Яцкин И. В. Кабальное холопство // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. – М., 1996. – Т. 2. – С. 417-418. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Яцкин И. В. Кабальное холопство // Отечественная история. История России с древнейших времен до 1917 г. Энциклопедия. – М., 1996. – Т. 2. – С. 417-418.



 

 

КАБАЛЬНОЕ ХОЛОПСТВО, вид лич­ной, ненаследственной зависимости, оформлявшейся в виде договора («слу­жилая кабала»). Возникло на рубеже 15-16 вв. в процессе эволюции холоп­ства. Появлению К. х. предшествовало выделение двух групп в среде холопов:

1) «страдные», или пашенные, холопы;

2) «слуги» (посольские, конюхи, ключ­ники, псари и т. п.). Сущность К. х. заключалась в том, что вольный чело­век, получивший в долг определенную сумму денег, поступал в зависимость к своему кредитору и обязывался служить ему, отрабатывая проценты с долга до пога­шения. Как правило, должник не имел средств, чтобы выплатить взятую по кабале сумму денег и оставался пожиз­ненно (или до смерти своего господина) в составе дворовой челяди. Термин «ка­бальный человек» впервые встречается в тексте духовной грамоты кн. вологод­ского Андрея Васильевича Меньшого (1479). Однако кабальные отношения не были закреплены в Судебнике 1497.

В 16 в. служилая кабала записывалась в спец. кабальные книги. Копии с запи­сей о кабале и пошлинные сборы отп­равлялись в Москву в Казённый приказ. В книгах фиксировались полный текст служилой кабалы, опрос закабаляемых на предмет добровольного или прину­дит. закабаления, выяснение их преж­ней деятельности и описание внеш. примет закабаляемых. Положение кабальных холопов регулировалось Судебником 1550. Посвящённая этому вопросу ст. 78 лишь в общих чертах проводила идею служилого К. х. Долж­ник, взявший в долг определ. сумму денег (но не более 15 рублей), обязы­вался до её уплаты жить у своего креди­тора и работать на него вместо уплаты процентов.

Рязанские записи 16 в. о кабале показывают, что в 4 из 9 случаев кабальный человек, прежде служивший др. лицу, освобождался от него, внеся долг.

Тот факт, что ст. 78 запрещала брать кабалу на «полного», «докладно­го» и «старинного» холопов, а также то, что кабальный человек ни разу не наз­ван холопом, давало основания Б. Д. Грекову, В. И. Сергеевичу, Н. П. Павлову-Сильванскому не считать кабальных людей собственно холопами вплоть до 1597. Сергеевич, указывая на явную связь зависимости по служилой кабале с зависимостью при простом процентном займе, утверждал, что вся зависимость кабального человека вытекает лишь из невозможности вовремя заплатить долг.

Однако большинство исследователей считает кабальных людей Судебника 1550 холопами, опираясь на мат-лы духовных грамот, где кабальные люди составляли один из разрядов холопства. Если ст. 78 Судебника 1550 устанавли­вала условия службы за уплату процен­тов, то ст. 82 запрещала кредитору заставлять должника работать на себя. Большинство исследователей рассма­тривало это кажущееся противоречие как результат целенаправленной поли­тики пр-ва, стремившегося предотвра­тить распространение отношений, близ­ких к свободному найму работника, и одновременно понимавшего необходи­мость переноса центра тяжести с труда «полных» холопов на кабальных людей.

К. х. регулировалось указами, выходив­шими в 1550-97 и обобщёнными в Уло­жении 1597, по к-рому кабальный холоп не мог освободиться досрочно, выпла­тив весь свой долг, и вынужден был работать на хозяина до смерти послед­него (или до своей смерти), после чего становился вольным человеком.

Тем самым запрещался переход кабального холопа по наследству. Прерывалась связь К. х. с ростовой кабалой, при явном предпочтении кабале служилой. Этому же способствовали и требование обязат. регистрации всех крепостных док-тов и обязат. перевода их в форму служилой кабалы.

В Уложении 1597 также сделаны значит. уступки холоповладельцам: разрешён перевод кабаль­ных холопов в холопы «полные» и «до­кладные»; дано право обязательно каба­лить вольных людей, работавших за прокорм, обувь и платье после 6-месяч­ного пребывания в боярском дворе, т. е. было узаконено превращение наймитов Судебника 1550 в холопов по служилой кабале.

Таким образом, выявлялась важная тенден­ция рос. законодательства 16 в. - пере­вод всех категорий холопов в К. х. Использование чужого труда по служи­лой кабале становилось доступнее, чем покупка «полного» холопа. Эксплуата­ция «полного» холопа была такой же, как и эксплуатация кабального, но по смерти владельца кабальный холоп выходил из его двора и мог «перекаба­литься» к др. хозяину, что было крайне важно для военно-служилого сословия в целом. На холопий рынок ежегодно поступал значит. контингент быв. кабальных холопов, спрос на к-рых воз­растал. Служилый человек, получивший в оклад т. н. земельную дачу, мог удер­жать её за собой при условии выставле­ния со своей земельной площади опре­дел. кол-ва воинов, и далеко не каждый мог позволить себе приобретение наследств, холопа.

Уложение 1597 уста­новило социальные категории, к-рым разрешалось иметь кабальных холопов; к таким категориям относились князья, бояре, думные и приказные люди, дети боярские и др. служилые люди, гости и торг. люди.

Важнейшим этапом в эволюции К. х. стало Соборное уложение 1649, гл. 20 к-рого полностью посвящена холопьему праву. К сер. 17 в. кабальным холопом мог стать всякий вольный человек, отпущенный на волю холоп и бывший кабальный холоп, получившие отпуск­ные после смерти своих господ. Запре­щалось составлять служилую кабалу на детей боярских (за редким исключением - ст. 1-3), на своих крестьян и их детей, на чужих крестьян из числа най­митов, а также на беглых крестьян, бобылей и их детей, занесённых в пис­цовые и переписные книги.

Соборное уложение 1649 детализировало процесс оформления служилой кабалы, к-рая полностью обособлялась от кабалы заёмной. Кабала писалась площадными подьячими и скреплялась в Холопьем приказе. Хозяин приводил человека в Холопий приказ, где его расспрашивали на предмет прежней службы и состо­яния в тягле и т. п. Если оказывалось, что закон не запрещал данному чело­веку переход в К. х., его служилая кабала фиксировалась в кабальной записной книге, где отмечались его внеш. вид и особые приметы. Ст. 7 пре­дусматривала оформление только К. х., исключая прежние устаревшие формы (полное, докладное, старинное холоп­ство). Сохранялось и требование реги­страции всех крепостных док-тов. При­сутствие человека, на к-рого составля­лась служилая кабала, было обязатель­ным во избежание «воровской заочной подставы». Лицу, ставшему кабальным холопом, выплачивалось жалованье (ст. 78), к-рое строго определялось в раз­мере 3 рублей. Вместе с тем Соборное уложение 1649 оценивало работу муж­чины в счёт погашения долга по заём­ной кабале в размере 5 рублей в год (ст. 40). Сравнение этих двух ставок пока­зывает, что жалованье утратило всякий реальный смысл, а служилая кабала пол­ностью обособилась от заёмной, при­обретя крепостнич. характер. Теперь кабальный холоп вместе со своей женой был прикреплён к хозяину до смерти последнего, т. е. К. х. было ненаслед­ственным, а служилая кабала стала исключительно уговором о службе. Соборное уложение 1649 накладывало и ограничивало самозакабаление возрас­том в 15 лет, а также запрещало К. х. детей, рождённых до оформления роди­телям кабалы; рождение же в К. х. не делало младенца холопом, но, прожив много лет при дворе господ, дети зака­балённых родителей автоматически подпадали под категорию доброволь­ных холопов, на к-рых холоповладелец имел право оформить служилую кабалу при достижении ими 15-летнего воз­раста даже вопреки их воле.

Это каса­лось и детей, рождённых до похолопления, но вписанных вместе с родителями в служилую кабалу (ст. 106). Кабальный холоп мог быть отпущен на свободу и ранее смерти хозяина с предоставле­нием ему отпускной грамоты. Если после смерти холоповладельца род­ственники последнего отказывались дать таковую, то это делал Холопий приказ, побудив владельцев дать отпускную быв. кабальному холопу. Не имея средств к существованию, освобо­дившийся человек был вынужден посту­пать на службу к новому хозяину, предо­ставив отпускную. По Соборному уло­жению 1649 владеть кабальными людьми могли только духовные земле­владельцы. При вступлении в брак сохранялся старинный принцип похолопления: «по рабе холоп и по холопе раба» (ст. 31, 85). Соборное уложение 1649 стало важным этапом на пути превращения холопов и зависимых кре­стьян в единую категорию «крепо­стные» (см. Крепостное право).

И с т о ч н.: Рос. законодательство Х-XX вв., т. 1-4, М., 1984-86; М а н ь к о в А. Г., Уложение 1649 г. - кодекс феод. права Рос­сии, Л., 1980.

Лит.: Сергеевич В. И., Рус. юрид. древности, т. 1, СПБ, 1890; Яковлев А., Холопство и холопы в Моск. гос-ве XVII в., т, 1, М.-Л., 1943; Г р е к о в Б. Д., Крестьяне на Руси с древнейших времен до XVII в., кн. 2, М., 1954; 3 и м и н А. А., Холопы на Руси, М., 1973; П а н е я х В. М., Холопство в XVI - нач. XVII вв.. Л., 1975; его же, Холопство в 1-й пол. XVII в., Л., 1984; Ключевский В. О., Терминология рус. истории, Соч., т. 6, М., 1989; его же. История сословий в Рос­сии, там же.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-26; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.162.247 (0.007 с.)