Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ценовая дискриминация: условия, формы, последствия.



Когда фирма-монополист продает один и тот же товар разным потребителям по разным ценам, при этом издержки производства и обслуживания покупателей не различаются, то имеет место ценовая дискриминация (ЦД).

Условия ЦД:

- фирма (-ы) на данном рынке обладает значительной рыночной властью;

- покупатели не имеют возможности перепродать данную продукцию или услуги;

- фирма разделяет покупателей на разные группы, исходя из эластичности спроса: покупателям с высокой эластичностью спроса она предлагает относительно низкую цену, а с низкой - высокую.

Формы ЦД:

1) совершенная ЦД (I степени). Связана с возможностью производителя устанавливать цену на каждую единицу блага в соответствии с ценой спроса на последнюю. В этом случае каждый покупатель платит за товар свою цену, равную его индивидуальной цене спроса. (Врач редкой специализации в частной клинике).

2) ЦД по объему покупки (II степени). Цены блага одинаковы для разных покупателей, но различаются в зависимости от объема покупок. Блага продаются партиями, на каждую партию – своя цена. В форма накидки или скидки к цене.

3) ЦД на сегментированных рынках (III степени). Предполагает установление разных цен цен для разных категорий покупателей – студентов, пенсионеров, детей и др.

Все формы ЦД позволяют монополисту завышать цены и тем самым перераспределять излишек потребителей в свою пользу.

Последствия ЦД: с одной стороны, монополист, занимающийся дискриминацией, увеличивает свои прибыли; с другой стороны, дискриминирующий монополист имеет возможность производить большой объем продукции, т.е. брать на себя определенную долю производства дискриминируемого субъекта хозяйствования.


*** Основные черты монополистической конкуренции. Дифференциация продукта. Неценовая конкуренция. Дифференциация и усовершенствование продукта. Реклама. Издержки неценовой конкуренции.

Монополистическая конкуренция – рыночная структура, состоящая из множества мелких фирм, выпускающих неоднородную продукцию и имеющий относительно свободный вход и выход с рынка. Обладающие рыночной властью продавцы дифференцированного товара конкурируют за объем продаж.

Борьба на рынке монополистической конкуренции осуществляется в 2 основных формах: ценовой и неценовой конкуренции.

Ценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателей с помощью установления более низких, чем у соперника цен. Демпинг – практика продажи продукции по цене, умышленно установленной на уровне, достаточно низком для вытеснения конкурентов из бизнеса.

Неценовая конкуренция – действия фирм, направленные на привлечение покупателя повышением потребительской ценности товара. Здесь используются три главных воздействия на конкурента: дифференциация продукта, совершенствование качества изделий и реклама.

Дифференциация продукта представляет собой качественную разнородность однотипных продуктов, т.е. каждый товар в какой-то степени уникален и вместе с тем имеет массу более или менее похожих на него товаров-аналогов. Но дифференциация продукта является благом до определенного предела, когда потребитель начнет путаться, разумный выбор станет трудным, покупки начнут отнимать много времени и тогда потребитель начнет судить о полезности товара по цене, а приоритет дифференциации продукта окажется утраченным.

Факторы дифференциации: - это различия в качестве (дизайн, свойства и т.д.); в сервисе (сервисное обслуживание, доставка, проверка и т.д.); в рекламе.

Дифференциацию продукции следует прекратить, когда издержки выхода на рынок сравнятся с доходом от продажи нового продукта.

Совершенствование качества продукции может происходить по двум направлениям: во-первых – удачное улучшение качества продукции одной фирмы вынудит конкурента также вести усовершенствования; во-вторых – прибыли, полученные от внедрения технических новшеств, могут быть использованы для финансирования дальнейшего совершенствования продукта.

Фирме следует улучшать качество своей продукции до тех пор, пока дополнительный доход, получаемый за счет более высоких цен, не сравняется с дополнительными издержками, связанными с улучшением качества продукции.

Реклама – наиболее частный и простой способ «подталкивания» продукта к реализации. Ее действенность становится наиболее значимой за счет информированности потребителя о наличии того и иного вида продукции. Свойства воздействия рекламы – география расположения товара, особенности качественных достоинств, эстетические свойства и комфортность торговой марки, ценовая приемлемость и доступность товара.

Но с рекламой связаны значительные постоянные издержки. Средние издержки реализации сначала убывают, распределяемые на большее кол-во единиц товара, а затем по мере роста действительных продаж возрастают. Издержки на рекламу – дискретные: добившись увеличения спроса на свой продукт при помощи рекламы, фирма может сократить издержки реализации, полгая, что спрос сохранится в достигнутом размере. Однако предсказать равновесный уровень рекламных расходов невозможно.

Негативные следствия рекламы:

- усиливает монополизацию;

- отвлекает значительную часть людей и других ресурсов от реального сектора экономики;

- значительно увеличивает размер внешних издержек;

- расходы на рекламу в основе своей непроизводительны;

- выполняет функцию убеждения, а не информирования, к-ое идет через радио, телевиденье, печать и т.д.

 


17. Равновесие фирмы-монополистического конкурента в краткосрочном и долгосрочном периоде (максимизация прибыли, минимизация убытков). Монополистическая конкуренция и эффективность.

Краткосрочный период – получение эконом. прибыли либо столкновение с убытками, т.е. политика максимизации прибыли либо политика минимизации убытков. Т.к. фирма является «искателем цены», причем фирм много, но каждая из них настолько мала, что не зависит от других, то кривая спроса убывает. При этом отличие продукта дает фирме возможность хотя незначительно, но поднять цену на свой товар, не потеряв своих покупателей. Объем выпуска определяется пересечением кривой предельных издержек (МС) и кривой предельного дохода (MR), а колебание цены задается высотой кривой спроса. Поскольку цена товара находится выше средних общих издержек (ATC), фирма, наряду с нормальной прибылью, получает эконом. прибыль. Фирма проводит политику минимизации убытков – когда цена товара ниже средних общих издержек (ATC). Фирма будет вынуждена закрыться, если цена товара будет ниже средних переменных издержек (AVC).

Долгосрочный период. В отрасль идут новые фирмы, привлекаемые прибылью, в результате чего кривая спроса на продукцию фирмы сдвигается вниз и становится более эластичной. Кривая предельного дохода тоже сдвигается вниз. И это будет продолжать до тех пор, пока цена на продукт при выпуске MR=MC будет оказываться выше средних общих издержек ATC. Эконом. прибыль сводится к нулю, доход равен общим издержкам – т.е. фирма функционирует безубыточно. Но, во-первых, равновесная цена при монополистической конкуренции выше равновесной цены, к-ая имела бы место при совершенной конкуренции – т.е. потребитель «переплачивает» за товар. Во-вторых, при монополистической конкуренции фирма выпускает меньшее кол-во товара, чем при минимуме долгосрочных средних издержек. Разница между кол-вом товара, соответствующим минимуму долгосрочных средних издержек, и кол-вом, выпускаемым фирмой, называется избыточной мощностью (т.е. такой же выпуск товара возможен при более низких издержках и меньшим кол-вом фирм, находящимся в отрасли). Чем больше фирм в отрасли, тем меньше прибыль каждой.

Неэффективность монополистической конкуренции:

1. не обеспечивает ни эффективное использование ресурсов (т.к. цена выше предельных издержек), ни производственную эффективность (т.к. производят меньший, чем эффективный объем продукции);

2. нет оптимального разнообразия товара;

3. на рынке вместо существующего числа фирм могло бы действовать меньшее их кол-во, но при полной занятости ресурсов производить такую же или большую величину продукции, а это усилит монополистическую тенденцию и сузит рамки конкуренции. Кроме того, ограничение числа действующих фирм на рынке фирм приведет к ограничению номенклатуры производимых благ и услуг.

 

 


19. Основные признаки олигополии. Стратегическое взаимодействие фирм в условиях олигополии. Типология моделей олигополии. Модель, основанная на кооперативной стратегии (модель картеля). Модели, основанные на некооперативной стратегии: модели с последовательным принятием решений (модель лидерства по ценам, модель лидерства по объему выпуска), модели с одновременным принятием решений (модель с одновременным установлением объемов выпуска, модель с одновременным установлением цен – ценовые войны).

Олигополия – тип рыночной структуры, для к-ого характерен контроль со стороны нескольких фир над основными объемами производства и реализации продукции в отрасли.

Олигополии возникают путем слияния нескольких фирм в одну либо слияние фирм-покупателей – олигопсония.

Черты олигополии: 1) контроль за ценами субсидиарен; 2) «барьеры стратегического сдерживания»; 3) используются преимущественно методы неценовой конкуренции.

Типы: однородная (в отраслях, в к-ых производится стандартизированная продукция – сталь, цемент) и дифференцированная (производство дифференцированной продукции – автомобили, телевизоры).

Стратегическое взаимодействие проявляется в двух формах: кооперативной и некооперативной

Модель, основанная на кооперативной стратегии, учитывает, что фирмам зачастую выгодно, определить общий объем производства, долю каждой фирмы, назначить единую цену, обозначить единые условия найма, разделить рынки сбыта. Т.е. фирмы учреждают картель – группа фирм, действующих совместно и согласующих решения, как если бы они были единой монополией.

Дуаполия – простейшая олигополистическая ситуация, когда на рынке действуют только две конкурирующие между собой фирмы.

Модель лидерства по объему (равновесие Штекельберга): фирмы приминают решения относительно объемов производства товаров. Фирма-лидер устанавливает объем, а ведомая фирма реагирует на действия лидера, к-ый в свою очередь должен учитывать предполагаемую реакцию ведомого.

Модель лидерства по ценам: лидер устанавливает цену. Фирма-лидер, чтобы максимизировать прибыль, выберет такое сочетание цены и объема производства, при к-ом предельные издержки будут равны предельному доходу.

Модель с одновременным установлением объемов выпуска (равновесие Курно): каждая из фирм выбирает объем производства, позволяющий максимизировать ее прибыль при заданных ожиданиях в отношении выбора других фирм. Равновесный объем – сочетание объемов выпуска каждой из фирм, при к-ом ни у одной из них нет стимулов для изменения своего решения, прибыль каждой максимальна при условии, что конкурент сохранит данный объем выпуска.

Модель с одновременным установлением цен (равновесие Бертрана): фирма устанавливает цену на свой товар при заданных ожиданиях в отношении цены, к-ую выберет другая фирма. Цены устанавливаются на максимально низком уровне, т.к. фирмы лишь предполагают действия конкурентов.

Ценовая война – цикл последовательных уменьшений цен конкурирующими фирмами. В равновесии оба продавца назначат примерно одинаковую цену P=AC=MC.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 252; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.017 с.)