Методика исследования мотивации учения М.Р.Гинзбург 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методика исследования мотивации учения М.Р.Гинзбург



Стандартная беседа Нежновой

 

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на кото­рые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отноше­нии школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Возможные варианты ответов и их оценка

А - Ориентация на содержание учебной деятельности……2 балла

Б - Ориентации на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни………1 балл

В - Ориентация на внешкольные виды деятельности и условия………. 0 баллов

 

Вопросы беседы   Варианты ответов Баллы
1. Хочешь ли ты идти в школу?   А — очень хочу Б — так себе, не знаю В — не хочу  
2. Почему ты хочешь идти в школу?   А — интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д. Б — интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д. В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала»        
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты гото­вишься (тебя готовят к школе)?   А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д. Б — приобретение формы, школьных принадлежностей. В — занятия, не относящиеся к школе      
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нра­вится (не нравится) больше всего? (Предварительно у ре­бенка спрашивают, был ли он в школе) А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В — уроки художественно-физкуль­турного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе        
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты зани­мался дома, как бы проводил свой день? А — занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д. Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными    

Интерпретация результатов:

Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя пози­ция школьника достаточно сформирована);

8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ре­бенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе (внутрен­няя позиция школьника не формирована).


Методика исследования мотивации учения М.Р.Гинзбург

Инструкция: Сейчас я тебе прочитаю рассказ (Если испытуемый мальчик, то в рассказе фигурируют мальчики, и картинки используют с изображением мальчиков. Для девочки ситуация подбирается соответственно)

Мальчики (девочки) разгова­ривали о школе. Первый маль­чик сказал: «Я хожу в школу по­тому, что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил». На стол перед ребенком выкла­дывается картонка с рисунком № 1: женская фигура с указываю­щим жестом: перед ней фигура ре­бенка с портфелем в руках. (Внеш­ний мотив)

Второй мальчик (девочка) ска­зал: «Я хожу в школу потому, что мне нравится уроки делать. Да­же если бы школы не было, я все равно бы учился». Выкладывается карточка с рисунком № 2: фигура ребенка, сидящего за партой. (Учебный мотив.)

Третий мальчик сказал: «Я хо­жу в школу потому, что там ве­село и много ребят, с которыми можно поиграть». Выкладывается карточка с рисунком № 3: фигурки двух де­тей, играющих в мяч. (Игровой мотив.)

Четвертый мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что хо­чу быть большим. Когда я в шко­ле, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким». Выкладывается карточка с ри­сунком № 4: две фигурки, изобра­женные спиной друг к другу: у той, что повыше, в руках портфель, у той, что пониже, игрушечный ав­томобиль. (Позиционный мотив.)

Пятый мальчик (девочка) ска­зал: «Я хожу в школу потому, что нужно учиться. Без учения ни­какого дела не сделаешь, а выу­чишься – и можешь стать кем захочешь». Выкладывается карточка с ри­сунком № 5: фигурка с портфелем в руках направляется к зданию. (Социальный мотив.)

Шестой мальчик сказал: «Я хожу в школу потому, что по­лучаю там пятерки». Выкладывается карточка с ри­сунком № 6: фигурка ребенка, держащего в руках раскрытую тетрадь. (Отметка.)

 

После прочтения рассказа задаются вопросы:

- А как по-твоему, кто из них прав? Почему? – Выбор I.

- С кем из них ты хотел бы вместе играть? Почему? – Выбор II.

- С кем из них ты хотел бы вместе учиться? Почему? – Выбор III.

 

Дети последовательно осуществляют три выбора. Если со­держание недостаточно прослеживается в ответе ребенка, задать контрольный вопрос: «А что этот мальчик сказал?», чтобы быть уверенным в том, что ребенок произвел свой выбор, исхо­дя именно из содержания рассказа, а не случайно указал на одну из шести картинок.

Обработка результатов

Ответы (выбор определенной картинки) заносятся в общую таблицу. По наибольшему количеству выборов определяются доминирующие мотивы. Пример заполнения таблицы приведен ниже.

 

 


 

Методика «Сапожки»

Методика разработана Н. И. Гуткиной и позволяет выявить ак­туальный уровень процесса обобщения у детей 6-8 лет, а так­же зону его ближайшего развития.

 

В качестве экспериментального материала используется цветная таблица рисунков, состоящая из 35 клеток (7 рядов по 5 клеток в каждом), и лист бумаги с изображением геометри­ческих фигур. Цветная таблица рисунков имеет следующий вид (смотри рисунок). Кроме цветной таблицы рисунков в качестве эксперимен­тального материала используется лист бумаги с изображени­ем двух рядов геометрических фигур (смотри рисунок ниже).

 

Инструкция: «Сейчас я научу тебя отга­дывать интересные загадки. Посмотри на картинки (показы­вается первый ряд на таблице рисунков), кто здесь нарисо­ван?» (Испытуемый называет картинки, в случае затрудне­ния экспериментатор помогает ему.) «Правильно, а теперь обрати внимание: в первом ряду зверюшки нарисованы боси­ком и напротив них стоит цифра "0", а во втором ряду все они нарисованы в сапожках, и напротив них стоит цифра "1". Для отгадывания загадок тебе надо запомнись, что если на кар­тинке фигурка будет нарисована босиком, то ты должен обо­значать ее цифрой "0", а если в сапожках, то цифрой "1". За­помнил? Повтори, пожалуйста». (Испытуемый повторяет правило.)

Затем ребенку предлагается расставить цифры в следую­щих трех рядах клеток. Этот этап рассматривается как обучение и закрепление выученного правила. В случае если ребенок совершает ошибки, экспериментатор опять просит его повто­рить правило работы, показывает на образец (первые два ряда). Каждый свой ответ испытуемый должен объяснить, почему именно он так ответил. Обучающий этап показывает, насколь­ко быстро и легко ребенок усваивает новое правило и может применить его при решении задач. На этом этапе эксперимен­татор фиксирует все ошибочные ответы испытуемого не толь­ко количественно (неправильный ответ оценивается 1 баллом), но и качественно, поскольку характер ошибок может показать, просто ли ребенок нетвердо запомнил правило и путает, где надо ставить «0», а где «1», или же он вообще не применяет в работе необходимое правило. Так, например, бывают ошибки, когда собаку обозначают цифрой «4», гиппопотама цифрой «2», а цаплю «1» и объясняют такие ответы, исходя из коли­чества ног у данных персонажей. После того как эксперимен­татор уверен, что ребенок научился применять правило, кото­рому его обучали, начинается этап «отгадывания загадок». «Отгадать загадку» — значит правильно обозначить фигурки цифрами «0» и «1».

 

I «загадка» (расположена в 4 ряду) позволяет выявить умение применить правило на новом конкретном материале.

В этом ряду впервые встречается картинка «ежик», преж­де не попадавшаяся ребенку в таблице, кроме того, на ежике надеты сапожки не черного, а белого цвета. Таким образом, для успешного решения задачи должен произойти перенос усвоенного правила обозначения фигурок цифрами на новый конкретный материал (новая фигурка в сапожках другого цвета). В слу­чае неправильного решения «загадки» необходимо проанали­зировать характер ошибок, чтобы не сделать неправильный вывод о неумении ребенка применять правило на новом конк­ретном материале.

II «загадка» (расположена в 7 ряду) позволяет выявить умение осуществить эмпирическое обобщение.

В клетках этого ряда нарисованы снеговики, т. е. картин­ки, не встречающиеся до этого в таблице. Различаются снего­вики тем, что у трех из них есть головной убор, а у одного нет. Испытуемому предлага­ется и в этом случае обозначить картинки цифрами «0» и«1». Чтобы справиться с такой задачей ребенок увидеть связь между «загадками», заключающуюся в том, что три фигурки отличаются от четвертой тем, что у трех есть что-то такое, чего нет у четвер­той. Но чтобы понять, что различные предметы на головах снеговиков - это все «шляпы», ребенку необходимо сделать эмпирическое обобщение.

При анализе результатов, прежде всего, возникает вопрос, за счет чего ребенок осуществляет перенос правила обозначе­ния фигурок с одного признака на другой (с сапожек на шля­пы). Объясняется ли такой перенос правила эмпирическим обобщением отличительных признаков — и сапоги, и шляпы представляют собой детали одежды, или же содержательной абстракцией, т. е. выявлением принципа решения целого клас­са задач, заключающегося в ориентации на сам факт наличия или отсутствия отличительного признака независимо от фор­мы его проявления»? Ответить на этот вопрос помогают следу­ющие две «загадки».

III и IV «загадки», расположенные на отдельном листе бумаги и представляющие собой ряд геометрических фигур, позволяют выяснить, может ли ребенок решить задачу, тре­бующую мышления на абстрактном уровне. Изображенные геометрические фигу­ры различаются по признаку наличия или отсутствия штри­ховки.

Если испытуемый во II «загадке» открыл для себя общий принцип решения подобных задач, абстрагируясь от конкрет­ной формы отличительного признака как от несущественного момента, то он легко справляется и с этими новыми задания­ми. Возможен вариант, когда решение II «загадки» осуществи­лось вследствие эмпирического обобщения отличительных признаков, а в III и IV «загадках» испытуемый находит прин­цип решения всего класса подобных задач, т. е. поднимается на уровень абстрактного мышления. Тем детям, которые «от­гадали II загадку» при помощи эмпирического обобщения отличительных признаков, чтобы решить III и IV «загадки», необходимо увидеть связь между ними и предшествующими, заключающуюся в том, что и изображения конкретных персо­нажей, и геометрические фигуры различаются между собой (внутри каждой «загадки») по одному признаку, который каж­дый раз меняется. Следующим шагом испытуемого должно быть понимание, что для решения задачи форма отличитель­ного признака является несущественным моментом, а важен сам факт наличия или отсутствия признака. Таким образом, ребенок переходит на уровень теоретического мышления, где он, абстрагируясь от формы отличительного признака и ори­ентируясь только на факт его наличия или отсутствия, прихо­дит к выявлению принципа решения целого класса задач.

Обработка результатов методики проводится количествен­но и качественно. Качественный анализ ошибок позволя­ет лучше понять причину неуспеха испытуемого в том или ином задании и выяснить, какого рода обучение необходимо ему для овладения той или иной мыслительной операцией.

Количественная интерпретация выглядит следующим об­разом:

Решил все 4 задачи – высокий уровень эмпири­ческого обобщения, способен к решению задач на абстракт­ном уровне.

Решил 2 задачи самостоятельно, 3 и 4 с помо­щью экспериментатора – сформировано умение осуществить эмпирическое обобщение, но испытывает затруднения при переносе пра­вила обозначения с одного признака на другой при аб­страгировании.

Решил 1 задачу самостоятельно, а 2 с помо­щью – умеет работать по правилу, способен к эмпириче­скому обобщению только с помощью взрослого.

Не решил ни одной задачи самостоятельно – умение работать по правилу сформировано недостаточно, функция эмпирического обобщения не сформирована.


Методика «Домик»

 

Методика «Домик» (Н. И. Гуткиной) представляет со­бой задание на срисовывание картинки, изображающей домик, отдельные детали которого составлены из элемен­тов прописных букв (смотри рисунок). Методика рассчитана на детей 5-10 лет.

Материал и оборудование: образец рисунка, лист бумаги, простой карандаш.

 

 

Инструкция: «Перед тобой лежат лист бумаги и карандаш. Я прошу тебя на этом листе нарисовать точно такую картинку, как на этом листке (перед испытуемым кладется листок с изо­бражением домика). Не торопись, будь внимателен, по­старайся, чтобы твой рисунок был точно такой же, как на этом образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не сти­рай ни резинкой, ни пальцем (необходимо проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Надо поверх непра­вильного или рядом нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

 

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

1) какой рукой рисует ребенок (правой или левой);

2) как он работает с образцом: часто ли смотрит на него, проводит ли воздушные линии над рисунком-образцом, повторяющие контуры картинки, сверяет ли сде­ланное с образцом или, мельком взглянув на него, рисует по памяти;

3) быстро или медленно проводит линии;

4) отвлекается ли во время работы;

5) высказывания и вопросы во время рисования;

6) сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему пред­лагается проверить, все ли у него верно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зарегистрировано экспериментатором.

 

Обработка результатов:

1. Отсутствие какой-либо детали рисунка (4 балла). На рисунке могут отсутствовать забор (одна или две половины), дым, труба, крыша, штриховка на крыше, окно, линия, изображающая основание домика.

2. Увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза при относительно правильном сохранении размера всего рисунка (3 балла за каждую увеличенную деталь).

3. Неправильно изображенный элемент рисунка (3 балла). Неправильно могут быть изображены колечки дыма, забор, штриховка на крыше, окно, труба. Причем если неправильно нарисованы палочки, из которых состоит правая (левая) часть забора, то 2 балла начисляется не за каждую неправильно изображенную палочку, а за всю правую (левую) часть забора целиком. То же самое относится и к колечкам дыма, выходящего из трубы, и к штриховке на крыше дома: 2 балла начисляется не за каждое неправильное колечко, а за весь неверно скопированный дым; не за каждую неправильную линию в штриховке, а за всю штриховку в целом.

Правая и левая части забора оцениваются отдельно: так, если неправильно срисована правая часть, а левая скопирована без ошибки (или наоборот), то испытуемый получает за нарисованный забор 2 балла; если же допу­щены ошибки и в правой, и в левой части, то испытуе­мый получает 4 балла (за каждую часть по 2 балла). Если часть правой (левой) стороны забора скопирована верно, а часть неверно, то за эту сторону забора начисляется 1 балл; то же самое относится и к колечкам дыма, и к штриховке на крыше: если только одна часть колечек дыма срисована правильно, то дым оценивается 1 баллом; если только одна часть штриховки на крыше воспроизведена верно, то вся штриховка оценивается 1 баллом. Неверно воспроизведен­ное количество элементов в детали рисунка не считается за ошибку, то есть неважно, сколько будет палочек в за­боре, колечек дыма или линий в штриховке крыши.

4. Неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл), К ошибкам этого рода относятся: распо­ложение забора не на общей с основанием домика ли­нии, а выше ее, домик как бы висит в воздухе, или ниже линии основания домика; смещение трубы к левому углу крыши; существенное смещение окна в какую-либо сто­рону от центра; расположение дыма более чем на 30° от­клоняется от горизонтальной линии; основание крыши по размеру соответствует основанию домика, а не превы­шает его (на образце крыша нависает над домиком).

5. Отклонение прямых линий более чем на 30" от заданного направления (1 балл). Сюда относится перекос (более чем на 30°) вертикальных и горизонтальных линий, из которых состоят домик и крыша; «заваливание» (более чем на 30") палочек забора; изменение угла наклона боковых линий крыши (расположение их под прямым или тупым углом к основанию крыши вместо острого); отклонение линии основания забора более чем на 30е от горизонтальной линии.

6. Разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены ( 1балл за каждый разрыв). В том случае, если линии штриховки на крыше не доходят до линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

7. Залезание линий одна за другую (1 балл за каждое залезание). В случае, когда линии штриховки на крыше залезают за линии крыши, 1 балл ставится за всю штриховку в целом, а не за каждую неверную линию штриховки.

Хорошее выполнение рисунка оценивается как «0» баллов. Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная испытуемым суммарная оценка. Но при интерпретации результатов эксперимента необходимо учитывать возраст испытуемого. Так, дети 5 лет почти не получают оценку «0» из-за недостаточной зрелости моз­говых структур, отвечающих за сенсомоторную коорди­нацию. Если же испытуемый 10 лет получает более 1 балла, то это свидетельствует о неблагополучии в развитии одной или нескольких исследуемых методикой психоло­гических сфер.

При анализе детского рисунка необходимо обратить внимание на характер линий: очень жирные или «лохматые» линии могут свидетельствовать, согласно имеющей­ся по этому вопросу литературе, о состоянии тревожности ребенка. Но вывод о тревожности ни в коем случае нельзя делать на основании одного лишь рисунка. Возникшее подозрение необходимо проверить специальными экспериментальными методами по определению тревожности.


Методика определения уровня речевого развития

Меньшиков В.Г.

(Вариант методики «Последовательные картинки)

 

Обследование проводится индивидуаль­но. Перед началом исследования перед ребенком вразброс кладутся все картинки, и ему дается инструкция следующего содержания: «Посмотри внимательно на картинки, на них что-то изображено. Разложи эти картинки так, чтобы было понятно, с чего все началось и чем закончилось.» Во время раскладки испытуемым картинок в протоколе необходимо. отметить такие особенности выполнения задания как действие методом "проб и ошибок", наличие ила отсутствие планирования своих действий, обращение за помощью, отказ выполнить задание. После то­го как ребенок разложил картинки, причем независимо от того, пра­вильно или с сшибками, его просят составить небольшой рассказ по ним. На подготовку рассказа отводится не более одной минуты. Содер­жание рассказа желательно зафиксировать в последней колонке протокола, т.к. это поможет исследователю точнее установить его тип. Если в ходе составления или воспроизведения рассказа испытуемый са­мостоятельно не исправил допущенную ошибку, то ему можно оказать помощь в виде наводящих или уточняющих вопросов типа "Посмотри вни­мательно, ты правильно разложил картинки?", "Посмотри, ты ничего не хочешь изменить в порядке раскладки картинок?" и т.п. Информа­ция о сделанных ребенком ошибках записывается в третью графу блан­ка протокола.

Обработка результатов: проводится на основании записей в протоколе. Вывод об уровне установления ребенком причинно-следственных связей и связности монологической речи делается исходя из правильности раскладки картинок и типа рассказа.

Ребенок с высоким уровнем установления причинно-следственных связей правильно раскладывает картинки с первого раза и, как пра­вило, составляет рассказ повествовательного, реже описательного типа.

Испытуемый со средним уровнем установления причинно-следствен­ных связей допускают ошибку в раскладке картинок, но исправляет ее самостоятельно в ходе составления рассказа, либо после незначи­тельной помощи исследователя. Чаще всего, его рассказ принадлежит к описательному типу или рассказу-пере­числению.

Дети с низким уровнем установления причинно-следственных свя­зей допускают в раскладке ошибки, которые не в состоянии самостоя­тельно исправить ни в процессе составления рассказа, ни во время его воспроизведения. Нередко они не замечают сделанную ошибку даже после наводящих или уточняющих вопросов исследователя. Обычно та­кие дети обладают бедным активным словарем, с трудом выражают свои мысли, а свой рассказ строят на основе перечисления того, что из­ображено на каждой картинке, редко пытаясь связать их содержание в целостный сюжет. Поэтому у таких испытуемых необходимо дополни­тельно исследовать восприятие, мышление и воображение.

 


Методика «ДА» и «Нет»

(вариант Л.Красильниковой)

 

Исследование проводится с каждым ребенком инди­видуально. Время проведения – примерно 5-7 минут.

Инструкция: «Мы с тобой будем играть в новую игру. Я буду задавать тебе вопросы, а ты – отвечать. Но дого­воримся так: ты не должен, не имеешь права, не будешь отвечать мне словами «да» и «нет». Например, если я спра­шиваю: «У тебя есть игрушка?», ты не должен говорить: «Да». Ты должен ответить так: «У меня есть игрушка», – т. е. без слова «да». Или, например, я спрашиваю: «Люди ходят по потолку?» Ты не говоришь: «Нет», а отвечаешь: «Люди по потолку не ходят». Итак, слова «да» и «нет» тебе говорить нельзя. Все понятно? Договорились?» Если у ребенка возникают вопросы, то инструкция по­вторяется.

 

Материал методики. Методика имеет два варианта во­просов. В каждом по десять вопросов, которые провоцируют ре­бенка на ответ «да» и десять – на ответ «нет», пять воп­росов – нейтральные.


 

Вариант 1.

1. Как тебя зовут?

2. Ты мальчик или девочка?

3. Ты ходишь в ясельную группу детского сада?

4. Ты любишь ходить в детский сад (школу)?

5. Ты живешь далеко от детского сада (школы)?

6. Ты любишь мороженое?

7. Какого цвета бывает мороженое?

8. Ты ел (ела) черное мороженое?

9. Ты умеешь ходить на руках?

10. Ты умеешь летать?

11. Твой папа (твоя мама) играет в куклы?

12. Ночью солнышко светит?

13. Волк боится зайца?

14. Ты любишь ходить к врачу?

15. Какого цвета халат у врача?

16. Доктор стрижет детей?

17. Тебя зовут…(неверное имя)?

18. Корова умеет летать?

19. Ты сейчас спишь?

20. Ты ходишь в школу?

21. На тебе надеты (платье, штаны)?

22. Зимой трава бывает?

23. Трава белая?

24. Какого цвета снег?

25. Снег горячий?

 

Вариант 2.

1. Как твоя фамилия?

2. Ты взрослый или маленький?

3. Ты ходишь на работу?

4. Ты живешь на небе?

5. Ты любишь конфеты?

6. Конфеты можно есть с супом?

7. Какие конфеты на вкус?

8. Ты ел (ела) горькие конфеты?

9. Ты умеешь ходить по потолку?

10. А прыгать до неба умеешь?

11. Твоя бабушка любит прыгать через скакалку?

12. Летом снег бывает?

13. Кошка боится мышки?

14. Ты любишь ходить в парикмахерскую?

15. Какого цвета халат у парикмахера?

16. Парикмахер лечит детей?

17. Твоя фамилия... (неверно)?

18. Птицы умеют рычать?

19. Ты сейчас гуляешь?

20. Ты ходишь в первый класс?

21. Ты сейчас в шубе?

22. Ты любишь готовить уроки?

23. Лошади кричат «му»?

24. Какого цвета бывают лошади?

25. У лошадей есть рога?

 


Обработка результатов:

Правильными являются те ответы, которые соответ­ствуют введенному правилу «да» и «нет» не говорить, не­правильными – те, в которых присутствуют запрещен­ные слова. Специальное внимание следует обратить на ответы про­межуточной группы. Это те случаи, когда дети или мол­чат (не дают никакого ответа в течение 10-30 сек.), или пытаются что-то ответить, но у них ничего не получает­ся, или заменяют вербальный ответ кивком головы. К этой же группе можно отнести высказывания, исправ­ляемые ребенком с неверного на верное прямо в ходе самого ответа. Поскольку эти варианты ответов соответ­ствуют правилу (не произносить запрещенные слова «да» и «нет»), их также следует признать правильными.

Прямым показателем уровня развития произвольности речевого общения является количество ответов, соответству­ющих правилам игры. Для детей 6-7 лет возрастной нор­матив составляет 51% правильных ответов (от количества вопросов (20), провоцирующий ответы «да» и «нет»).


Методика «Лесенка»

Ребенку показывают нарисованную на бумаге лесенку с семью ступеньками, где средняя ступенька имеет вид площадки, и объяс­няют задание.

Инструкция: «Если всех детей рассадить на этой лестнице, то на трех верхних ступеньках окажутся хорошие дети: умные, доб­рые, сильные, послушные чем выше, тем лучше (показывают: «хорошие», «очень хорошие», «самые хорошие»). А на трех ниж­них ступеньках окажутся плохие дети — чем ниже, тем хуже («плохие», «очень плохие», «самые плохие»). На средней сту­пеньке дети не плохие и не хорошие. Покажи, на какую ступеньку ты поставишь себя. Объясни почему».

Для того чтобы легче было выполнять задание, предлагают поместить на ту или иную ступеньку карточку с изображением мальчика или девочки (в зависимости от пола ребенка).

После того как ребенок сделает пометку, его спрашивают: «Ты такой на самом деле или хотел бы быть таким? Пометь, какой ты на самом деле и каким хотел бы быть». «Покажи, на какую ступеньку тебя поставила бы мама (воспитательница, учительница)».

Используется стандартный набор характеристик: «хороший — плохой», «добрый — злой», «умный — глупый», «сильный — сла­бый», «смелый — трусливый», «самый старательный — самый не­брежный». Количество характеристик можно сократить.

В процессе обследования необходимо учитывать, как ребенок выполняет задание: испытывает колебания, раздумывает, аргу­ментирует свой выбор. Если ребенок не дает никаких объяснений, ему следует задать уточняющие вопросы: «Почему ты себя сюда поставил? Ты всегда такой?» и т.д.

Обработка результатов:

Способ выполнения задания Тип самооценки
1. Не раздумывая, ставит себя на са­мую высокую ступеньку; считает, что мама и воспитатель оценивают его также; аргу­ментируя свой выбор, ссылается на мне­ние взрослого: «Я хороший. Хороший и больше никакой, это мама так сказала». Неадекватно завышенная самооценка
2. После некоторых раздумий и колебаний ставит себя на самую высокую ступеньку, объясняя свои действия, называет какие-то свои недостатки и промахи, но объясняет их внешними, независящими от него, причинами, считает, что оценка взрослых в некоторых случаях может быть несколько ниже его собственной: «Я, конечно, хороший, но иногда ленюсь. Мама говорит, что я неаккуратный». Завышенная самооценка
3. Обдумав задание, ставит себя на 2-ю или 3-ю ступеньку, объясняет свои действия, ссылаясь на реальные ситуации и достижения, считает, что оценка взрослого такая же либо несколько ниже. Адекватная самооценка
4. Ставит себя на нижние ступеньки, свой выбор не объясняет либо ссылается на мнение взрослого: «Мама так сказала». Заниженная самооценка

 

Если ребенок ставит себя на среднюю ступеньку, это может гово­рить о том, что он либо не понял задание, либо не хочет его выпол­нять. Дети с заниженной самооценкой из-за высокой тревожности и неуверенности в себе часто отказываются выполнять задание, на все вопросы отвечают; «Не знаю». Дети с задержкой развития не пони­мают и не принимают это задание, действуют наобум.

Неадекватно завышенная самооценка свойственна детям млад­шего и среднего дошкольного возраста: они не видят своих оши­бок, не могут правильно оценить себя, свои поступки и действия.

На седьмом году жизни появляются зачатки рефлексии — способ­ности анализировать свою деятельность и соотносить свои мнения, переживания и действия с мнениями и оценками окружающих, по­этому самооценка детей 6-7-летнего возраста становится уже более реалистичной, в привычных ситуациях и привычных видах деятель­ности приближается к адекватной. В незнакомой ситуации и непри­вычных видах деятельности их самооценка завышенная.

Заниженная самооценка у детей дошкольного возраста рас­сматривается как отклонение в развитии личности.


Методика «Рисунок школы»

Для проведения теста каждому ребенку дают чистый стандарт­ный лист бумаги, цветные карандаши и просят: «Здесь на листе бумаги нарисуй школу».

Когда ребенок закончит работу, с ним нужно побеседовать, задать уточняющие вопросы по поводу нарисованного. Коммента­рии ребенка записывают на обратной стороне рисунка.

Обработка результатов:

Эмоциональное отношение к школе и учению оценивается по трем показателям. При анализе рисунка по каждому из этих показателей выставляется балльная оценка, затем баллы склады­ваются.

 

1. Цветовая гамма.

2 балла — в рисунке преобладают яркие, чистые, светлые тона и их сочетания (желтый, светло-зеленый, голубой и т.д.);

0 баллов — рисунок выполнен в темных тонах (темно-коричне­вый, темно-зеленый, черный);

1 балл — в равной степени присутствуют светлые и темные тона.

2. Линия и характер рисунка.

2 балла — объекты прорисованы тщательно и аккуратно; ис­пользуются длинные, сложные линии различной толщины, нет «разрывов» контура;

0 баллов — объекты изображены нарочито небрежно, схематич­но; линии двойные, прерывающиеся, одинаковой длины и толщи­ны, слабая линия;

1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.

3. Сюжет рисунка.

2 балла — симметричное изображение (рисунок школы зани­мает центральное место на листе); наличие деталей и украшений, элементов декорирования, изображение различных предметов,
оживляющих пейзаж (цветов, деревьев, плакатов, флагов, занаве­сок на окнах и др.); изображение детей, идущих в школу или весна, лето (светит солнце, нет туч); изображение светлого време­ни суток;

0 баллов — асимметричность рисунка; отсутствие деталей и ук­рашений); отсутствие на рисунке людей либо изображение детей, уходящих из школы; время года — осень, зима (темное небо, идет
дождь или снег); время суток — ночь или вечер;

1 балл — в рисунке присутствуют обе характеристики.

Анализ результатов

6-5 баллов — у ребенка сложилось эмоционально благополуч­ное отношение к школе и учению, он готов к принятию учебных задач и взаимодействию с учителем;

4-2 балла — у ребенка есть некоторая тревога по поводу школь­ного обучения как незнакомой для него ситуации, необходимо рас­ширить круг его знаний и представлений о школьно-учебной дей­ствительности, формировать положительное отношение к учите­лю и одноклассникам; причинами тревоги могут быть нервозность и необдуманные высказывания взрослых, негативный опыт обуче­ния в школе старших детей;

1-0 баллов — у ребенка явно выраженный страх перед школой; часто это приводит к непринятию учебных задач и отказу от учебной деятельности, трудностям в общении с учителем и одно­классниками.


Анкета для исследования хода адаптации (для родителей первоклассников)

Просим Вас ответить на приведенные ниже вопросы. Подчеркните тот вари­ант, который кажется Вам наиболее подходящим к Вашему ребенку.

1. Охотно ли идет ребенок в школу?

- неохотно (ДА)

- без особой охоты (ВДА)

- охотно, с радостью (А)

- затрудняюсь ответить

2. Вполне ли приспособился к школьному режиму? Принимает ли как должное но­вый распорядок?

- пока нет (ДА)

- не совсем (ВДА)

- в основном - да (А)

- затрудняюсь ответить

Стандартная беседа Нежновой

 

В ходе обследования ребенку задают вопросы, ответы на кото­рые позволяют выявить один из трех типов ориентации в отноше­нии школы и учения. Преимущественная ориентация на содержание учебной деятельности свидетельствует о наличии у ребенка внутренней позиции школьника.

Возможные варианты ответов и их оценка

А - Ориентация на содержание учебной деятельности……2 балла

Б - Ориентации на внешние атрибуты учебной деятельности и школьной жизни………1 балл

В - Ориентация на внешкольные виды деятельности и условия………. 0 баллов

 

Вопросы беседы   Варианты ответов Баллы
1. Хочешь ли ты идти в школу?   А — очень хочу Б — так себе, не знаю В — не хочу  
2. Почему ты хочешь идти в школу?   А — интерес к учению, занятиям: хочу научиться читать, писать, стать грамотным, умным, много знать, узнать новое и т.д. Б — интерес к внешней школьной атрибутике: новая форма, книги, портфель и т.д. В — внеучебные интересы: в садике надоело, в школе не спят, там весело, все ребята идут в школу, «мама сказала»        
3. Готовишься ли ты к школе? Как ты гото­вишься (тебя готовят к школе)?   А — освоение некоторых навыков чтения, письма, счета: с мамой учили буквы, решали задачки и т.д. Б — приобретение формы, школьных принадлежностей. В — занятия, не относящиеся к школе      
4. Нравится ли тебе в школе? Что тебе нра­вится (не нравится) больше всего? (Предварительно у ре­бенка спрашивают, был ли он в школе) А — уроки, школьные занятия, не имеющие аналогов в дошкольной жизни ребенка Б — внеучебные занятия и прочие, не связанные с учением моменты: перемена, занятия во внеурочное время, перемены, личность учителя, внешний вид школы, оформление класса В — уроки художественно-физкуль­турного цикла, знакомые и близкие ребенку в дошкольном детстве и продолжающиеся в школе        
5. Если бы тебе не надо было ходить в школу и в детский сад, чем бы ты зани­мался дома, как бы проводил свой день? А — занятия учебного типа: «Писал бы буквы, читал» и т.д. Б — дошкольные занятия: рисование, конструирование В — занятия, не имеющие отношения к школе: игры, гулянье, помощь по хозяйству, уход за животными    

Интерпретация результатов:

Результат 10-9 баллов говорит о школьно-учебной ориентации ребенка и положительном отношении к школе (внутренняя пози­ция школьника достаточно сформирована);

8-5 баллов свидетельствуют о преимущественном интересе ре­бенка к внешней атрибутике школьной жизни (начальная стадия формирования внутренней позиции школьника);

4-0 баллов — ребенок не проявляет интереса к школе (внутрен­няя позиция школьника не формирована).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 3307; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.46.36 (0.151 с.)