Гомеостатические теории личности с ориентацией на конфликт 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Гомеостатические теории личности с ориентацией на конфликт



Человек всю жизнь безуспешно борется с внутренним конфликтом, пытаясь вернуться к безмятежному существованию, но нет. Психоаналитическая теория Фрейда – человек изначально испорчен -> конфликт. Если конфликт исчезнет, не будет и динамики личности.

Гомеостатические теории личности с ориентацией на согласие

Человек нейтрален. Такие теории рассматривают личность как систему, моделирующую изменяющийся окружающий мир с целью адаптации. Бихевиоризм и когнетивный подход.

Гетеростатические теории личности с ориентацией на конфликт

Конфликтные и кризисные ситуации необходимы для развития. У человека неадаптивное (бескорыстное) поведение. Модель самореализации гуманистической психологии и деятельностный подход. Исход развития личности – только его ответственность.

5.. Гетеростатические теории личности с ориентацией на согласие

Оптимистичный взгляд на природу человека и жизненный путь личности. Человек не сам, есть одна сила, которая заставляет его развиваться и совершенствоваться.

Физическая / социальная / интрапсихическая среда

Физическая среда – внешняя среда, предметы

Социальная – социум

В интрапсихической среде воспроизводится и преобразуется экстрапсихическая, то есть система реальных, открытых для объективного наблюдения сенсомоторных действий. К этому следует присоединить и то, что общение организма с предметами внешней, физической среды Сеченов отграничил от присущего человеку социального общения, эффектом которого является индивидуализация субъекта, приобретение им собственного "Я". По образу людей (матери или няньки), регулировавших своими командами ("голосами") его действия в первую пору жизни, ребенок создает представления о самом себе как внутреннем центре, откуда теперь исходят собственные команды, автором которых является он сам.

Биологическая парадигма в психологии личности

Объяснить эволюционные, генетические, психофизиологические предпосылки личностных особенностей

Социально-культурная парадигма в психологии личности

Объяснить как личность влияет и какое влияние оказывает на личность социальный и культурный контекст, личность рассматривается как порождение культуры

Диспозициональная парадигма в психологии личности

Объяснить индивидуально-психологические особенности личности и их становление и развитие в онтогенезе

язык свойств личности

говорит на языке поведения человека и на языке статистики

понять, что есть устойчивые свойства личности

все ли одинаковы или различны?

через что правильно описать личность?

как составить универсальную систему свойств личности

как описывать индивидуально-психологические особенности?

Интрапсихическая парадигма в психологии личности

Объяснить глубинные мотивационные тенденции и динамические внутрипсихические процессы

парадигмы учений, мотивов, сил, контакта взаимодействия

приблизительно то, что внутри нас – отдельный населенный чем-то мир

Когнитивная и феноменологическая парадигмы в психологии личности

Объяснять, как люди субъективно переживают окружающий мир и как перерабатывают информацию о нем, проблема, феноменологии

как я вижу, что происходит, в каком мире я живу

как люди познают мир и себя в этом мире

структуры, эмоции в этом мире, как происходит восприятие информации

принятие, решение, выбор

Адаптационная парадигма в психологии личности

О бъяснить как люди справляются или не справляются с множеством адаптационных проблем

человек – деятель, решающий задачи, которые ставит сам человек (среда)

адаптация / дезадаптация к стрессу, к экстремальным ситуациям

К терминам 13-17

Фрейд предложил свою оригинальную теорию развития психики ребенка, которая, несмотря на свой почтенный возраст, и сегодня не потеряла актуальности, а потому заслуживает внимания со стороны родителей.

С точки зрения психоанализа, в основе развития психики лежит сексуальность. Прежде чем стать взрослой, зрелой сексуальностью в том понимании, к которому мы привыкли, она проходит несколько стадий догенитального развития. Это означает, что в разные отрезки времени центром психосексуального переживания ребенка являются не гениталии, как у взрослых, а другие объекты.

Каждая стадия отвечает за формирование определенных черт личности человека. Как именно они проявят себя в будущем, напрямую зависит благополучного или неблагополучного течения той или иной стадии развития. Успех прохождения каждого этапа в свою очередь связан с поведением родителей по отношению к ребенку. Если в определенный период развития наблюдаются какие-либо отклонения и проблемы, может произойти "застревание", иначе говоря – фиксация.

 

Оральная стадия / характер

От рождения до полутора лет, главный орган – рот, малыш познает окр. мир. Малыш воспринимает себя и маму как единое целое, а материнскую грудь - как продолжение себя самого. В этот период ребенок находится в состоянии аутоэротизма, когда сексуальная энергия направлена на самого себя. Материнская грудь приносит младенцу не только наслаждение и удовольствие, но и чувство безопасности, уверенности и защищенности, телесный контакт важен.

Строгость воспитания сейчас сыграет с вами и с ребенком злую шутку. Фрейд выделил два крайних типа материнского поведения:

* излишняя строгость матери, игнорирование потребностей ребенка;

* чрезмерная гиперопека со стороны матери, когда она готова предугадать любое желание ребенка и удовлетворить его раньше, чем он сам его осознает.

Обе эти модели поведения ведут к формированию у ребенка орально-пассивного типа личности. В результате появляется чувство зависимости, неуверенности в себе. В будущем такой человек постоянно будет ожидать от окружающих "материнского" отношения, испытывать потребность в одобрении, поддержке. Человек орально-пассивного типа часто очень доверчив, зависим.

Готовность откликнуться на плач младенца, продолжительное грудное вскармливание, тактильный контакт, совместный сон, напротив, способствуют формированию таких качеств, как уверенность в себе, решительность.

Во втором полугодии первого года жизни наступает орально-садистическая стадия развития. Она связана с появлением у ребенка зубов. Теперь к сосанию добавляется укус, появляется агрессивный характер действия, которым ребенок может реагировать на долгое отсутствие матери или отсрочку удовлетворения его желаний. лишком раннее, внезапное, грубое отлучение от груди, пустышки, бутылочки вызывают фиксацию на оральной стадии развития, которая впоследствии проявит себя в привычке грызть ногти, обкусывать губы, мусолить во рту кончик ручки, постоянно жевать жвачку. Пристрастие к курению, чрезмерная болтливость, патологическая боязнь остаться голодным, желание плотно поесть или выпить в минуты особой тревоги и беспокойства тоже являются проявлениями фиксации на оральной стадии.

Такие люди часто обладают депрессивным характером, для них характерно чувство нехватки, потери чего-то самого главного.

Анальная стадия / характер

Анальная стадия развития наступает примерно в полтора года и продолжается до трех лет, орган – попа, приучение к горшку, ребенок чувствует свою самостоятельность, когда сам решает, когда идти на горшок.

Фрейд обращает особое внимание на то, как именно родители приучают ребенка к горшку. Если они чересчур строго и настойчиво следят за соблюдением новых правил, или начали сажать кроху на горшок слишком рано (способность полностью контролировать анальные мышцы формируется только к 2,5 -3 годам), к тому же ругают и наказывают ребенка, когда тот отказывается сходить в туалет, стыдят малыша за промахи, тогда у малыша формируется один их двух типов характера:

1. анально-выталкивающий. У ребенка может возникнуть ощущение, что только сходив на горшок, можно получить любовь и одобрение родителей;

2. анально-удерживающий. Действия родителей могут вызвать протест со стороны ребенка, отсюда проблема запоров.

Людям первого типа свойственны такие черты, как склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность. Они считают трату денег обязательным условием проявления любви.

Для представителей анально-удерживающего типа характерны скупость, жадность, бережливость, усидчивость, пунктуальность, упрямство. Они не выносят беспорядка и неопределенности. Часто склонны к мезофобии (боязни загрязнения) и патологическому стремлению к чистоте.

В ситуации, когда родители ведут себя более корректно и хвалят малыша за успехи, а к неудачам относятся снисходительно, результат будет иным. Ребенок, чувствуя поддержку со стороны семьи, приучается к самоконтролю, формирует позитивную самооценку. В будущем такого человека отличает щедрость, великодушие, желание делать подарки близким. Существует мнение, что правильный тип поведения родителей способствует развитию у ребенка творческих способностей



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 440; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.153.38 (0.009 с.)