Ф. Тейлор и школа научного менеджмента. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ф. Тейлор и школа научного менеджмента.



Первые попытки теоретического обобщения накопленного опыта были ответом на потребности развития в условиях промышленной революции. Механизация производственных процессов, развитие инфраструктуры (железнодорожный транспорт, телеграфная и телефонная связь) способствовали росту размеров предприятий. В ситуации ненасыщенных рынков ключевым фактором успеха функционирования предприятия являлись объемы продаж и доступность цены. Предприятия-гиганты испытывали острую необходимость в рациональной организации труда и производства, в четкой и взаимосвязанной работе подразделений и служб. Именно поэтому управление мощными корпорациями, ориентированными на рынки большой емкости, с позиций эффективного распределения и использования ресурсов, в том числе и человеческих, стало основной проблемой менеджмента на рубеже XIX и XX вв.

У истоков школы "научного менеджмента" стояли Ф. Тейлор, супруги Ф. и Л. Гилберты, Г. Гант.

Первый крупный шаг к рассмотрению менеджмента как науки управления был сделан американским инженером Ф. Тейлором (1856-1915), который возглавил движение научного управления. Областью профессиональных интересов стала проблема роста производительности труда в организации.

Основные труды Ф. Тейлора:

"Управление фабрикой", 1903 г.

"Принципы научного менеджмента", 1911 г.

В них были сформулированы методы научной организации труда, основанные на анализе рабочего времени и рабочих движений, стандартизации приемов и орудий труда. Эффективность совместного труда в организации рассматривалась с позиций затрат времени и движения. Расчленение работы на автономные, полностью программируемые элементы и последующее оптимальное объединение их в единое целое - обязательные условия, которые в соответствии с концепцией школы научного управления формируют высокопроизводительную организацию.

Тейлор утверждал, что менеджмент - это истинная наука, базирующаяся на определенных законах, правилах и принципах. Их правильное использование позволяет решить проблему роста производительности труда. Если на научной основе отобрать людей, обучить их, применяя прогрессивные методы, активизировать их деятельность с использованием различных стимулов и соединить воедино работу и человека, тогда можно получить совокупную производительность, превышающую вклад, сделанный индивидуальной рабочей силой. Его основная заслуга в том, что он:

разработал методологические основы нормирования труда;

стандартизировал рабочие операции;

внедрил в практику научные подходы подбора и расстановки кадров;

разработал методы стимулирования труда рабочих;

добился признания того, что работа и ответственность делятся между рабочими и менеджерами почти поровну.

Авторы теории "научного менеджмента" полагали, что используя наблюдения, замеры, логику и анализ, можно усовершенствовать многие операции ручного труда, добиваясь более эффективного их выполнения (анализ содержания работы и определение ее компонентов).

Учет человеческого фактора. Важным вкладом явилось систематическое использование стимулирования с целью заинтересованности работников в увеличении производительности труда и объемов производства. Предусматривалась также возможность необходимого отдыха и неизбежных перерывов в производстве. Это давало руководству возможность устанавливать нормы выработки и платить дополнительно тем, кто превышал установленный минимум.

Научное управление также выступало в защиту отделения управленческих функций обдумывания и планирования от физического выполнения работы. Тейлор и его современники признавали, что работа по управлению - это определенная специальность, и что организация выиграет, если каждая группа сотрудников сосредоточится на том, что она делает лучше всего. Раньше рабочие сами планировали свою работу.

Благодаря концепции научного менеджмента управление стало широко признаваться как самостоятельная область научных исследований. Впервые руководители, практики и ученые увидели, что методы и подходы, применяемые в науке и технике, могут быть эффективно использованы в практике реализации целей предприятия.

Можно выделить следующие рациональные методы Тейлора.

1. Расчленение производственных операций на составные элементы.

2. Управление — активный фактор производства.

3. Разделение труда непосредственно в сфере управления.

4. Выделение планирования в качестве особой функции управления.

5. Принцип принудительной централизации орудий труда, технологических процессов, а также условий и методов труда.

6. Введение карт-инструкций.

7. Введение высоких научно обоснованных норм.

8. Введение оплаты труда, стимулирующей рост выработки.

9. Строгое иерархическое подчинение.

10. Тесное сотрудничество администрации и рабочих.

 

А. Файоль и принципы классического менеджмента.

А. Файоль (1841—1925). Он является родоначальником теории общих принципов организации, или административной школы управления.

Им создана "теория администрации", которая явилась результатом обобщения его многолетних управленческих наблюдений. По мнению Файоля, управлять — значит вести предприятие к его цели, извлекая максимум возможностей из всех имеющихся в его распоряжении ресурсов. Он понимал администрирование как составную часть понятия "управление", включающего, кроме административной, производственную, коммерческую, финансовую, кредитную, учетно-бухгалтерскую функцию.

В самой административной функции Файоль выделил пять ее элементов: предвидение, планирование, организация, координация и контроль. В деятельности администрации Файоль выдвинул следующие принципы.

Принципы управления Анри Файоля

1. Разделение труда. 2. Власть и ответственность. 3. Дисциплина.4. Единоначалие. 5. Единство руководства. Каждая группа, действующая в направлении к одной цели, должна быть объединена одним планом и иметь одного руководителя. 6. Подчиненность личных интересов общим. Интересы одного работника или группы работников не должны ставиться выше интересов компании или организации большего масштаба. 7. Вознаграждение персонала. 8. Централизация.

9. Скалярная цепь. Это ряд лиц, стоящих на руководящих должностях начиная от лица, занимающего самое высокое положение в этой цепочке до руководителей низового звена

Порядок. 11. Справедливость. 12. Стабильность рабочего места для персонала.

13. Инициатива. 1 4. Корпоративный дух.

 

Основные принципы:

1. Соответствие людей структуре. Указывается, что сначала необходимо детально разработать структуру организации, а затем подбирать специалистов.

2. Создание специального и "генерального" штаба. Штаб, по его мнению, должен разрабатывать рекомендации для руководителя. "Генеральный" же штаб должен заниматься подготовкой и передачей приказов руководителя, контролем текущей работы и оказанием помощи руководителю в координации деятельности штабных специалистов.

3. Сопоставимость прав и ответственности. Руководителей следует наделять властью, равной ответственности.

4. Диапазон контроля — число лиц, непосредственно подчиняющихся руководителю.

5. Специализация. Выделяются три типа специализации управленческих работников: по признаку цели, операции, типу потребителя или географическому признаку.

6. Определенность. Для каждой должности в организации должны быть определены права, обязанности, ответственность, взаимоотношения и взаимосвязи с другими лицами.

Концепция управления человеческими ресурсами.

Управление персоналом - это комплексное, целенаправленное воздействие на коллектив и отдельных работников в целях создания оптимальных условий для творческого, инициативного, созидательного труда для достижения целей предприятия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 393; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.375 с.)