Показатели, оценка и пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Показатели, оценка и пути повышения эффективности внешнеэкономической деятельности предприятия



Анализ оборотного К, вовлеченного в ВЭД и оценка его результатов

Изучение оборачиваемости оборотных средств является центральным вопросом экономического анализа. Цель анализа оборота средств в экс-имп операциях-установление факторов, вызвавших изменение величины вложенных средств в эти операции и выявление возможности их высвобождения из внешнеторгового оборота.

Кругооборот в экс-имп операциях подразделяется на 2 стадии:

1 кругооборот средств,вложенных в товары

- кругооборот средств, находящихся в расчетах

Таким образом, анализ оборотного капитала начинается с определения среднегодовых остатков оборотных средств по формуле:

СО= (О1/2 + О2+ О3+… +Оn-1+Оn/2) / (n–1)

СО-среднегодовые остатки обор средств

О-остатки по видам обор средств на начало и конец периода

Затем определяется число оборотов К за год

Коб.=С/с РП:СОоб.ср-в

РПэ-реал.прод-и на экспорт

Затем определяется продолжительность одного оборота

К1обор=Д:Коб.

Д-количество дней в периоде

Аналогично рассчитываются показатели оборачиваемости по отдельным видам оборотных средств.

Анализ накладных расходов по экспорту и импорту товаров.

Накладные расходы по экспорту и импорту – расходы по перевозке, перевалке, хранению, реализации товара. Указанные виды расходов увеличивают себестоимость продукции и соответственно снижают чистый доход от ее реализации.

Цель анализа накладных расходов – проверка соблюдения предприятием режима экономии и изыскания возможностей снижения затрат в будущем.

Анализ накладных расходов за отчетный период следует проводить в соответствии с предыдущими периодами, при этом необходимо выяснить причины изменения их величины в абсолютном размере и относительный уровень накладных расходов.

Анализ накладных расходов по экспорту и импорту товара начинается с определения двух обобщающих показателей:

- относительный уровень накладных расходов в рублях

- относительный уровень накладных расходов в валюте

ОУНР руб = (НР по Э: производственная себестоимость реализованных товаров за год)*100

ОУНР=(НР по И:стоимость купленных по И тов-в)*100

ОУНРвал = (НР по Э в вал: Выручка брутто в вал)*100

ОУНРвал=(НР по И в вал: Стоимость импортных тов-в)*100

Показатели относительного уровня накладных расходов за текущий год сравниваются с аналогичными показателями за предшествующий период, что позволяет выявить тенденцию в относительном уровне накладных расходов.

Следующий этап анализа накладных расходов – изучения факторов определяющих изменение каждой стадии накладных расходов.

Заключительный этап анализа накладных расходов базируется на изучении конкретных причин и разработке направлений снижения уровня накладных расходов в перспективе.

Оценка эффективности экспортно-импортных операций и рациональности использовании оборотного капитала.

Анализ эффективности экспортных операций на уровне предприятия характеризует выгодность экспортных сделок или отдельных их элементов за определенный период.

В качестве показателя эффективности экспорта товаров.

Ээ = Выручка нетто, пересчитанная в бел руб по офиц курсу: Полные затраты эксп тов-в

В нетто=Вбруто-НР в ин вал

Полные Зэ=Производ с/сть+НР в бел руб

На изменении показателя эффективности оказывают влияние следующие факторы:

- экспортная цена брутто или контрактная цена;

- уровень накладных расходов в иностранной валюте;

- изменение курса иностранной валюты или белорусского рубля;

- производственная себестоимость единицы товара в бел.руб.;

- уровень накладных расходов в бел.руб..

Методика определения показателя эффективности импортных операций неоднозначна и зависит от цели импорта.

Первый подход. Когда импорт товаров осуществляется для производственного потребления импортером с целью снижения издержек производства как альтернатива его закупки на внутреннем рынке. В данном случае, импортер должен соизмерять свои расходы с внутренней оптовой ценой аналогичного товара. Эффективность импорта:

Эи=Внутрен оптовые цены на аналог товар: Полные затраты импортера по приобр-ю т-ра

Второй подход. Когда импорт товара осуществляется для его реализации на внутреннем рынке с целью получения прибыли. В данном случае:

Эи=(Выручка-платежи в бюджет): Полные затраты импортера по приобр-ю т-ра

Сделка эф-на, если Эи>1

После завершения анализа оборота, накладных расходов, эффективности необходимо ответить на основной вопрос: насколько эффективно используется оборотный капитал. Обобщающий показатель-коэф-т отдачи обор К:

КО=В/СО

(В/З)*(З/СО)=Ээ*Коб

В-выручка нетто экс

З-с/сть реализ тов-в

СО-среднегодовые остатки обор ср-в

Обобщающим показателем может служить коэффициент отдачи оборотного капитала. Заключительный этап анализа – выяснение конкретных причин, ухудшения показателей работы по экспорту и разработка предложения, направленных на улучшения экспортной деятельности предприятия.

 

 

82. Государственная политика привлечения иностранных инвестиций в Республике Беларусь, её цели и содержание

В соответствии с инвестиционным кодексом правовой режим ИИ на территории РБ, условия деятельности иностранных инвесторов и создаваемых с их участием ФЛ и ЮЛ не могут быть менее благоприятными, чем соответствующий режим для имущества и имущественных прав, а также условия для инвестиционной деятельности ЮЛ и ФЛ РБ.

ЮЛ и ФЛ, иностранные государства и другие иностранные инвесторы вправе осуществлять на территории РБ инвестиционную деятельность в двух формах:

1.Создание ЮЛ

2.Приобретение имущества и имущественное правовое приобретение доли участия в ЮЛ, приобретение ЦБ, приобретение оборудования и других основных средств, приобретение объектов интеллектуальной собственности, концессия.

Иностранные инвесторы вправе создавать на территории РБ ЮЛ с любым объемом инвестиций и в любых организационно-правовых формах.

ЮЛ, в уставном фонде которых ИИ составляют объем эквивалентный не менее, чем 20 тыс $ и которые преследуют цель извлечение прибыли признаются коммерческими организациями с ИИ.

Коммерческие организации с ИИ могут создаваться в форме хозяйственных обществ и УП.

В соответствии с инвестиционным кодексом иностранным инвесторам предоставляются следующие гарантии:

- Гарантия от национализации имущества и других форм его отчуждения. имущество инвестора не может быть безвозмездно национализировано, национализация возможна при условии выплаты компенсации, которая равна рыночной стоимости имущества и % исчисленному согласно официальному курсу бел рубля по отношению к курсу соответствующей иностранной валюты за период с даты фактической национализации до даты выплаты компенсации. Причем указанный процент не должен быть ниже, чем соответствующий процент установленный на Лондонском межбанковском рынке. Ставка называется LIBOR. Иностранному инвестору компенсация выплачивается в той валюте, в которой осуществлены первоначальные инвестиции.

- Гарантии от незаконных действий (бездействия) государственных органов и их должностных лиц. Вред, в том числе убытки, причиненные действием или бездействием государственных органов или их должностных лиц подлежит возмещению из средств соответствующих бюджетов по решению суда.

- Гарантии по использованию доходов от инвестиционной деятельности. Инвестор может самостоятельно распоряжаться прибылью, оставшейся в его распоряжении и выручкой от реализации имущества в процессе ликвидации, включая вывоз в страну происхождения капитала.

Ограничения, существующие на деятельность иностранных инвесторов в РБ

- Иностранным инвесторам на территории Республики Беларусь запрещаются инвестиции в сферах: обеспечения обороны и безопасности Республики Беларусь без специального решения Президента Республики Беларусь; изготовления и реализации наркотических, сильнодействующих и ядовитых веществ по перечню, утверждаемому Министерством здравоохранения Республики Беларусь, занимающих монопольное положение на рынке Республики Беларусь, без согласия Министерства экономики Республики Беларусь не допускаются.

- Ограничение доли участия иностранных инвесторов отдельных видах деятельности. Напр, в банковской сфере доля иност инвесторов в уставных фондах всех банков не должна превышать 50%. В страховой сфере-30%.

Инвестиционным кодексом пред-на возможность заключения инвестиционного договора между РБ и инвестором при реализации инвестиционного проекта.

6 августа 2009 года был принят декрет №10 “О создании дополнительных условий для инвестиционной деятельности в РБ”

Инвестор после заключения инвестиционного договора при реализации имеет право на:

- строительство объектов параллельно с разработкой, экспертизой и утверждением проектно-сметной документации на каждый из этапов строительства;

- предоставление без проведения акукциона на праве аренды земельного участка для строительства объекта, при этом размер арендной платы не может повышатся в течение всего срока реализации инвестиционного проекта.

При этом инвестор освобождается от:

- перечисления в республиканский бюджет платы за право заключения договора аренды земельного участка;

- возмещения потерь сельскохозяйственного и иииииииииии9или0 лесохозяйственного производства, вызванных изъятием земель, а также от компенсационных выплат, связанных с переносом и вырубкой зеленых насаждений на землях населенных пунктов;

- уплаты ввозных таможенных пошлин и НДС (кроме уплаты НДС при ввозе товаров на территорию РБ с территории РФ) при ввозе на таможенную территорию Беларуси оборудования и запасных частей к нему объектов, связанных с реализацией инвестиционного проекта.

С целью повышения инвестиционной привлекательности и продвижения позитивного имиджа Республики Беларусь за рубежом принята Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года (совместное постановление Нацбанка и Совета Министров Республики Беларусь 18.01.2012 № 51/2).

Стратегия призвана стимулировать приток прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширить масштабы и повысить качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

В документе определены приоритетные сектора, куда будут направляться прямые иностранные инвестиции (фармацевтика, биотехнологии, нанотехнологии, новые материалы, информационные и коммуникационные технологии). Также предусмотрено привлечение прямых иностранных инвестиций в традиционные виды экономической деятельности. Будут развиваться кластеры: фармацевтический и по производству льнопродукции.

Стратегия предусматривает реформирование отношений собственности. Органам государственного управления будет представлено больше полномочий по распоряжению госимуществом.

В целях привлечения внешних и внутренних инвестиций отмечен метод государственно-частного партнерства. Это эффективный механизм восполнения дефицита государственных средств, используемый в настоящее время различными государствами.

Реализация положений Стратегии будет способствовать привлечению прямых иностранных инвестиций и окажет существенное влияние на выполнение основных показателей Программы социально-экономического развития Беларуси до 2015 года.

Иностранные инвестиции

Вследствие работы, проводимой Правительством республики, идет постоянное увеличение притока иностранных инвестиций в Республику Беларусь.

В 2011 г. иностранными инвесторами вложено в реальный сектор экономики (без банков) валовых иностранных инвестиций – 18,9 млрд. долл. США, в том числе 13,2 млрд. долл. прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги), что более, чем в 2 раза, превышает объем 2010 года (5,6 млрд. дол. США) и в 17 раз больше, чем объем поступивших ПИИ в начале пятилетки (в 2006 году объем поступивших ПИИ составил 748,6 млн. дол. США).

Зарегистрирован рост валового объёма иностранных инвестиций, и что более знаково, увеличение в них доли прямых иностранных инвестиций. Так, в сравнении, например, с 2006 г., когда эта цифра составляла 18,5%, в 2011 г. удельный вес ПИИ составил порядка 70%.

Топ-10 2011 года стран-доноров ПИИ в Республику Беларусь: Россия 54%, Великобритания 30,4%, Украина 4,2%, Кипр 2,6%, Италия 1,5%, Германия 1,1%, США 0,8%, Литва 0,7%, Нидерланды 0,6%, Польша 0,6%.

Структура прямых иностранных инвестиций (ПИИ) (с учетом задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) направленных в 2011 году в организации по видам экономической деятельности:

оптовая торговля и торговля через агентов, кроме торговли автомобилями и мотоциклами (более 40%),

транспорт и связь (более 40%),

промышленность (более 7%),

операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг потребителям (2,5%),

строительство (0,6%),

сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (0,2%),

гостиницы и рестораны (0,1%) и др.

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) на чистой основе (без учета задолженности прямому инвестору за товары, работы, услуги) за 2011 год составили порядка 4 млрд. дол. США (3,97 млрд. дол. США), из них 2,5 млрд. дол. США – за счет продажи пакетов акций, принадлежащих государству (объектов, в которых государству принадлежит более 10% в уставном фонде).

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 323; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.247.31 (0.028 с.)