Какими были наши далекие предки. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Какими были наши далекие предки.



 

В августе 2003 года Тетюшское городище стало одним из основных объектов исследования археологической экспедиции под руководством ученого Бурханова Альберта Ахметжановича. Площадь городища составляет (по данным А.А.Бурханова) 120 х 20-50м. Аналогичные городища Кыз-тау и Караул-тау изучались Золотоордынской экспедицией с 2002 года у села Деушево Апастовского района. У Караул-тау до сих пор сохранились остатки шишкообразного вала высотой около 7 м.

Кратко скажем об основных итогах археологических раскопок 2003 года.

Раскопки проводились на правой окраине городища, ближе к городу.

Раскоп (16 х 4 м) был заложен на юго-восточной части городища. Также была исследована площадь 60 кв.м. Культурный слой городища составлял 70-100 см. В раскопе было 7 хозяйственных ям и комплекс находок: фрагменты лепной керамики именьковского типа. Среди индивидуальных находок интерес представляют керамические напрясла (8 целых и 5 фрагментов), точильный камень, железные гвозди. Среди находок много костей животных. (13)

В раскопе зафиксировано семь хозяйственных ям. Они различаются по форме, ширине и глубине.

Яма 1, в северной части раскопа (86х159 см.), дугообразной формы. Общая глубина от поверхности раскопа 101 см. Выявлены фрагменты керамических изделий и горелые кости животных.

Яма 2, в северо-восточной части раскопа, также дугообразной формы (120х200 см.). Расположена она в 100 см. от первой. Здесь также выявлены фрагменты именьковской керамики.

Яма 3, в северо-западной части, имеет полукруглую форму (125х200 см.). Она делится на две половины, ее глубина 20-60см. Среди находок массовая лепная керамика именьковского типа. Из индивидуальных находок – костяной наконечник стрелы, точильный камень, медвежий клык и глиняные напрясла.

Яма 4, почти округлой формы (141х150 см.), выявлена в центральной части раскопа. Мощность культурного слоя в яме до 145 см. Среди находок – керамика и напрясла.

Яма 5, подквадратной формы (60х73 см.), выявлена в южной части раскопа. Находки – керамика того же типа.

Яма 6, полукруглой формы (40х100 см.), углублена от поверхности на 130 см. Находки – лепная керамика.

Яма 7, прямоугольной формы (260х160 см.). Общая глубина ямы 148 см. Среди находок фрагменты лепной керамики, пряслица, остатки деревянного покрытия, кости животных. (14)

 

Кроме хозяйственных ям и находок именьковского типа в раскопе выявлено пять человеческих погребений, ранее неизвестного среденевекового могильника. Из них два мужских, одно женское и два детских. При разборе второго детского погребения были найдены два пряслица, одна серьга и керамическая фигурка лошади.

А.А.Бурханов предварительно относит могильник к мусульманскому и датирует его первой половиной IIтыс. н.э. – второй половиной XIII в., началом XIV в. Свой вывод он основывает на особенностях погребального обряда: костяки залегали вытянуто на правом боку, ориентация головы на запад или юго-запад (в сторону Мекки – Киблы), руки скрещены не на груди, как принято у христиан, а на лобке, отсутствие инвентаря, покрытие костяков деревянными досками (обнаружены истлевшие остатки досок сверху и снизу). Среди костей погребения мужчины в процессе зачистки встречены фрагменты именьковской керамики. Также обнаружен железный гвоздь в сечении квадратной формы, предположительно булгаро-золотоордынского времени (XIII в.) Кроме того, имеются, по мнению ученого, элементы пережитков язычества. Стратиграфические наблюдения показывают, что могильные ямы четко прорезали культурные слои именьковского времени, что также может косвенно свидетельствовать о раннем периоде захоронений. (15)

К.А.Руденко не согласен с таким определением, полагая, что по положению рук (у мужчин правая рука полусогнута в локтевом суставе, левая сильно прижата к телу, более резко согнута, кисть на правом крыле таза), захоронения следует отнести к христианским, и датирует их русским периодом XVII или даже XVIII века.

Дневник раскопок - 2007

9 АВГУСТА.

Копали третий слой первой линии – десять квадратов. Обнаружены четыре ямы и необычное расположение трех крупных камней в середине раскопа, именно возле них вчера мы откопали топоры.

Прибавляется у нас работников, ребята передают о ведущихся раскопках по цепочке своим друзьям. По городу быстро распространяются новости о наших находках. Любопытно, мы приходим в город, а нам уже говорят - что мы сегодня откопали. Новости бегут впереди нас. Тетюшане интересуются историей своего города.

Активен девятиклассник Игорь Швабауэр, замечает в земле то, что другие не сразу разглядят. Вчера, например, нашел подкову, часть каменной терки (жернова), пряслице, зубы животного. Лейсан нашла фрагмент глиняной вазы. В разных местах попадаются угли, зола, керамический шлак. Здесь наверно находились гончарные горны.

Среди сегодняшних находок: конусовидный низ тигля, средняя часть костяного наконечника стрелы, украшение в виде удлиненной бусы, похоже перламутровой. Попалось пряслице с углублением в середине (похоже на челнок). На одном пряслице три углубления. «Хозяйка свое пометила»,- сказал руководитель. Ему не попадалось прежде пряслице похожее на найденное нами. Не понятно предназначение обнаруженного фрагмента керамики с отверстием. Возможно это крышка от сосуда.

К.А.Руденко высказал предположение, что найденные нами крупные камни – часть горна для выплавки железа (рядом много кусков железного шлака). Горн устраивали на берегу, в виде землянки. Копать дальше, к сожалению, невозможно, там идет крутой обрыв оврага.

По мнению ученого можно утверждать достаточно уверенно о полуторатысячном возрасте укрепленного поселения на «Вшихе». У людей, живших здесь были достаточно хорошо развиты ремесло и торговля. Можно ли считать поселение городом? Этот вопрос остается пока открытым.

Снова был ветреный день. Не очень удобно работать – летит пыль. К вечеру у ребят усталый вид, но держатся.

 

Представляет интерес антропологическая характеристика костяков с территории городища, проведенная сотрудником Института истории им. Ш.Марджани АН РТ И.Р.Газимзяновым.

В основании черепа мужчины (возраст 18-25 лет, рост около 168 см) прослеживаются следы искусственного «расширения» затылочного отверстия. Череп, несомненно, европеоидного облика. На черепе другого мужчины (возраст 20-30 лет, рост в среднем 170,4 см.), отмечаются следы механического воздействия, послужившим вероятно причиной смерти. Так, в результате удара предметом, имеющем в сечении оваловидную форму (сквозное отверстие имело размеры 4х1,5 см), разрушены основание черепа и левая половина затылочной кости. Удар наносился либо сзади, либо сверху (например, с лошади). Согласно исследованиям, череп относится к смешанным типам, имеющим монголоидные особенности.

Любопытно, что два индивидуума, похороненные рядом, являлись носителями разных антропологических типов. Генетическая связь между ними отсутствует. Как объяснить эту ситуацию?

Для ответа на вопрос важно определить время функционирования некрополя. Резкая неоднородность антропологического состава средневолжского населения фиксирутеся, по мнению И.Р.Газимзянова, исследовавшего схожие находки в 1996, 2000 годах, на материалах, датируемых эпохой образования Волжской Булгарии и временем ее вхождения в состав Золотой Орды. Это связано как с политическими изменениями в жизни региона на данных отрезках времени, так и с их последствиями – внутренними и внешними миграциями. В дальнейшем происходила стабилизация и механический симбиоз различных этнокультурных групп, объединенных в рамках нового государственного образования, постепенно переходил к биологическому смешению, чему в немалой степени способствовало и широкое распространение ислама среди местного населения.

Ученый приходит к выводу, что предпочтительней выглядит версия о начале функционирования мусульманского некрополя в раннезолотоордынский период. Этому не противоречат следующие факты: устоявшийся погребальный обряд и применение железных гвоздей для скрепления досок гроба. Хотя последнее считается распространенным явлением лишь в погребальной практике населения Волжской Булгарии домонгольского периода, употребление железных гвоздей фиксируется и на более поздних этапах, в частности в Болгарах позднезолотоордынского некрополя.(16)

Интересно сравнить материалы близлежащих могильников: раннебулгарского Больше-Тарханского и раннемусульманского Тетюшского.

Черепа с Больше-Тарханского могильника также неоднородны: европеоидные и с некоторыми монголоидными чертами. Последний морфотип был широко распространен среди населения Волжской Булгарии X-XV вв. (Исследования С.Г.Ефимовой в 1991 гг.) Его формирование, скорее всего, проходило к востоку от Урала, и было связано с этногенезом ранних болгар (протоболгар). Череп из погребения 4 по своим расовым признакам с монголоидными чертами наиболее близок к этому морфотипу. Возможно, его присутствие в материалах средневекового некрополя на территории Тетюшского городища маркирует приток с востока новых групп населения в момент образования Золотой Орды или определяет антропологический статус местных жителей. (17) Ранних болгар или потомков именьковцев?

Исследования С.Г.Ефимовой черепов Тетюшского раннемусульманского некрополя в 1991 году показали также его неоднородность. Если черепа с монголоидными чертами можно связывать с ранними болгарами, то узколицые, с неярко выраженными европеидными чертами мы можем связывать, прежде всего, с «местными» финно-угорским населением. Однако, комплекс признаков на черепе из погребения 1, несколько отличается от «местного» морфотипа – он более массивен, имеет более высокий свод и более широкое и высокое лицо. Подобные находки в материалах X- XV вв. немногочисленны. Ученые предполагают, носитель данного типа из Тетюшского некрополя, был представителем одной из групп населения, переселившихся в золотоордынский период на Среднюю Волгу с юго-запада Восточной Европы. Истоки населения находятся на Северном Кавказе, Приазовье.

Можно предположить, что современные тетюшане являются потомками первых земледельцев и животноводов, живших в период именьковской культуры 1300-1500 лет назад. По мнению А.А.Бурханова современные татары-мишари и мордва могут считаться потомками именьковцев. Он полагает, что, скорее всего, на месте, где сегодня стоит церковь (Троицкий собор) ранее находился дворец правителя. Возможно, до поселения в Болгарах, здесь была первоначальная ставка хана Батыя (18)

Из всего вышесказанного следует, что состав населения края в тот период (да и в другие) был сложным и неоднородным. Требуются дальнейшие исследования для уточнения расогенеза местного населения.

Если признать, что захоронения относятся ко второй половине XIII века, то возникает вопрос: что могло привести к гибели погребенных на «Вшихе» людей? Межплеменная рознь, борьба за власть? Или сюда добрались монгольские отряды, устанавливая власть Золотой Орды? Это могло быть наказанием за неуплату дани местным правителем. Не его ли семья была погублена?

Известно, что булгары не раз предпринимали попытки вновь обрести независимость. Наказание было неминуемым. Так, по сведениям Абуль Гази в 1277-1278 гг. монгольский хан Менгу-Тимур совершил очередной поход «в царство Болгарское и по прошествии двух лет, одержав победу, возвратился домой». (19) Не являются ли отголосками тех неспокойных времен захоронения на горе Вшихе?

 

Дневник раскопок – 2007

 

10 АВГУСТА.

Сегодня откопали древнюю печь. Вокруг камней в середине нашли глиняный сосуд, а в нем лежала кость. Снова напрашивается вывод: люди покинули это место, похоже, в спешке, сосуд с мясом в печи оставили.

Встречается много костей диких животных. Охота играла важную роль у жителей поселка. Попадаются довольно крупные кости (среди них, похоже, лосей), клыки медвежьи, кабаньи.

Чумарин Айдар нашел интересное пряслице с точечными отметинами в виде крестика. Много попадается пряслиц на раскопе. Выходит, здесь жили и женщины или в гончарной мастерской готовили для них пряслица? Изготовить их было нетрудно. Обычно делали их из глины (также из камня) – лепили и обжигали на огне. Пряслица были разные по размерам и назначению. Одни - предназначались для льняной, другие - для шерстяной, третьи - для крапивной нити. Могли служить и деньгами. Не тот ли здесь случай? Ведь пряслица обнаруживаются в разных местах, может это плата ремесленникам – гончарам и металлургам от заказчиков?

Предварительные итоги раскопок на горе позволяют представить общую картину истории этого места. В нижнем слое попадаются находки относящиеся к раннему железному веку (переход от бронзы к железу – XI-IX вв. до н.э.) – керамика, шлак. Выше – именьковский слой. Здесь попадается черная керамика, угли. Небольшой разрозненный слой, плотный, будто утоптанный. Что произошло тогда? Другое племя отвоевало место? На этом уровне попадаются, помимо черной керамики, угли, зола. Следы пожара?

Выше этого уровня находится насыщенный «живой» именьковский слой. Наиболее богатые находки могут быть отнесены к VI – VIII вв.н.э. А выше – редкие находки раннебулгарского периода. Не похоже чтобы булгары жили здесь постоянно. Место – небольшое для жизни большого племени - было удобным для наблюдательного сторожевого пункта.

Остается открытым вопрос: какие были отношения именьковцев с булгарами? Подчинили ли булгары местные племена или уживались с ними относительно мирно? Следов военных столкновений их на раскопе не замечено. Очень мало находок, которые можно отнести к булгарам. Похоже, именьковцы спешно покинули это место. Узнали о приближении сильных булгарских племен? Ранние булгары были, очевидно, кочевниками. В последнее время ученые высказывают предположение о склонности ранних булгар к земледелию. Следовательно, плодородные здешние земли могли их привлекать.

Пятьсот лет приблизительно жили именьковцы и куда-то исчезли. Обряд сжигания умерших после них также исчез.

Сегодня к нам пришло пополнение из наших мальчишек-школьников. Работают с интересом, увлеченно. Подумалось, не хватает для них серьезных занятий, особенно летом. Раскопки – это настоящее, взрослое дело, можно проверить себя. Между ребятами завязываются особые отношения, они и после работы на раскопках встречаются, ходят вместе на Волгу купаться, встречаются вечером.

Сегодня ветер западный (вчера был восточный), снова сильный. Пыльно. Для нас направление и сила ветра важны. Приходится подстраиваться под него, менять план работ на день.

Все-таки вид с горы на Волгу великолепен. Мы уверены, при выборе места для жизни люди в древности учитывали и красоту окружающей природы. Потребность в красоте всегда была присуща людям.

Поговорили с К.А.Руденко о местах, выбираемых людьми в прошлом для житья. Обычно это мыс, выступ, крутой берег оврага или реки. Но не всегда можно понять их выбор. Бывает, поселения располагаются в неудобных местах, в стороне от реки. Что вынуждало их к этому? Уходили в глухие безопасные места, подальше от враждебных племен?

Большой интерес к раскопкам у тетюшан. Постоянно задают вопросы: что откопали?

Попалось (в дальнем от города раскопе) костяное изделие длиной 3-4 см (похоже сломанная часть), удлиненное в виде птичьей головки с отверстием на краю. Амулет, который носили на шее?

Где-то мимолётом замечаем: август в разгаре. Рябина начинает краснеть, выделяться среди других деревьев. Спеют, румянятся яблоки в садах. Держатся огурцы на огороде. На крайних кустах в садах чернеют поздние вишенки.

 

11 АВГУСТА.

По мнению К.А.Руденко «Вшиха» - уникальное место в республике. На одной небольшой территории, сменяя друг друга, жили племена с раннего железного века до булгарского и позже до XVII XVIII вв. И сейчас эта гора находится в черте города. Он сравнил город, полушутя, с Римом, расположенном на семи холмах. Необычны и очертания, рельеф местности. Она, конечно, менялась от времени, воды, ветра. Кажется, поставь огромный парус и гора поплывет по Волге.

У нас обветренные, загорелые лица. Сегодня суббота, заканчивается первая неделя. Работали до обеда. К полудню рассвирепел ветер. Западный.

Наши сегодняшние находки: целые удила – мы должны были найти что-то связанное с лошадьми, они у именьковцев были очень почитаемы (найденная раньше глиняная лошадка). Лошади использовались и в хозяйстве и в военном деле. Попался железный нож, ещё один осколок керамики со сложным геометрическим орнаментом. Возможно, принадлежит к более ранней азелинской культуре. Это говорит о связях двух культур.

Снова много именьковской керамики – особенно богат на нее второй слой. Отыскали маленькую стеклянную бусинку, медное кольцо. Что ж, выходит, женщины здесь все-таки жили. Может, здесь были жилища богатых семейств (судя по дорогим для того времени находкам)?

Нашли в середине раскопа в яме целое плоское дно сосуда. Копали вторую линию (правее, к тропе). Попадаются большие фрагменты керамики. В больших сосудах именьковцы могли хранить запасы зерна.

Продолжаем потихоньку откапывать и исследовать каменное сооружение ближе к оврагу. Склоняемся к мнению, что здесь могло находиться культовое место (здесь, выше были найдены топоры).

Перерыв на день – воскресенье. Надо осмыслить раскопки, проанализировать находки. Индивидуальных у нас уже более пятидесяти. Сегодня к ним добавились ещё два пряслица.

 

Вопрос об этнической принадлежности жителей поселения VI-VIIIвв. остается открытым. Неизвестно – чьими предками являлись именьковцы, откуда пришли и куда исчезли. Ряд ученых полагает, что в основном здесь жили представители двух крупных этносов – тюркского и сарматского, которые существовали несколько сотен лет. Исследования показали неоднородность представителей местного населения в прошлом. Если черепа с монголоидными чертами можно связывать с ранними болгарами, то узколицые, с неярко выраженными европеидными чертами мы можем связывать, прежде всего, с «местным» финно-угорским населением. Однако встречаются и представители групп населения, переселившиеся в золотоордынский период на Среднюю Волгу с юго-запада Восточной Европы.

 

Глава 5.

Кто такие именьковцы?

 

В степях Евразии в IV веке происходили большие этнические изменения. Не обошли стороной они и наш край. С этого периода, особенно с V века в Волго-Камье начинают проникать элементы тюркской культуры. Помимо части гуннов в крае появились и другие тюркские племена. Таковыми могли быть носители именьковской культуры. Очевидно, что именьковцы, как и некоторые другие племена, в свое время вынуждены были уйти с обжитых мест в результате захватнических войн Тюркского каганата. Последний период существования этой культуры (VIII в.) соответствует времени прихода булгар в Среднее Поволжье.

Вопрос о происхождении именьковцев остается открытым. Историческое название этого народа, его язык неизвестны.

Впервые именьковская культура была выделена В.Ф.Генингом (1922-1993 гг.) Им же впервые были выделены азелинская, ломоватовская, кушнаренковская культуры. Первые сведения о ней относятся к середине XIX века. К северо-западу от села Именьково Лаишевского уезда в излучине реки Брыска обращал на себя внимание высокий курган. О нем писали в 80-е годы XIX в. Ф.Х.Эрдман, К.Ф.Фукс.

В 1870-е годы близ села Именьково Лаишевского уезда учеными Н.Ф.Толмачёвым и А.Н.Степановым впервые был обследован Именьковский комплекс. Он включает в себя поселение и могильник разных эпох: бронзового века, азелинской, именьковской культур.

Большое внимание уделял именьковской культуре Н.Ф.Калинин. В 1938 году он проводил раскопки на Коптеловом бугре Болгарского городища.В нижних горизонтах земляной ямы – кладовки были обнаружены остатки зерна и соломы, а также лепная керамика. Под руководством ученого были проведены исследования экспедицией КФАН в Закамье (1946 г.), в Предкамье (1948 г.), на Правобережье Волги (1949 г.), в северо-западных районах Татарии (1950г.) Всего было выявлено 150 памятников именьковской культуры.

Первые обобщающие работы по этой культуре также принадлежат Н.Ф.Калинину. На основе материалов раскопок он пришел к выводу, что именьковцы перешли к пашенному земледелию и домашнему скотоводству. У них был высокий уровень ремесла, в частности металлургия железа. Анализ керамического материала показал: сосуды были гладкие и грубой ручной обработки. Некоторые материалы были близки находкам в районе Восточной Суры. Часть материалов представляла собой локальный вариант позднегородецкой культуры.

А.П.Смирнов увязывал именьковскую культуру с позднегородецкой. Погребения были схожи, по его мнению, с погребениями, раскопанными на Полтавщине. Он полагал, что именьковские племена являлись основной этнической массой местного населения, на которую наслоились булгары, в конце X – XI вв., завершившие процесс их ассимиляции.(20)

Схожая точка зрения высказывается авторами книги «Есть на Волге городок», утверждающими, что именьковцы пришли с запада, с Приднепровья, и во многом были родственны славянским и балтским племенам. (21) Такая же точка зрения приводится в Татарском Энциклопедическом Словаре под редакцией М.Х.Хасанова, изданном в 1999 году (стр.224).

На основе письменных источников восточных авторов Н.Ф.Калинин пришел к выводу, что памятники оставлены восточными буртасами. У археологов эта точка зрения не нашла поддержки.

По мнению Р.Г.Фахрутдинова во-первых, буртасы, в отличие от именьковцев, жили не до булгар, а одновременно с ними; во-вторых, территория именьковской культуры совпадает с основной этнической территорией Волжской Булгарии, а буртасы являлись соседями булгар, между ними было расстояние в три дня пути. (22)

А.А.Бурханов в своем «Отчете об исследованиях в Тетюшском районе в 2003 году» именьковскую культуру называет одновременно «восточно-буртасской» (стр.9)

Данный вопрос остается открытым. Что касается буртас, многие ученые связывают их с современной мордвой. Противники такого подхода обратили внимание на то, что, очевидно, буртасы являлись кочевыми и тюркизированными племенами, поэтому их нельзя отождествлять с оседлыми финно-угорскими народами лесной Мордовии. Высказывались также идеи о буртасском происхождении марийцев и чувашей. О буртасско-чувашской этнической параллели высказывала мнение М.Г.Сафаргалиева, заметив, что основная часть топонимов «буртас» приходится на территорию Чувашии. В последние годы возникла идея сравнивать буртас с нынешними татарами-мишарями, но это ещё требует научного обоснования.

В.Ф.Генинг, первоначально следуя за другими исследователями, считал, что именьковцы были финно-уграми и «составили основную массу населения Волжской Булгарии». (23) Но в последующих работах он отмечал, что «вопрос о взаимоотношении именьковской и булгарской культур остается пока совершенно не изученным ».(24) Основываясь на изучении ряда новых памятников, он полагал, что правомерно считать население Южного Прикамья, для которого характерна плоскодонная керамика (т.е. именьковская), древнетюркским.

Интересное предположение об этнической принадлежности именьковских племен высказал П.Д.Степанов, связывавший памятники именьковского типа с древними угро-мадьярами, покинувшими Поволжье в VII веке.(25)

Серьезного внимания заслуживает точка зрения А.Х.Халикова, считавшего, что именьковская культура сложилась на основе пришлых тюркских племен, которые растворили в своей среде местное население.

По мнению Р.Г.Фахрутдинова в составе гуннской орды на территорию Поволжья пришли и другие тюркские племена. Жили они в наших краях параллельно с именьковцами. В южных, закамских районах Татарстана, в бассейнах рек Черемшан и Сульча и южнее было обнаружено довольно много древних поселений. Их керамический материал – а это многочисленные остатки глиняных сосудов, вылепленных от руки,- очень напоминают именьковскую керамику. В то же время она и отличается от нее наличием своеобразных элементов.

Возможно часть тюркских племен в составе гуннской орды (ее северная часть) проникла в наш край и осела здесь, перейдя со временем к земледелию и скотоводству. Скорее всего, гуннами пришельцы не являлись.

Второе значительное проникновение в Волго-Камье тюркоязычных и, вероятно, угроязычных племен связано с усилением в VI - VIII вв. в Западной Сибири Тюркского каганата, расширившего свои владения до степей Поволжья и Подонья и вступившего в ожесточенную схватку с двумя крупнейшими раннесредневековыми государствами того времени – Сасанидским Ираном и Византией. Тюркиты и участвовшие в их походах многочисленные тюрко-угорские племена в течение VI– VII вв. господствовали в поволжских и южноуральских степях. Тогда же они, очевидно, проникали и в Прикамье и на Среднюю Волгу, в области, заселенные или родственными, или говорившими на близких языках племенами. Видимо об этом и свидетельствуют найденные серебряные и золотые изделия среднеазиатского, иранского и византийского происхождения.

К сожалению, ни именьковцы, ни их соплеменники не оставили нам ни своего имени, ни языка. Но можно уверенно сказать, что по данным археологии ещё до прихода болгар в Среднем Поволжье жили тюркские племена, оставившие нам ценные свидетельства своеобразной культуры.

Дневник раскопок - 2007

 

13 АВГУСТА.

Продолжили раскопки. Копали второй и третий слой второй линии. В углу десятого (крайнего к Волге) квадрата студент Гимранов Альберт нашел фрагменты толстой черной керамики. Предполагаем, что это место относится к раннему железному веку. Там был обнаружен железный серп с острым концом (около 10 см.). Попадаются крупные кости животных.

На первом участке Игорь случайно увидел редкую бусинку в бело-голубую полоску. По мнению К.А.Руденко подобные украшения делали только в Северном Причерноморье, где находились греческие колонии.

Попались обрезанный рог, костяное изделие в виде птицы с отверстием «глазком». Поверхность гладкая до блеска. Много раз касались пальцами? Бронзовое украшение нашел Коля. Он же отыскал фрагмент ещё одного тигля. Снова много костей животных, птиц, рыб, рыбьих позвонков, зубов животных.

Богат на находки первый квадрат к городу. Сегодня попались крупные куски железного шлака, стеклянная бусинка. Похоже здесь находилась мастерская. Но почему в этом месте встречаются женские украшения, по тому времени очень дорогие? Ими расплачивались за изделия или привезли с берегов Черного моря в качестве добычи?

Продолжили раскапывать каменное сооружение в середине. Наткнулись на крупный очаг, судя по массе золы и глины. Возможно, здесь было жилище, вокруг утоптанная площадка.

Известно, что древние племена с особым почитанием относились к огню. Забота об очаге в жилище была важнейшим делом. Возможно, глядя на дым от костра, люди представляли себе, что огонь в виде дыма поднимается в небо, чтобы снова вернуться на землю. У тюркских народов с огнем ассоциировались представления о рождении, росте, развитии жизни вообще. В мифологиях тюрки представляли огонь в образе Красной коровы, Красного быка, Красного петуха. По другим представлениям огонь олицетворялся с женским образом – огнем-матерью. Огонь считался частицей солнца в жилище. Огонь всячески оберегался и содержался в порядке и чистоте. Нельзя было осквернять огонь (бросать в него мусор, ногой толкать топливо, наступать на золу, плевать). Нужно было подкармливать огонь, угощать кусочками пищи и напитками. Огонь был покровителем жилища, имел очистительное качество. Оскверненную вещь держали над огнем, огненному очищению подлежал и человек, например, прибывший из другого племени, или дающий клятву.

Жаркая сухая погода, но ветер в городе прохладный. Возвращаешься в него вечером и окунаешься в прохладу.

Много посетителей на раскопе. Все интересуются, расспрашивают, мы устали отвечать. Все-таки многие интересуются древней историей города.

Определенный вывод можно сделать уже сейчас: место горы было важным пунктом с развитым металлургическим, гончарным производством, велись интенсивные торговые отношения с другими народами, включая дальними. Похожие бусинки, по предварительному выводу К.А.Руденко (полосатые «арбузинки») могли попасть сюда из древнего Ирана.

Но многое ещё предстоит обдумать, проанализировать. «Легко было быть студентом, - поделился ученый своими мыслями. – Нашел вещь, отдал руководителю, он определит. А когда сам ведешь раскопки – вся ответственность на тебе, тебе делать выводы. Поломаешь тут голову…»

 

15 АВГУСТА.

Вчерашние находки: костяной наконечник стрелы, подвеска из красного камня, костяное украшение синего оттенка, несколько пряслиц, куски железного шлака, железное изделие в виде гирьки, клык с отверстием, железный крючок, игрушка в виде ведерка или бочонка. Игрушки характерны для именьковских городищ. Попадаются и человечки, и кроватки, и бочонки, и барашки, и лошадки (чаще).

«Большая удача для ученого», - сказал К.А.Руденко, любуясь площадью раскопа сверху. Ямы расположены одна возле другой. «Такое я видел только на городище в Биляре». Схожая насыщенность. Плотность расположения ям высокая. Хозяйственные ямы выполняли функцию погребов. У одной на срезе хорошо просматривается стенка, бывшая раньше деревянной. В яму спускались по ступенькам – они тоже просматриваются хорошо. Видны следы от деревянной крышки, она обвалилась. В первых двух квадратах к оврагу заметен переход от одной ямы к другой. Большой очаг наводит на мысль о жилом предназначении объекта.

Снова говорили о Н.Ф.Калинине. Он был точен в описаниях. Его дневники написаны мелким, убористым почерком. Описания подробны, конкретны, многие археологи и сегодня ими пользуются. Он думал о будущих исследователях и своими записями старался помочь им. Настоящий, бескорыстный ученый. А жизнь его закончилась в бедности, в безвестности. Был увлекающимся человеком, писал стихи. Мы обратили внимание на то, что К.А.Руденко живет рядом со старым зданием педучилища, где преподавал когда-то историю Н.Ф.Калинин. Ходим той же дорогой на гору, которую исследовал Николай Филиппович. Его жизнь продолжается, ведь и мы ориентируемся на его записи. Константин Александрович высказал предложение назвать одну из улиц в Тетюшах именем Н.Ф.Калинина, он достоин этого.

На сегодня у нас уже 108 индивидуальных находок, не считая множества фрагментов керамики, костей, камней. Не все предметы понятны. Вчера обнаружили сплавленные в большой кусок железные продолговатые заготовки, напоминающие желуди. Что это?

После обеда среди скопления камней в середине раскопа Сережа, Рома и студентка педучилища Миляуша Баукина раскопали железный нож. Ребята работают уже по всем правилам археологии, ножами, скребками, кисточками.

В хозяйственной яме нашли целое дно сосуда. Почему он лежал в земле вверх дном? Редко попадаются сосуды (фрагменты), стоящие вертикально. Невольно думаешь о погроме, который учинили здесь завоеватели.

Игорь нашел ещё две бусинки в первом квадрате, одна расколотая. Зоркий глаз у мальчика.

Весь день занимались в основном технической работой. Очень плотное твердое место. Хозяйственные постройки, производственные мастерские, как мы полагаем, расположены близко друг от друга. Сейчас копаем шесть хозяйственных ям. Глубокой оказалась яма на первом к городу раскопе. Похоже, основана была на более древнем месте. Черной полосой соединяются ямы в первых квадратах. Здесь много находок. Полагаем, что здесь была металлургическая мастерская. Нам попались (на глубине более метра) кусок железного шлака и осколок керамики с необычным геометрическим рисунком. Азелинская культура? На разрезе раскопа виден придавленный сверху ход – след от деревянной крышки? Похоже, прежняя яма была засыпана, а над ней была возведена новая постройка.

Оказалось, сегодня неофициальный день археолога. Гостеприимные хозяева музея тепло поздравили нас, подарили набор открыток с видами Тетюш.

Жаркий, сухой день. Лишь к вечеру стало прохладнее, появились с запада облака, почудился даже запах дождя. Нам нужна сухая погода, а жару мы выдержим.

Интересно, какой календарь был у именьковцев, как они считали дни, знали ли протяженность лунного месяца? Наверняка замечали по ночам, что луна бывает «растущей» и «стареющей». День определялся по солнцу, часами служила тень от жилища. С наступлением темноты день заканчивался, наступало время мрака. Но утром снова его побеждало солнце. Были ли названия месяцев у них? Известно, что в средние века у тюркских народов сложились названия месяцев на основе наблюдений за природой: месяц большой жары, месяц большого мороза, месяц кукушки, месяц бурундука. Были отмечены и отдельные дни: Дождевая вода – 4 февраля, Ясная погода – 5 апреля, Начало лета – 6 июня, Белая роса – 8 сентября, Большие снега – 7 декабря. А у нас хоть по этому календарю и Начало уже осени, но стоят дни Большой жары.

Ребята всерьез «заболели» раскопками. Миляуша рассказала, что ей приснились древние камни со странными рисунками.

 

 

Глава 6.

Отношения с соседями

 

Куда исчезли именьковцы? Можно предположить, что они были поглощены более многочисленными булгарскими племенами (барсилами), пришедшими на Среднюю Волгу в конце VIII– начале IX вв.

Судить о взаимоотношениях именьковских племен с булгарами можно, опираясь на материалы Больше-Тарханского могильника. Обнаружен он был случайно. В 1939-1941 гг. при прокладке шоссейной дороги из села Большие Тарханы до села Сюндюково по обеим сторонам тракта в дорожных кюветах на протяжении 40-50 метров были обнаружены человеческие кости. Позже их находили на территории больницы. Памятник открыт АЭ КФАН в 1950 году А.Х.Халиковым. В 1957, 1960 гг. экспедицией под руководством А.Х.Халикова и В.Ф.Генинга было вскрыто 358 захоронений. В 1970 году Е.А.Халиковой изучено ещё 7 погребений.

Площадка могильника на западной окраине села занимает высокое плато в 500 м от левого берега речки Тарханки. Расстояние от Волги 7 километров. Памятник содержит материалы от эпохи бронзы до XV века.

Среди находок нет почти ни одного предмета, кроме древнемордовских, которые не имели бы аналогий с салтово-маяцкими древностями. Клеймо в виде буквы «Н» с боковыми линиями встречено на сосудах из Верхнее-Салтовского могильника, на кирпичах и костяном кистене из Саркела, а также среди знаков на камнях Маяцкого городища.

Салтово-маяцкая культура была сформирована в VIII веке хазарами в низовьях Волги. Хазары перешли на оседлость, начали заниматься земледелием и промысловым рыболовством. В создании культуры большую роль сыграли ранние булгары и аланы, поэтому она, в одинаковой степени считается культурой и Великой Болгарии. (Салтовский могильник находится в Харьковской области Украины, Маяцкое городище в Воронежской области).

Больше-Тарханский могильник мог быть оставлен группой булгарского населения, откочевавшего из Подонья или Приазовья в конце VII – начале VIII вв.(26)

В 1949 году на северной окраине города Тетюши были найдены остатки разрушенного могильника, частично исследованного в том же году Н.Ф.Калининым. При раскопках были обнаружены остатки не менее 6 погребений, из которых удовлетворительно сохранилось одно. Среди находок медные височные кольца, в виде простого несомкнутого круга. Могильник не сходен с Больше-Тарханским, кроме бронзовой пуговицы. Находки хронологически близки к Больше-Тарханскому могильнику, но танкеевского типа, культурно отличаются от больше-тарханских.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 476; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.146.105.194 (0.071 с.)