Этимологическое определение демократии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Этимологическое определение демократии



В современном языке слово «демократия» имеет несколько значений. Первое, основополагающее значение связано с этимологией, происхождением этого термина. «Демократия» переводится с древнегреческого как «народовластие» или используя расшифровку этого определения американским президентом Линкольном, «правление народа, избранное народом и для народа».

Производным от этимологического понимания демократии является ее более широкая, вторая, трактовка как формы устройства любой организации, основанной на равноправном участии ее членов в давлении и принятии в ней решений по большинству. В этом смысле вверится о партийной, профсоюзной, производственной и даже семейной демократии. Понимаемая в широком значении, демократия может существовать всюду, где есть организация, власть и правление.

С этимологическом пониманием демократии связаны также и другие — третье и четвертое — значения этого термина. В третьем значении демократия рассматривается как основанный на определенной системе ценностей идеал общественного устройства и соответствующее ему мировоззрение. К числу составляющих этот идеал ценностей относятся свобода, равенство, права человека, народный суверенитет и некоторые другие.

В четвертом значении демократия рассматривается как социальное и политическое движение за народовластие, осуществление демократических целей и идеалов. Это движение возникло в Европе под флагом борьбы с абсолютизмом за освобождение и равноправие третьего сословия и в ходе истории постепенно расширяет диапазон своих целей и участников. Современные демократические движения чрезвычайно разнообразны. Это социал-демократы, христианские демократы, либералы, новые социальные и другие движения.

 

 

Политическая и неполитическая концепции

 

Политическая демократия объявляет лишь формальное равенство всех индивидов перед законом. При политической демократии существует кодифицированное право, которое является основным источником для выявления позиций, определяющих истинную демократию, то есть при политической демократии все демократические элементы подробно описаны и разработаны в законодательстве. Политической демократией считается любая, декларирующая демократические принципы, что же касается выполнения этих деклараций, то демократия может и отказаться от этого или выполнять далеко не все пункты программы.

Неполитическая или социальная демократия более идеальна. Она представляет собой явление, когда демократические принципы выполняются на самом деле и для их выполнения не нужно кодифицировать их на бумаге. Социальная демократия – это демократия в действии. Она невозможна в больших группах, например, в государствах, даже, если государство позиционирует себя как демократическое, оно на самом деле не является таковым. Государство имеет механизм контроля над обществом, репрессивный аппарат, силы подавления волнений, фиксированные или нефиксированные налоги и сборы, то есть любое государство ограничивает самодеятельность индивида и, следовательно, вступает в конфликт с демократическими институтами.

 

 

Признаки демократии

Учитывая взаимосвязь нормативных и эмпирических определений демократии как формы государственного правления, можно выделить ее следующие характерные черты:

1. Юридическое признание и институциональное выражение суверенитета, верховной власти народа. Именно народ, а не монарх, аристократия, бюрократия или духовенство выступают официальным источником власти. Суверенитет народа выражается в том, что именно ему принадлежит учредительная, конституционная власть в государстве, что он выбирает своих представителей и может периодически сменять их, а во многих странах имеет также право непосредственно участвовать в разработке и принятии законов с помощью народных инициатив и референдумов. Периодическая выборность основных органов государства. Демократией может считаться лишь то государство, в котором лица, осуществляющие верховную власть, избираются, причем избираются на определенный, ограниченный срок. В древности многие народы нередко выбирали себе царей, которые затем имели право на пожизненное правление и даже передачу этого права по наследству. (У древних греков выборная монархия называлась «эсимнетия».) Однако в этом случае демократии еще не было.

2. Равенство прав граждан на участие в управлении государством. Этот принцип требует как минимум равенства избирательных прав. А в современной, сложно организованной политической системе он предполагает также свободу создавать политические партии я другие объединения для выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве.

3. Принятие решений по большинству и подчинение меньшинства большинству при их осуществлении.

Эти требования являются минимальными условиями, позволя­ющими говорить о наличии демократической формы правления в гой или иной стране. Однако реальные политические системы, основанные на общих принципах демократии, весьма существенно отличаются друг от друг, например античная и современная демократии, американская и швейцарская политические системы и т.д.

Названные общие принципы демократии дают возможность выделить основные критерии, позволяющие различать и классифи­цировать многочисленные теории и практические демократические подели и как бы измерять их.

 

Классификация демократий

Демократии классифицируются по разным признакам. Какой-либо единой классификации демократий не существует. Каждый исследователь ищет в демократии наиболее позитивные или негативные черты, на основании которых проводит собственную классификацию. Рассмотрим некоторые из них, используя различные принципы классификации.

Принцип: как понимается народ и осуществляется его суверенитет

Всеобщая – равные политические права для всего взрослого населения;

Социально ограниченная – политическая дискриминация по классовым или демографическим признакам;

Охлократия – власть толпы, черни. Аристотель понимал демократию именно так, поэтому считал её злом.

 

Принцип: как понимается народ

Индивидуалистическая – народ – совокупность отдельных личностей

Плюралистическая – народ – совокупность различных групп со своими интересами;

Коллективистская – народ – единое целое.

 

Принцип: как понимается форма осуществления власти народа

Прямая – граждане участвуют в подготовке, обсуждении и принятии решений (возможна только в малых группах);

Плебисцитарная – граждане участвуют в выборе посредством голосования;

Представительная – граждане участвуют в управлении опосредованно, через представителей.

 

Принцип: как понимается равенство

Политическая – формальное, юридическое равенство;

Социальное – фактическое равенство.

 

Принцип: как понимается отношение большинства к меньшинству

Деспотическая – абсолютная, неограниченная власть большинства, связанная с изменяющимися настроениями масс и произволом;

Тоталитарная – власть большинства требует полного подчинения личности и стремится к установке над ней полного контроля;

Конституционная – власть большинства в определённых рамках, её функции ограничиваются путём введения различных механизмов (конституция, законы и т.д.).

 

Основные методологические подходы к исследованию демократии

 

 

Нормативный подход

Понятие демократии как народовластия (и другие, производные от него трактовки демократии) является нормативным, поскольку базируется на нормативном подходе к этому феномену, предполагающем построение категории исходя из чело­веческих идеалов, ценностей и пожеланий. Демократия характеризуется в этом случае как идеал, основанный на таких основополагающих ценностях, как свобода, равенство, уважение человеческого достоинства, солидарность. В первую очередь именно своему ценностному содержанию демократия обязана такой популярностью в временном мире.

Нормативное понятие демократии имеет как сильную, так и слабую стороны. Его сила состоит в привлекательности содержащихся в нем ценностей, способности увлечь многих людей на практические действия по осуществлению демократического идеала. Слабость же такого определения демократии — в отрыве от действительности, ее идеализации. Реальная демократия нигде и никогда не была властью народа, что означало бы негосударственное, общественное самоуправление. С момента возникновения этого понятия демократия связана с государством, а значит и с принуждением, и в лучшем случае является властью большинства над меньшинством, чаще всего формой правления хорошо организованного привилегированного меньшинства, в большей или меньшей степени подконтрольного народу. Реальная демократия, как это еще будет боле подробно рассмотрено, во многом далека и от демократических ценностей: свободы, равенства и т.д.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 804; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.22.107 (0.009 с.)