Стратегический контроллинг и эффективность стратегического 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегический контроллинг и эффективность стратегического



Менеджмента

 

Сущность стратегической эффективности

 

Сущность стратегической эффективности раскрывается в следующем тезисе: в современном бизнесе ошибки в корпоративной стратегии неизбежно приводят к поражению в конкурентной борьбе и ослаблению позиций организации на соответствующем рынке: при этом стратегические ошибки исправить даже самыми эффективными приемами тактического менеджмента нельзя в принципе.

Другими словами, в отличие от тактической эффективности организации, которая показывает эффективность ее текущей деятельности, т.е. результативность задействованных организацией ресурсов (например, рентабельность по прибыли за прошедший период), стратегическая эффективность связана с существенными качественными измерениями: сдача или завоевание значимой рыночной позиции, потеря или приобретение сильного конкретного преимущества и т.п., включая небывалый взлет или, наоборот, быструю смерть организации.

В связи с вышеизложенным, весьма актуальной становится проблема разработки правильной стратегии и обеспечения стратегического менеджмента эффективностью. В решении этой проблемы важную роль играет рефлексия (reflexio – обращение назад) – принцип человеческого мышления, направляющий его на осмысление и осознание собственных форм и предпосылок.

Научная рефлексия – критика и анализ теоретического значения, проводимые на основе применения и уяснения тех методов и приемов, которые свойственны данной области научного исследования. Поэтому рефлексия выступает и как источник нового знания о своем предмете.

Цель рефлексии как элемента стратегического управления – новое знание о том, как разрабатывать правильную корпоративную стратегию и как сделать стратегический менеджмент эффективным в целом. В данном контексте основные задачи стратегической рефлексии заключаются в следующем:

1) логическое завершение данной корпоративной стратегии;

2) конструктивные предложения по совершенствованию системы и конкретного механизма разработки следующей корпоративной стратегии;

3) конструктивные предложения по контроллингу и коррекции функциональных частных стратегий, развитию всей профессиональной цикличной деятельности, связанной с разработкой и реализацией корпоративной стратегии.

Первую рефлексию разработанной стратегии рекомендуется провести после получения первой редакции стратегии. По существу такая стратегическая рефлексия должна представлять собой анализ и системную оценку по следующим трем позициям.

1. Оценка полученного результата по так называемым критериям стратегичности.

2. Оценка обеспечения технологии разработки стратегии информацией, т.е. оценка сети потоков, поставляющих в организацию необходимую входящую информацию, после внутренней обработки которой и формируется корпоративная стратегия. Данная оценка касается полноты, качества и своевременности поступления информации.

3. Оценка самой технологии обработки внутри организации как входящей, так и собственной информации. Оценка по этой позиции должна проводиться в двух главных аспектах:

– во-первых, с точки зрения эффективности всей системы и каждого из основных процессов цикла стратегической деятельности;

процесса разработки базового варианта общей стратегии;

управленческого процесса, обеспечивающего реализацию стратегии;

процесса стратегического контроллинга;

процесса обратной связи и коррекции общей стратегии;

– во-вторых, с точки зрения эффективности деятельности обработчиков информации как в разрезе отдельных подразделений, так и персонально каждого специалиста.

Критерии стратегичности и эффективности могут быть сформированы в виде семи ключевых вопросов.

1. Получена ли действительно стратегия?

По данному критерию в документе «корпоративная стратегия» должны содержаться:

– четкое определение миссии организации, описание ее дерева целей и стратегических целевых приоритетов, а также краткое изложение обоснованного целеполагания и установления приоритетов;

– перечень основных мероприятий, из которых состоит корпоративная стратегия организации как долгосрочная программа конкретных действий;

– тщательная оценка всех возможных для организации альтернативных вариантов развития.

2. Как данная стратегия использует возможности, предоставленные рынком? Оценку новых возможностей дают в двух аспектах:

– что хочет делать организация по системе своих приоритетов;

– что реально может и должна сделать организация в данный стратегический период.

3. Соответствует ли стратегия организации ее реальным ресурсным возможностям?

4. Предусматривает ли стратегия достаточную мотивацию и стимулы для персонала организации?

5. Является ли выбранная стратегия достаточно уникальной?

Стратегия должна наглядно представлять, чем конкретно данная организация отличается от своих главных и основных конкурентов.

6. Приемлем ли выбранный по данной стратегии уровень риска?

7. Можно ли на данной стадии реализации стратегии оценить ее эффективность?

Последний вопрос является главным на этапе реализации стратегии.

Ответом не него должны быть адекватная оценка эффективности функционирования организации по показателям дохода, прибыли, темпам роста продаж, занимаемым позициям на конкретных рынках и т.д., а также оценка «правильности» бизнеса организации в целом.

Творческая профессиональная деятельность по осмыслению вышеперечисленных критериев, а также методов и способов нахождения соответствующих конструктивных решений в основном и представляет собой стратегическую рефлексию, которая нацелена на создание в организации эффективного стратегического менеджмента.

Для практического осуществления стратегической рефлаксии используются самые разнообразные формы работы: индивидуальные и групповые отчеты, тематические семинары, «мозговые штурмы» и т.д.

По мере накопления опыта практической деятельности в сфере стратегического менеджмента и, прежде всего, в сфере разработки и реализации корпоративной стратегии, сама стратегия должна содержательно и качественно усиливаться в следующих аспектах:

1) методика блочного построения стратегии, т.е. разработка высококачественных блоков в различных подразделениях организации, эффективная «сборка» их этих блоков качественной общей стратегии;

2) уникальность стратегии как методика создания конкретных и присущих только данной организации конкурентных преимуществ;

3) методика наработки конструктивных рекомендаций по усилению как частных конкурентных преимуществ, так и интегрального конкурентного преимущества в целом по соответствующим продуктам и бизнесам;

4) общая методика профессиональной системной деятельности по разработке, утверждению, запуску, контролю реализации и коррекции общей стратегии.

 

Стратегический контроллинг

 

Стратегический контроллинг – это подсистема стратегического менеджмента, которая координирует функции стратегического анализа, целеполагания, планирования и коррекции стратегии; контролирует функционирование всей системы в целом, а также задает, развивает и контролирует подсистему стратегического информационного обеспечения.

К основным функциям стратегического контроллинга относятся:

1) контроль процесса реализации общей стратегии;

2) становление и развитие системы информационного обеспечения стратегического управления;

3) мониторинг системы стратегических индикаторов – показателей, в том числе отдельно по внешней и внутренней среде;

4) первичный поэлементный и интегральный стратегический анализ;

5) первичная фиксация критических стратегических позиций организации;

6) участие в подстановке стратегических целей;

7) участие во вторичном стратегическом анализе и стратегической рефлексии;

8) координация всех этапов стратегического управления как процесса в целом всех элементов стратегического менеджмента.

Вышеперечисленные функции контроллинга могут распределяться в организационной структуре организации по-разному. Чаще всего стратегический контроллинг представляет собой подсистему общей системы контроллинга организации.

Для случая, когда общая система контроллинга включает только стратегическую и тактическую подсистему, основные различия между двумя видами контроллинга приведены в таблице 32.

 

Таблица 32 Характеристики стратегического и тактического контроллинга

Показатели Стратегический контроллинг Тактический контроллинг
Среда Внешняя и внутренняя Внутренняя
Вид управления Стратегический Тактический - оперативный
Цели Поддержание стратегического потенциала Обеспечение тактической -оперативной прибыльности и ликвидности
Задачи 1.Определение критических внешних и внутренних стратегических позиций 2.Контроль основных индикаторов в соответствии со стратегическими целями. 3.Контроль выполнения стратегических решений. 4.Участие в постановке стратегических целей. 5.Участие в разработке стратегий. 6.Анализ стратегической эффективности. 7.Стратегичекая рефлексия. 1.Контроль тактических показателей. 2.Контроль текущего и оперативного планирования. 3.сравнение плановых и фактических показателей тактического управления. 4.Контроль выполнения текущих планов по отклонениям. 5.Определение узких мест тактического управления. 6.Создание и развитие системы информационного обеспечения тактического управления.

 

Как видно из таблицы 32, принципиальное отличие стратегического контроллинга от тактического (оперативного) заключается в том, что тактический контроллинг в основном оценивает правильности отдельных функций и работ, отслеживает текущую деятельность организации по фактическим значениям конкретных показателей. Стратегический же контроллинг в первую очередь оценивает ход реализации общей стратегии, возможность и целесообразность дальнейшего следования заданной стратегии, принципиальную достижимость посредством данной стратегии основных стратегических целей и миссии организации.

В организации с хорошо поставленным стратегическим управлением функции стратегического контроллинга оптимально распределены по различным ее подразделениям.

Основные функции и задачи стратегического контроллинга, для выполнения которых требуется постоянная профессиональная деятельность, решаются и осуществляются в специализированном подразделении стратегического развития. При этом главным стратегическим контролером всегда является первый менеджер организации и высший коллегиальный орган управления организации, представляющий интересы ее собственника.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 357; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.225.11.98 (0.014 с.)