Методология проведения аудита. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методология проведения аудита.



Одна из важнейших функций аудита заключается в том, чтобы своевременно выявить негативные явления в хозяйственно-финансовой деятельности проверяемой организации и способствовать их корректировке до того, как эти проблемы перерастут в кризис (до даты составления аудиторского заключения).

В зависимости от времени проведения аудита можно различать предварительный, текущий и заключительный (последующий) контроль.

Предварительный аудиторский контроль осуществляется до начала работ, совершения хозяйственных операций, подвергавшихся проверке, и направлен на предупреждение незаконности и нецелесообразности выполнения работ, проведения хозяйственных операций в организации. Предварительный контроль чаще всего проводится внутренними аудиторами и специалистами организации. Особенно предварительный контроль необходим для проверки качества материальных ресурсов до их производственного использования, а также планируемых инвестиций, финансовых вложений и финансовых операций. В аудиторской практике предварительный контроль может быть использован также для оценки существенности (материальности) в аудите.

Текущий аудиторский контроль проводится непосредственно в ходе осуществления работ или в процессе совершения хозяйственных операций и направлен на оперативное устранение недостатков, распространение (внедрение) научно обоснованного положительного опыта. Преимущества данной формы техники проведения контроля заключаются в возможности своевременного выявления и устранения допущенных ошибок в бухгалтерских проводках, при нарушении положений законодательных и нормативных актов, связанных с начислением налогов и т.д. Текущие проверки проводят как внутренние аудиторы, так и независимые внешние аудиторы и аудиторские фирмы путем наблюдения, обследования объектов контроля, консультирования специалистов и руководителей организаций посредством абонентского обслуживания по возникающим правовым, управленческим, налоговым, аналитическим и другим проблемам. Заключительный (последующий) аудиторский контроль осуществляется после выполнения работ и совершения хозяйственных операций. Заключительный контроль дает руководству организации информацию о недостатках и ошибках, рекомендации по их устранению и недопущению в будущем. Сравнивая фактически полученные и требовавшиеся результаты работы, руководство имеет возможность оценить, насколько реалистично и обоснованно были проведены работы, хозяйственные операции, составлены планы и т.д. Заключительный (последующий) контроль для отдельных организаций обязателен (согласно законодательству).

В зависимости от источников контрольных данных выделяют документальный и фактический контроль.

Документальным называется контроль (проверка), осуществляемый по документальным данным с целью установления сущности проверяемой хозяйственной операции (и хозяйственной деятельности в целом). Источниками конкретных данных являются первичные и сводные бухгалтерские документы, регистры синтетического и аналитического учета, планы и отчеты организации и другие источники (договоры, учредительные документы и другие документы внутренней регламентации организации). Специфика источников документального контроля состоит в том, что они могут быть как достоверными, так и недостоверными, полными и неполными, что, безусловно, сказывается на выборе аудитором технических приемов его осуществления, которые связаны, главным образом, с проверкой документов.

Фактический контроль заключается в установлении действительного, реального состояния объекта проверки и правильности ее оценки путем пересчета, взвешивания, обмера, лабораторного анализа и иных приемов. Фактический контроль в аудиторской практике применяется с целью установления фактического наличия имущества, его состояния и правильности оценки.

 

26. Планирование аудита, основные принципы и последовательность планирования.

Планирование аудита – один из важнейших этапов аудиторской проверки, на котором вырабатывается оптимальная стратегия и тактика проведения аудита с учетом индивидуальных особенностей каждого аудируемого лица. От того, как аудитор спланировал проведение проверки, зависит рациональность использования трудоресурсов аудиторской организации, минимизация затрат и времени проведения аудита, риск необнаружения существенных ошибок в финансовой (бухгалтерской) отчетности клиента.

Порядок планирования аудита определяется как Международным стандартом аудита МСА 300, так и российским Федеральным правилом (стандартом) аудиторской деятельности №3.

Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской фирмой обще­го плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке програм­мы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности орга­низации.

Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также с уче­том следующих частных принципов:

— комплексности;

— непрерывности планирования;

— оптимальности.

Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвя­занности и согласованности всех этапов планирования — от предварительного планирования до составления обще­го плана и программы аудита.

Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочер­ним организациям).

При планировании на длительный период в случае аудиторского сопровождения экономи­ческого субъекта, в течение года аудиторской фирме сле­дует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хо­зяйственной деятельности клиента и результатов проме­жуточных аудиторских проверок.

Принцип оптимальности планирования аудита заклю­чается в том, что в процессе планирования следует обес­печить вариантность планирования для возможности вы­бора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторс­кой фирмой.

При планировании следует выделить такие этапы:

— получение информации о бизнесе клиента (специфике деятельности, структуре, связях, политике и т.д.);

— подготовка общего плана аудита;

— составление программы аудита;

— оценка существенности;

— оценка аудиторского риска;

— изучение системы внутреннего контроля и оценка ее эффективности.

Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством экономического субъекта основные органи­зационные вопросы, связанные с проведением аудита.

На начальном этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономическо­го субъекта и иметь информацию о внешних и внутрен­них факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта.

Аудитору следует ознакомиться с:

— организационно-управленческой структурой клиента;

— видами хозяйственной деятельности;

— структурой капитала;

— технологическими особенностями производства;

— уровнем рентабельности;

— основными покупателями и поставщиками;

— существованием дочерних и зависимых организаций. Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:

—- устав клиента;

— протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления;

— учетная политика;

— бухгалтерская отчетность;

— внутренние отчеты контролеров;

— материалы налоговых проверок;

— материалы судебных и арбитражных исков;

— беседы с руководством и исполнительным персона­лом;

— информация, полученная при осмотре основных уча­стков, складов клиента.

На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита. Если аудиторская орга­низация положительно решает вопрос, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.


27. Принципы представления и согласования письма-обязательства аудиторской организации.

ПРАВИЛО (СТАНДАРТ) N 12. Согласование условий проведения аудита

Аудитор и руководство аудируемого лица должны достичь согласия в отношении условий проведения аудита. Согласованные условия необходимо отразить документально в договоре оказания аудиторских услуг.

Аудитор может использовать в ходе достижения договоренности с руководством аудируемого лица письмо о проведении аудита - документ, направляемый аудитором предполагаемому аудируемому лицу и подписываемый руководством аудируемого лица в случае согласия с основными условиями задания по проведению аудита.

Условия подготовки письма-обязательства.

Письму-обязательству должно предшествовать официальное предложение экономического субъекта с просьбой об оказании аудита и (или) сопутствующих ему услуг. Письмо-обязательство направляется исполнительному органу экономического субъекта до заключения договора на проведение аудита во избежание неправильного понимания им условий предстоящего договора. Для разовых соглашений между аудиторской организацией и экономическим субъектом письмо-обязательство в соответствии с Гражданским кодексом Российской федерации является офертой. Экономический субъект должен письменно подтвердить I согласие на условия аудита, предложенные аудиторской организацией. Если подтверждение получено, то условия письма остаются в силе в течение действия, соглашения о проведен ии аудиторской проверки.

Если цель и масштаб аудита определены между сторонами в долгосрочном договоре, то письмо-обязательство может не составляться, либо его содержание должно представлять дополнительную информацию для экономического субъекта.

Письмо-обязательство аудиторской организации, направленное экономическому субъекту, документально подтверждает согласие на проведение аудита или принятие предложения, назначении ее официальным аудитором этого экономического субъекта.

Форма и содержание письма - обязательства

Форма и содержание письма - обязательства аудиторской организации определяются необходимостью включения в него ряда обязательных указаний и дополнительных сведений в соответствии с особенностями предстоящей аудиторской проверки и пожеланиями экономического субъекта об оказании дополнительных услуг, сопутствующих аудиту.

Письмо - обязательство должно содержать обязательные указания: а) по условиям аудиторской проверки; б) по обязательствам аудиторской организации; в) по обязательствам экономического субъекта.

Письмо - обязательство должно содержать следующие обязательные указания по условиям аудиторской проверки: а) об объекте и цели аудиторской проверки, в частности о порядке аудита филиалов и подразделений экономического субъекта в случае их наличия; б) должно ли аудиторское заключение о достоверности бухгалтерской отчетности клиента включать заключение о достоверности бухгалтерской отчетности филиалов, подразделений и дочерних компаний; в) о законодательных актах и нормативных документах, на основании которых проводится аудит; г) о дополнительных вопросах, решаемых в ходе аудита.

Письмо - обязательство должно содержать следующие обязательные указания по обязательствам аудиторской организации:

а) о форме отчетности аудиторской организации по результатам проведенной работы;

б) об ответственности аудиторской организации за оказываемые услуги;

в) обязательство аудиторской организации по соблюдению коммерческой тайны;

г) о наличии риска необнаружения существенных неточностей или ошибок в бухгалтерском учете и отчетности в связи с выборочным характером применяемых аудиторских процедур и несовершенством системы внутреннего контроля экономического субъекта.

Письмо - обязательство должно содержать следующие обязательные указания по обязательствам экономического субъекта:

а) об ответственности экономического субъекта и его исполнительного органа за полноту и достоверность представленной документации бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности;

б) об обеспечении свободного доступа к первичным документам и бухгалтерским регистрам, компьютерной базе данных и любой другой документации и информации, необходимой для проведения аудиторской проверки;

в) о направлении экономическим субъектом по указанию аудиторской организации писем в адрес его дебиторов и кредиторов о подтверждении (неподтверждении) ими соответствующей задолженности;

г) о неоказании давления на аудиторскую организацию в любой форме с целью изменения ее мнения о достоверности бухгалтерской отчетности экономического субъекта.

Аудиторская организация по своему усмотрению или в соответствии с пожеланиями экономического субъекта может также дополнительно включать в текст письма - обязательства:

а) общие сведения об оказываемых аудиторской организацией услугах, квалификации персонала, наиболее крупных клиентах, членстве в российских и международных аудиторских организациях и союзах;

б) примерный календарный план проведения аудита и состав направляемой группы аудиторов;

в) общую характеристику применяемых методов проведения проверки;

г) условия оплаты аудита;

д) предложение об использовании услуг других аудиторов (резидентов и нерезидентов), независимых экспертов в тех аспектах деятельности проверяемой организации, которые аудиторская организация и экономический субъект сочтут необходимыми;

е) согласие экономического субъекта на использование результатов предшествующей аудиторской организации;

ж) описание важнейших ограничений ответственности аудиторской организации;

з) рекомендации по использованию аудиторского заключения по назначению;

и) предложение о дальнейшем развитии договорных отношений между аудиторской организацией и экономическим субъектом.

При повторном аудите аудиторская организация направляет письмо - обязательство экономическому субъекту лишь в случае:

а) наличия фактов неправильного понимания экономическим субъектом целей и масштаба аудита, ответственности аудиторской организации и экономического субъекта;

б) изменения условий проведения проверки исполнительного органа экономического субъекта;

в) изменений в составе руководства;

г) значительных изменений профиля или масштабов деятельности экономического субъекта;

д) изменения законодательства, влияющие на изложенные в письме - обязательстве положения;

е) существенного изменения других положений письма - обязательства.

Если аудиторская организация решила, что в направлении нового письма - обязательства нет необходимости, она вправе напомнить экономическому субъекту содержание прежнего письма - обязательства.

 

28. Заключение договора на аудиторскую проверку. Его состав и содержание.

В настоящее время договор составляется преимущественно в письменной форме путем составления одного документа. При подписании договора необходимо убедиться, что представитель контрагента имеет юридическое право и полномочия на подписание документа. Поэтому необходимо проверить полномочия представителя. Как показывает практика, нередко недобросовестные партнеры, не желая исполнять свои обязательства по договору (например, оплачивать) и нести ответственность, объявляют о том, что лицо, подписавшее договор, соответствующих полномочий не имело (один из способов мошенничества).

В соответствии с п. 2 ст. 434 ГК РФ договор в письменной форме может быть заключен также путем обмена документами электронной или иной связи, позволяющей достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору. При этом нельзя не учитывать быстрое развитие вычислительной техники и телекоммуникационных технологий (в первую очередь связанных с глобальными информационными сетями - Интернетом и др.), позволяющих совершать сделки в электронной форме. 10 января 2002г. был принят Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи», обеспечивающий правовые условия использования электронной цифровой подписи в электронных документах, при соблюдении которых электронная цифровая подпись в электронном документе признается равнозначной собственноручной подписи в документе на бумажном носителе.

Договор считается заключенным с момента достижения соглашения по всем существующим условиям.

В случае когда договору предшествует письмо-обязательство, в тексте договора должно быть воспроизведено описание существенных условий будущего сотрудничества, прав и обязанностей сторон, изложенное в письме-обязательстве.

В соответствии с п. 3 Правила (стандарта) «Порядок заключения договоров на оказание аудиторских услуг» (требования стандарта носят рекомендательный характер) в тексте договора целесообразно раскрыть следующие основные аспекты и существенные условия:

- предмет договора;

- срок договора;

- условия оказания аудиторских услуг;

- права и обязанности аудиторской организации (индивидуального аудита);

- права и обязанности экономического субъекта;

- стоимость и порядок оплаты аудиторских услуг;

- ответственность сторон и порядок разрешения споров.

Так, нельзя заключить договор без согласования условия о предмете, т.е. определения того, о чем заключается договор. Сторонам необходимо прежде всего определить и зафиксировать сферу и объем аудиторской проверки. Предметом договора будет работа по подготовке аудиторского заключения, содержащего мнение аудитора о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности экономического субъекта и соответствии порядка ведения его бухгалтерского учета законодательству РФ за определенный договором период на основе проведения аудиторской проверки.

В соответствии с пп. 3 п. 2 ст. 5 закона «Об аудиторской деятельности» существенным условием договора будут сроки проведения аудиторской проверки. Рекомендуется указывать начальный и конечный сроки проведения проверки, составлять план проведения проверки, который может быть оформлен в виде приложения к договору. Нужно оговорить и порядок изменения этих сроков, поскольку процесс проверки зависит и от полноты, качества и своевременности предоставления документации. Для избежания конфликтов и недоразумений в договоре можно предусмотреть так называемые плавающие сроки начала и окончания работ. Например, указать, что проверка длится месяц, а датой её начала считается момент предоставления бухгалтерской документации для проверки.

Важным в договоре является условие о цене. Ценой является денежная сумма, которую заказчик обязуется уплатить аудиторской организации (индивидуальному аудитору) за проведение аудиторской проверки и составления аудиторского заключения. Цена определяется соглашением сторон путем указания в договоре конкретной суммы либо способа её определения. Если договором предусматривается выполнение комплекса работ, значительных по объему и сложности, цена может определяться путем составления сметы, которая будет иметь юридическую силу с момента её подтверждения заказчиком.

Цена в договоре может быть приблизительной или твердой. Если имеются все исходные данные, определены все необходимые участники проверки, точно определен объем проверки, то цена указывается в твердой сумме, отступления от которой ни в сторону увеличения, ни в сторону уменьшения не допускаются. Приблизительной цена будет в том случае, когда заранее сложно точно определить объем предстоящей работы. В некоторых случаях допускается установление приблизительной цены, на что должно быть специальное указание в договоре. При этом допускается увеличение цены, но лишь если возникла необходимость в проведении дополнительных работ, которые не были оговорены заранее. Увеличение цены по другим основаниям не допускается. Так, не могут увеличивать цену, установленную в договоре, изменения конъюнктуры рынка, правил налогообложения и т.д.

Если возникла необходимость в проведении дополнительных работ и по этой причине в существенном повышении определенной заранее приблизительной цены проверки, то аудиторская организация (индивидуальный аудитор) обязана своевременно предупредить об этом заказчика. Заказчик, не согласившись на превышение указанной в договоре цены, вправе отказаться от договора. В этом случае аудитор может требовать от заказчика уплаты ему цены за выполненную часть проверки. Если же аудиторы не предупредили своевременно заказчика о необходимости превышения указанной в договоре приблизительной цены, то оплата происходит по цене, указанной в договоре.

Поскольку в силу самого характера аудиторской проверки достижение результата не гарантируется, заказчик принимает на себя определенный риск. Поэтому в случае невозможности проведения аудиторской проверки по вене заказчика последний обязан оплатить стоимость проверки в полном объеме, несли иное не предусмотрено договором (п.2 ст.781 ГК РФ). Если же невозможность исполнения возникла по обстоятельствам, за которые ни одна из сторон не отвечает (форс-мажорные обстоятельства), обязанность по оплате проверки возникать не должна. Однако возвратить аудитору часть уже проведенной проверки заказчик не может, поэтому заказчик в этом случае по общему правилу возмещает аудитору фактически понесенные им расходы до момента наступления невозможности проведения проверки (п.3 ст. 781 ГК РФ).

Важно установить, каким образом будет выплачиваться вознаграждение, размер предварительной оплаты проверки, отдельных её этапов и т.д. В Законе об аудиторской деятельности специально подчеркнуто, что аудируемое лицо и (или) лицо, заключившее договор, обязано своевременно оплачивать услуги аудиторских организаций (индивидуальных аудиторов) в соответствии с договором на проведение аудита, в том числе в случае, когда выводы аудиторского заключения не согласуются с позицией работников аудируемой организации, а также в случае неполного выполнения аудиторами работы по независящим от них причинам.

Особое внимание при подготовке договора следует уделить разделу «Права и обязанности сторон». При этом необходимо иметь в виду, что договор на оказание аудиторских услуг всегда подразумевает проведение строго определенного, законченного объема работ, а также наличие прогнозируемого риска. Несмотря на то, что данный вопрос довольно подробно урегулирован законодательством, с точки зрения возможных судебных разбирательств заключение максимально детализированного договора повышает уровень правовых гарантий как для заказчика, так и для аудиторов. К тому же о своих правах, а также об обязанностях организации или предпринимателя лучше узнать до того, как аудиторы приступили к работе.

В качестве общего правила в ст. 780 ГК РФ предусмотрена обязанность личного исполнения обязательства по оказанию услуг. Это связано с тем, что заказчика может интересовать не просто мнение какого-то аудитора о достоверности его финансовой (бухгалтерской) отчетности, а мнение данного конкретного авторитетного, грамотного и компетентного специалиста. Заключая договор с аудиторской организацией, можно оговорить проведение аудиторской проверки конкретными специалистами либо согласиться с исполнением любыми аудиторами, которых выберет руководитель организации.

Договором может предусматриваться возможность привлечения к проверке на договорной основе дополнительных аудиторов и других экспертов с предварительного согласия аудируемого лица. Ответственность за деятельность привлеченных специалистов перед заказчиком несет исполнитель по договору. При этом перемена лиц на стороне исполнителя в обязательствах по оказанию аудиторских услуг по общему правилу не допускается. Следует отметить, что заказчик может не согласиться с привлечением специалистов и экспертов, при этом мотивированные возражения должны быть представлены аудиторам в письменной форме.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 235; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.124.244 (0.054 с.)