Методика 2. Определение уровня готовности детей к обучению в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика 2. Определение уровня готовности детей к обучению в школе



Основные направления наблюдения при изучении уровня готовности детей к обучению в школе Отметить знаком
Планирование(возможность организовать свою деятельность в соответствии с ее целью): низкий уровень планирования – действия ребенка не соответствуют цели; средний уровень планирования – действия ребенка частично соответствуют содержанию цели; высокий уровень планирования — действия ребенка полностью соответствуют содержанию цели  
Контроль(возможность (умение) сопоставить результаты своих действий с поставленной целью): низкий уровень – полное несоответствие результатов своих усилий и поставленной цели (ребенок сам этого несоответствия не видит); средний уровень – частичное соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие; высокий уровень – соответствие результатов усилий ребенка и поставленной цели, ребенок сам может сопоставить все полученные им результаты с поставленной целью.  
Мотивация учения(стремление находить скрытые свойства предметов, закономерности в свойствах окружающего мира и использовать их): низкий уровень — стремление ориентироваться только на те свойства предметов, которые доступны непосредственно через органы чувств; средний уровень – стремление ориентироваться на некоторые обобщенные свойства окружающего мира – находить и использовать эти обобщения; высокий уровень – стремление находить скрытые от непосредственного восприятия свойства окружающего мира, их закономерности и желание использовать их в своих действиях.  
Уровень развития интеллекта: низкий – невозможность (неумение) слушать другого человека; невозможность выполнять логические операции анализа, сравнения, обобщения, абстракции и конкретизации в форме словесных понятий; ниже среднего – невозможность слушать другого человека, ошибки в выполнении всех логических операций в форме словесных понятий; средний – невозможность слушать другого человека, выполнение простых логических операций: сравнения, обобщения в форме словесных понятий, ошибки в выполнении более сложной логической операции – абстракции, конкретизации, анализа, синтеза в форме понятий; высокий – возможны некоторые ошибки в понимании другого человека и ошибки в выполнении всех логических операций, но эти ошибки ребенок может исправить сам, без помощи взрослого; очень высокий – возможность слушать другого человека, возможность выполнить любые логические операции в форме словесных понятий.  
Ребенок к школе готов,если: умеет планировать и контролировать свои действия (или стремится к этому), ориентируется на скрытые свойства предметов, на закономерности окружающего мира, стремится использовать их в своих действиях. Умеет слушать другого человека и умеет (или стремиться) выполнять логические операции в форме словесных понятий.  

 

Вывод: ____________________________________________________________

___________________________________________________________________

 

10.4. Дополнительные сведения для определения уровня готовности ребенка к обучению в школе можно получить, проведя с ним беседу – «Давай с тобой немного поиграем…». Заранее приготовьте необходимые материалы.

Не планируйте задать все вопросы ребенку за один день – учитывайте его возрастные особенности! Распределите вопросы беседы с ребенком на все время прохождения практики. Предупредите родителей о задержке их ребенка после уроков минут на 10-15. После беседы с ребенком сделайте выводы для Характеристики.

Вопросы беседы с первоклассником

Направление изучения Вопросы ребенку Ответы ребенка, анализ
Изучение отношения ребенка к школе и учению 1. Хотел ли ты идти в школу? (Этот вопрос выявляет общее положительное или отрицательное отношение к началу обучения в школе). 2. Почему (по какой главной причине) ты хотел (не хотел) идти в школу? (Осознанные мотивы желания или нежелания идти в школу). 3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился? (Тебя готовили?) (Выявляет, какие собственные действия или действия с ним ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе). 4. Нравится ли тебе школа? Что тебе нравится (не нравится) больше всего? (Выявляет элементы школьно-учебной деятельности, наиболее привлекательные для ребенка). 5. Если бы ты перестал ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы свой день? (Определяет отсутствие или наличие у ребенка учебных ориентаций в ситуации необязательности посещения школы). 6. Если бы учительница предложила выбрать тему для урока, о чем бы ты хотел узнать, чем заняться? (Место школьных интересов среди всех в условиях свободного выбора).  
Определение уровня готовности ребенка к обучению грамоте 1. Знаешь ли ты буквы? Назови буквы: печатные, письменные. (Показываем буквы, расположенные в алфавитном порядке). 2. Прочитай слова. (Предлагаем прочитать слова типа: дом, рама, машина). Что обозначает каждое слово? 3. Прочитай предложение (Мама мыла раму). О ком говорится в предложении? 4. Прочитай рассказ или стихотворение. Расскажи, о чем ты прочитал. 5. Составь рассказ по картинке. (Ребенок составляет рассказ по сюжетной картинке). 6. Прочитай стихотворение наизусть. 7. Напечатай на слух слова: дом, пол, стол, папа, мама. 8. Напечатай свое имя.  
Определение уровня готовности ребенка к обучению математике 1. Сейчас – утро (день, ночь)? (Выяснение временных представлений у детей.) 2. Покажи правую руку (левую руку). Назови предметы, расположенные на стенах классной комнаты наверху, назови предметы, расположенные внизу, посередине, ближе к тебе, дальше от тебя. (Выяснение пространственных представлений.) 3. Пересчитай пальцы на руках. Сколько пальцев на правой руке? На левой руке? На какой руке пальцев больше? 4. Положи столько палочек, сколько у меня нарисовано кружков. 5. (Перед ребенком на парте выложите пять больших красных кружков и семь маленьких синих). Каких кружков больше: красных или синих? 6. (Положите на парте перед ребенком 3 игрушечные машины и 2 куклы). Сколько машин? Кукол? Чего больше? Чего меньше? (Посадили кукол на машины). Что изменилось? Машин стало больше? Меньше? Кукол стало больше (меньше), чем было? (Убрали одну машину). Что можно сказать о куклах и машинах, что изменилось? 7. Перед ребенком на парте 6 треугольников вверху и 7 — внизу. Где треугольников больше: вверху или внизу? 8. Определите, до которого числа считает ребенок. Я считаю 1,2,3… продолжи счет. 9. Назови цифры, которые знаешь. Напиши, если умеешь, эти цифры. 10.(Перед ребенком монеты.) Назови достоинства каждой. 11. У Саши было 7 конфет. Он угостил брата 4 конфетами. Сколько конфет осталось у Саши? 12. (Перед ребенком фигуры: треугольник, квадрат, прямоугольник, круг). Назови каждую из этих фигур. 13. Составь прямоугольник из двух треугольников.  
Выявление представлений об окружающем мире 1. Как называется страна, в которой ты живешь? 2. Назови город, в котором ты живешь. 3. Назови район города, в котором находится твой дом. 4. Назови имя, отчество твоих родителей. 5. Где они работают?  
Знание речевого этикета 1. С какими словами обращаешься утром к маме, бабушке, папе? А вечером перед сном? (Предполагаемый ответ: доброе утро, спокойной ночи, счастливых снов). С какими словами обращаешься утром (днем, вечером) к товарищу по классу, соседям по дому, к малознакомому человеку? (Доброе утро, добрый день, добрый вечер, здравствуйте). 2. С какими словами обращаешься утром к воспитателю, учителю, товарищу по классу? (Здравствуйте, доброе утро). 3. С какими словами надо обратиться к незнакомому человеку, чтобы он позвал кого-то, нужного тебе, передал книгу, коньки, пропустил к выходу в транспорте, в магазине, в кино? (Пожалуйста, передайте… Пожалуйста, позовите… Будьте добры, пропустите…). 4. С какими словами следует обратиться к незнакомому человеку и попросить его, чтобы он указал тебе дорогу к музею, театру, стадиону, нужному транспорту? (Не будете ли вы любезны сказать… Не будете ли вы добры сказать, как пройти…), 5. Что надо сказать, когда тебе что-то дарят, оказали услугу? (Благодарю, спасибо). 6.Что надо сказать, когда тебя о чем-то просят, а ты не можешь выполнить просьбу? (Извините… Извините, пожалуйста, я не знаю…).  

 

 

10.5. Отношение детей к школе изучается в последние дни педагогической практики. Для этого проведите анкету:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 211; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.111.183 (0.006 с.)