Классификация учебных материалов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификация учебных материалов



Аспекты рассмотрения средств обучения

§ Средства обучения (ДС) – компонент учебного процесса; отвечают на вопрос «что применять» в процессе обучения; связаны со всеми другими элементами учебного процесса

§ Связаны с содержанием как носители и трансляторы учебной информации (носители – фиксируют, а передатчики – транслируют)

§ Связаны с целями как механизмы и условия их достижения

§ Связаны с методами как инструменты деятельности педагога и учащихся для достижения целей (существует выражение «методов без средств не бывает», например..)

§ Связаны с этапами урока (оснащают виды деятельности педагога и учащихся на определенных этапах урока)

§ Средства обучения (ДС) – составная часть КМО дисциплины и материально-технического оснащения кабинета

Средства обучения– материальные объекты и предметы естественной природы (образцы песка как строительного материала), а также искусственно созданные человеком объекты и предметы, используемые в учебно-воспитательном процессе в качестве носителей учебной информации и инструментов деятельности педагога и учащихся для достижения поставленных дидактических, воспитательных и развивающих целей.

Функции средств обучения

1. Информационная (несут информацию, фиксируют, систематизируют, передают)

2. Познавательная ( формируют знания, способствуют созданию представлений)

3. Инструментальная ( оснащают деятельность преподавателя и учащихся на уроке)

Наглядная (облегчают восприятие зрительное слуховое, тактильное)

5. Вы полняют функцию условий обучения, функцию обучающей среды и базы (учебно-методической или материально-технической)

Методические приемы

Из выше логических регулятивов наиболее распространенными являются методические приемы. Многие методики обучения, разработанные силами самих педагогов, состоят из описания обобщенных приемов обучения, или методических приемов. Это не случайно. Методический прием тесно связан с рефлексией собственных действий педагога. В ходе рефлексии, действуя в идеальных моделях обучения, педагог дифференцирует репродуктивные и продуктивные действия, анализируя, мысленно объединяя действия, которые принесли ему наибольший успех на уроке. Таким образом, объективной основой появления новых приемов обучения являются конкретные действия педагога, давшие ему открытия на уроке. Очень часто методические приемы не имеют названия, но они персонифицируются. Опорные сигналы — суть методической системы В.Ф. Шаталова — в практике обучения просто называются приемами В.Ф. Шаталова. Прием комментированного упражнения, открытый и обоснованный С.Н. Лысенковой, долгое время ассоциировался с методической системой самого педагога и т.д.

Приемы обучения являются образцами для подражания и усваиваются путем показа или описания. На многочисленных открытых уроках, методических семинарах педагогов-новаторов, методических форумах демонстрируются приемы обучения. Проведение школ-семинаров показывает, что педагоги-новаторы через демонстрацию стремятся объективизировать свой методиче­ский опыт. Сотчи и тысячи педагогов через семинары школы педагогов-новаторов приобщаются к истокам методического творчества.

Среди всех методических приемов можно выделить наиболее сложные, обладающие определенной целостностью, включающие отбор, группировку комплекса операций. Мы называем такие приемы комплексными. К ним относим инструктаж на уроках производственного обучения и демонстрационный эксперимент на уроках теоретического обучения.

Принципы обучения

Другим видом логических регулятивов, имеющих рецептурный характер, являются принципы обучения. Принцип — распространенное в методиках обучения и предметных дидактиках средство регуляции. Популярность принципов обучения свидетельствует об их важности как форм регуляции. Опыт анализа теорий обучения показывает, что принцип обучения имеет двоякую природу и выполняет две разные функции. Первая группа принципов отражает объективные связи во взаимодействии преподавателя и обучаемого на различных этапах формирования знаний, умений и навыков. Методика профессионального обучения активно использует принципы системности знаний, межпредметных связей, преемственности в формировании понятий и профессиональной направленности обучения.

Вторая группа принципов включает в себя так называемые методические принципы, содержащие конструктивный аспект взаимодействия субъектов в обучении. Самое общее определение принципа обучения (без выражения его функциональных особенностей) представляет его как начало, исходное положение.

Под методическим принципом мы понимаем конкретизированное выражение специальных требований к деятельности преподавателя, детерминирующее конкретные методы работы учащихся на уроке по конкретному предмету.

Наиболее широко при изучении технических дисциплин используются чертежи, схемы, диаграммы, графики. Рассмотрим обучающее значение этих видов наглядного представления технического знания.

Выбирая чертеж в качестве средства наглядного отображения технического замысла, преподаватель заостряет внимание на дидактических функциях чертежа. Чертеж в обучении осуществляет декомпозицию отображаемого объекта.

Выбирая блок-схему в качестве средства отбора и представления содержания учебной информации, преподаватель выделяет основные функциональные части прибора, их назначение и взаимосвязь между ними. Этими характеристиками объектов часто пользуются для ознакомления учащихся с принципом работы устройства на начальном этапе формирования у них технических понятий и представлений.

приемы мнемотехники, или мнемонические приемы. Это системы различных приемов, облегчающих запоминание и увеличивающих объем изучаемого материала путем образования искусственных ассоциаций. Мнемотехника с большим трудом распространялась в практике обучения.

В методике профессионального обучения применяются следующие мнемонические приемы:

• аббревиатуры;

• обобщенные символические записи;

• выражение скрытой логики взаимосвязанных процессов через цепь причинно-следственных связей.

Представляя аббревиатуру как средство выражения определенного объема учебной информации, мы, во-первых, связываем начальные заглавные буквы с существующими обозначениями.

Другими средствами представления структур учебной ииинформации являются графы. Графы широко применялись в начале 80-х гг. в дидактических и методических исследованиях. Граф учебной информации представляет собой наглядное отражение структуры учебной информации. В вершине графа помещается понятие в виде окружности, ребра графа показывают связь данного понятия с определенным содержательным признаком. Классификация содержательных признаков размещается на рангах графа.

14. Учебно-материальная база теоретического и производственного обучения

Учебно-материальная база теоретического обучения в условиях НПО

Кабинет (К.у. - кабинет учебный) — помещение в профессиональном учебном заведении для проведения учебных и внеурочных занятий по определенному учебному предмету (или нескольким предметам). Согласно учебным планам и программам оснащается необходимыми учебными пособиями, мебелью и оборудованием. Для профессиональных учебных заведений разработаны и периодически обновляются типовые перечни учебно-наглядных пособий, тех­нических средств обучения и учебного оборудования для наиболее массовых и типовых К. Кабинетная система организации учебно-материальной базы профессионального образования стала широко распространяться с 60-х гг., хотя

К. общетехнических и специальных предметов создавались издавна в любом профессио­нальном учебном заведении. Каждый К.у. оснащается мебелью и приспособлениями для организации рабочих мест преподавателя и учащихся, для хранения и использования средств обучения (специализированные шкафы, монтируемые из секций различного назначения, стенды, демонстрационные столы и т.п.). Одним из требований к планировке К.у. является соответствие санитарно-гигиеническим нормам к освещению и обеспечение выполнения правил безопасно­сти, особенно в кабинетах, связанных с использованием электроэнергии, газа, химических реактиВов. Одной из важных проблем организации К.у. является размещение и использование технических средств обучения с учетом специфики предмета и фонда этих средств. При ограниченном количестве экранно-звуковых средств, компьютерных средств и других ТСО наиболее экономичным является создание в учебном заведении мобильного фонда ТСО путем создания кабинетов ТСО, компьютерных классов, лингафонных кабинетов, кабинетов программированного обучения. Особое внимание уделяется оформлению интерьера К.у. с точки зрения его функциональной направленности и удовлетворения требованиям эстетики.

Особенностью организации и функционирования кабинетной системы в профессиональных учебных заведениях является широкое привлечение учащихся к оснащению и техническому обслуживанию К.у. При К.у., прежде всего по общетехническим и специальным предметам, работают технические кружки, в которых учащиеся конструируют и изготовляют специальные наглядные пособия, стенды, учебные установки, макеты, модели, другие средства обучения, осваиваю применение компьютерной техники при изучении предмета. Этому во многом способствует наличие в учебных заведениях учебно-производственных мастерских с необходимым оборудованием. Кабинетная система занятий повышает эффективность учебно-воспитательной работы, способствует научной организации труда преподавателей и учащихся, создает возможность для реализации требований педагогики, эргономики, психологии, гигиены, техники безопасности, экономики и т.д.

Оценка эффективности использования кабинетной системы проводится в трех аспектах: эр­гономическом (выявляется степень приспособленности всех компонентов и условий К.у. к особенностям труда преподавателя и учащихся), психофизиологическом (оцениваются возможности К.у. для рационализации и оптимизации труда работающих и установления поло­жительной эмоциональной устойчивости), собственно педагогическом (определяется степень обученности и воспитанности учащихся).

Учебно-материальная база производственного обучения по профессии НПО

МАСТЕРСКАЯ УЧЕБНАЯ (учебно-производственная) — спец. помещение проф. учеб. заведения, оснащ-ое необходимым оборуд-ем, инструментами, приборами и др. оснасткой, предназ-ное для произвол, обуч.; струк-ное подразделение профессионального учебного заведения. В М.у. формир-ся профес. навыки и умения уч-ся в процессе выполнения, как правило, утилитарных учебно-производственных работ с примен. типичных для осваиваемой профессии (группы профессий) машин, механизмов, приборов, установок, инструментов, приспособлений; они приобретают навыки рациональной организации труда и рабочего места, приучаются к производственной культуре, рациональному использованию рабочего времени, соблюдению требований безопасности труда, санитарно-гигиенических и экологических требований, производственной и технологической дисциплины.

Роль и место обучения в М.у. в общем учеб. процессе опред-ся спецификой содержания труда по различным профессиям (группам профессий). Там, где в специально созданных условиях можно рационально сочетать решение учеб. и производств, задач (подготовка токарей, фрезеровщиков, сварщиков, портных и т.п.), учащиеся обучаются в М.у. до 60% времени, отводимого на ПО. При подготовке рабочих, специалистов по профессиям, связанным с об­служиванием, ремонтом, наладкой сложного, дорогостоящего, крупногабаритного произвол, оборуд-ния, кот-ым нецелесообразно оснащать М.у., учащиеся в них осваивают только общепрофес-ные труд, приемы и операции: общеслесарные, электромонтажные, строительные, отделочные и т.п., на что отводится 15—20% времени. Комплекс М.у. обычно встраивается в торец здания учебного корпуса со звукопоглощающими стенами и крытой галереей-переходом на уровне 1—2 этажей. Комплекс М.у. сооружают также и как автономное здание. Такое размещение имеет ряд преимуществ: неизбежно возникающий производственный шум не отвлекает уч-ся в учеб. кабинетах и лабораториях; пыль, копоть, газы не нарушают метеорологический климат учебного корпуса; дополнительные площади позволяют организовать вспомогательные службы и бытовые помещения. Осн. комплекса М.у. учеб. заведения яв-ся специализированные М.у. для ПО по опред. профессии (определенному виду работ). Как правило М.у. создаются на полную учеб. группу, т.е. на 25—30 рабочих мест. Каждая М.у. имеет свою изолир-ную от др. мастерских зону. Кроме специализ-ных М.у., в состав комплекса входят производственно-вспомогательные помещения и службы. Применительно к М.у., выпускающим сложную продукцию, они вкл.: производств, участок; инструм-но-раздаточную кладовую со складом инструментов; ОТК; рем. мастерскую; склад, помещение. Специализированные М.у. и производственно-вспомогательные службы размещ-ся по принципу прямоточности технологич. проц. изготовления многодетальной типичной продукции (заказов). В здании учеб. мастерских предусм-тся также санитарно-бытовые помещения и устр-ва.

Основой оснащения специализированной М.у. яв-ся оборуд-ние индивидуального пользования, располож-ное на раб. местах уч-ся. Кроме оборуд-ния индивидуального поль­зования, М.у. оснащаются оборуд-ем общ. пользования. Номенклатура и кол-во такого оборуд-ния зависят от специфики продукции М.у., профессий квалифицир-ных рабочих и спец-тов, осваиваемых в учеб. заведении, от наличия в нем вспомогательных служб и ряда др. факторов. Осн. назнач. такого оборуд-ния — обеспеч. полного и кач-го вып-ния пр-мы ПО. Оборуд-ние общ. пользования в М.у. располагается таким образом, чтобы около него была свободная площадь, и работа на нем одновременно нескольких уч-хся не мешала работе остальных. Оформление М.у. зависит от возможностей учебного заведения, инициативности мастера и актива группы, общего стиля оформления учебного заведения. При оформлении интерьера М.у. всегда соблюдается чувство меры. На стенах М.у. должно быть только то, что помогает эффективно проводить обучение.

Большое воспитательное значение имеет также состояние настенного оформления М.у. Примерный минимальный перечень настенного оформления М.у. включает стенды-плакаты: «Профессиональная характеристика», «Правила безопасности труда в учебной мастерской», «Правила противопожарной безопасности», «Правила поведения учащихся в учебной мас­терской», «Памятка учащемуся по организации труда и рабочего места», щит с образцами ти­пичных учебно-производственных работ; наиболее часто применяемые справочные таблицы; групповую стенную газету.

15. Понятие методов обучения.Словесные методы, методы закрепления и совершенствования знаний по предмету.

Общая характеристика, выбор и применение методов теоретического обучения

Метод — способ достижения к-л цели, решения конкретной задачи; совок-ть приемов или операций практич/теоретич.освоения действительности. Метод обучения - сист.поелед-ых, взаимосвяз-ых действий педагога и обучающихся, обеспечивающая усвоение содерж.образ-ия.

Под методическим приемом понимают элемент метода, составную его часть, шаг в реализации метода, педагогическое действие в определенных условиях.

Методы ТО подразд-ся по классификации Бабанского на Методы организации и осуществления учебно-познавательной и учебно-практической деятельности учащихся:

1) по источнику информации (словесные, наглядные, практич.), 2) по дидакт. задачам (М. приобрет. новых знаний, М, закрепл. знаний, М, сист-ции и обобщ. знаний, М, примен. знаний, М. формир. УН, М. творч. деят-ти, М, проверки и оценки ЗУ), 3) по этапам усвоения (М. Восприятия, м. осмысления, м. Запоминания, м. Сжатия информации; м. Воспроизведения, м. применения знаний на практике, м. Выполнения познавательных и практических действий), 4) по степени самост-ти и акт-ти (Объясн.-иллюстр-ные (информационные), репрод-ные, продуктивные (частично-поисковые, эвристические, проблемные, исслед-кие, акт. (ролевые, неролевые), 5) по видам учебной (познав, и практич.) деят-ти, по хар-ру предметного содержания, по логике познания (М работы с учебником, м. Работы с наглядными средствами обучения (разработки, применения средств), м. Проектирования, моделирования, конструирования, м. Составления, решения и применения учебных задач, м. Организации и выполнения лабораторно-практических работ, м. Проведения практикумов, м. Упражнений).

Выбор МО зависит от целей (перечня требований к студентам), от психол-ких особ-тей студ-тов, от степени их подготовл-сти, заинтерес-ти и акт-ти, от оснащенности уровня, от СО, от задачи, поставл-ой на этапе урока, от этапов усв-ния знаний, от вида деятельности, совершаемого на определенном этапе уровня, от характера применяемого предметного содержания, от педагогического мастерства преподавателя.

Сам. работа уч-ся, как метод, реал-ся в след.условиях: 1) на занятиях в ходе диалога, во время ответов на вопросы, при конепктировании, при выполнении индив.заданий; 2) при групповых формах орг-ции обуч. (выступление с рефератом, докладом, сообщ., при провед.дискуссии, в ходе оценки выступления др.людей); 3) при вып-нии д-з (при доработке конмпекта, при чтении учебника, при ведении записей, при вып-нии письменной д/р, при подг. Практич. зад ания).

К методам и средствам изучения теор. материала относятся: объяснение, доказательство, рассуждение, сравнительная характеристика, обобщающая характеристика.

Устное изложение уч.матер. (виды): - рассказ, объяснение, лекция, инструктаж; -рассуждение, характеристика, словесное описание; - доказательство. Обсуждение (виды): -беседа, семинар, коллоквиум, работа по микрогруппам; - собеседование. Демонстрация (виды): - личная демонстрация педагогом чего-либо; - показ с помощью специально подготовленных; -демонстрация средств наглядности (табл. и иллюстрация схем); - демонстрация кино, видео фильмов. Упражнения (виды): По хар-ру формируемых умений: физич.; спец-ные; комплексные. По спос. вып-ния: колл-ные; индивид. По назнач.: вводные; осн.; тренировочные.

М. работы с учеб. текстом: - подготовка сообщ.; - выдел, гл. в тексте; -словарный диктант; -выступл.с сообщ., докладом; - раб. с доп. лит-рой; - составление таблицы, схем, чертежей, рис­ков, иллюстраций; анализ понятия, факта, явления; конспект-ние. Конструкт-ные МО: -мет.проектир.содер.; - мет.струк учебный материал. М. развив-щего обуч.: метод проектов; м. диалектич. противоречий; м. направляющих текстов; м. инструктирования. М. акт, обуч.: Неролевые м.:1.Анализ конкрет.ситуаций; решение задач производ.характера по минигруппам; выраб-ка плана меропр-ий, напр-ных на вып-ние задач. 2.Имитац. упраж. (созд-ие проблемн.ситуации; выраб-ка вар-тов реш-ия проблем; предст. вар-тов в письм. виде; анализ реш-я, их обсужд.; оценка кач-ва реш-ия в баллах; анализ ошибок в реш-ях; выраб-ка общ. оптим-го реш-ия); 3.Тренаж: использ-ние тренажеров, имит-щих раб.место; Ролевые м.: 1)Деловая игра (роли, их исполнители; наличие общ. цели; разраб-ка инстр-ций по вып-нию ролей); 2) Разыгрывание ролей (исполнение ролей студентами); 3) Игровое проектир-ние - разр-ка вар-тов реш-ия проект.конструкт.задач.

Общая характеристика, выбор и применение методов производственного обучения.

К МПО относят: - показ приемов трудовых действий, цель м.- создание в сознании уч-ся точного и четкого зрительного образа труд, действий, с к-ми они сравнивают свои действия в процессе упражнений по отработке соотв-щих приемов и способов работы; - упражнения — яв-ся осн. м. ПО. Под упр. понимают многократные повторения опред-ых действий в целях их сознательного совершенствования. Система упр-ий предполагает взаимосвязь, иерархию их учебных целей; отработка правильности выполнения изучаемых трудовых действий, их точности, достижение опред.скорости в работе, формирование профессиональной самостоятельности, творческое отношение к труду.

2 подхода к класс-ции упражнений: 1-й — по дидактич. цели (упр-ия в формировании навыков, упр-ия в форм-ии первонач. умений, уп-ия в форм-ии сложных умений); 2-й - по содержанию (упр-ия в выполнении трудовых приемов, операций, процессов, упр-ия в управлении технологическими процессами). Достижение новых целей - важнейший признак упражнений. Самост. работа- деят-сть уч-ся носит самост-ный (независимый) хар-р.

Упр-ия на тренажерах - проводяться до тех пор, пока действия уч-ся не станут достаточно обоснованными, точными и уверенными.

Самост. наблюд. уч-ся - использ-ся в осн. на предпр-ях. Набл. проводятся уч-ся самост., но под присмотром мастера. Письменное инструкт-ние - использ-ся инструкц-ные (при изучении учеб. оп-ций, т.е. правила, ср-ва, способы вып-ия, контроля), технологич. (при выполнении работ комплексного хар-ра, т.е. режимы, технич.треб-ия, ср-ва вып-ия уч.-произв. работ) карты и учеб. алгоритмы, т.е. четкие правила вып-ния работ в различ. типич. ситуациях (обслуж-ние, наладка, диагностика, регулировка оборуд.).

Инструктаж: - комплексный метод производственного обучения. Функции инструктажа: 1}Разъяснение цели и задач предстоящей производственной деятельности; 2)Актуализация теоретических знаний, служащих основой формирования профессиональных умений; 3)Анализ конструкции механизмов, применяемых в ходе практических действий; 4)Объяснение структуры действий и движений, необходимых для выполнения учебно-производственного задания; 5)Объяснение последовательности выполнения приемов и операций; 6)Объяснение правил техники безопасности и правильно организации рабочего места; 7)Управление практической деятельностью учащихся.

Класс-ция инструктажей: 1.По этапам проведения урока ПО {вводный — цель - подготовка учащихся к предстоящей учебно-производственной деятельности, текущий — цель — контроль за правильностью выполнения учебно-производственных работ., заключительный - цель -подведение итогов выполнения УПР, оценка выполнения учащимися УПР); 2. По отношению к уч-ся (индивид., фронт., групповой); 3. По форме предъявления (устный и письменный). Проведение вводного инструктажа

«Активные» методы ПО: -решение произ.-технич. задач (расчеты режимов обработки, наладки, регулировки; разработка монтажных схем; конструирование приспосблений; разработка технологии выполнения учено-производственных работ); - принятие решений в различных производственных ситуациях (в реальных условиях); - обучение учащихся передовым высокопроизводительным приемам и способам работы (личный показ и пояснения мастера, беседа с высококвалиф-ыми рабочими, самост. наблюдения учащихся за работой специалистов, использ. инструктажа).

Выбор МО зависит: - от целей (перечня требований к студентам).- от психологических особенностей студентов, от степени их подготовленности, заинтересованности и активности.- от оснащенности уровня, от состояния УМИ по теме, средств обучения.- от задачи, поставленной на этапе урока.- от этапов усвоения знаний.- от вида деятельности, совершаемого на определенном этапе уровня.- от характера применяемого предметного содержания.- от педагогического мастерства преподавателя.

Метод беседы

В основе этого метода лежит диалогическая речь.

Беседа - это такой метод, когда мастер задает вопросы обуча­ющимся и, анализируя их ответы, подводит учеников к усвоению новых знаний и понятий или к повторению и закреплению ранее изученного.

Данный метод требует от педагога более тщательной подготов­ки, импровизации. Беседа должна отличаться от опроса большей ак­тивностью всех обучающихся. Максимальная эффективность будет достигнута при соблюдении следующих педагогических условий:

1. мастеру необходимо знать, какой информацией владеют у­чащиеся, каков их жизненный опыт;

2. вопросы при беседе должны быть четкими, конкретными и не
требующими продолжительного ответа;

3. очень важно расположить обучающихся к участию в беседе,
они должны быть раскрепощены;

4. мастер должен обобщать ответы и переходить от одного вопроса к другому, используя стимулирующие приемы (одобрение);

 

16. Практические, проблемные, исследовательские методы обучения.

Если словесные и наглядные методы ориентируют обучающих­ся на выполнение тех или иных действий, то практические методы должны формировать у обучающихся умения и навыки.

Под упражнениями следует понимать многократное целенап­равленное выполнение действий с целью формирования профессио­нальных умений и навыков.

Педагогика

Педагогика как наука. Развитие педагогики. Предмет, объект и задачи педагогики.

Свое название педагогика получила от греч. слова «пайдогогос» («пайд» - дитя, «гогос» -веду), которое означает «детоводство» или «дитяведение». В Др. Греции педагогами первонач. назывались рабы, которые сопровождали детей своего господина в школу. Позже педагоги - это уже вольнонаемные люди, которые занимались наставлением, воспитанием и обучением детей. На Руси (XII в) первые учителя получили название «мастера», которые у себя или на дому учащихся обучали детей чтению, письму, молитвам.

Педагогика — это педагогическая наука Наиболее общим образом науку определяют как сферу человеческой деятельности, в которой происходит выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности. Важно то, что наука не сводится к знаниям. Это не просто система знаний, как иногда утверждают, а именно деятельность, работа, имеющая целью получение знаний. Научная деятельность — особый тип знания, именуемый научным знанием. В науке следует видеть особую отрасль духовного производства — производство научного знания. Принято различать объект и предмет науки. Объект — это область действительности, которую исследует данная наука, предмет — способ видения объекта с позиций этой науки.

По мнению В.В.Краевского, педагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, имеющая свой объект (О) и предмет (П) изучения.

А.С.Макаренко — ученый и практик, в 1922 г. сформулировал мысль о специфике объекта педагогической науки. О. исследования научной педагогики является "педагогический факт (явление)". Педагогика изучает целенаправленную деятельность по развитию и формированию его личности. Поэтому О. педагогики выступают те явления действительности, которые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. П. педагогикиэто образование как реальный целостный педагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-воспитательных учреждениях). Педагогика в этом случае представляет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенденции и перспективы развития педагогического процесса (образования) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенствования деятельности педагога (педагогическая деятельность) и различных видов деятельности учащихся, а также стратегий и способов их взаимодействия (Сласт.). Основными категориями педагогики являются: воспитание (целенаправленное создание условий - материальных, дух-ых, организац-ых для развития человека), обучение (передача и усвоение ЗУМ) и образование (целенаправленные процесс обучения и воспитания).

Функции педагогики: Теоретическая функция педагогики реализуется на трех уровнях: описательном или объяснительном — изучение передового и новаторского педагогического опыта; диагностическом — выявление состояния педагогических явлений, успешности или эффективности деятельности педагога и учащихся; прогностическом — экспериментальные исследования педагогической действительности и построение на их основе моделей преобразования этой действительности.

Технологическая функция педагогики предлагает также три уровня реализации: проективный, связанный с разработкой соответствующих методических материалов (уч. планов, программ, учебников и уч. пособий, пед. реком-ций); преобразовательный, направленный на внедр. достижений пед. науки в образовательную практику с целью ее совершенствования и реконструкции; рефлексивный и корректировочный, предполагающий оценку влияния результатов научных исследований на практику обучения и воспитания и последующую коррекцию во взаимодействии научной теории и практической деятельности.

Задачи пед. науки: Вскрытие закономерностей (связей между преднамеренно созданными или объективно существующими условиями и достигнутыми результатами); изучение и обобщение практики, опыта пед. деят-ти; разработка новых МО, СО, ФО, систем обучения, воспитания, управления образ, структурами; прогнозирование образования на ближайшее будущее; внедрение рез-тов исслед. в практику.

2. Образование как целостный процесс обучения и воспитания

Образование — это специально организованный и управляемый процесс передачи общественного опыта от одного поколения к другому с целью развития личности и, как результат, формирования ее готовности к жизнедеятельности в обществе. Данное определение имеет несколько положений. Первое — это специально организованный и управляемый процесс, а значит, целенаправленный, второе — это процесс с целью развития личности и третье — это процесс формирования определенного уровня готовности к жизнедеятельности в обществе как качества личности.

Под образованием также понимается специально организованная образовательная система по передаче и приему опыта поколений, предназначенная для развития человека и формирования его готовности к жизнедеятельности в обществе.

В Законе РФ «Об образовании» под образованием понимается целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства. В этом случае воспитание и обучение относятся к целостному образовательному процессу, т.е. процессу, в ходе которого происходит непосредственное взаимодействие педагога и ученика. В данном случае воспитание определяется как процесс непосредственного взаимодействия педагога и ученика по передаче и освоению социальных и духовных отношений и формированию личностных качеств. В образовательном процессе также осуществляется и обучение, т.е. процесс непосредственного взаимодействия педагога и ученика по передаче и освоению знаний, умений и способов творческой деятельности. Под педагогической системой нужно понимать множество взаимосвязанных структурных компонентов, объединенных единой образовательной целью развития личности и функционирующих в целостном педагогическом процессе. Образование как система представляет собой развивающуюся сеть учреждений разного типа и уровня.

Педагогический процесс — это движение от целей образования к его результатам путем обеспечения единства обучения и воспитания.

Содержание образования черпается и пополняется из наследия культуры и науки, а также из жизни и практики человека, то образование является социокультурным феноменом и выполняет следующие социокультурные функции.

1. Образованиеэто один из оптимальных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры. 2. Образование есть практика социализации человека и преемственности поко­лений. 3. Образование является механизмом формирования общественной и духовной жизни человека и отраслью массового духовного производства. 4. Образование — процесс трансляции культурно-оформленных образцов человеческой деятельности. 5. Образование способствует развитию региональных систем и сохранению национальных традиций. 6. Образование является тем социальным институтом, через который передаются и воплощаются базовые культурные ценности и цели развития общества. 7. Образование выступает в качестве активного ускорителя культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Итак, образование как социальное явлениеэто относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение определенными знаниями (прежде всего научными), идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития

Ведущими тенденциями современного образования как движущие силы его развития: являются; Глобализация (распространение действий определ. фактора), гуманизация (процесс, направленный на развитие личности как субъекта творч. труда, познания и общения), гуманитаризация (знать свой язык, культуру и историю, готовность решать главные соц.проблемы, свободно общаться с людьми разных нац., любых профессий и спец-тей, владеть ин.яз. быть экон.и юрид.грамотным члк), дифференциация (ориентац. на достижения уч-ся/студ.; раздел, уч.дисципл. на обяз. и по выбору, раздел, уч.завед. и др.), станд-зация (оиентац.на ГОС), фундаментализация (взаимосвязь теор.и практич.подготовки к соврем.жизнедят-ти), информатизация (использ. ВТ и ИТ) и др.

3. Содержание образования

Образование представляет собой триединый процесс, характеризующийся такими его сторонами, как усвоение опыта, воспитание качеств поведения, физическое и умственное развитие. Содержание образования - совок, систематиз-ых ЗУН, взглядов и убеждений, а также определнныи уровень развития познават-ых сил и практич-ой подготовки, достигнутый в рез-те учебно-воспит-ой работы (Пед. словарь).

Под содерж. образ понимают сист. научных знаний, практич. умений и навыков, а также мировоззренческих идей, которыми необходимо овладеть учащимся в процессе обучения.

Теории формирования содерж.образ.: материальная - осн.цель образ, состоит в передаче учимся как можно большего объема знаний и з различных областей науки (Коменский); ф ормальная - обучение только как средство развития способностей и познавательных интересов учащихся. Гл. критерий при отборе уч.предметов должна служить развивающая ценность учебного предмета. Перенос знаний и умений, приобретаемых в одной области деят-ти, в др.(Песталоцци). Ушинский Конст.Дмит. утвердил идею обеспечения единства матер, и формальн. подходов к отбору содерж. Школа, по его мнению, должна обогащать человека знаниями и в то же время приучать его пользоваться этим богатством;

Детерминанты содержания образования: Цель современного образованияразвитие тех свойств личности, которые нужны ей и обществу для включения в социально ценную деятельность. Знания, умения и навыки необходимы для применения в жизни усваиваемой культуры. Человек — система динамическая, становящаяся личностью и проявляющаяся в этом качестве в процессе взаимодействия с окружающей средой. Динамика личности как процесс ее становления представляет собой изменение во времени свойств и качеств субъекта, которое и составляет онтогенетическое развитие человека. Осуществляется оно в процессе деятельности.

Принципы и критерии отбора содержания общего образования (В.В.Краевский)



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-28; просмотров: 1077; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.1.239 (0.051 с.)