Модуль 1. Модели обучения и современные педагогические технологии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Модуль 1. Модели обучения и современные педагогические технологии



Учебные цели: раскрыть сущность понятия «педагогическая технология», признаки и критерии технологичности; познакомить студентов с научными основами, содержаниями и классификациями современных педагогических технологий.

 

Лекция I

Тема: Психолого-педагогические основы технологии обучения в профессиональной школе (2 часа)

План лекции:

1.Эволюционный анализ понятия «Педагогическая технология».

2. «Педагогическая технология» и «технология обучения».

3. Модели обучения.

4. Понятие, цель, предмет, существенные признаки технологии обучения.

5. Структура педагогической системы – системообразующий фактор технологии обучения.

6. Структура педагогической технологии..

6. Функции и классификация педагогических технологий.

Список литературы:

1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.

2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

3. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

4. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013.

5. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.

Лекция 2

Тема: Педагогическая задача как основа педагогической технологии (2 часа)

План лекции:

1. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач.

2. Взаимосвязь стратегических, тактических и оперативных педагогических задач.

3. Решение педагогических задач.

4. Оценивание решения педагогических задач

 

Список литературы:

1. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / под общ. ред. В.С. Кукушина. – М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 592 с.

2. Селевко, Г.К. Педагогические технологии на основе активизации, интенсификации и эффективного управления УВП / Г.К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий, 2005. – 288 с.

3. Хуторской, А.В. Методика личностно-ориентированного обучения. Как обучать всех по-разному?: пособие для учителя / А.В. Хуторской. – М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2005. – 383 с.

4. Зайцев В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013.

5. Зайцев, В.С. Самостоятельная работа студентов в условиях университетского образования. – Челябинск, 2013. – 198 с.

 

Информационное сопровождение:

~ Цели педагогических технологий ~

Одной из важнейших особенностей технологического подхода в образовании является наличие целей, дающих возможность педагогу оценивать свою работу и деятельность учащихся и оперативно вносить коррективы в образовательный процесс. Цели в педагогических технологиях конкретизируются.

М.В. Кларин рассматривает основные способы постановки учебных целей:

1. Определение целей через изучаемое содержание.

Определение целей через деятельность учителя.

Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика.

Постановка целей через учебную деятельность учащихся.

Цель обучения формулируется через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. Результаты обучения определяются так, что их можно точно определить двумя способами: 1– построение четкой системы (таксономии) целей, внутри которой выделены уровни. 2 – описанием целей максимально четким и конкретным языком.

Таксономия учебных целей была разработана в 50-е годы XX века известным американским педагогом Б. Блумом. Очевидно, что если ученик может достичь цели только первого уровня, его знания и общеучебные навыки будут невысокими. Достижение все более высоких уровней говорит о более высоком уровне успехов в учебе и общего развития учеников.

~ Таксономия учебных целей (по Б. Блуму) ~

1. Знание – запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до теорий. Общая черта – припоминание соответствующих сведений.

2. Понимание – умение интерпретировать, объяснить или перевести материал из одной формы в другую (из словесной в математическую или графическую), предположение о дальнейшем ходе события или явления, предсказание последствий, результатов.

3. Применение – умение использовать материал в конкретных условиях или новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий в новых теоретических или конкретных практических ситуациях.

4. Анализ – умение разбить материал на составляющие так, чтобы
ясно выступала его структура. Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Требуется осознание не только содержания материала, но и его внутреннего строения.

5. Синтез – умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Примером может служить план действий, схемы, совокупность обобщенных связей, соединение знаний из различных областей для того, чтобы решить проблему или выработать план ее решения.

6. Оценка – умение оценивать значение того или иного материала
для конкретной цели, оценить логику построения материала, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности. Суждения должны основываться на четких критериях – внутренних или внешних. Критерии либо определяются учащимся, либо задаются ему извне.

Лабораторная работа 1.

Модели обучения и современные педагогические технологии (2 часа)

План лабораторной работы:

1. Основные модели обучения в современном общем и профессиональном образовании

2. Педагогические технологии, их основные свойства.

3. Функции, принципы и структурные компоненты педагогических технологий.

4. Место педагогической технологии в целостной системе деятельности педагога.

5. Виды современных педагогических технологий, их назначение и особенности.

6. Выбор технологии обучения.

7. Критерии оценивания технологии обучения.

 

Самостоятельная и практическая работа:

Тема для дискуссии «Технология ограничивает педагогическое творчество или помогает творить, не отвлекаясь на рутину?»

 

Список литературы:

1. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов / Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.

2. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013

3. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320 с.

4. Балл, Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2000. – 192 с.

6. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Знание, 2004. – 225 с.

 

Лабораторная работа 2.

Педагогическая задача как основа педагогической технологии
(2 часа)

План лабораторной работы:

1. Сущность и специфика педагогической задачи. Типы педагогических задач.

2. Взаимосвязь стратегических, тактических и оперативных педагогических задач.

3. Решение педагогических задач.

4. Оценивание решения педагогических задач

Самостоятельная и практическая работа

Стимульный материал для мозгового штурма (из книги: Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: учебник. – СПб, 2011)

1. Ситуации для формулирования педагогических задач

2. Педагогические задачи для решения

 

Список литературы:

1. Борытко, Н.М. Педагогика: учебное пособие для вузов /
Н.М. Борытко, И.А. Соловцова, А.М. Байбаков. – М.: Академия, 2007.

2. Зайцев, В.С. Педагогические технологии: элективный курс для подготовки бакалавров и магистров. – В 2-х книгах. – Челябинск, 2013

3. Педагогические технологии: учеб. пособие / Под ред. В.С. Кукушина. – Ростов н/Дону, 2002. – 320 с.

4. Балл, Г.А. Теория учебных задач: Психолого-педагогический аспект / Г.А. Балл. – М.: Педагогика, 1990. – 184 с.

5. Беспалько, В.П. Слагаемые педагогической технологии / В.П. Беспалько. – М.: Педагогика, 2000. – 192 с.

6. Кларин, М.В. Педагогическая технология в учебном процессе: Анализ зарубежного опыта / М.В. Кларин. – М.: Знание, 2004. – 225 с.

 

Информационное сопровождение:

~ Классификация педагогических технологий ~

1.Традиционные технологии

2.Инновационные технологии

Традиционная технология обучения – это объяснительно-иллюстративное обучение.

Инновационные технологии классифицируются по 4 критериям:

1. Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся.

• Игровые технологии.

• Технология проблемного обучения

• Технология интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Ф. Шаталов)

• Технология уровневой дифференциации

• Технология индивидуализации обучения (Инге Унт, А.С. Границкая, В.Д. Шадриков)

• Технология программированного обучения

• Информационные технологии обучения.

• Интерактивные технологии (дискуссии, дебаты, соревнования).

• Технология решения интеллектуальных задач (ТРИЗ)

2.Альтернативные технологии

• Технология свободного труда (С. Френе)

• Технология проектного обучения.

• Технология мастерских.

• Дальтон-технология.

• Кейс-технология.

3.Природосообразные технологии

• Технология сбережения и укрепления здоровья

• Технология обучения детей с признаками одаренности

4.Технологии развивающего обучения

• Технология развивающего обучения Л.В. Занкова

• Личностно-ориентированное развивающее обучение (И.С. Якиманская).

• Технология саморазвивающего обучения (Г.К. Селевко)

Сравнительная характеристика традиционной и инновационной
модели образования

№ п/п Особенности Традиционная педагогика Инновационная педагогика
1. Цель Формирование знаний, умений и навыков Развитие личности
2. Интегральная характеристика «Школа памяти» «Школа развития»
3. Преобладающий тип и характер взаимоотношений Субъект - объектный Субъект - субъектный
4. Девиз педагога «Делай как я» «Не навреди»
5. Характер и стиль взаимодействия Авторитарность, монологичность, закрытость Демократичность, диалогичность, открытость, рефлексивность
6. Формы организации Фронтальные, индивидуальные Групповые, коллективные
7. Формы обучения Иллюстративно - объяснительные информационные Проблемные: проблемного изложения частично-поисковый, эвристический исследовательский
8. Ведущий принцип «Продавливания» «Выращивания»
9. Ведущий тип деятельности осваиваемый учеником Репродуктивный, воспроизводящий Продуктивный, Творческий, Проблемный
10. «Формула обучения» Знания - репродуктивная деятельность Проблемная деятельность - рефлексия - знания
11. Способы усвоения Заучивание, деятельность по алгоритму Поисковая мыслительная деятельность, рефлексия
12. Функции учителя Носитель информации, хранитель норм и традиций, пропагандист предметно-дисципли-нарных знаний Организатор сотрудничества, Консультант, Управляющий поисковой работой учащихся, консультант
13. Позиция ученика Пассивность, отсутствие интереса, отсутствие мотива к личностному росту Активность, наличие мотива к самосовершенствованию, наличие интереса к деятельности

 

Темы для самостоятельного изучения (13 часов)

№ п/п Тема для изучения Кол-во часов
  Место педагогической технологии в целостной системе деятельности педагога 4 часа
  Стратегические, тактические и оперативные педагогические задачи, их характеристика 6 часов
  Создание образовательной среды и использование ее возможностей 3 часа

Контрольные вопросы и задания к модулю

1. Каковы причины технологического подхода в организации процесса обучения? Каково место технологии обучения в целостном образовательном процессе?

2. С чем связана гуманитарная составляющая современной технологии обучения?

3. Каково место компетенций в проектировании технологии обучения? Ответ обоснуйте.

4. Проанализируйте известные вам определения педагогической технологии. Выделите на их основе наиболее важные признаки педагогической технологии.

5. Прочтите отрывки из книг В.П. Беспалько и В.А. Слас-тенина и проанализируйте их. Составьте примеры учебных целей каждого типа.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1648; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.140.108 (0.036 с.)