Путь к новой системе расселения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Путь к новой системе расселения



129. Перспективная схе­ма системы расселения. Основные звенья систе­мы расселения (населен­ные места, крупные предприятия, курортные зоны и т. д.) связаны мощными трассами ско­ростной дороги. Менее крупные жилые образо­вания сгруппированы во­круг центров более вы­соких ступеней


банизации. В то же время нельзя считать благоприятным явлением чрез­мерную плотность слишком разбросанных малых городов, городков и поселков, унаследованных еще от феодального периода развития страны.

При переходе к новой системе расселения необходим особый подход к каждой области, учет специфики производства, существующей струк­туры расселения и природных условий. При этом нельзя ограничивать­ся механическим выбором перспективных населенных мест и сосредо­точением в них всего строительства. Концентрация населения должна поддерживаться путем улучшения условий жизни, созданием более со­вершенной системы обслуживания в центрах более высоких ступеней, чтобы происходило плавное переселение жителей без необходимости применения административных мер. Места приложения труда необходи­мо будет размещать так, чтобы не происходило чрезмерного роста круп­нейших городов. Планомерное развитие системы расселения не может ограничиваться лишь большими поселениями, а должно охватывать и другие функциональные компоненты, а именно: промышленные пред­приятия, транспортные системы, курортные и природные зоны.

В этой связи возникает вопрос, правомерно ли название «система расселения» для будущей структуры, состоящей из отдельных звеньев с различными функциями. Под принятым понятием системы расселения в большинстве случаев мы привыкли понимать только систему поселкоз и городов различной величины, охватывающих в относительно компакт­ном комплексе жилье и места приложения труда, транспорт и все осталь­ное. Возможно, на следующем этапе развития возникнет другое назва­ние, которое лучше выразит содержание обширных территориальных комплексов, включающих в себя не только расселение, но и другие функ­циональные компоненты.


Но суть проблемы состоит не в поисках нового термина, а во все бо­лее настоятельной необходимости исследовать, разрабатывать и разви­вать расселение в масштабе целых жилых систем, охватывающих не только ярко выраженные городские агломерации или традиционные про­мышленные узлы, но и целые географические области, бассейны боль­ших рек, морские побережья и важные системы коммуникаций. Сегодня, в особенности в странах с развитой промышленностью, нередки случаи, когда такие системы перешагивают и за государственные границы. До­статочно вспомнить об условиях использования Дуная. Здесь необходи­мо сотрудничество ряда стран. Другим примером может быть взаимо­связь проблем между территорией Остравской области в Чехословакии и польским Верхнесилезским бассейном.

Не менее важно такое понимание развития расселения и в тех обла­стях и странах, которые еще не населены плотно и где промышленность еще только начинает развиваться. Именно в этих случаях есть возмож­ность заранее разработать хорошо аргументированную перспективную концепцию развития расселения, благодаря которой в будущем удастся создать благоприятные условия для развития производительных сил и для формирования максимально благоприятной жизненной среды.

На этапе перехода от отдельных городов и поселков к более широким системам усиливается значение разработки схем планировки, разме­щения строительства в охвате целых областей, групп городов и агломе­раций. Только так можно охватить все взаимосвязи, учет которых неиз­бежен для целенаправленного перехода к будущему расселению, отве­чающему высшей ступени развития производительных сил и всего общества, где будут созданы оптимальные условия жизни человека.

Лишь в масштабах систем расселения можно создать весь комплекс функциональных зон и обеспечить даже для малых населенных мест необходимую сеть обслуживания высшей ступени и возможность выбора его звена в зависимости от индивидуальных потребностей человека. Это касается как учреждений культуры, так и различных типов высших учебных заведений, а также учреждений торговли, коммунальных услуг, мест отдыха и различных звеньев обслуживания. Те же требования от­носятся и к местам приложения труда; в этой сфере необходимо пред­ставить достаточно широкий выбор, а обеспечить его можно только в системе расселения как единого целого. В процессе такого развития непрерывно будет расти и значение транспорта, способного обеспечить функционирование системы расселения как единого целого и нормаль­ную доступность ее отдельных звеньев.

Забота о системах расселения и их будущем развитии вовсе не оз­начает, что не следует более заниматься их выкристаллизовавшимися центрами, которыми и в дальнейшем останутся города.


Сноски к главе XIII

 


Вопросы дальнейшего развития рас­селения стали предметом интереса миро­вой градостроительной литературы, главным образом в последнее время. Сейчас еще только формулируются пер­вые представления по этой теме и мож­но утверждать, что упомянутые здесь работы Исследовательского института строительства и архитектуры (VUVA), касающиеся дальнейшего развития рас­селения в ЧССР, принадлежат к наибо­лее комплексным разработкам такого рода. Аналогичные работы проводятся в СССР. Они связаны с крупнейшими про­мышленными областями. Содержание данной главы развивает положения, из­ложенные в главе VIII, посвященной системам расселения.


1. Konference VOVA о vyvojovych tendencich prestavby osidleni, Zpravodaj

VOVA. «Architektura CSSR», 1961, с 8, s. 575—583.

2. A. V i k 1 i с k y. Prestavba venkovs-
kych obci. Zpravodaj VOVA. «Architektu­
ra CSSR», 1963, c. 9, s. 567—69.

3. V. P a 11 a. Problemy perspektiv-

v niho rosvoje osidleni na uzemi CSSR.

v

«Architektura CSSR», 1963, с 2, s. 12— 122.

В статье излагаются основные идеи исследовательской работы коллектива, руководимого В. Паллой, Zakladni otaz-

v

ky vyvoje osidleni v CSSR (рукопись). VOVA, Brno, 1962.



XIV. БУДУЩЕЕ ГОРОДОВ


 

Понятие города

 

 


С размышлениями о будущем расселении тесно связан и вопрос о том, сохранят ли свое существование города. Когда мы говорим о це­лых системах расселения, состоящих из жилых, производственных, тран­спортных, курортных и других функциональных элементов, может соз­даться впечатление, что города могли бы быть заменены ими полностью.

Можно себе представить такую картину, когда отдельные звенья свободно и равномерно разместились на местности, а мощный и быст­рый транспорт обеспечил их взаимосвязи. Такая концепция расселения могла бы обрести особую силу еще и от сознания больших санитарных. и эксплуатационных недостатков современных городов.

Но можно ли считать реальной такую систему расселения, в которой бы городов не было вовсе? Наверное, это было возможно, если бы не существовало в той или иной мере благоприятных природных условий, возвышенностей и долин, морей и рек, месторождений полезных ископа­емых и плодородных сельскохозяйственных земель; если бы на расселе­ние не влиял транспорт, отдельные большие транспортные пути и их. пересечения. Может быть это и было возможно, если бы уже не сущест­вовало современных городов и населенных агломераций.

Можно спорить о самом понятии города, развивавшегося на протя­жении истории. Если рассматривать города преимущественно как цент­ры промышленного производства, противопоставленные в производст­венном и социальном отношении земледельческому селу, то такие горо­да действительно прекратят свое существование. Если же смотреть на город, как на функциональную систему звеньев расселения, воплощен­ную в грандиозном ансамбле зданий, то такие города, очевидно, про­должат свою жизнь. Однако они не будут изолированными образова­ниями, вкрапленными в пространство сельскохозяйственных полей, а станут наиболее яркими узлами системы расселения. Они превратятся в центры усиленной концентрации ряда звеньев расселения различных функций и поэтому останутся и в будущем наиболее важными комплекс­ными элементами всей зарождающейся системы. Люди, работающие в промышленности и сельском хозяйстве, будут жить в населенных ме­стах различной величины, а наиболее крупные из этих мест можно бу­дет и далее именовать городами.

При этом отличительные признаки городов и других населенных мест будут условными и не позволят провести между ними раздели­тельной полосы.

Вот как определяется понятие города как центра более широкого округа в одной из последних чехословацких работ:

«а) удовлетворяющее количество населения, обычно превосходящее как в сконцентрированной, так и в разгруженной городской структуре экономический минимум 30 000 жителей — помимо другого населения на присоединенной и управляемой территории;

б) удовлетворяющее количество мест приложения труда в производ­
стве и сети обслуживания при условии обеспечения оптимальной в эко­
номическом отношении мощности отдельных производств и всего их
комплекса, обеспечивающей экономичность эксплуатации и высокую-
степень привлекательности города для всей управляемой им терри­
тории;

в) расположение производственных, жилых, обслуживающих эле­
ментов и звеньев отдыха на функционально однозначных территориях
и зонах, совершенным образом связанных сетями основных городских
коммуникаций;

г) развитие мощного городского центра с общегородской и более
высокой ступенью системы обслуживания как основной обслуживаю­
щей зоны города, которая до известной степени будет обслуживать и
население всей управляемой территории;



 

1000 м


130. Зденек Хлуп и кол­лектив. Конкурсный про­ект застройки экспери­ментального жилого рай­она в Москве; 1960 г. Характерное современ­ное решение с отчетли­вым членением на жи­лые группы по 1,5 тыс. м 6 тыс. жителей с соот­ветствующими звеньями системы обслуживания

 

 


д) удовлетворяющее количество видов и достаточная развитость
общегородского и сверхгородского обслуживания с учетом потребно­
стей всей управляемой территории;

е) интенсивность жилой застройки, превышающей 160 жителей на
1 га в пределах плотности микрорайона;

ж) средняя этажность застройки, достигающая хотя бы трех этажей;

з) полностью развитая система массового пассажирского городско­
го транспорта, действующая в децентрализованных частях города и
скоординированная с транспортом на остальной управляемой терри­
тории.

Будущий город должен выполнять всестороннюю социально-эконо­мическую руководящую роль в пределах управляемой им территории» 1.

Здесь дан довольно большой перечень различных признаков, одна часть которых будет, очевидно, свойственна всей системе расселения как единого целого, а другая будет характеризовать и отдельные насе­ленные места. Представляется, что можно было бы ограничиться одним признаком, а именно сосредоточением нескольких различных по функ­ции звеньев системы расселения — жилья, мест приложения труда, об­служивающих предприятий высшей ступени, транспортных узлов, уп­равляющих центров.

В противоположность этому поселками мы бы назвали те элементы системы расселения, которые выполняли бы по преимуществу функцию жилья и в которых, следовательно, не были бы представлены все или же значительная часть функций системы расселения.

С определением понятия города связана и его роль во всей системе расселения, где он, очевидно, будет иметь значение центра высшей сту­пени. Именно такой город исследуется в цитированном сочинении, где он называется «центровым». При этом понятие «центровости» опреде­ляется как «комплекс функций, которые «центровый город» выполняет непрерывно, постоянно и во всех необходимых направлениях и сторонах, в необходимо полном объеме и интенсивности по отношению к своей большой, управляемой им территории, однозначно и точно определенной



 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 206; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.254.110 (0.021 с.)