Вопрос 69. Этические основы взаимоотношений адвоката с судом и другими участниками судебного разбирательства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 69. Этические основы взаимоотношений адвоката с судом и другими участниками судебного разбирательства.



Основной принцип этического поведения адвоката в суде можно свести к двум основным моментам: адвокат должен достичь наилучшего результата для своего клиента, при этом не обманывая суд и не нарушая закон.

Долг адвоката заключается в том, чтобы воспользоваться судебным разбирательством с наибольшей выгодой для клиента, но его долг заключается также и в том, чтобы не злоупотреблять процессуальными нормами.

Не следует обсуждать обстоятельства дела с судьями наедине. Это может быть неправильно истолковано другими участниками процесса или судьями.

В большинстве случаев позиции в суде адвоката и клиента совпадают. Хороший адвокат по уголовным делам тщательно изучает все материалы дела, разрабатывает юридическую оценку деяний своего клиента, изыскивает смягчающие его вину обстоятельства и положительные данные о личности, т.е. делает все для оправдания клиента или смягчения его ответственности.

Совершенно по другому ведется работа по гражданскому или арбитражному делу, где имеет место состязательность сторон и где обе стороны представляют свои доказательства. В этих делах важно соблюдать честность, не учить свидетелей, что и как им надо сообщить суду, и не оказывать на них давления, не фальсифицировать документы и обстоятельства дела, но с другой стороны, принять все предусмотренные законом меры для защиты законных интересов своего клиента.

Адвокат должен сделать все от него возможное для ускорения судебного разбирательства, если это соответствует интересам клиента. Практика некоторых адвокатов по необоснованному затягиванию судебных дел дурно влияет на репутацию таких адвокатов, может привести к жалобам со стороны судов и, соответственно, к дисциплинарному делу в отношении такого адвоката.

Адвокат в суде не должен делать заведомо ложных заявлений по любым вопросам. Нельзя представлять суду доказательства, заведомо являющиеся ложными. Адвокат может отказаться представлять суду доказательства заведомо ложные, но это не означает, что его клиент не может представлять такие доказательства, хотя разумнее всего убедить клиента, что эти доказательства могут при определенных условиях работать только против клиента.

По общему правилу, адвокаты не должны делать заявлений или утверждений, не поддерживаемых клиентом или не соответствующих его инструкциям. Тем не менее, если адвокат твердо уверен, что на клиента оказывается какое-то негативное воздействие или клиент неправильно воспринимает ситуацию и не хочет признать это, то адвокат может взять на себя риск иметь отличную от своего клиента позицию. Но это очень сложный и опасный метод защиты. Он должен быть четко продуман, согласован с другими более опытными коллегами и, может быть, с руководством своей фирмы, коллегии адвокатов.

Следует избегать в суде декларативных, не аргументированных утверждений. Они не помогут ни клиенту, ни адвокату, а скорее могут повредить.

Не следует голословно обвинять противоположную сторону в преступлениях или каких-то аморальных поступках, например, обвинении в мошенничестве. Это может быть только в том случае, если у адвоката есть четкие указания от клиента и достаточно доказательств по такому обвинению.

Нельзя делать заявлений или задавать вопросы клеветнического характера с целью оскорбить, очернить свидетелей, потерпевшего, других лиц, участвующих в процессе.

Адвокат не должен препятствовать противной стороне к получению доказательств, незаконно изменять, уничтожать или скрывать материалы, имеющие доказательственное значение. Равно адвокат не должен рекомендовать или содействовать другому лицу в таких действиях.

Нельзя оказывать давление на свидетелей, третировать их и рекомендовать им давать какие-либо не соответствующие действительности показания.

Нельзя рекомендовать клиенту не выполнять требований суда, проявлять неуважение к суду.

Адвокат не должен выступать в одном и том же суде как защитник и как свидетель кроме случаев, если это не нанесет вреда интересам его клиента.

Адвокат и другие участники процесса

Совершенно очевидно, что адвокат должен уважать суд. Своим поведением и внешним видом (одеждой) он не должен бросать вызов суду. Адвокат должен подчиняться требованиям суда, и у суда есть достаточно механизмов заставить адвоката это сделать.

Отношения с обвинителем. Как правило, в процессе стороны конфликтуют, но ни в коем случае нельзя переносить этот конфликт из зала судебного заседания в повседневную жизнь. Нельзя давать волю своим эмоциям и делать из своего процессуального противника врага. Нельзя переходить определенные границы общепризнанных правил поведения и вежливости, даже если обвинитель допускает подобные нарушения. Адвокат может обратить внимание суда на недостойное поведения обвинителя и просить суд принять меры к нему. Если процессуальный противник другой адвокат, надо соблюдать эти же правила. При допросах не следует задавать наводящих вопросов - такой вопрос может быть снят судом, и это только повредит клиенту.

Особенно следует отметить отношения с потерпевшим. Во многих случаях у потерпевшего и подсудимого очень конфликтные отношения. Нельзя вести себя наравне с подсудимым и продолжать конфликт. Адвокат должен быть выше этого, и такое поведение будет оценено и судом, и другими участниками процесса. Нельзя забывать, что многие потерпевшие, особенно по делам о сексуальных преступлениях, пережили не только физические муки, но и глубоко страдают нравственно. Следует щадить их чувства.

В отношениях с другими возможными участниками процесса также следует соблюдать вежливость и профессиональную этику.

 

Вопрос 70. Этические основы взаимоотношений адвоката с коллегами по профессии. Этические требования к распространению информации об адвокатах и адвокатском образовании.

Для реального подъема престижа адвокатской профессии, пожалуй, одним из важнейших является правильное построение отношений адвоката с его коллегами. В эти отношения должны входить общие понятия, такие как уважительное, доброе, отзывчивое отношение друг к другу.

Основной принцип этих отношений сформулирован в "Общем кодексе правил для адвокатов стран ЕС" - "Адвокат обязан признавать всех других адвокатов из входящих в Сообщество государств в качестве коллег по профессии и поступать по отношению к ним в соответствии с нормами порядочности и уважения". Уважение к своему товарищу по профессии, к его личности, деловой и общественной репутации должно быть руководящим правилом для каждого адвоката, нравственной обязанностью которого является забота о достоинстве носимого звания и престижа адвокатуры. В виде правила, эта этическая установка может быть сформулирована следующим образом:

Поведение адвоката по отношению к другим адвокатам должно основываться на уважении и доброй воле.

Все эти благие пожелания на практике для адвоката всегда связаны с рядом самоограничений, с необходимостью поступать не так как хочется, а так как должно, с подчинением своих личных интересов интересам корпорации, правилам и стандартам профессионального поведения.

Адвокатская этика требует того, что ни при каких обстоятельствах нельзя допускать в общении с кем бы то ни было неуважительных, оскорбительных отзывов в отношении деловых или личных качеств другого адвоката. Столь же очевидна и неприемлемость какой-либо необъективной критики или критики без необходимости - любого другого адвоката, а также критики в целях привлечения клиентов или "перехвата" клиентов.

Адвокату всегда необходимо помнить о том, что любые неприязненные чувства, существующие или возникшие между клиентами, особенно во время судебного процесса, не должны влиять на адвоката в его поведении как по отношению к другим адвокатам, так и по отношению к клиентам. Личная враждебность между адвокатами, занимающимися конкретным делом, может привести к тому, что она будет препятствовать правильному рассмотрению дела, а решение суда будет принято под влиянием эмоций.

При любых обстоятельствах адвокату следует избегать жесткой практики, т.е. попыток использования всех без разбора ошибок адвоката второй стороны, его промахов, нарушений, тем более, если таковые не влияют на существо дела и не нарушают права клиента. Замечания личного характера между адвокатами, попытки "подставить" другого адвоката, критические выпады в адрес своего коллеги по поводу его непрофессионализма, малого профессионального опыта в противовес собственным профессиональным заслугам в ходе судебного процесса следует расценивать как недопустимые. Как и в большинстве других случаев, соблюдение этих правил имеет важное значение как для самого адвоката, так и для всей адвокатуры в целом.

Так же поведение адвоката должно включать такие элементарные правила, как недопустимость прямого контакта по каким-либо вопросам с противоположной стороной в споре, минуя адвоката той стороны: адвокат не должен общаться или пытаться обсуждать спорный вопрос напрямую с другой стороной в деле, кроме как через или с согласия этого адвоката. Недопустимым является также и несогласованное с собеседником (и в частности со своим коллегой) использование аудио - или видеозаписи. Другое дело, что в некоторых случаях, адвокат вправе настаивать на производстве такой записи, но только не осуществлять ее тайно.

Весьма большое практическое значение имеет также личная ответственность адвоката перед коллегами и судом за ненадлежащее использование положений процессуального закона. Такое как недопустимость затягивания процесса путем использования различных процессуальных формальностей, если только отложение дела не оправдывается законными интересами клиента

И, наконец, важнейшим правилом адвокатской этики следует признать готовность со стороны адвоката оказать максимальное содействие своему коллеге в его профессиональной деятельности, помочь советом в определении правовой позиции, в разборе сложного правового спора, коллизии. При этом адвокату нельзя забывать о, так называемом, чувстве такта - не брать на себя решение вопросов к нему не относящихся - общей тактики ведения дела, гонорарной политики и т.п.

Информация. Офисы юридической фирмы должны быть доступны для клиентов каждый рабочий день, клиенты должны знать, где ведется прием, адрес, телефоны. При работе с клиентами по телефону они должны знать, с кем они говорят, они должны знать о порядке ответов на телефонные звонки. Лица, ведущие работу по телефону, должны быть вежливы, четко называть название своей фирмы, здороваться с клиентом, по возможности, отвечать клиенту наиболее полно, а если необходима дополнительная информация, то предложить клиенту перезвонить и сообщить правильный ответ на его вопросы.

Каждый адвокат, работающий по телефону, должен знать и чувствовать, что он ответственен за ту информацию, которую он сообщает клиенту по телефону, в равной степени с той информацией, которую тот сообщает клиенту при личной беседе или письменно.

В помещении фирмы в рабочее время всегда должен находиться партнер или партнеры, обладающие правом принятия решения от имени фирмы, разрешения споров, жалоб, владеть всей необходимой информацией по работе адвокатов и информации об адвокатском образовании.

Партнер, да и любой адвокат должен соблюдать правила работы с документами, в частности, с поступающей и исходящей информацией. Небрежное оформление документов, несвоевременные и некачественные ответы письменно говорят сами за себя и показывают в негативном свете и всю фирму. Очевидно, что фирма, небрежная в работе с письменными документами, небрежна и во всех остальных аспектах работы с клиентами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-29; просмотров: 1996; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.244.216 (0.009 с.)