больше ума. Потребность в вере- для слабых. Для Ницше сверхчеловек- «победитель бога, антихрист», варвар с инстинктами зверя, для него все возможно, все дозволено.

 

Экзистенциализм.

Экзистенцианализм - философское учение, в центре внимания которого стоит человек. Экзистенциализм – протест против конформизма (т.е. против уподобления другим), против обезличивания, против манипуляции. Задача ч-ка –воплотить истину ч-кого бытия. Достичь максимального развития личности. «Бог в душе». Экз-ция непознаваема, иррациональна. Истина: Истина есть экзист-ция. Истина – это личностная хар-ка. это степень осуществления экзистенции. Задача ф-фии - не познать истину, а стать истинным. Чтобы познать истину, надо быть истиной. Модусы, экзистенциалы –Это сост-ние страха, забота, ответственность, совесть, страдание, решимость, выбор. Страх - основа приобщения к экзистенции. Страх перед смертью. Пограничная ситуация -основа приобщения к экзистенции. ситуация крушения, нереализованности высших ценностей (добра, дружбы, гуманизма, жизни).. Неподлинное бытие. – состояние, когда ч-к поглощен средой.. Свобода. 1.Свобода - есть критерий экзистенции. Свобода - выбор самого себя,. 2. Свобода - есть выбор, предполагает ответст-сть, горечь, бремя, страдание. 3.Свобода - это нарушение закона достаточного основания.. 4. Не чел-к обладает свободой, а Св. обладает чел-ком.

5. Свобода - свобода умереть..6. Св. внеисторична. Есть критерий развития личности.7. Свобода в духовном отношении фатальна. Бегство от свободы. (Эрих Фромм). Св. есть страдание, бремя. Ч-к может отказаться от свободы, это отказ от самого себя. Формы бегства от Св.: 1) авторитаризм - стремление найти опору во вне, в группе. Бывает: а) авторитарно-активная установка проявл-ся в форме садизма. б) авторитарно-пассивная – в форме мазохизма. 2) конформизм - вследствии уподобления; 3) деструкция- бегство от личности. Ф-фия абсурда (Альбер Камю). Наша реальность абсурдна (нелепа, бессмысленна) - на фоне фатальной смерти.

20.Философия Психоанализа - это орудие, которое дает возможность Я овладеть Оно. Зигмунд Фрейд (австр.уч). два главных открытия, • бессознательного - реакция вытеснения Отрицательные эмоции, нереализованные желания — все, что вытеснено в бессознательное, рано или поздно дает о себе знать в виде "случайных", спонтанных действий, по­ступков, оговорок. Особая форма жизни бессознательного - сны. сублимация, т.е. путем преобразования сексуальной энергии в несексуальную под воздействием социальных и моральных норм. Архетипы — универсальные образы,. Ими могут быть содержа­ние снов, мифы, бред,грезы, галлюцинации. Архетипы — "зашифро­ванная" история человечества, высшие истины. Цель философии - помочь человеку "расшифровать" архе­типы, понять их смысл, а через них — себя и окружающую дей­ствительность.

 

Общество как система.

Предмет социальной философии - познание общества как целостной системы. Общественные отношения - это многообразные связи ме­жду соц. группами, слоями, классами, нациями, государствами, а также внутри них, складывающиеся в процессе различных видов деятель­ности. О.О. - это условие, форма и результат деятельно­сти людей. Основные признаки О.О.: повод, по которому они складывают­ся; субъекты-носители; формы социальной предметности, в которых они объективируются. Сознательность и стихийность - качественные характе­ристики различных форм деятельности людей. Основания разграничения форм-> соотношении целей и результатов деятельно­сти субъекта. Сознательная дея­тельность - это осознанная, целенапр. деят-ть субъек­та(результат соответствует цели). Стихийная - это тоже осознанная, целенапр. деят-ть, (результат не соответ. цели). Нет либо только сознательной, либо только стихийной деятельности. Социальные законы - это объективные, необ­ходимые явлений обще­ственной жизни, характ-щие основную направ-сть общест-ого развития. Объективные условия - это такие факторы, которые не зависят от воли субъекта деятель­ности и определяют рамки и направления этой деятельности. Субъективный фактор - это интеллектуально-волевые, морально-психологические и организаторские свойства субъекта (компетентность, профессионализм, культура и т.п.). Детерминизм, филос. учение о воле как целиком определяемой внутренними психологическими причинами и внешними обстоятельствами, причем нет места так наз. свободе воли.

Общество и природа.

Природа рассматривается:*как сущность какого-либо явл-я,*как синоним понятия бытия,* как среда обитания чела,*среда находящ. в непосредственном контакте с челом,*как материальная субстанция,* как объект изуч. наук. Географическая среда(Реклю) - совокупность природных условий, не­посредственно воздействующих на функционирование и развитие общест­ва. Географический детерминизм- натуралистическое учение, рассматривающее географическую среду как определяющий фактор развития общества. (Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, В. Кузена, Г.Т. Бокля, Л.И. Мечникова и др). Ноосфера (от лат. noos - разум и сфера (Э. Леруа, П. Тэйяром де Шарденомом, В И. Вернадский)). Н. — это высшая ступень интеграции всех форм сущест­вования материи. Н. – замена стихийности, сознательным. Основные виды связей общества и природы: 1) ге­нетическая, т.е. связь порождения; 2) онтологическая, т.е. связь существования; 3) гносеологическая связь познания. Основные типы взаимодействия общества и при­роды : (исторические этапы): 1) присваивающий, когда общество берет у приро­ды готовые продукты. 2) переходный от присваивающей экономики к производящей; 3) индустриальный — переход к массовому производству.

Экол.модернизация и экол.проблемы: С развитием науки и техники – антропогенное влияние значительно возросло. В настоящее время природа почти полностью подчинена человеку. Главная проблемав несоответствии безграничных потребностей человечества и ограниченных возможностей самой природы => экологическая проблема. Пагубное влияние чела на природу => истощение недр, загрязнение про­мышленными отходами, уничтожение растительного и животного мира, применение атомной энергии в разных целях.

33. Ф-фия религии \

Религия проецирует состояние абсолютной зависимости. Религия (лат. religio - благочестие) - мировоззрение, сопряженное с ним поведение людей и формы его концептуализации. Р. отражает стремление человека и общества к связи с Абсолютом. Религия - форма мировоззрения в которой освоение мира осуществляется через разделение на посюсторонний и потусторонний. Концепции религии: 1) Ветхозаветная: бог создает все. Субстратом души явл-ся процесс дыхания. В душу Бог вкладывает веру в бога- это врожденная установка, т.е. априорная и трансцендентальная уст-ка. Бог открывается ч-ку. Формы откровения: в природе, в сознании, в библии. 2) Ф-фия Людвига Фейербаха - проблема Бога. *Главная идея - Р. порожд-ся чувством зависимости от прир.сил (политеизм). *Религия форма антропологии. * Чел-к создал бога - по образу своему и подобию. 3) Мифологическая школа: религия представляется через конкретные образы(герои, Боги). Любая форма деят-ти это служение какому-то Богу 4) Эмиль Дюркгейм: соц.сущность религии: 1) тотемизм - почитание кого-либо в качестве богов. 2)религ.нормы = соц.нормам и происходят от них: не убей, не укради. 3)религия форм-ет нравственность 5) Марксизм: а) религия есть фантастич.отражение земных сил, б) религия - результат отчуждения в) страх проецирует отчуждение. г) религия - духовная основа сис-мы эксплуатации. 6) Эрих Фромм: Религия- сист-ма взглядов и действий, к-рые определяют систему ориентаций и предмет поклонения или почетания. Авторитарная религ-ть: отражает стремление к подчин-ю высшей силе, Гуманистическая религ-ть: религия свободы. 7) Карл Густав Юнг: религия опр-ся архетипами - частная форма бессознательного. Архетипы- проекция родового опыта (опыт предков) 8) Зигмунд Фрейд: 1) Р-это рационализация собственных действий2) Р.- всеобщий д/всех невроз.. 3) Р. - следствие инфантильности, неразвитости. 4) Р.-сис-ма психологич. защит, Исповедь: осознание греха в структуре личности. Покаяние: греховное вытес-ие божеств-ым. Молитва: - 1) проявл-е, основа самоактулизации личности; 2) М. – тайна, как сам Бог, неизреченна. 3) Высшая - молитва как сост-е души; 4) М. - трансцендир-е - выход за границы данного. 5) Языческий уровень молитвы – в виде мольбы, просьбы. 6) Проявление принципа «Пусть будет так». 7) М. - психотерапия, снимает напряжение.

 

Философия веры.

В ее понимании выделяется несколько парадигм. 1)вера – утверждение бога (под верой понимается и мнение, и убеждение - любая установка, связанная с символикой Бога и утверждением Его существования. Вне веры в сверхъестествен­ное рели­гия невозможна. Верующий человек – это тот, кто следует традиционным религиозным нормам. 2)вера как эмоция (Аристо­тель). Вера для него - показатель субъективности мнения. Убеждения основываются на доказательности и аргументированности, им сопутствует logos. Чувства же объективных оснований лишены. Согласно Давиду Юму, вера зависит от эмоций. Для Фридриха Шлейермахера религия носит индивидуальный, личностный характер. 3)вера в качестве установки. Вера определяется воспитанием и образованием. Принцип подражания (по Г.Тарду) – низшее подражает высшему. Вера - основа идеи причинности (Д.Юм). Вера – готовность к действию (Чарльз Пирс). Границы толерантности. 4)авторитарная вера( trust) Августин: два пути постижения истины: аб­солюта и Бога: путь разума, научный и путь авторитета, религиозный. Фома Аквинский: гармония веры и разума. Т.Гоббс: вера как доверие. Вера – доверие без понимания. Пьер Абеляр: разумность авторитета. «Идолы театра» - доверие авторитету (Фрэнсиса Бэкона). Вера – бегство от ответственности. (Э. Фромму). Вера как доверие. Доверие – основа образования 5)рациональная вера – разумная вера. «Понимать, чтобы верить» (П.Абеляр) Вера имеет разумные основания (Д. Локка) разум и вера не противоречат друг другу. Вера – как твердое согласие ума - может опираться только на разумное основание. Т.Гоббс: вера – гипотеза.Вера – интуиция и источник аксиом.Рациональная вера – «атестическая» и «религиозная». Концепция веры-гипотезы соответствует просветительскийпарадигме рационализма. 6) Вера как абсурд (faith) (ап. Павел, Тертуллиан, Б. Паскаль, С. Кьеркегор, Н. Бердяев) сила и глубина веры определяется ее несоизмеримостью с разумом, величиной ее абсурда.

 

 

Фил Аристотеля и Платона

1) Учение о четырёх первоначалах.: 1. Материальная причина. Бесформенное вещество и неопределенное. 2. Формальная причина. Материя – возможность. Форма - действительность. Они неотделимы. 3.Целевая причина. Все процессы обладают целью. Развитие есть осуществление цели. Телеология – учение о целях. 4. Движущая причина. Движение понимается механистически, результат внешнего воздействия одного тела на другое.

2) Бог У Аристотеля-«форма форм», «цель целей

3) учение о душе 1. Определение души. Душой обладает только естественное, а не искусственное тело. 2. Виды души а) Растительная душа. Объединяет человека и растение. Функции: питание, рост, размножение. б) Животная душа. Функции: осязание, ощущения, чувства, восприятие, память, аффекты. в) Разумная душа. Бог обладает лишь разумной душой. Душа неотделима от тела.Ум не соединен с телом.

4) Познание. Начало познания – ощещения, сенсорный опыт

5) учение о Катарсисе Трагедия посредством страха и сострадания очищает душу от аффектов и неврозов.

6) личность и общество. Личность социальна. Люди от природы равны. Человек – «политическое животное». «Политика» - деятельность в осуществлении «Царства Божьего на земле»

7)Этика. Умеренность-прицип золотой серидины основы нравственности искал в социуме. Только в обществе поведение может быть добродетельным или недобродетельным.

1)Теория идей. П-основ.идеализма.1)Главн положения учения: материальные вещи изменчивы, 2) учение о триаде(все сущее состоит из трех субстанций: единого(первоначало всего); ума(сущностью всех вещей, есть обобщение всего живого на Земле); души(душа бессмертна 3) Учение о познании.Материальный мир -отображением "мира идей", предмет познания - "чистые идеи». чистые идеи" можно познать лишь разумом, благодаря высшей духовной деятельности.
2) Государство. 7 типов: идеальное «государство будущего», монархия, тирания, аристократия, олигархия, демократия, тимократия

3) Классы. три сословия - философы, воины, работники;
философы и воины не должны иметь частной собственности, не существует брака, все жены и дети общие, допускается и приветствуется труд рабов
4)ПещераСимвол пещеры -. прирожденной ограниченности человека Пример. юди в пещере сидят спиной к выходу и на стене видят смутные отблески реального мира, который светится у них за спиной,а самого мира не видят.
5)Душа. Бессмертна. может быть мировой и душой отдельного человека. при одушевленном подходе душу могут иметь также вещи и неживая природа.

Специфика средневековой фил.

1) Специфика: самый продолжительный период, источника формирования- древнегр.фил и Священное Писание,. теоцентрична(опир-ся на 2 принципа: а) идею творения(Бог сотворил окружающий мир из ничего) б) идею Откровения,(мир можно познать,только познав Бога), 2)Тертуллиан Знание несовместимо с христианством. Человеческий разум - источник ереси. Только вера, божественное откровение приводят к истине.
3)Откровение Бог открываеися миру и человеку, личности, обществу

Авторитарная вера.

5)Время(Августин) а) Мир, вещи находятся в постоянном движении..б) Время было сотворено вместе с сотворением мира. в) Бог вечен: он существует вне времени. г) Время феноменологично, психологично, выражает лишь настоящее. Есть три времени — 6)Проблема универсалий., т.е. проблема статуса общих понятийРеализм –объективный идеализм.

7).Двойственность истины Религиозная истина м. противоречить ф-фской истине. И наоборот,

8)Концепция Гармонии веры и разума. Научные, ф-фские истины – относительны, преходящи, Рел-ные истины – абсолютны. В бесконечности развития разума достигается гармония.

Средневековая философия.

1)Схоластика. Знание делил.на 2 вида: сверхъестественное, естественное. Реализм(подлинно существ. не сами вещи, а их общее понятие- универсалии). Номинализм(реально существ. сами конкретные вещи,.

2)Апологетика. Осн.задача- защищать христианство от его врагов и в обращении язычников в христианство.

3)Дока-во бытия Бога. Фома Аквинскому. 5 путей:. понятие движения. Все, что движется, имеет причиной движения нечто иное. Бог - как последняя цель, гармонизирующая.-все целесообразные процессы.

4)Персонализм. Хрис-ство персоналистично, признает в каждом чел. личность.Бог-тоже личность,наделён. страданием,волей,ответственностью.

5) Христианство о человеке. человек есть образ и подобие Божие
6)Тело-душа-дух. Душа (т.е. дух) человека бессмертна. Тело – смертно. Люди равны между собой в духе

7)Типы веры. а)вера-утверждение бога б)вера как эмоция в)вера в качестве установки believe г) авторитарная вера trust-вера как доверие д)рациональная вера. опирается на доказательство, разум. е) Вера как абсурд Faith. сила веры определяется ее парадоксальности и абсурда.

8)Исповедь и покояние. осознание греха в структуре личности. Покаяние: греховное вытес-ие божеств-ым.

Ч/з чувство страха, стыда
10) Молитва.
а) основа самоактулизации личности; б) М-.тайна, как сам Бог.в)молитва как сост-е души; г) М.- выход за границы данного; д) Языческий уровень молитвы – в виде мольбы, просьбы.е) Проявление принципа «Пусть будет так»; ж) М. - психотерапия, снимает напряжение

 

 

Фил эпохи Возрождения

1)Антопоцентризм а) человек, который утверждает свою индивидуальность и независимость б) Человек становится более самостоятельным. в) (т.к. центр проблема-развитие чел-ка)г) Формируется концепция прометеизма – человек соучаствует в сотворении Богом мира, созидая предметы культуры. д) Идеалом является разносторонность знаний и умений.

2)Гуманизм. а)существует не только как мировоззрение, б) «Гуманизм» означает человечность. Человек – как высшая ценность .
3) Пантеизм
. Бог существует в соотношении с миром. 4)Эпикуреизм. отсутствие страданий наслаждение жизнью,освобождение от стахов

5)Универсальная религия.. Если Бог есть разум, он находится во всех религиях.
Джордано Бруно

Монтень.

Томас Мор

Макиавелли.
Каманелла

 

Философия нового времени

1)Бэкон.Эмпиризм.а) Опыт-критерии истины.б) ф.-наука о реальном мире,основывается на опыте,опровергается созерцательность.в) Истина. Благородные(изучаютдух.сущность) и неблаг.науки(телесную сущность). 2)Индукция. метод познания от частного к общему. «путь пчелы»,. 3)4 источ заблуж по Бэкону, идолы пещеры(индивид особен чел), идолы театра(приверженность к существ догматам), идолы площади(неправильное использ слов), идолы рода(восприним системы более упорядоченными,чем они есть) 5)Механицизм. познаваемые объекты могут находиться, а могут и не находиться в движении. 6)Интелл интуиция.- Разум уже содержит внутри себя все необходимые основания для 7) Врождённые идеи ясные и самоочевидные, выдерживающие любые сомнения и не нуждающиеся ни в каком опытном обосновании:. 8)Рефлекс. Под рефлексом Р. Декарт понимал движение «животных духов» от мозга к мышцам по типу отражения светового луча. 9) Пртестантизм. форма христианства, говорит об оправдании христиан при помощи одной благодати, )Лютер. провозгласил лозунг вос-становления раннехристианской церкви и авторитета Библии -- Свя-щенного писания, .11)Кельвин. Бог изначально определил судьбу каж-дого человека в вечности, его спасение или гибель. 12)Вебер. Каждый час должен принадлежать Богу. Потеря времени -- величайший грех.

 

Философия просвящения.

убежденность в решающей роли распространения положительных знаний,

1)Сенсуализм. разум все свое содержание получает из ощущений, а ощущение - из опыта; источником нашего познания является внешний мир

2)Механицизм. - способ объяснения движения и взаимодействия изучаемых объектов

3)Рационализм. способ мышления, утверждающий приоритет разума над чувствами: источником знания и критерием истины может быт только разум, а не чувственный опыт.
4)Чудо Понятие "чудо" все еще употреблялось в смысле гармонии и красоты мироздания,



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.116.85.72 (0.11 с.)