Занятие 3. Основные принципы международного права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Занятие 3. Основные принципы международного права.



План проведения занятия:

1. Опрос на знание основных принципов международного права.

2. Решение задач.

Основные вопросы:

1. Где зафиксированы основные принципы международного права?

2. Какова юридическая сила основных принципов международного права?

3. Перечислите основные принципы международного права.

4. Раскройте содержание принципа запрета применения и угрозы применения силы.

5. Что понимается под преступлением агрессии?

6. В чём состоит значение решений, принятых на Кампальской конференции по пересмотру Римского статута Международного уголовного суда?

7. В чём заключается концепция «ответственность защищать» (responsibility to protect, R2P)?

8. Что понимается под концепцией «гуманитарной интервенции»? Какова её правомерность в свете международного права?

 

Задачи:

1. Дайте юридическую оценку с позиции действия принципа неприменения силы и угрозы силой:

¾ вторжению сил НАТО в Афганистан (2001-),

¾ операции коалиции государств в Ираке (2003-),

¾ Южно-осетинской войне (2008),

¾ Конфликт в Ливии (2011).

 

2. Каково содержание принципа самоопределения наций и народов? Признаёт ли международное право право на сецессию?

Указания к выполнению различных видов работ:

Для эффективной подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется:

1) изучить теоретический материал темы, основываясь на лекциях и презентациях преподавателя, основных учебниках и учебных пособиях;

2) проработать правовые источники:

1. Устав ООН 1945 г.

2. Резолюция Генеральной Аccамблеи ООН «О принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН» 1970 г.

3. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Определение агрессии» 1974 г.

4. Римский статут Международного уголовного суда 1998 г.

5. Резолюция, принятая Конференцией по обзору Римского статута 11 июня 2010 г. RC/Res.6 “Преступление агрессии”, http://www.icc-cpi.int/iccdocs/asp_docs/Resolutions/RC-Res.6-RUS.pdf

6. Резолюция Совета Безопасности 1674 (2006), http://www.un.org/russian/documen/scresol/res2006/res1674.htm

3) Изучить пункты 138 и 139 Итогового документа Всемирного саммита 2005 г., http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/outcome2005_ch4.shtml#t6, а также Report of the International Commission on Intervention and State Sovereignty “The Responsibility to Protect”, 2001, http://www.iciss.ca/pdf/Commission-Report.pdf

4) проанализировать дополнительную литературу:

1. Абашидзе А.Х. Международно-правовые проблемы вмешательства//МЖМП. 2006. №1 (61) С.360-374.

2. Курс международного права: в 7 т. Т. 2. Основные принципы международного права. М., 1989.

3. Малеев Ю.Н. Реабилитация адекватного и пропорционального применения силы //МЖМП. 2004. №3 (55) С 31-48.

4. Моисеев А.А. Критика концепции относительного государственного суверенитета //МЖМП. 2007. №3 (67). C.16-33.

5. Черниченко С.В. Принцип самоопределения народов (современная интерпретация) // МЖМП. 1996. №4. С. 9-21.

 

Занятие 4. Право международных договоров.

План проведения занятия:

1. Повторение стадий заключения международных договоров.

2. Опрос на знание специальной терминологии.

3. Решение задач.

 

Основные вопросы:

1. Что понимается под международным договором?

2. Кто может быть стороной международного договора?

3. Каковы стадии заключения международных договоров?

4. Какие существуют формы выражения государством согласия на обязательность международных договоров?

5. Перечислите основания для преращения действия международного договора.

6. В каких случаях международный договор может быть признан недействительным?

Задачи:

1. В 2000 г. во время правления президента Б. Клинтона США подписали Римский статут Международного уголовного суда, однако 6 мая 2002 года республиканская администрация отозвала подпись, официально известив Генерального секретаря ООН об отсутствии у США намерения становиться стороной договора. Правомерно ли такое действие в свете права международных договоров?

Указания к выполнению различных видов работ:

Для эффективной подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется:

1) изучить теоретический материал темы, основываясь на лекциях и презентациях преподавателя, основных учебниках и учебных пособиях;

2) проработать правовые источники:

1. Венская конвенция о праве международных договоров 1969 г. // Действующее международное право. Т.1. С. 343-406.

2. Венская конвенция о праве договоров между государствами и международными организациями или международными организациями 1986 г. / / Действующее международное право. Т.1. С. 372-408.

3. Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «0 международных договорах Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 29. Ст. 2757.

3) проанализировать дополнительную литературу:

4. Колосов Ю.М. Два измерения института ратификации //МЖМП. 2004. №1 (53) С.143-147.

5. Комментарий к Федеральному закону «О международных договорах Российской Федерации». М., 1996.

6. Лукашук И.И. Современное право международных договоров. Т. 1, 2. М., 2004.

7. Лукашук И.И. Форма международных договоров. Учебно-практическое пособие. М., 2001.

8. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Действие и применение договоров. М., 1985.

9. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Договоры с участием международных организаций. М., 1989.

10. Талалаев А.Н. Право международных договоров. Общие вопросы. М., 1980.

11. Титова Т.А Оговорки к международным договорам о правах человека на примере Конвенции о правах ребенка // Московский журнал международного права. 2003. № 23.

12. Тиунов О.И. Выполнение международных договоров в Российской Федерации. М.: Норма, 2012.

Занятие 5. Международные организации и конференции.

План проведения занятия:

1. Решение тестов.

2. Обсуждение правильных ответов на тесты.

3. Презентации международных организаций.

Основные вопросы:

1. Понятие и классификация международных организаций.

2. Международная правосубъектность международных организаций.

3. Учредительные документы международных организаций.

4. Членство в международных организациях.

5. Органы международных организаций: принципы формирования, компетенция, порядок принятия и юридическая сила принимаемых решений.

6. Организация Объединенных Наций (ООН).

7. Совет Европы.

8. Содружество независимых государств.

9. Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе.

10. Европейский союз.

11. НАТО.

 

Задание: подготовить доклады-презентации на следующие темы:

1. Реформа Совета Безопасности ООН.

2. Миротворческие операции ООН на современной карте мира.

3. ОДКБ.

4. ЕврАзЭс.

5. ШОС.

 

Указания к выполнению различных видов работ:

Для эффективной подготовки к практическим занятиям студентам рекомендуется:

1) изучить теоретический материал темы, основываясь на лекциях и презентациях преподавателя, основных учебниках и учебных пособиях;

2) проработать правовые источники:

1. Устав Организации Объединенных Наций 1945 г. // Действующее международное право. Т. 1. С. 7-33.

2. Статут Международного Суда ООН 1945 г. // Действующее международное право. Т.1. С. 797-810.

3. Конвенция о привилегиях и иммунитетах Организации Объединенных Наций 1946 г. // Действующее международное право. Т.1. С. 615-619.

4. Конвенция о привилегиях и иммунитетах специализированных учреждений 1947 г. // Действующее международное право. Т.1. С. 620-631.

5. Устав Совета Европы 1949 г. // СЗ РФ от 24 марта 1997 г. № 12. Ст. 1390.

6. Устав Содружества Независимых государств 1993 г. // Бюллетень международных договоров. 1994. № 1.

7. Североатлантический пакт 1949 г. // Действующее международное право. Т.2. С. 293-296.

8. Договор о Европейском Союзе 1992 г. // Действующее международное право. Т.1.

3) проанализировать дополнительную литературу.

 

Занятие 6. Ответственность в международном праве.

План проведения занятия:

Решение задач.

Основные вопросы:

1. Понятие международной ответственности.

2. Субъекты международной ответственности.

3. Основания международной ответственности.

4. Источники права международной ответственности. Работа Комиссии ООН по международному праву.

5. Виды и формы международной ответственности.

6. Международная ответственность государств.

7. Международная ответственность международных организаций.

8. Международная ответственность индивидов.

9. Порядок призвания к международной ответственности. Контрмеры, реторсии, репрессалии.

10. Основания, исключающие противоправность деяний.

 

Задачи:

Задача 1.

Рано утром 19 мая 2000 г. на территории Посольства Латвийской республики был сожжен автомобиль, облитый горючим веществом неустановленными лицами из-за ограды. МИД России выступил с осуждением этого акта вандализма. Послу Латвии высказано сожаление в связи с случившимся. Российские компетентные власти ведут расследование инцидента. Может ли Латвия привлечь Россию к международной ответственности? Если да, то за какие нарушения?

 

Задача 2.

Дело о гидроузле «Габчиково-Надьмарош» — Gabcikovo-Nadymaros Project (Hungary v. Slovakia). ICJ Judgment // ICJ Rep. 1997. P. 3-152.

Проект Габчиково-Надьмарош разрабатывался совместно Венгрией и Чехословакией начиная с 60-х гг. с целью рационального использования потенциальных гидротехнических возможностей Дуная в отрезке общей протяженностью 200 км между Братиславой, столицей Словакии, и Будапештом, столицей Венгрии. Проект, получивший договорное закрепление в 1977 г., давно вынашивался в рамках Совета Экономической Взаимопомощи и рассматривался как инструмент углубления экономического сотрудничества двух социалистических стран.

Проект как единая неделимая система гидротехнических сооружений состоял из двух подпроектов, которые должны были выполняться Словакией и Венгрией. В соответствии с Договором 1977 г. все основные сооружения проекта (плотина Дунакилити, обводной канал и система шлюзов в Габчиково и Надьмароше) должны были находиться в совместной собственности обоих государств и управляться ими как единое хозяйство.

Отметим, что данный проект был экономически выгоден прежде всего Чехословакии. Венгрия же, соглашаясь на данный проект, больше руководствовалась перспективой развития экономической интеграции двух братских социалистических стран. К началу 1989 г. строительство комплекса гидротехнических сооружений, предусмотренных подпроектом Надьмарош, за исполнение которого отвечала Венгрия, фактически только начиналось, а работы по реализации подпроекта Габчиково уже близились к завершению: плотина Дунакилити была построена на 90%, обводной канал и водохранилище — примерно на 80, а гидроэлектростанция Габчиково — на 85%.

Постепенное самоустранение Венгрии от выполнения условий договора привело к тому, что в ноябре 1991 г Чехословакия в одностороннем порядке приступила к осуществлению того единственного варианта, который не требовал участия Венгрии. Этот проект, названный «Вариант С», предусматривал строительство новой плотины, нового водохранилища и других вспомогательных сооружений в городке Чуново, расположенном в 10 км от Дунакилити вверх по течению Дуная, на участке, где река не является пограничной и протекает только по территории Словакии.

19 мая 1992 г. Венгрия аннулировала в одностороннем порядке Договор 1977 г., а Чехословакия, считая Договор 1977 г. действующим, завершила строительство дамбы Чуново и ввела ее в строй, в результате чего примерно 80—90% дунайской воды оказалось направленной в канал. 31 декабря 1992 г. Чехословакия разделилась на два самостоятельных государства: Чехию и Словакию. 7 апреля 1993 г. Венгрия и Словакия подписали соглашение о передаче спора между ними в Международный Суд.

Перед Судом, в частности, были поставлены следующие вопросы:

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 210; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.137.218 (0.037 с.)