Мы уверены, Что, если бы не проводили работу по данным разделам развития речи таким образом, то результаты были бы не такими успешными. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мы уверены, Что, если бы не проводили работу по данным разделам развития речи таким образом, то результаты были бы не такими успешными.



Вышеназванные игры и упражнения очень нравятся детям, вызывают у них чувство здорового соперничества, соревнования, а также способствуют повышения интереса к занятиям по развитию связной речи.

Благодаря целенаправленной работе по составлению рассказов по картине и сюжетным картинкам дети стали намного наблюдательнее и внимательнее.

У детей отмечается сознательное отношение к рассматриванию картин, что отражается в речи: дети с помощью языковых средств стараются подробно рассказать о событиях, изображённых на картинах или картинках, увереннее подбирают и используют слова, характеризующие настроения, внутренние переживания, эмоциональные состояния героев.

В итоге хочется отметить, что методика формирования связной речи у детей старшего дошкольного возраста будет эффективна при соблюдении следующих условий: развитии логики, навыков структуирования текста через специально организованные занятия; применения вариативной наглядности, обогащающей содержание детского монолога; использования специальных речевых упражнений, направленных на развитие всех сторон речи, особенно ее семантики.

Развитие творческого мышления и речи детей через ТРИЗ – РТВ-технологию

Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. И от этих данных во многом зависит его общее психическое развитие и будущая успешность в школе. Вот почему в ОТСМ-ТРИЗ-педагогике основное внимание уделяется именно этим направлениям – развитию речи, мышления и воображения. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его мышления.

Современными психолого-педагогическими исследованиями установлено, что мышление и речь взаимосвязаны и взаимозависимы.

Именно методы ОТСМ-ТРИЗ-РТВ позволили создать методики по развитию речи дошкольника, которые наилучшим образом позволяют педагогам решать проблемы речевого развития. При этом у ребят формируется умение работать по моделям, они позволяют ему организовывать собственную речевую деятельность творческого характера. Об уровне развития мышления, воображения и речи педагог может судить по речевому продукту, который создает ребенок.

Чтобы повысить уровень выразительности речи дошкольников, педагоги нашего дошкольного учреждения начинают свою работу с обучения созданию сравнений с трехлетнего возраста. Упражнения проводятся не только на занятиях по развитию речи, но и в свободное время.

В младшем дошкольном возрасте педагоги отрабатывают модель составления сравнений по признаку цвета, формы, звука, вкуса… Воспитатель учит детей выделять признаки объектов и сравнивать их с признаками других, составляя сравнения по какому-то признаку. Педагог, показывая картинку, спрашивает.

- Что это? (огурец).

- Какой огурец по цвету? (зеленый).

- Что еще бывает такого же цвета? (травка, яблоко, елка, кузнечик, листок…).

- Послушайте, какое предложение я составила про огурец: «Огурец по цвету такой же, как елочка». Именно повторы позволяют детям понять, что признак – это понятие более общее. Постепенно тренинги усложняются: на пятом году жизни не произносится признак, а оставляется только его значение.

Воспитатель, показывая картинку, спрашивает:

- Что это? (репка). Какая репка по цвету? (желтая).

- Что еще бывает такого же желтого- цвета? (лимон, серединка у ромашки, солнышко, бабочка-лимонница…)

- Какое сравнение можно составить о репке? (Репка желтая, как лимон) В сравнениях усиливается характеристика второго объекта (репка желтая, такая же, как спелый лимон).

В старшем возрасте по заданному воспитателем признаку дети учатся самостоятельно делать сравнения. Воспитатель показывает картинку с изображением елочки. Педагог просит сделать сравнения с другими объектами (цвету, форме…) Ребенок сам выбирает какие-либо значения данного признака.

Елочки по цвету зеленая, как травка.

Развитию творческой речевой деятельности детей, обучению образной речи способствуют тренинговые занятия в художественной мастерской. Когда из-под кисти «маленького художника» рождаются чудесные рисунки «Овощного короля», «Цветочной принцессы», «Фруктового принца»…

Голова по форме какая? (круглая.)

Какие овощи бывают такой же формы? (репка, тыква, помидор, лук…)

Какое сравнение у нас получилось? (голова круглая, как репка.)

Воспитатель:

Что это? (глаза), какие они по цвету? (синие).

- Какие цветы бывают такого же синего цвета? (незабудки, васильки, анютины глазки…)

И у нас получилось следующее сравнение (глаза синие, как васильки.)

Так постепенно совместными усилиями мы достигаем желаемых результатов в обучении наших воспитанников выразительности речи, развитию творческой речевой деятельности.

Параллельно с обучением составлению сравнений нашими педагогами проводилась работа по составлению загадок. Традиционно в дошкольном детстве работа с загадками основывается на их отгадывании. Верный ответ одаренного ребенка на конкретную загадку очень быстро запоминается другими детьми. Если педагог через некоторое время задает ту же самую загадку, то большая часть детей группы просто вспоминает ответ.

Развивая умственные способности ребенка, важнее научить его составлять собственные загадки, чем просто отгадывать знакомые. Наши педагоги в своей работе используют модели составления загадок. Дети получают радость от речевого творчества. Обучение детей составлению загадок мы пробуем с детьми с 3,5 лет. Однако, в этом возрасте это будет коллективный речевой продукт, сочиненный совместно со взрослыми. В группе «Почемучки» 4-5 лет дети более активно подбирают сравнения объектов по заданным их признакам, сочиняя загадки. Так составляя сравнения по двум и более признакам, мы учим детей умению понимать сравнения, побуждаем их к составлению загадок по модели «какой -что такое же». Старшие дети не только сочиняют самостоятельно в подгруппе, паре или индивидуально, но и выбирают модели сочинения загадки.

Результатом, при проведении занятия на тему «Предметы, облегчающие труд человека в быту», явились следующие загадки;

Светло-зеленый, как трава.

Гудящий, как пчела.

Овальный, как кабачок. (Пылесос).

Далее педагог просит детей дать образные характеристики объектов, выбранных для сравнения. После заполнения второй таблички справа воспитатель предлагает прочитать загадку, вставляя между строчками правого и левого столбцов связки «как» или «но не».

Светло-зеленый, как весенняя трава.

Гудящий, как летящая пчела.

Овальный, но не толстый кабачок. (Пылесос).

Работа с моделью 2 проходит аналогично работе с первой моделью. После проведения наблюдения с детьми на прогулке за птицами (галка). У нас получилась вот такая загадка:

Ходит, но не человек.

Летает, но не самолет.

Каркает, но не ворона. (Галка)

Умение составлять загадки пригодилось нашим воспитанникам при участии в экологическом проекте «Дерево года». «Деревом года» была выбрана ель - лесная красавица, украшающая участок ДУ. И эти чудесные строки загадки о ней:

Зеленая, как трава.

Мохнатая, как медведь.

Колючая, но не кактус. (Ель).

С целью развития словесного творчества одаренных детей в практике работы мы используем лимерики. Как правило, это стихотворение состоит из 5 строк. Лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель. Такие занятия мы начинаем с детьми 4–5 лет. Из вышеизложенной рифмовки с добавлением последующих у нас получился лимерик:

Жил-был снегирек,

Красный, как огонек.

К нам в детский сад прилетал

И зернышки на кормушке клевал.

Вот как мы заботимся о птичках.

В процессе составления стихов у детей не только развивается словесное творчество, они учатся делать выводы, мораль, заботиться о своем здоровье, своих близких, «пернатых друзьях».

Жила-была прозрачная сосулька.

Была она твердая, как пулька.

Подошел к ней мальчик и сбил,

И себе он в рот положил.

А потом мальчик заболел

После рассматривания картины в группе «Фантазеры» «Птицы зимой» –появились новые загадки и лимерики о зимующих птицах; зимних явлениях.

Разноцветная, но не радуга.

Летает, но не бабочка.

Пушистая, но не елочка. (Синица)

Жило-было ветвистое дерево



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 239; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.222.47 (0.01 с.)