Анализ гармонического строения музыкального периода. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Анализ гармонического строения музыкального периода.



Построение серединных и заключительных каденций

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Гармоническое строение музыкального периода. Кадансы и их классификация.

Цель: изучить особенности гармонического строения музыкального периода, виды его каденций и выявить функциональную логику составляющих его аккордов; закрепить навыки гармонического анализа периода.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ музыкальное построение, цезура, период (квадратный, с равнодлительными предложениями, единого строения), предложение;

§ каденция; серединные и заключительные, устойчивые (автентические, плагальные и полные) и неустойчивые (половинные автентические и плагальные), совершенные и несовершенные каденции;

§ кадансовый оборот, его функциональность, строение, метрические условия применения, аккордовая подготовка, перемещение, значение.

Практические задания:

Задание 1. Приведите из репертуара по музыкальному инструменту, дирижированию или из музыкальной литературы по одному примеру с автентической, плагальной, полной, половинной автентической, половинной плагальной, совершенной и несовершенной каденциями. Запишите эти фрагменты с примерами каденций (предложений или фраз), указав автора, название произведения (его часть, раздел, тему) и вид каденции.

Задание 2. Запишите четырехголосно и исполните на музыкальном инструменте в тональностях мажора и минора до двух ключевых знаков включительно предлагаемый ниже кадансовый оборот в разных мелодических положениях первого аккорда: K46 D T(t).

Задание 3. Расставьте функции в предлагаемых ниже периодах; определите местоположение и вид каденций, гармонизуйте их:

 

а)

б)

Задание 4. Исполните (или прослушайте) предлагаемый пример:

 

Ж.-Б. Люлли. Гавот

Moderato

 

 

Сделайте письменный гармонический анализ данного музыкального примера по указанному выше плану (см. лаб. работу № 1, задание 4).

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Что такое период и предложение?

2. Какие внутренние синтаксические структуры включает период?

3. Что такое квадратный и неквадратный период?

4. Какие существуют основные разновидности неквадратного периода?

5. Какова функциональная логика распределения аккордов в периоде?

6. Чем завершаются предложения периода?

7. Каковы функциональность, строение, удвоение, метрические условия применения кадансового квартсекстаккорда?

8. Как подготавливается и перемещается кадансовый квартсекстаккорд?

9. Что такое кадансовый оборот, или каданс?

10. Каковы основные виды каденций?

11. В чем отличие между автентическим и плагальным кадансом?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 46 60 (темы № 8 и 9).

Лабораторная работа № 3

Приемы и навыки соединения главных и побочных

Трезвучий

Объем учебного времени – 2 часа

 

Учебная тема: Трезвучия главных и побочных ступеней, способы их соединения, перемещения.

Цель: освоить приемы и навыки соединения главных и побочных трезвучий, развивать аналитические умения.

Подготовительная работа. Изучите теоретический материал по указанной выше теме и обратите внимание на следующие понятия и гармонические закономерности:

§ соединение основных трезвучий: плавное и скачкообразное движение голосов; виды совместного движения двух голосов аккорда (прямое, противоположное, косвенное, параллельное); кварто-квинтовое, терцовое и секундовое соотношение трезвучий; гармоническое и мелодическое соединение трезвучий;

§ последовательность и правила гармонизации мелодии трезвучиями;

§ перемещение аккорда;

§ побочные трезвучия II, III и VI ступеней: функция, подготовка, разрешение, удвоения, голосоведение. Прерванный оборот как разновидность эллипсиса.

Практические задания:

Задание 1. Запишите и исполните на музыкальном инструменте в тональностях мажора с одним ключевым знаком (четырехголосное изложение, гармоническое соединение, тесное и широкое расположение, в мелодических положениях начального аккорда первой, третьей и пятой ступеней лада) следующий гармонический оборот: T – S – T – D – T.

Задание 2. Соедините, запишите и исполните в указанных тональностях обозначенные виды соединения пар трезвучий следующих ступеней лада:

а) I–IV, I–V, II–V – в тональности A-dur (гармонически);

б) VI–II – в тональности F-dur (гармонически и мелодически);

в) V–VI – в тональности e-moll (мелодически);

г) I–V – в тональности d-moll (со скачками терций в мелодии);

д) VI–II, II–V – в тональности G-dur (со скачками терций в теноре).

Задание 3. Письменно гармонизуйте мелодии трезвучиями кварто-квинтового и секундового соотношений:

а) (трезвучиями кварто-квинтового соотношения)

б) (трезвучиями секундового соотношения)

в) (все виды соотношений)

 

Задание 4. Исполните (или прослушайте) и сделайте письменный гармонический анализ музыкального примера по приведенному выше плану (см. лаб. работу 1, задание 4):

 

В. Моцарт. Соната № 11 для фортепиано, А-dur, ор. 331, I ч

Andante grazioso

Контрольные вопросы для самопроверки:

1. Каким образом соединяются трезвучия кварто-квинтового соотношения?

2. Как перейти из тесного расположения в широкое при соединении двух трезвучий кварто-квинтового соотношения?

3. Как гармонизовать восходящие и нисходящие скачки терций в мелодии при соединении главных трезвучий кварто-квинтового соотношения?

4. Возможны ли скачки терций в теноре при соединении двух трезвучий, как при этом меняется расположение трезвучий?

5. В чем состоит особенность соединения трезвучий секундового соотношения?

6. В каком направлении двигается бас по отношению к верхним голосам при секундовом соотношении трезвучий?

7. Возможно ли при соединении трезвучий секундового соотношения удвоение терции, в каком случае оно обязательно?

8. Как соединяются трезвучия терцового соотношения?

9. Какие случаи голосоведения могут при этом возникать?

Литература:

Дубовский И.И., Евсеев, С.В., Способин И.В., Соколов В.В. Учебник гармонии, М.: Музыка, 2005. С. 24 38, 43 45, 122 124, 129 135, 165 (темы №№ 3 5, 7, 18-Б, 20, 24-Б).

Лабораторная работа № 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 592; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.107.241 (0.011 с.)